России предстоит за пять лет внедрить 85 тыс. промышленных роботов, хотя предприятия этому или сопротивляются, опасаясь финансовых рисков, или не умеют составлять ТЗ. Чтобы обсудить, как выходить из положения, в Иннополис приехали несколько федеральных министров и главы крупнейших компаний. О том, как замруководителя администрации президента РФ Максим Орешкин оценил опережающую динамику Иннополиса, министр промышленности и торговли России Антон Алиханов размышлял над вариантами финансирования завода микроэлектроники в Татарстане, а гендиректор челнинского автогиганта Сергей Когогин поделился опытом поездки на беспилотном «КАМАЗе» с грузом Wildberries, — в материале «БИЗНЕС Online».
Беспрецедентным по насыщенности выдался в этом году международный форум DID x AI IN
Центр компетенций по робототехнике — поддержать, индустрию субсидировать на 130 миллиардов
Беспрецедентным по насыщенности выдался в этом году международный форум DID x AI IN. Заместитель руководителя администрации президента РФ Максим Орешкин, министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков и топ-менеджеры крупнейших российских корпораций приехали в Иннополис обсудить нацпроект по цифровизации в его робототехнической части. Не хватало, пожалуй, только главы минцифры РФ Максута Шадаева, но тот приезжал в IT-город на прошлой неделе и в Татарстане был второй раз за сентябрь. А раис РТ Рустам Минниханов, встретив гостей в аэропорту (благо режим закрытого неба с утра продлился недолго), в Иннополис не приехал, отправив вместо себя премьер-министра Алексея Песошина.
Основная часть переговоров велась — предсказуемо — в закрытом режиме, но и пленарная сессия оказалась крайне содержательной. «Во Владивостоке недавно форум был — я там сел на такси, проехал. Все об этом услышали, губернатор об этом услышал. Здесь садишься в такси — поговорить не с кем! Коллеги из „Яндекса“ сказали, что курьеров в Иннополисе нет, все роверы, — шутил Орешкин, напомнив, как таксист, который вез его на ВЭФ, рассказал все о местном губернаторе и его семье. — С коллегами из „Яндекса“ поговорили. Обещали, если источники энергии найдут, поставить „Яндекс.Алису“, хотя бы с ней поговорить. Хотя вряд ли она что-то про главу республики расскажет».
Основная часть переговоров велась — предсказуемо — в закрытом режиме, но и пленарная сессия оказалась крайне содержательной
А если серьезно, то роботизация для замглавы АП РФ — это вопрос экономики. «При активном росте зарплат в экономике — а он будет продолжаться — автоматизация с каждой следующей итерацией будет становиться все выгоднее и выгоднее», — прогнозировал Орешкин, подчеркивая, что власти уже приняли большой пакет поддержки производителей роботов и тех, кто внедряет. Теперь задача — «эту машинку раскрутить» до прямого эффекта.
- Сварка — 31%.
- Упаковка — 25%.
- Загрузка деталей в станок — 14%.
- Андроидные роботы-помощники — 17%.
- Другое — 13%.
Более конкретные задачи обрисовал министр промышленности и торговли РФ Алиханов. Он сообщил, что мировой темп прироста уровня роботизации — 5–6%, а президент России поставил задачу войти в топ-25 стран. «Мы должны примерно в 7 раз вырасти к 2030 году. У нас сейчас 19 промышленных роботов на 10 тысяч работающих сотрудников. Значит, надо внедрить 85 тысяч роботов на наших предприятиях до 2030-го», — говорил он.
В чем сложность? Министр выделяет следующие проблемы. Первая — стремление большинства руководителей решать проблему старыми методами, то есть наймом людей. Отсюда дискуссии относительно миграционного притока, гонка зарплат. Вторая — отсутствие достаточного количества опыта у компаний-интеграторов по перестройке действующего предприятия. Встраивать в предприятия робототехнические ячейки или перепроектировать действующие заводы под гибкие системы — это сложный, дорогостоящий и не всегда очевидный с точки зрения экономики для акционеров путь. Третья сложная тема — САПР: как и на каких программных комплексах все разрабатывать. Наконец, есть очень серьезные сложности с цепочками поставок компонентов и комплектующих. «Перед нами стоит задача полностью локализовать производство, все критические узлы должны производиться в нашей стране. В противном случае мы рискуем поставить под угрозу реализацию федерального проекта», — предупредил Алиханов.
Здесь садишься в такси — поговорить не с кем! Коллеги из «Яндекса» сказали, что курьеров в Иннополисе нет, все роверы, — шутил Орешкин, напомнив, как таксист, который вез его на ВЭФ, рассказал все о местном губернаторе и его семье
Но есть и хорошие новости. В Иннополис федеральный министр привез план действий, на чем власти будут концентрировать внимание. «Коллеги предлагают чуть ли не два десятка различных мер поддержки, но мы будем делать их более универсальными, потому что управлять таким количеством инструментов будет сложно и не очень удобно с точки зрения бюджетного процесса», — сообщил Алиханов. Поэтому с учетом серьезной китайской конкуренции ставка будет на поощрение спросовых механизмов. «Мы заявляем почти 130 миллиардов на 6 лет — компенсации и скидки на приобретение робототехники», — анонсировал он. Кроме того, планируются программы льготного лизинга, льготное кредитование закупок роботов, специнвестконтракты, отдельный лимит в фонде промышленности и субсидии по оборотным кредитам. Спикер к тому же подчеркнул, что все роботы в вузах и колледжах должны быть отечественными, чтобы студенты к ним привыкали сразу.
Позже, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», Алиханов сообщил, что потребители впечатлены как размером финансирования, так и разнообразием форм поддержки. «Мы, правда, их немножко сузили, потому что боимся, что такой широкий набор может несколько дезориентировать. Обсуждали с Максимом Станиславовичем [Орешкиным] — он нам дал поручение провести „агрессивный маркетинг“ национального проекта, чтобы, с одной стороны производители знали, что они могут продавать, а потребители понимали, что практически первые два года действия программы робот будет им доставаться почти бесплатно, — рассказал он. — Это большая возможность и большой вызов, потому что потребует кратного увеличения объемов производства. Скорее всего, потребует и слияний, поглощений, укрупнения игроков. От начального этапа, на котором они находятся, нужно будет резко переходить к выходу в космос».
«Коллеги из Татарстана заявили, и я думаю, что здесь, в Иннополисе, будет правильно поддержать этот проект одним из первых — региональные центры робототехники. Они будут консолидировать спрос, помогать интеграторам, заниматься аудитом действующих предприятий и предлагать проектные решения по внедрению роботов», — заключил Алиханов.
Ранее стало известно, что на субсидирование создания и развития центров промышленной робототехники Университетом Иннополис в бюджете России на 2025−2027 годы заложено 7,2 млрд рублей. Соответствующая информация указана в приложении к законопроекту федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026-го и 2027-го. Так, согласно приложению «Перечень расходов из федерального бюджета, предоставляемых некоммерческим организациям, включая СО НКО на очередной финансовый год и плановый период», сумма субсидий для Университета Иннополис в 2025 году составит 1,85 млрд рублей, в 2026-м — 2,52 млрд, а в 2027-м — 2,9 млрд рублей.
Сергей Когогин: «Я в июле сел за руль автономного грузовика, перевозящего груз Wildberries. Автоматизация там третьего уровня. И сам испытал, что такое быть за рулем автономного грузовика. К третьему часу пути — 400 километров проехал — мне стало скучно и захотелось спать»
«Автоматизированное производство — очень большой риск»: мнение бизнеса
На сессии выступали и представители бизнеса, на практике столкнувшиеся со всеми плюсами, минусами и подводными камнями роботизации. Кирилл Липа, гендиректор «Трансмашхолдинга», подчеркнул, что роботизировать имеет смысл только стабильные процессы.
«Робот не бывает стахановцем, он не даст вам никаких трудовых рекордов, и его нельзя уволить. Вы получаете стабильный производственный процесс за стабильные финансы. Если спрос падает — компания автоматически банкротится, потому что амортизационные отчисления сохраняются, процентная нагрузка на капитал сохраняется. Компания, которая полностью автоматизировала свое производство, берет на себя очень большой финансовый риск, и никаких гибких механизмов хеджирования этих рисков в условиях нестабильных контрактов не существует», — предупредил он.
Более разносторонним опытом поделился гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. «Я в июле сел за руль автономного грузовика, перевозящего груз Wildberries. Автоматизация там третьего уровня. И сам испытал, что такое быть за рулем автономного грузовика. К третьему часу пути — 400 километров проехал — мне стало скучно и захотелось спать. Благо машина хорошо реагирует на твое состояние. Если ты начинаешь засыпать, подсказывает, что нужно остановиться и отдохнуть», — вспомнил он. Впрочем, это не имеет прямого отношения к делу.
Важнее, что на базовых заводах в Челнах (там у КАМАЗа 55% сотрудников, остальные — на площадках в других регионах) уровень роботизации — 60 на 10 тысяч работающих. И все роботы — или немецкие Kuka, или итальянские. Когогин подчеркивает, что автоматизировать новые производства на порядок проще, чем действующие. «Мы сталкиваемся с огромными проблемами: персонал не хочет работать на автоматизированных производствах. Не хватает знаний, тяжело обучаемые управленцы среднего звена. Как всегда, руки не доходят у руководства сверху», — объяснил он. Другое дело — новый завод каркасов и кабин: там 117 роботов на 223 человека, то есть 5 850 роботов на 10 тыс. работающих. «Текучка близка к нулю, люди не уходят, хотя я бы не сказал, что там какая-то сверхъестественная зарплата, — признал гендиректор КАМАЗа. — И за пять лет работы ни одной кабины не отошло в брак».
Из других кейсов — раньше топливные баки везли из Европы, теперь четыре робота и 10 операторов выдают 35 тыс. таких баков в год. И практика будет развиваться. Сейчас компания нацелилась на развитие российского игрока — это «Эйдос Робототехника».
Роман Шайхутдинов напомнил, что Университет Иннополис за 10 лет реализовал более 200 проектов в области автоматизации и промышленной робототехники, проанализировав примерно все проблемы, с которыми сталкивались предприятия
А где брать людей для роботов?
В свою очередь, министр Фальков выстроил свое выступление на двух тезисах. Во-первых, решение проблемы кадрового дефицита зависит не только от вуза, но и от работодателя: можно подготовить блестящего выпускника, но он никогда не пойдет на производство, если у него нет интереса. Во-вторых, надо понять, чему учить и как учить, если скорость технологических изменений настолько колоссальная, что любые образовательные программы устаревают в момент появления.
«Современный университет должен уметь готовить и под современный формат индустрии, и под то, чего еще нет, — заявил он. — Больше половины профессий в горизонте от 2030 года и выше мы еще не осознаем, а сегодняшние кардинально перестраиваются по ходу того, как мы учим». Фальков убежден: если не трансформировать высшее образование, развития не произойдет, нужно менять все на уровне стандартов и дисциплин. Одна проблема: в мире нет ответа, каким должно быть инженерно-техническое образование XXI века.
Для этого минобрнауки работает с передовыми инженерными школами, вузами и предприятиями. Выявилась одна уязвимость: многие вузы не умеют работать на рынке допобразования, а важно быстро переобучать специалистов и быстро встраивать их в технологические цепочки.
Вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов напомнил, что Университет Иннополис за 10 лет реализовал более 200 проектов в области автоматизации и промышленной робототехники, проанализировав примерно все проблемы, с которыми сталкивались предприятия. Он подчеркнул: крайне важно, чтобы потребители умели писать ТЗ и формулировать свои задачи. Если автогиганты еще могут друг у друга подсмотреть принципы роботизации, то есть огромное количество производств, где это нереально и каждому из них нужен отдельный проект. Кроме того, Шайхутдинов предложил ввести два регуляторных блока — сертификацию образовательных программ, чтобы производитель, потребитель, исследователь находились «в одной пищевой цепи».
«Когда начинался проект Иннополиса, он не быстро шел, трудно шел. Но прозорливый взгляд в будущее, в том числе руководства республики, смог предсказать, какая здесь будет динамика. Все, чем занимается Иннополис, — это опережающая динамика относительно всей экономики: и в IT-сфере, и по роботам, и сейчас очень активно будет развиваться производственный кластер. Все это вместе двигается вперед. Поэтому направлений много, сфер много. У Иннополиса, который как раз попал в нужную нишу, очень большие перспективы», — позже оценит проект всего IT-города Орешкин. В свою очередь, Алиханов подчеркнет, что РТ с точки зрения промышленности — один из регионов-лидеров в нашей стране. «Та динамика, которую показывает Татарстан, всех впечатляет, мы все на нее ориентируемся», — заявил глава минпромторга РФ.
Алиханов рассчитывает, что схема с государственно-частным партнерством позволит дополнительно гарантировать сбыт
«Завод микроэлектроники? Говорить да однозначно не буду, но проект нужный»
Есть в Татарстане и еще один сверхамбициозный проект, который пока находится в подвешенном состоянии — это завод микроэлектроники. Может ли он рассчитывать на господдержку? «Давайте я говорить да однозначно, окончательно не буду, — заявил Алиханов, отвечая на вопрос „БИЗНЕС Online“. — Мы сегодня обсудили различные варианты софинансирования. Недавно приняли поправки в закон о ГЧП. Этот закон, скорее всего, будет еще дорабатываться. Но сейчас мы с коллегами будем прорабатывать в том числе вариант участия капитальным грантом или дополнительным финансированием за счет иностранных потенциальных партнеров. Проект точно нужен нашей стране. Но нам нужно будет посмотреть, как он сопрягается, не создать излишней конкуренции с другими проектами».
Алиханов рассчитывает, что схема с государственно-частным партнерством позволит дополнительно гарантировать сбыт. «А мы со своей стороны, может быть, пойдем через систему специнвестконтрактов, чтобы обеспечить их обязательства по освоению определенного типа, ряда и гарантированного сбыта внутри страны», — добавил он.
Напомним, о планах по строительству в Татарстане завода по производству чипов из кремния рассказывал министр цифрового развития РТ Айрат Хайруллин. «Мы ориентируемся на техпроцесс в 55 нанометров — это чипы для электромобилей, бытовой техники, аудиотехники, устройств умных домов, мониторов, освещения и так далее. Для этого создано акционерное общество, которое занимается разработкой бизнес-плана и определением конкретных заказчиков, аналитикой внутреннего и внешнего спроса», — говорил он, имея в виду зарегистрированное в Иннополисе АО «Волга», которое возглавил его бывший заместитель Рустам Хидиятуллин.
«Сейчас уникальное время для промышленности, обрабатывающей промышленности в нашей стране. Это означает, что любой проект, который готов показать конкретный результат, будет этой экономикой востребован и будет максимально поддержан правительством и министерством промышленности», — добавил замглавы администрации президента РФ.
Прокомментировал Орешкин по просьбе «БИЗНЕС Online» и ситуацию с трансграничными платежами в условиях санкций. «Есть традиционная платформа — западная банковская финансовая система. Но по мере включения ограничений и санкций все приводит к тому, что появляются новые решения — более удобные, более современные. Все становится постепенно нормальным и даже более качественным, чем было до. Можно сделать то же самое, но не на основе старых технологий, бумажных и так далее. Есть блокчейн, цифровые технологии… Вы же видите, несмотря на то что вводятся санкции, все равно платежи идут тем или иным способом», — сказал он, подчеркнув, что санкции — это то, что стимулирует движение вперед.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.