«Очень напряженный бюджет. В каком плане? Очень большой объем [налогов] сейчас пойдет из регионов в сторону федерального бюджета в связи с изменением законодательства, а плательщики — одни и те же лица», — замечал сегодня в беседе с «БИЗНЕС Online» министр финансов Татарстана Радик Гайзатуллин. Госсовет республики сегодня завершил обсуждение проекта бюджета РТ на 2025 год. Впереди — рассмотрение на сессии парламента, которая запланирована на 9 октября. Параллельно идет работа с федералами по поводу выделения средств на татарстанские проекты. О том, насколько успешно и как депутаты и минфин переживали за бизнес, которому придется непросто, — в нашем материале.
Сегодня предварительное рассмотрение бюджета республики завершало заседание комитета ГС РТ по бюджету, налогу и финансам
Татарстан подготовил проект бюджета и бьется за федеральные деньги
«Напряженный», «снижение от нефтяников», «особые, тяжелейшие условия» — в таких эпитетах Госсовет Татарстана на этой неделе рассматривал проект бюджета республики на 2025-й и плановый период 2026–2027 годов. Условия для республиканской казны, возможно, действительно окажутся непростыми, но, если честно признаться, так и непонятно, чем принципиально следующий год будет отличаться от нынешнего, в котором предприятия успешно работают, налоги платятся, десятки миллиардов, а то и сотни тратятся на дороги и разные пафосные госстройки. В общем, на словах кризис есть. А за окном — полный праздник жизни…
Да, есть некое падение налога на прибыль из-за ограничений по добыче нефти вкупе с налоговой реформой, но всегда есть какие-то новации. В начале недели были раскрыты параметры федерального бюджета, и во внушительной пояснительной записке Татарстан упомянут только в контексте Университета Иннополис. Прямых выделений средств на другие проекты в РТ, предварительно, не предусмотрено, хотя некоторые другие регионы фигурируют. Значит, республику ждет серьезная борьба за федеральные средства по госпрограммам и нацпроектам. Но это также обычная практика.
Сегодня предварительное рассмотрение бюджета республики завершало заседание ключевого комитета ГС РТ по бюджету, налогам и финансам. Дальше — рассмотрение на сессии парламента, которая запланирована на 9 октября. При обсуждении проекта было много вопросов, указал сегодня глава комитета Леонид Якунин (осталось ощущение, что депутаты робко задают не самые острые вопросы и по существу вообще не хотят вникать в статьи расходов и доходов казны) и отметил, что парламент направил все вопросы и замечания на имя «председателя правительства». Правда, правительства республиканского или федерального, не уточнил.
Пятница оказалась по каким-то причинам непростым днем для депутатов. Интересно, что нескольких членов бюджетного комитета сегодня не оказалось в зале. Справедливости ради надо сказать, что недавно избранные депутаты пришли, а пропустили заседание «старички». Открывая совещание, Якунин отметил главную заслугу татарстанского бюджета: он остается социально направленным (подчеркнем, что это обычная мантра наших чиновников и депутатов, когда они комментируют бюджет), 88% расходов запланировано на социалку, а фонд оплаты труда на следующий год вырастет до 174 млрд рублей.
Якунин отметил главную заслугу татарстанского бюджета — он остается социально направленным
Начали с прогноза социально-экономического развития республики. Минэкономики РТ прогнозирует, что по итогам года валовый региональный продукт (ВРП) Татарстана вырастет на 2,8%, в 2025-м — на 2,9%, или до 5,5 трлн рублей. Для сравнения: по итогам 2023-го рост ВРП составил 3,6%.
Промпроизводство в следующем году должно вырасти на 3,1%, хотя в 2023-м было 3,3% (плохо это или хорошо, неизвестно, но почему-то ни один депутат не спросит министров, а как добиться китайских 10% роста производства или сталинских 15%). Скромные плюс 0,8% в 2025-м должен составить рост производства сельскохозяйственной продукции. Вряд ли этот показатель радовал слушавшего доклад вице-спикера ГС РТ Марата Ахметова, но здесь стоит сказать, что в 2023-м у республики было падение на 7,9% (и это было пятое место среди регионов). В этом году ждем рост на 10,7%, но сравнение идет с 2023-м (инфляционно продукты, молоко, зерно и т. д. за год выросли минимум на те же 10%, кстати). Сам Ахметов несколько удивлялся прогнозу по росту производства в сельском хозяйстве на 2024-й и настойчиво просил представителя минэкономики РТ дополнительно проконсультироваться.
Как и на предыдущих заседаниях комитета, первый замминистра экономики РТ Олег Пелевин не делал акцента на том, что после роста стройки на 8% в этом году в следующем ждем увеличения всего на 2%. Чиновник лишь указал, что в среднем за три года рост составит 2–2,4%. Инвестиции в основной капитал в 2025-м должны вырасти на 3,8%, или 1,5 трлн рублей (в этом году ожидается рост на 3,3%). Здесь большой упор делается на проекты на территориях опережающего развития, и на недавних парламентских слушаниях вице-премьер – министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов убеждал, что оптимизация финансирования моногородов республику не затронет.
Скромные плюс 0,8% в следующем году должен составить рост производства сельскохозяйственной продукции. Вряд ли этот показатель радовал слушавшего доклад Ахметова
Минэкономики РТ также напомнило, что в этом году завершаются нацпроекты, на смену им придут новые. Обновляются и федеральные программы, и профильные ведомства Татарстана сейчас работают с федералами по вопросу «включения республиканских объектов и мероприятий в новые национальные проекты». Так что борьба за деньги на уровне министерств уже идет. Насколько успешно, Пелевин не уточнил, ведь деньги, как известно, любят тишину. Якунин просил в ходе согласований с Москвой отдельно сосредоточиться на средствах для сельских территорий: «Надо как-то активно стараться нам, чтобы мы вошли и получили финансовые ресурсы».
Поскольку Пелевин говорил в том числе о кадрах, директор АО «Татэнергосбыта» Рифнур Сулейманов спросил у него о текучке кадров в промышленности. «Раньше юристов, финансистов, сейчас программистов не хватает. Думаю, в будущем уже инженеров станет не хватать. Согласны», — поинтересовался депутат. Представитель минэкономики РТ ограничился тем, что пятая часть вакансий — это запрос промпроизводств, а власти уделяют большое внимание подготовке инженерных кадров.
В бюджет РТ в следующем году, по прогнозу минфина, поступит 128 млрд рублей налога на прибыль, НДФЛ — 186 млрд рублей (в текущем ждем около 170 млрд рублей), поступление акцизов — 45 миллиардов
«На бизнес нагрузка, но эмвэдэшникам помогут без проблем. Что там? Суммы-то не такие уж заоблачные»
Министр финансов РТ Радик Гайзатуллин первым делом обратил внимание депутатов на налоговые изменения, которые затронут доходы и расходы республики. С учетом налоговых корректировок в НДФЛ и перехода с упрощенной системы налогообложения на общую бюджет будет ежегодно недополучать 4 млрд рублей. Что касается увеличения налога на прибыль, «бонусов» не ждем, поскольку весь рост уйдет в федеральный бюджет.
Сбалансирует бюджет с точки зрения расходов увеличение МРОТ (до 22,4 тыс. рублей в 2025 году) и снижение уровня софинансирования федеральных программ и нацпроектов из федерального бюджета. Таким образом, баланс обеспечит решение Москвы сократить свою долю в финансировании программ. Подобным решением в республике вряд ли могут быть довольны. По данным минфина, к 2027-му софинансирование по федеральным программам сократится на 4,7 млрд рублей, по нацпроектам — на 3,6 млрд рублей. Урезание начнется уже в следующем году, но аккуратное — на 0,68 млрд и 0,42 млрд рублей соответственно.
В бюджет РТ в 2025-м, по прогнозу минфина, поступит 128 млрд рублей налога на прибыль, НДФЛ — 186 млрд рублей (в текущем году ждем около 170 млрд рублей), поступление акцизов — 45 миллиардов. При этом в 2023-м в казну поступило 182,9 млрд рублей налога на прибыль, а в 2024-м ожидается 140 миллиардов. Снова Гайзатуллин обратил внимание на рост первоочередных социально значимых расходов, социальных, которые сокращают расходы капитального характера. Наконец, министр напомнил главные цифры бюджета: доходы — 425,5 млрд рублей, расходы — 439 млрд рублей, дефицит — 13,5 миллиарда.
То, что поступления от НДФЛ превышают налог на прибыль, — это теперь постоянный фактор или они выравняются, интересовался депутат и гендиректор ООО «Страховое медицинское общество „Спасение“» Геннадий Глушков. Все зависит от федеральных решений и льгот для нефтяников, заметил Гайзатуллин и решил также заметить, что зависимость Татарстана от нефтянки все же сокращается. Не только нефтяники, но и газовики сократили перечисления в бюджет, признает позже гендиректор ООО «Газпром трансгаз Казань» Рустем Усманов. Правда, выразится несколько необычно — «внесли отрицательный вклад».
Айрат Сафин вспомнил о наказе раиса РТ закрепить на законодательном уровне «возможности оказания» материальной поддержки сотрудникам МВД
«Достаточно сильная команда во главе с Рустамом Нургалиевичем, которая отрабатывает, несмотря на то что тяжелейшая обстановка с реализацией [продукции] и ценовым фактором. Мы встречаемся с предприятиями, и [там говорят, что] очень сильное влияние оказывает ключевая ставка. Это все идет на уменьшение налогооблагаемой базы», — отметил Гайзатуллин.
Недавно избранный депутат и гендиректор «Казаньоргсинтеза» Айрат Сафин вспомнил о наказе раиса РТ закрепить на законодательном уровне «возможности оказания» материальной поддержки сотрудникам МВД. Предприятиям и организациям руководитель республики поручил «оказать содействие», но какое именно, не уточнил. Сафин интересовался, учтено ли повышение зарплаты полицейским в бюджете на трехлетку? «Учтено», — заверил министр финансов.
Позже Якунин в разговоре с «БИЗНЕС Online» пояснил, что для увеличения зарплат полицейским может быть использован резервный фонд кабмина РТ. «Для этого у нас есть резервный фонд правительства, который практически 14 миллиардов [рублей] составляет. И когда не хватает, они [власти республики] и без внесения изменений в закон о бюджете могут уже направлять средства. На бизнес нагрузка, но эмвэдэшникам помогут без проблем. Что там? Суммы-то не такие уж заоблачные», — указал депутат. Если понадобятся дополнительные средства, «есть резервный фонд», подтвердит позже Гайзатуллин в разговоре с нашим изданием. Правда, стоит заметить, что деньги из резервного фонда уже берут на единовременные выплаты гражданам при заключении контракта на военную службу.
Увеличение налога на прибыль с 20 до 25%, по словам министра, приведет к потере оборотных средств предприятий, а увеличение НДФЛ повлечет за собой необходимость юридических лиц изыскивать средства на выплату зарплат, что также отразится на деятельности компаний
«Когда федеральные средства разнесут по статьям — все будет окей»
После заседания комитета депутаты поспешили покинуть зал заседаний, но Гайзатуллин и Якунин остались для обсуждения деталей бюджета тет-а-тет. Поделились они своим мнением о бюджете на 2025 год и с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Якунин заметил, что цифры пока не конечные, поскольку в документе не прописаны федеральные поступления.
«Надо отработать поправки, федеральных же денег [пока] нет, поэтому многие показатели ниже получаются. А федеральные средства когда разнесут по статьям, там все будет окей», — оптимистично заметил Якунин. При этом он выразил общую озабоченность: после вступлений в силу налоговых поправок на бизнес ляжет серьезная нагрузка, а бюджет лишится существенных поступлений.
«Я считаю, очень напряженный бюджет. В каком плане? Здесь вопрос стоит о том, что очень большой объем [налогов] сейчас пойдет из регионов в сторону федерального бюджета в связи с изменением законодательства. А плательщики — одни и те же лица», — сказал глава регионального минфина в разговоре с «БИЗНЕС Online». Он «сопереживал» предприятиям, которым в следующем году придется нелегко. «Налоги просто так не появляются. Когда коммунисты или другие начинают говорить, что давайте куда-то добавим финансирование… Добавить можно, но налоги являются результатом работы хозяйствующих субъектов, поэтому все зависит от их стабильности», — продолжил Гайзатуллин.
Увеличение налога на прибыль с 20 до 25%, по словам министра, приведет к потере оборотных средств предприятий, а увеличение НДФЛ повлечет за собой необходимость юридических лиц изыскивать средства на выплату зарплат, что также отразится на деятельности компаний.
А что с федеральными поступлениями в республику по программам и нацпроектам — вырастут? Один из собеседников «БИЗНЕС Online» в Москве заверил: «То, что будет повышение поступлений, — это однозначно». Лоббистский потенциал у нас все еще на высоте, и это, пожалуй, один из главных ресурсов развития.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.