Раиль Арсланов: «Первый инструмент, который у меня был — это баян» Раиль Арсланов: «Первый инструмент, который у меня был, — это баян» Фото предоставлено Раилем Арслановым

«Жалею, что начал говорить, что я из Казани, только последние три года»

Раиль, недавно мы писали о тебе как о самом известном ютубере Татарстана. Согласен ли вообще с этим или все-таки у тебя есть конкуренты в этой сфере?

— Когда я в 2010 году начинал, точно не было никаких ютуберов. YouTube почему-то очень долго до нас доходил, мы что-то снимали, но суперкрупных каналов не было. Поэтому, наверное, правомерно меня называть топ-блогером Татарстана по количеству охватов и просмотров. Да и, в принципе, если спросить у людей на улице, даже не в Казани: «Назовите известного казанского блогера», — назовут, скорее всего, мой канал. Жалею, что начал говорить, что я из Казани, только последние три года.

— В каком изначально амплуа ты вошел в интернет-пространство?

— В интернет я вошел сначала как блогер, но уже изначально это было связано с музыкой. Потом был блогером-учителем, который записывал разборы песен, уроки. После армии, в 2019 году, начал раскрываться как артист, выпускать треки, делать клипы. И с 2019-го полноценно даю концерты. Первый мой инструмент — баян. В 8 лет я начал на нем играть, меня отдали в музыкальную школу, в 7 я еще, помню, повторял за дедом, просто нажимал на клавиши. Пять лет я учился на этом инструменте, параллельно на синтезаторе играл. Не особо хотел жизнь связывать с музыкой, инструмент мне вообще не нравился. И после окончания музыкальной школы появился интернет дома, нашел видео с игрой на гитаре, и это меня замотивировало. Мне купили гитару и в это же время сам приобрел губную гармонику. В моей жизни они вместе появились, потому что нашел видео, где на них одновременно играет Боб Дилан. А там, где губная гармошка, там и битбокс. Я начал миксовать гитару и битбокс, а баян и битбокс «выстрелил», потому что вообще новое направление.

«Чтобы зарабатывать как раньше, нужно делать в 5 раз больше!»: 100 блогеров Татарстана

— Спустя все эти годы кем ты себя в данный момент считаешь — блогером-баянистом, музыкальным блогером или уже артистом, певцом?

— У меня два глобальных амплуа — блогер и артист. Блог больше связан с каверами, перепеваниями чужих песен, инструментальной музыкой. Сюда же пранки, чат-рулетки, в общем, взаимодействие с людьми. А артист — это уже полностью личное творчество, и сейчас хотелось бы полностью перетянуть одеяло на эту сторону. Понимаю, блог никуда не денется, но петь без конца чужие песни не вариант. Этот год вообще начинал с мыслью, что больше буду акцентироваться на авторском творчестве. Пока не идут песни, чем заниматься? Конечно же, снимать ролики, запрос на них есть. Блог — хороший способ продвигать творчество. Поэтому без блога популярность песен была бы, наверное, ниже. Интернет — это главный инструмент на данный момент для продвижения песен.

— Что в связи с этим думаешь насчет сегодняшних проблем YouTube в России? И до них еще был запрет на монетизацию роликов. Получается, ты с канала не зарабатываешь, он только для узнаваемости?

— Если это будет история как с «Инстаграмом»*, то какая-то часть отвалится, но некоторые начнут использовать VPN. И плюс VPN в том, что там будет показываться реклама, и мы начнем чуть больше зарабатывать. А монетизацию отключили в 2022-м. Но есть же и прямые рекламодатели, компании, которые становятся спонсорами ролика. Так как я начинал на YouTube, уходить не собираюсь. Для тех, кто не любит такой способ, дублирую контент во «ВКонтакте».

Сейчас по заработку концерты начинают выходить на первый план, хотя все эти годы реклама была главным источником и мне так больше нравилось, нежели выступать бесконечно на мероприятиях. Сольные концерты — это, конечно, другое. На фестивале ты не ответственен за продажу билетов, привлечение народа, ты просто выступаешь на эту аудиторию. И в этом есть плюс — меньше волнуешься.

«Я считаю Казань музыкальным городом. И так как я учился-то в музыкальном институте, в любом случае все у меня на музыке было завязано» «Я считаю Казань музыкальным городом. Так как я учился-то в музыкальном институте, в любом случае все у меня на музыке было завязано» Фото предоставлено Раилем Арслановым

Почему нет татарских песен

— А как проходила твоя музыкальная жизнь в Казани, когда ты перебрался сюда из родного поселка Джалиль Сармановского района РТ? Как тебе помог этот город в твоем творческом пути?

— Татары — музыкальный народ. Практически в каждой семье есть гармонь, курай, дед играл на чем-нибудь. И в плане шоу-бизнеса у нас преобладает татарская эстрада, русского шоубиза нет, по сути. Я считаю Казань музыкальным городом. Так как я учился-то в музыкальном институте, в любом случае все у меня на музыке было завязано. Ну и тогда я параллельно вел свой блог и понимал, что преподавать в музыкальной школе вряд ли буду. Тогда уже писал песни, потихоньку начал посещать студии, за деньги записывать треки. Соответственно, они уже как-то обретали вид, который можно было загрузить во «ВКонтакте».

О татарской эстраде ты тоже, по-моему, рассуждал так, что это достаточно нишевая история и она сама на себе зацикливается и особо не развивается. Как тебе видится вообще развитие таких певцов в Казани? Кого бы ты выделил из казанских музыкантов?

— Те, кто нацелен на татарскую эстраду, понятное дело, имеют здесь успех, потому что народ предпочитает такую музыку. Тем, кто нацелен на российский уровень, желательно ехать в Москву, как обычно советуют. Но благодаря интернету можно и этого не делать. Допустим, я, группа Dabro или Нурминский, проживая здесь, пишем музыку. Просто в Москве — мероприятия, концерты, где можно себя показать. А дальше уже от народа зависит. Если твое творчество нравится, они начинают слушать, для этого не нужно жить в особенном месте.

Что думаешь о возможности органичной интеграции татарской культуры в целом в поп-культуру? Если брать тебя, то и не поешь на татарском. Ты как-то осознанно не стал включать в свое творчество национальный колорит? Это могло быть фишкой, кто-то на этом пытался выехать, та же Tatarka.

— Хочу сказать, что планы такие есть, но всегда тянуло больше выражаться через песни именно на русском языке. Хотя в детстве стихи на татарском начал писать раньше, чем песни на русском. В планах-то есть, но больше хочется акцент сделать на том, что у меня лучше получается, чем можно более глобально зацепить аудиторию. А там уже, глядишь, можно и попробовать на татарском. Хотелось бы даже на основе каких-то народных татарских песен делать сэмплы и потом треки. Пусть даже трек будет на русском, но в основу ляжет какая-то народная песня. Это очень круто звучит, если засемплировать и сделать его качевым. Если родится татарская песня, буду выпускать, почему бы и нет. Элвин Грей вот совмещает на двух языках, даже на трех, если взять еще башкирский.


«Баянный битбокс до этого вообще не существовал в мире»

На чем основываются твои дальнейшие творческие планы? Ты ищешь новый жанр, новое звучание, более сочный звук в том же жанре поп-музыки или, может, новые смыслы?

— У меня нет пока конкретного жанра, на котором готов остановиться. Я бы назвал это «урбан», как когда-то группа Pizza называла свое творчество. Я в постоянном поиске. Трек «Меланхолия» был в стиле рок, например. Мне несложно пробовать себя в разных стилях, потому что музыкант играет все. Но если я найду себя в чем-то, то, наверное, остановлюсь.

— Хотел бы освоить какой-то новый инструмент? Хотя, кажется, куда еще больше.

— Так-то есть что осваивать. Мне подписчики прислали ханг. Это космический инструмент, буду осваивать. А в целом, кажется, сейчас прямо разращиваться и пробовать все подряд не имеет смысла. Нужно более крепко развиваться в тех инструментах, которые сейчас у меня преобладают, — баян и губная гармошка. Ну а так пробовать по фану, для прямых эфиров если только.

Я считаю себя экспериментатором, который любит совмещать, пробует разные жанры, сочиняет направления новые. Допустим, баянный битбокс до этого вообще не существовал в мире, когда я его попробовал лет 10 назад. В консерватории были те, кто лучше играл. Я вообще, минуя училище, туда поступил, но это, конечно, нежелательно. Очень сложно было из-за нехватки знания, которое дают в училище. Мне нравится больше песня, нежели чисто инструментальная музыка. Хотя раньше было наоборот.


Сейчас ты совсем не принимаешь участия в казанской культурной жизни?

— Когда ты «поменьше», тебя не принимают даже татары — конкуренция, никуда не приглашают особо, вечно пытаешься воткнуться, продвинуться. А потом, когда становишься востребованным, то уже тебе это не надо, потому что не тот уровень. Если есть свой проект, то лучше развивать его, чем просто шататься по течению идти куда позовут. Бывает, сотрудничаю. Приглашают на мероприятия, интервью, мини-концерты и мастер-классы. На День России в Казани выступал, потом на День Республики Татарстана в Казанском кремле. Перед раисом играл, потому что, оказывается, он интересуются моим каналом, смотрит меня. Мне сейчас больше интересны крупные фестивали, мероприятия.

О чат-рулетке и съемках в фильме «Иван Васильевич меняет все»

— Кстати о чат-рулетке. Ты ею занялся, по-моему, в ковидный год?

— Да, где-то так. Сначала это была русская чат-рулетка, потом уже иностранцы. Самый главный иностранный сайт чат-рулетки закрылся в декабре 2023-го. Поэтому сейчас иностранцев найти очень тяжело. Больше времени нужно сидеть, это утомительно очень: крутишь-крутишь, не попадаются люди более или менее адекватные, которые могли бы отреагировать хорошо. Потому опять вернулся в русскую рулетку. Чтобы ролик состоялся, надо просидеть неделю, наверное. Люди могут думать, что просто поболтал, сыграл и ушел.

— Прошло уже, получается, четыре года с того, как ты начал заниматься чат-рулеткой, можно сказать, таким видом выступлений. Изначально это, понятно, было с целью поражать, пранки устраивать. А сейчас ты какие-то новые цели для себя в этом видишь?

— В этом году я нацелен на личное творчество. Роликов будет меньше. Уже сразу людям говорилось, что хватит без конца их выпускать. Сейчас будут выходить, наверное, три ролика в месяц. Ну и рулетка иногда настолько надоедает, что не хочется этим заниматься. В ноябре – декабре того года немного перегорел и действительно решил, что в новом году буду искать новую рубрику и хочу начать, допустим, снимать околомузыкальные подкасты с артистами. Это будет неформальное интервью, больше «болталка», но вокруг музыки, чтобы каждые две минуты были песни.

А сидеть без концерта в чат-рулетке — это нечестный размен в плане времени. Хочется оставить, допустим, одну рулетку, один подкаст и, возможно, если я в другой стране, какие-нибудь подходы вживую к иностранцам. Застревать на одной рубрике — это вообще гиблое дело. Я с 2013 по 2020 год снимал разборы песен, уроки гитары, каверил просто. Людям, кто интересуются гитарой, интересно, конечно, но просмотры очень маленькие, не миллионные, а хотелось бы уже больше.

— Ты как-то не совсем доволен сейчас тем, на каком сейчас уровне? Или ты думал, что можно было бы раньше к этому прийти, когда смотришь на совсем молодых 18-летних блогеров-тиктокеров?

— Да, надо было… Но жалеть о прошлом не стоит. Брать на заметку, извлекать из этого урок, выводы делать. Действительно, если бы я пришел к тем результатам, которые у меня сейчас есть, где-то лет пять назад, это был бы фурор, потому что тогда, чтобы снимать такие рубрики… Это как переместить, я не знаю, компьютер в 1900 год или очки Apple Vision в какой-нибудь 1970-й. Каждая рубрика была бы чем-то из ряда вон выходящим.


— Тебя можно увидеть в одной из центральных сцен фильма «Иван Васильевич меняет все». Расскажи об этом опыте.

— Вышли на нас продюсеры этого фильма, у них там предполагался формат all stars: на каждом шагу, в каждую минуту в кадр попадает какое-то знакомое лицо. Им нужен был именно баянист-попрошайка, который сидит на базаре. Как только они придумали эту идею, конечно же, всплыл я, потому что в интернете самый медийный баянист был я на тот момент. Песни «Тополиный пух», «Бумер» и «Сан-Франциско», которые там звучат, играл самостоятельно. Опыт интересный, но сложный, потому что не контролируешь время, не можешь сказать, что в пять часов надо ехать куда-то и уйти. Весь день находишься на площадке, в ожидании, пока режиссер не позовет. Ты просто в фургончике сидишь, ждешь, занимаешься своими делами, а я не люблю ожидание и не люблю не контролировать время. Я там подходил, спрашивал: что, когда уже, хотя так не делается. Да я был даже рад, если бы дали побольше сыграть.

— Сейчас ты почувствовал какой-то после этого толчок? Может, появились мысли об изменениях в своем творчестве после того тупика?

— Тупика такового не было, депрессию не ловил, просто небольшое выгорание. Контент выдавать я могу. Всегда. Просто это зависит от потребностей, нужны ли тебе просмотры тысячные или миллионные. И любая рубрика со временем изживает себя.

В планах делать контент именно вокруг своей личности как артиста. Чтобы мог в той же чат-рулетке без конца петь свои песни, например. Отставать ни в коем случае нельзя. Сейчас такое выдают качество в таком количестве, что ты понимаешь, что уже не те годы, когда YouTube был максимально свободной нишей.

«Выходя на международный рынок, ты все равно представляешься россиянином, но для них это не важно, какой ты национальности, все равно — русский. И с русскими пока что ассоциируются сложные периоды, и многие негативно относились» «Выходя на международный рынок, ты все равно представляешься россиянином, но для них это неважно, какой ты национальности, все равно русский. И с русскими пока что ассоциируются сложные периоды, и многие негативно относились» Фото предоставлено Раилем Арслановым

«Я, наоборот, представляю Россию с точки зрения талантливой многонациональной культурной страны»

Думал ли о выходе на международный уровень?

— Я уже на международный рынок вышел как блогер года два назад, когда начал снимать иностранную чат-рулетку, а ее смотрят не только в России. Когда выезжаю в другие страны, меня нет-нет да узнают, подходят. И я почувствовал, что сила интернета очень велика. Причем я еще не веду свой иностранный канал, который мог бы дать больше всплесков известности. Считаю, что международная известность есть. А если прямо суперглобально брать, то нужно петь на английском. Но это такой рынок, в который можно всю жизнь пробовать выбиться, но безуспешно. Для начала нужно вырасти именно со своими песнями на российском уровне. А в плане творчества вообще нет границ. Я снимаюсь с иностранцами, в Японии последний выпуск был, клип снимали в Швеции. В Японии играл татарскую песню «Алмагачлары» на губной гармошке, между прочим. Немногие только поняли из зрителей, что она татарская.

— Когда поешь иностранцам, а потом говоришь, что из России, ждешь ли какой-то особой реакции?

— В этом нет провокации, но есть нотка актуальности. Выходя на международный рынок, все равно представляешься россиянином, потому что для них неважно, какой ты национальности, все равно русский. И с русскими пока что ассоциируются сложные периоды, и многие негативно относились. Я замечаю, как все меняется. Но сейчас успокоились и более без эмоций начинают смотреть на ситуацию и, наверное, понимают, что простой народ и политика — это разное. Все же в любом случае сталкиваешься с этим, когда говоришь, что из России, если снимаешь международный контент. Есть ли в этом доля провокации? В моем случае нет, я, наоборот, представляю Россию с точки зрения талантливой многонациональной культурной страны.

А о Татарстане слышали?

— В основном не знают. Когда говоришь, что Казань, то путают с Казахстаном. Есть страны, которые шарят за Татарстан, например Турция и страны СНГ.

— Сейчас есть ли в планах запустить новую рубрику, чтобы получались более яркие реакции?

— Так как Omegle закрылся, сейчас тяжело. Пока что-то новое я не придумал из рубрик чат-рулетки. Ну вот, кстати, попробовал новую рубрику «Малыш-баянист», но она не показала себя суперуспешно. Видимо, аудитория больше хочет реальности, меньше пранков, банально — хорошей игры и хороших реакций на эту игру, желательно у иностранцев. Поэтому постоянно пробуешь: что-то заходит, что-то нет. Сам себе режиссер.

Я позитивный человек. Нужно снимать, считаю, позитивный контент, негатива и так хватает. Читая комментарии, понимаю, что делаю все правильно: люди хотят отдыхать после тяжелого трудового дня, зайти в интернет и отвлечься на позитивный контент с музыкой, добрыми людьми. Он всегда отвлекает и дает надежду на что-то доброе, что не все потеряно, даже если человек живет в полном мраке. Во-первых, видя то, что я творю в интернете, чего добился с нуля, выбившись из поселка, зритель понимает, что можно добиться того, что хочешь. Во-вторых, мир многогранен, есть и плохое, и хорошее. В-третьих, нужно искать себя. Я это показываю и говорю в прямых эфирах. Если даже человек заплутал, то мои ролики могут мотивировать, вдохновить и подтолкнуть на правильный путь. Музыка ведь универсальный язык, она не имеет ни национальности, ни религии, ее понимают во всех странах.

Видела анонс твоего осеннего тура, и в нем нет Казани. Почему?

— Мы решили крупные города, Питер, Москву и Казань, поставить на весну. Специально взяли такую паузу, чтобы сделать юбилейные концерты на следующий год, потому что мне исполняется 30 лет, и это как повод сделать суперкрупные концерты. И еще будем внедрять всякие фишечки из тура в тур.