«Помню, в каком убитом состоянии автобусы были в гараже 20 лет назад и какие сейчас», — делились водители радостью от поступления новых машин. Новые «НЕФАЗы» — с кондиционерами, шумоизоляцией, USB-розетками и системой видеоконтроля салона. Накануне раис Татарстана Рустам Минниханов и мэр Казани Ильсур Метшин на базе ПАТП-2 поздравили столицу РТ с получением самой крупной партии автобусов, пришедших в рамках замены 157 машин. Конечно, это не решает проблем нехватки почти 700 водителей, сотен кондукторов, ремонтников, которые уходят из-за невысоких зарплат, а значит, к вопросам казанского общественного транспорта надо подходить системно. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Накануне раис Татарстана Рустам Минниханов и мэр Казани Ильсур Метшин на базе ПАТП-2 поздравили столицу РТ с самой крупной партией автобусов, пришедших в рамках замены 157 машин
Как скинулись на автобусы: половину оплатят перевозчики, а половину — бюджет Казани и РТ
Водители казанского МУП «ПАТП-2» в среду торжественно приняли вторую партию новых газовых автобусов «НЕФАЗ» из 65 штук, купленных в лизинг. В сентябре предприятие уже получило первые 20 машин. И вот новая поставка автобусов, которые раис РТ Рустам Минниханов осмотрел вместе с мэром Казани Ильсуром Метшиным.
Предприятие готовилось к визиту гостей: свежий запах краски чувствовался еще на подходе к проходной, перед въездом на территорию уложили свежий асфальт. А во дворе стояли автобусы и водители, которые еще даже не выезжали на новеньких машинах в рейс и обсуждали предстоящую заправку.
«На такой машине уже работаю четыре года. Старая перейдет на другой маршрут, а я получил новую, — рассказывает водитель Сергей, работающий на 45-м маршруте, а на предприятии — свыше 20 лет. — Помню, в каком убитом состоянии автобусы были в гараже 20 лет назад и какие сейчас».
Осмотрели салон нового автобуса 15-го маршрута и гости предприятия. «Удобные, вместительные, широкие», — отрекомендовал директор ПАТП-2 Альберт Мухаметшин салон нового автобуса присевшему на пассажирское сиденье Минниханову.
Автобусы покупают по программе льготного лизинга АО «ГТЛК». Средневзвешенная ставка составляет 6,8% годовых без первоначального взноса, максимальный срок — 7 лет. В Казани перевозчики рассчитывают расплатиться за пять лет. Один автобус стоит 17,6 млн рублей, из которых 50% платит предприятие, 25% — бюджет РТ, а 25% — бюджет Казани. Ежемесячный лизинговый платеж составит 385 тыс. рублей за один автобус.
В городе сегодня осталось 612 автобусов, из которых 207 — под замену, сообщил глава комитета по транспорту Казани Алексей Сидоров. До конца года перевозчики закупят 157 автобусов, из них 100 будет у ПАТП-2. Муниципальный перевозчик выведет машины на маршруты к саммиту глав государств БРИКС в Казани. Остальные 57 закупят частные перевозчики, на долю которых приходится 20% автобусных перевозок.
Оставшиеся 50 старых автобусов намерены обновить в 2025 году. «Если будет оказана поддержка со стороны республики», — оговорился, впрочем, Сидоров. Сами перевозчики сделать это уже не в состоянии.
Осмотрели салон нового автобуса 15-го маршрута и гости предприятия. «Удобные, вместительные, широкие», — отрекомендовал директор ПАТП-2 Альберт Мухаметшин
Все для пассажира: кондиционер, шумоизоляция, USB-розетки, камеры видеонаблюдения
Закупают для перевозчиков Казани уже работающие с 2020 года газовые «НЕФАЗы-5299». Новая комплектация отличается от предыдущей. Приглядимся к различиям:
- Кондиционер в пассажирском салоне и кабине водителя. Это первые в городе автобусы с кондиционерами.
- 8 камер видеонаблюдения с записью и трансляцией на медиапанель в кабине водителя. Это позволит следить за ситуацией в салоне и снаружи.
- 10 газовых баллонов вместо 8. Так водители будут отрабатывать смену без дозаправки. «Из-за этого водитель жертвовал своим обедом», — рассказал глава комитета по транспорту города.
Метшин же отметил экологичность и экономичность газовых автобусов. «Это позволяет не только снизить выбросы углекислого газа в атмосферу, но и на 40–60 процентов по сравнению с дизельным топливом сокращает общие затраты и дает высокую рентабельность», — сказал он.
Из других удобств — шумоизоляция, кнопка вызова водителя, USB-розетки, противоскользящие чехлы на поручнях, выдвижной пандус, место для инвалидных колясок. Ярче стали информационные табло.
«Ходовая только летит, — рассказывают корреспонденту о „НЕФАЗах“ 2020 года слесари предприятия Олег и Расих. — Движки вроде нормальные, воздушная система не ломается. С кондиционерами ни одного автобуса прежде не было. Посмотрим, как будут работать. Лето покажет!»
Метшин же отметил экологичность и экономичность газовых автобусов
«За всех не скажу, но на моей машине за четыре года не было никаких проблем — прошла 400 тысяч, — продолжает водитель Сергей. — Даже масло от ТО (технического обслуживания — прим. ред.) до ТО не доливали в двигатель».
Мнения разнятся. «Вроде все красиво, хорошо, но очень много электроники. Быстро выходят ошибки, не едет машина, приходится сбрасывать, ехать в гараж», — рассказывает об опыте работы на машинах предыдущего поколения водитель Газиз, работающий на маршруте №1.
Изменилась и начинка новых «НЕФАЗов». Например, на автобусы, выпущенные до 2022 года, ставили немецкую коробку передач ZF, немецкие мосты. Теперь ставят китайские Fast Gear.
«Качество сборки оставляет желать лучшего, — рассказывал ранее владелец частного пассажирского предприятия „Байлык №3“ Руслан Юсупов. Компания обслуживает два городских маршрута — №43 и 11. — Тревожная информация о ситуации с этими коробками и мостами приходит от перевозчиков Воронежа, Махачкалы, Ростова-на-Дону. Там китайская коробка передач не синхронизируется с двигателем, ломается, происходят сильнейшие толчки при движении, из-за чего падают люди. Это ломает раздаточную коробку, мосты. Машина стоит, пассажир жалуется, лизинг капает. А город и республика только разведут руками и скажут: „Мы вам помогли купить, а остальное — ваши проблемы“».
Средняя зарплата водителя автобуса — 110 тыс. рублей
Как ездить дальше: водителей не хватает, а их зарплата — 75 тысяч
Новые автобусы заменят на городских дорогах старые машины 2012 года выпуска, которые по казанским стандартам пора менять с конца 2021-го. Но билетной выручки на это не хватает категорически. Дожили до того, что в день с городских маршрутов из-за поломки сходило по 30 автобусов — это 5% подвижного состава Казани.
В городе рассчитывают, что свежие «НЕФАЗы» снизят количество сходов, улучшат интервал движения. Но кардинально ситуация не изменится.
«Не хватает водителей и кондукторов», — подчеркнул Сидоров. И добавил, что штат водителей не укомплектован на 39% (не хватает почти 700 человек), а кондукторов — на 43%. Например, при соблюдении режима труда и отдыха заработная плата водителей ПАТП-2 в июле составляла 75 тыс. рублей, кондукторов — 35–40 тыс. рублей. У ремонтных рабочих средняя зарплата — 55 тыс. рублей, инженерно-технических работников — в районе 65 тыс. рублей.
Сегодня этого уже недостаточно, и добирают за счет переработок: например, средняя зарплата водителя автобуса — 110 тыс. рублей. Правда, водитель фуры сегодня может получать уже и 200–250 тысяч.
Анатомия коллапса общественного транспорта Казани и Татарстана известна. Помимо дефицита кадров, из-за низких зарплат отрасль испытывает такие проблемы:
- Неполная компенсация убытков за перевозку льготных категорий граждан — 28 вместо 42 рублей.
- Рост цен на запчасти, комплектующие и дизельное топливо.
- Падение пассажиропотока на 11% от допандемийного уровня 2019 года.
- Жесткое тарифное регулирование.
От безвыходности город в июле запустил нарезку маршрутной сети. Продолжится ли она дальше? «Не в рамках этой пресс-конференции», — ответил Сидоров на вопрос «БИЗНЕС Online».
Возможно, описанные проблемы и обсуждали на закрытой части визита Минниханова, устроенной в салоне автобуса маршрута №45. Стоит напомнить, что количество жалоб казанцев на общественный транспорт, увы, выросло на 70%, по всей стране все больше городов, где бюджет в рамках брутто-контрактов поддерживает отрасль. Пассажиропоток так и не вернулся к доковидным показателям пятилетней давности — автомобилизация в Казани нарастает. А ведь один автобус, как известно, способен заменить на дороге 44 легковушки… Слайды мелькали один за другим, за стеклом шло живое обсуждение, чиновники активно жестикулировали.
«Посмотрели! В любом случае приоритет — общественный транспорт, будем двигать», — резюмировал, выйдя из автобуса, раис РТ, пожал руку водителям, поблагодарил и уехал из городского гаража на белом Aurus.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.