Кадровую сенсацию вовсю обсуждают в КНИТУ-КАИ: как стало известно «БИЗНЕС Online», Тимур Алибаев в ближайшее время может уйти с поста ректора. Уже на днях он якобы поедет обсуждать этот вопрос в минобрнауки России. Неожиданное решение имеет логику: две недели назад семья Алибаевых потерпела громкое поражение в суде, по иску прокуратуры она должна вернуть государству три квартиры в Казани и 24 млн рублей. Эти активы ведомство Альберта Суяргулова посчитало нажитыми в нарушение антикоррупционного законодательства. Тем временем в вузе уже гадают, кому доверят управление КНИТУ-КАИ и обойдется ли без скандала на этот раз. Подробности — в нашем материале.
Предположительно, решающим аргументом для Тимура Алибаева могло стать резонансное судебное решение. Две недели назад суд постановил взыскать с четы Алибаевых три квартиры и 24 млн рублей
Алибаев полетит в Москву согласовывать отставку
Как сообщают источники «БИЗНЕС Online», об уходе Тимура Алибаева с поста ректора КНИТУ-КАИ, который он занял в 2021 году (вначале с приставкой и. о.), заговорили еще в прошлый понедельник. Тогда Тимур Лазович якобы сообщил о решении небольшому кругу близких коллег. Т. к. вуз — структура федеральная, то теперь свое решение ему предстоит «согласовать» с непосредственным руководством — министром науки и высшего образования России Валерием Фальковым. По данным источников издания, в Москву Алибаев поедет в начале этой недели. Обсуждается и дата возможного приказа — скорее всего, не раньше завершения саммита БРИКС.
Предположительно, решающим аргументом для ректора могло стать резонансное судебное решение. Две недели назад Вахитовский районный суд постановил взыскать с четы Алибаевых три квартиры на улице Бондаренко в Казани и 24 млн рублей. С иском обращалась прокуратура Татарстана. Ведомство Альберта Суяргулова уверено: недвижимость и деньги были получены Алибаевыми в нарушение антикоррупционного законодательства.
В конце 2023 года работодатель Лиры Алибаевой — управление федерального казначейства по РТ — проверял, как сотрудница исполняет закон о противодействии коррупции. Причем проверка охватывала достаточно большой период — аж с 2011-го. Более того, она включала широкий круг родственников, в том числе родителей Алибаевой. Материалы о нарушениях были направлены в прокуратуру, там с ними согласились и направили иск в суд.
По версии прокуратуры, в 2014 году родители Алибаевой — чета Идиятуллиных родом из башкирского села Приютово — стали владельцами трех квартир в доме №3б на улице Бондаренко в Казани, а спустя почти 10 лет эта недвижимость перешла по наследству к Алибаевой. Надзорное ведомство посчитало, что Лира Тимерхановна изначально была реальным владельцем этих квартир, потому что доходы ее родителей просто не позволяли совершать такие роскошные покупки. А будучи записанными на родителей, эти квартиры не отражались в ее декларациях. Прокуратура в своем иске указала, что Алибаева не смогла доказать законность приобретения недвижимости. Кроме того, в этот период у самих Алибаевых были крупные расходы — они в том же 2011-м купили две квартиры по «долевке» — на Чистопольской и Адоратского; спустя три года Алибаев приобрел иномарку за 1,8 млн рублей, а родители одновременно с покупкой трех квартир взяли еще и домик в поселке Дубровка. Тогда, в 2011-м, родители, по подсчетам прокуратуры, «разово» потратили на недвижимость 17 млн рублей — ну не было у них таких заработков.
В суде эти покупки за Алибаевых пытался объяснить казанский бизнесмен – строитель Айрат Ахмадеев. Он рассказал, что знает семью ректора почти 40 лет и периодически финансово им помогает. Например, именно Ахмадеев, по его словам, в 2014-м помог Идиятуллиным, когда те переезжали из Башкортостана в Казань, купить квартиры — они нужны были им «для внуков». Ахмадеев заявил, что одолжил им 7,5 млн на три года без процентов. Как же получилось, что после смерти родителей квартиры перешли не внукам, а Лире Алибаевой, бизнесмен не знал — «этический вопрос» его не интересовал, потому что деньги ему уже вернули, расписку он уничтожил.
Квартиры — это не единственная претензия прокуратуры к Алибаевым. Надзорное ведомство указало, что на карту Алибаевой в конце 2022-го несколькими переводами «упали» 24 млн рублей, после чего они были конвертированы в евро и доллары и переведены в турецкий банк. При этом Лира Тимерхановна не отразила это поступление в своей декларации за 2022 год, как было положено, но указала в декларации за 2023-й, одновременно отобразив в ней заем на 21 млн рублей. Прокуратура считает, что данный заем был заключен именно для обоснования поступивших ей денег. Бизнесмен Ахмадеев в суде рассказал, что это он дал денег семье Алибаевых — на то, чтобы оплатить учебу их дочери в Турции.
Алибаевы ни разу не явились в суд, но активно защищались. Например, представители жены ректора не раз заявляли, что материалы, по сути, собраны незаконно: работодатель Лиры Алибаевой мог запросить только данные о доходах и расходах ее семьи, т. е. мужа и детей, а родители в эту орбиту не входят. Но суд встал на сторону прокуратуры.
Это решение еще не вступило в законную силу, но, кажется, Тимур Лазович понял дальнейшую перспективу и решил не повторять «ошибок» Сергея Миронова.
Главу Кировского и Московского районов, племянника некогда всесильного экс-председателя СКР по РТ Павла Николаева, напомним, увольняли за ошибки в декларации, что называется, принудительно, через суд. На «балансе» его семьи нашли имущество на 308 млн рублей, за которое он и его защитники активно борются в судах. Ряд наших источников утверждает: непреклонная позиция защиты, которая больше года пытается «легализовать задним числом» появление у семьи Миронова многочисленных квартир и участков, весьма разозлила силовиков. Те копнули по другим сторонам деятельности Сергея Александровича и нашли довольно формальное нарушение: его служебный водитель якобы был фиктивно трудоустроен в районной муниципальной организации, там получал доплату за переработку. Этого оказалось достаточно, чтобы отправить Миронова в СИЗО.
Алибаев 13 лет служил на посту главы Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Казани
Who is mr. Алибаев?
Тимуру Лазовичу 58 лет. Родился он в деревне Ургуново Учалинского района Башкирской АССР в семье педагогов. Поступил в БашГУ, откуда затем перевелся в Казань, в КГУ, и в 1990-м с отличием окончил исторический факультет. В вузе был активистом — участвовал в выпуске студенческой газеты, ездил в поисковые экспедиции, а после окончания КГУ избирался председателем студенческого профкома.
Там молодого специалиста и заметили — Камиль Исхаков, занимавший тогда пост мэра Казани, решил, что столице РТ нужен человек, отвечающий за взаимодействие администрации с вузами. И Алибаева пригласили в только что созданный городской комитет по делам детей и молодежи, где он трудился замом председателя с 1995-го по 1998-й. Параллельно поступил в аспирантуру на кафедру политэкономии, но в итоге избрал стезю чиновника. К слову, диссертацию все же защитил, но только в 2012-м. Он кандидат экономических наук.
Далее, до 2000 года, в карьере Алибаева был этап референтства в отделе по связям с общественностью и межнациональным отношениям президента Татарстана. Оттуда молодой специалист ушел в администрацию Кировского района Казани, где в должности первого замглавы курировал вопросы социально-культурной сферы. Проработав в администрации 6 лет, Тимур Лазович перешел на пороховой завод, где полгода трудился на посту замдиректора, но все же вернулся на работу в городе: в начале 2007-го возглавил администрацию Ново-Савиновского района (с 2010-го — еще и Авиастроительного). В этой должности он пробыл до мая 2021 года — 14 лет. За это время районы под его кураторством кардинально изменились: появились новые станции метро, объекты Универсиады-2013 (чего стоит только стадион «Ак Барс Арена»), благоустроены дворы, реконструирован парк «Крылья Советов» и КДК им. Ленина.
КНИТУ-КАИ трех лет правления Алибаева можно охарактеризовать как университет, который продолжал катиться по наклонной
Ректорский этап карьеры
В здание на улице Карла Маркса Тимур Лазович переехал в 2021-м, и здесь все оказалось гораздо сложнее.
КНИТУ-КАИ трех лет правления Алибаева можно охарактеризовать как университет, который продолжал катиться по наклонной. От нового руководителя ждали хоть каких-то решительных шагов, но их не последовало. В первый год это пытались объяснить тем, что новый ректор не из вузовской среды, а потому ему надо больше времени на раскачку, однако на этом аргументы и кончились.
А собственно, чего ожидали?
В ноябре 2021-го КНИТУ-КАИ получил базовый грант по программе «Приоритет-2030». Заявку готовило и подавало еще прежнее руководство вуза, и все рассчитывали, что университет возьмет и специальную часть финансирования по «Приоритету», но КНИТУ-КАИ даже не допустили до данного этапа отбора. Есть мнение, будто это следствие скандала, в который вылилось само назначение Алибаева ректором.
Следующий удар последовал в июле 2022 года: КНИТУ-КАИ, который испокон веков считался самым инженерным республиканским вузом, не попал в программу «Передовые инженерные школы» (ПИШ). В РТ его обошли Набережночелнинский институт КФУ, КНИТУ-КХТИ, Университет Иннополис, АГНИ. Официальная версия — КНИТУ-КАИ не стал подавать заявку. Но почему? Участвовать в конкурсе он явно намеревался, даже презентовал проект своей ПИШ по авиастроению раису Татарстана Рустаму Минниханову. Одно из объяснений, ходивших в среде ППС, таково: подавать заявку надо было, заручившись поддержкой какого-либо промышленного партнера. Власти республики достигли соответствующей договоренности с «Ростехом» и были уверены в успехе, но буквально в последний момент руководство госкорпорации почему-то переменило свое решение. Как говорит источник «БИЗНЕС Online» в сфере высшего образования РТ, причина опять-таки в подмоченной выборами репутации КНИТУ-КАИ.
От нового ректора ждали хоть каких-то решительных шагов, но их так и не последовало
Впрочем, «заслуг» самого Алибаева тоже никто не оспаривает. Говорят, что к написанию заявки руководство вуза отнеслось без должной серьезности, в итоге она не прошла и по качеству. Наши собеседники в КНИТУ-КАИ объясняют это тем, что при Тимуре Лазовиче случилось то, чего не было при всех предыдущих ректорах. В любом вузе есть административные работники — асы в составлении документации, которые остаются на своих местах при любой власти, а теперь они уволились. Этим же объясняют факт вылета КНИТУ-КАИ из вузовских рейтингов. Например, он выбыл из числа 100 лучших университетов России (список от рейтингового агентства RAEX), причем стремительно пролетев эту дистанцию аж с 47-го места, а буквально на днях — из престижного международного рейтинга Times Higher Education.
В итоге в ПИШ вуз все-таки попал — в дополнительный отбор, который проводили в 2023 году. Но на этот раз, скорее, не было шансов не попасть в программу, ведь мы помним, какие важные задачи поставлены перед Казанским авиазаводом – филиалом «Туполева» (КАЗ). Именно «Ту» стал якорным партнером вуза по ПИШ. Впрочем, по информации «БИЗНЕС Online», до недавнего времени сотрудничество университета и авиастроителей было чисто номинальным. Но «заслуга» в этом не только КНИТУ-КАИ, но и КАЗа.
Некоторый прорыв ожидался по другой вузовской мегапрограмме. Как известно, на земле КНИТУ-КАИ, в «КАИ-Граде», должен быть построен так называемый кампус мирового уровня — один из 30 в стране, но программа, вероятнее всего, временно заморожена. Для Алибаева, возможно, к счастью. Как известно, строить кампусы будут на основе государственно-частного партнерства, но умалчивается, откуда возьмутся внебюджетные деньги. Есть основания полагать, что в казанском случае КНИТУ-КАИ получит помощь, отдав пять своих исторических зданий: три учебных корпуса и два общежития. В университете раздаются голоса, что это нанесет непоправимый урон образовательному и научно-исследовательскому процессам, но, во всяком случае, вляпаться в такую историю предстоит другому ректору.
Кто вместо Алибаева?
Источники издания отмечают, что отставка Алибаева хоть и выглядит ожидаемой, но стала слишком стремительной, а потому каких-то официальных кандидатов на пост ректора федерального вуза (который к тому же официально еще занят Тимуром Лазовичем) нет.
Виталий Бабушкин — проректор по научной и инновационной деятельности КНИТУ-КАИ. Ожидается, что он будет и. о. ректора в первое время
Тем не менее есть несколько очевидных кандидатур. Например, сам Алибаев, считают наши собеседники, может оставить вместо себя Виталия Бабушкина, который был его формальным спарринг-партнером на выборах ректора вуза в 2023-м. Бабушкин — проректор по научной и инновационной деятельности. Ожидается, что он будет и. о. ректора в первое время.
Роман Моисеев — проректор по образовательной деятельности КНИТУ-КАИ, а прежде руководил управлением организации приема абитуриентов
Вероятной кандидатурой наши собеседники называют проректора по образовательной деятельности КНИТУ-КАИ Романа Моисеева. Это кресло Роман Евгеньевич занимает с октября 2021-го, а ранее молодой специалист руководил в вузе управлением организации приема абитуриентов.
Алексей Лопатин связан с КНИТУ-КАИ «со школьной скамьи». Сейчас он заведует кафедрой реактивных двигателей и энергетических установок
Другой кандидат — Алексей Лопатин. Еще в начале 2021-го вуз выдвигал его в качестве одного из трех кандидатов на пост ректора — тогда сам Лопатин был проректором КНИТУ-КАИ по образовательной деятельности и воспитательной работе. Надо сказать, что он все же возглавил вуз, но другой — в сентябре того же года Алексей Александрович стал ректором ТИСБИ, но спустя полгода оставил кресло на фоне своей заметки с критикой ЕГЭ и вернулся в КАИ, с которым связан «со школьной скамьи», как указывал сам вуз. Сейчас в КНИТУ-КАИ он заведует кафедрой реактивных двигателей и энергетических установок.
Источники рассказывают, что обе кандидатуры поддерживает профессура, а на стороне Лопатина еще и симпатии властей республики.
Впрочем, не исключено, что появятся и другие кандидаты, вплоть до самых неожиданных, как в свое время это случилось с самим Алибаевым. Но варягу, как показала жизнь, в КНИТУ-КАИ будет непросто. Потому один из наших собеседников считает, что свое слово скажут однозначно системообразующие институты — авиации и наземного транспорта, а также радиоэлектроники. За этими деканатами стоят крупные предприятия республики, которые хотели бы видеть своего человека во главе стратегического вуза.
Алибаева можно назвать ректором предыдущей эпохи, когда КНИТУ-КАИ мог показаться синекурой. Теперь, на фоне жесточайшего кадрового кризиса и мощнейших вызовов для ОПК, опорному авиационному и машиностроительному вузу нужен человек, способный совершить чудо. Найдется ли такой после стольких лет безвременья?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 132
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.