Беспрецедентное и по масштабам, и по формату решение вынесла антимонопольная служба, обязав ПАО «МТС» перечислить в бюджет 3 млрд рублей незаконно полученного дохода. Столько компания получила, повысив тарифы на 8%. Для телеком-гиганта с выручкой в 422 млрд рублей это капля в море, но ряд экспертов считают происходящее плохим звоночком: мол, отрасль душат, а без телекома не будет экономики. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Антимонопольная служба обязала ПАО «МТС» перечислить в бюджет 3 млрд рублей незаконно полученного дохода
ФАС раскулачит МТС на 3 млрд рублей
Знаковое событие спряталось сегодня утром в релизе федеральной антимонопольной службы. 8 октября ФАС России признала ПАО «МТС» нарушившим закон о защите конкуренции: в апреле и мае 2024 года компания в среднем на 8% повысила стоимость услуг сотовой связи более чем для 30 млн абонентов. Все это было, по версии надзорного ведомства, экономически необоснованным и ущемляло интересы потребителей. Неосновательное обогащение ФАС насчитала на 3 млрд рублей — их оператор должен вернуть, но не абонентам, а в казну. Впервые в истории российского телекома.
«Такая мера изъятия необоснованно полученного дохода от повышения тарифов и перечисления средств в бюджет применена ведомством впервые при установлении такого правонарушения. ФАС России считает, что она соразмерна и будет способствовать эффективному предотвращению подобных недобросовестных практик среди операторов связи», — подчеркивает в релизе регулятор.
Помимо перечисления дохода, оператор должен снизить тарифы для абонентов, которых коснулось увеличение стоимости услуг сотовой связи.
«Мы изучаем поступившие из ФАС документы. Решение о дальнейших действиях, включая их возможное оспаривание, компания примет по итогам оценки», — обтекаемо прокомментировала пресс-служба МТС в Татарстане, не ответив на вопрос, были ли татарстанцы в числе этих 30 млн пострадавших абонентов.
Чистая прибыль МТС за 2023 год взлетела на 54% до 48 млрд рублей, а выручка подросла на 7,8% в годовом выражении и составила 422 млрд рублей
«МТС мог заработать на этом повышении куда больше»
Насколько эти 3 млрд рублей окажутся критичными? Как следует из отчетности компании по РСБУ, чистая прибыль МТС за 2023 год взлетела на 54% до 48 млрд рублей, а выручка подросла на 7,8% в годовом выражении и составила 422 млрд рублей. Т. е. в казну придется отдать меньше 1% выручки.
Подробно тарифную сетку и экономику компании проанализировали и антимонопольщики. Прогнозные цифры в бюджете на 2024 год в решении, конечно, замазаны, но ФАС приходит к выводу, что они ничего не решают: т. к. представленный МТС бюджет-2024 «не утвержден организацией, а является аналитическим документом», рассматриваемые материалы не могут являться экономическим обоснованием повышения тарифов. Равно как и рост капзатрат: компания не смогла его подтвердить документально. А рост расходов на радиочастотный спектр меньше, чем рост тарифов. В любом случае ФАС уверена, что рост выручки ПАО «МТС» за первое полугодие 2024-го (на 19,6 млрд рублей) даже без учета дополнительного дохода от повышения тарифов полностью покрывает рост расходов компании в размере 15,4 млрд рублей. Тем более что рост чистой прибыли за полугодие составил 17,6 млрд рублей. «Таким образом, объем собственных средств для осуществления хозяйственной деятельности является достаточным, дополнительного повышения тарифов не требовалось», — заключает ФАС.
Интересно другое. Как обращают внимание эксперты, тарифы повышают все, а 8% не такие уж сумасшедшие величины. Но в тарифообразовании есть хитрый момент. «Обычно компании вводят новый тариф, дороже старых, и не продают прежние. Абоненты со временем перетекают на новые — их заманивают дополнительными опциями, например. Всем же звонили с „более выгодными предложениями для постоянных клиентов“. Действующие тарифы повышают реже, видимо, это и привлекло внимание ведомства. Но 3 миллиарда рублей — несопоставимые деньги по сравнению с тем, какой рост выручки и прибыли демонстрирует компания. Убежден, что могли заработать на этом повышении они куда больше», — говорит один из экспертов.
«Если взять 8 процентов от средней выручки с 30 миллионов абонентов, то получится чуть более 900 миллионов рублей ежемесячно, — подсчитал по просьбе „БИЗНЕС Online“ Илья Шантилин, ведущий аналитик Telecom Daily, убежденный, что действия ФАС — попытка регулирования тарифов нерыночными методами. — Рост на 8 процентов — это корректировка на уровень инфляции. Далее процитирую отчет МТС за 2023-й: „По итогам 2023 года показатель ARPU (средняя выручка на одного пользователя — прим. ред.) увеличился на 6 рублей и составил 379 рублей. На рынке сохраняется опережающий рост выручки, обусловленный ежегодной корректировкой стоимости услуги (на 4,7%, в то время как абонентская база выросла только на 1,4%) как большинством федеральных операторов, так и рядом региональных игроков“».
По мнению Бойко, участь МТС может ждать и других российских операторов
«Сегодня курицу бросают в суп»
«Это удивительное решение, особенно необъяснимым выглядит изъятие „необоснованно полученного дохода“ в пользу не абонентов, а бюджета. Размер изымаемых средств — порядка 8 процентов от чистой прибыли МТС за I квартал 2024 года. Если брать прибыль от телекома, то процент окажется еще выше — весьма чувствительное изъятие», — оценил по просьбе нашего издания профильный аналитик, автор телеграм-канала abloud62 Алексей Бойко.
Повышение стоимости тарифов на 8% нельзя считать серьезным, отмечает эксперт, как с учетом инфляции, так и с учетом того, что расходы операторов по ряду направлений растут катастрофически. «Например, после отмены регулятором льготы на оплату „частот LTE“ выплаты операторов государству по данной статье выросли в 10 раз с начала 2024 года, — говорит он. — Невозможность повышения цен станет негативно сказываться на качестве поддержания и темпах развития существующей телеком-инфраструктуры в стране, и это постепенно будет замечено и пользователями, по крайней мере в отдельных местах».
По мнению Бойко, участь МТС может ждать и других российских операторов. «Четких объяснений, почему операторам нельзя повышать тарифы, как это происходит, например, на рынке жилищно-коммунальных услуг, рынку не предъявлено, но попытки операторов повышать тарифы уже не раз называли необоснованными экономически. В итоге можно с уверенностью говорить о росте давления на операторов „налогово-выплатно-штрафного“ пресса», — отмечает он.
Часто можно услышать, что стоимость услуг связи в России — одна из самых низких в мире, но, по мнению эксперта, нет смысла сравнивать цены на услуги связи в РФ и других странах. «Стоило бы сравнивать доли расходов на телеком-услуги в России и других странах в бюджетах домохозяйств и отдельных абонентов. В целом это вредный показатель с точки зрения попыток его жестко контролировать. Хорошая связь в условиях такой страны, как РФ, то есть государства с большой территорией и малой плотностью населения, не может быть дешевой из соображений здравого смысла. Если держать тарифы стабильными, получим стагнацию или ухудшение работы сетей связи, задержки с освоением и внедрением новых технологий, снижение качества услуг», — прогнозирует Бойко. И такая оценка довольно популярна.
«Если представить телеком как курицу, которая когда-то несла золотые яйца, еще лет 20 или 15 назад все было безоблачно, а потом золотые яйца превратились в обычные. Сегодня курицу бросают в суп, и суп вкусный будет, я в этом уверен, и деньги заплатит, если уж додавят. С супчиком-то все будет хорошо, вот только с деградацией связи что делать, непонятно», — практически дублирует его в голосовом сообщении в собственном канале Эльдар Муртазин, владелец Mobile Research Group.
«Я уже много раз говорил: мы проходим через точку невозврата, это, скорее всего, уже будет в декабре текущего года. Дальше отсчитаем полгода, и сети начнут сыпаться. Не потому что там работают вредители, а потому что в телекоме нет денег. Когда мне припоминают, говорят: а они богатые, у них есть деньги — нет денег на развитие. Нет денег на что-то дельное, как в прошлые годы. Посмотрите инвестиции, капексы (капитальные расходы — прим. ред.), которые есть, пересчитайте к прошлому году, посмотрите, как сильно у нас сузилось количество инвестиционных проектов компаний и развитие. В общем-то там все говорит само за себя. И это в то время, когда нам надо развивать российскую микроэлектронику. Я вообще избегаю громких фраз, но мне кажется, что это системный подход чиновников, которые разрушают одну из основных и ключевых для России отраслей. Без телекома не будет экономики. Вообще ни в каком виде», — бьет тревогу Муртазин.
ФАС выполняет свою основную функцию — пресекает историю, когда крупный игрок на рынке сознательно завышает цены
«Тарифная политика у нас в стране должна жестко регулироваться»
ФАС выполняет свою основную функцию — пресекает историю, когда крупный игрок на рынке сознательно завышает цены, оценивает решение в разговоре с «БИЗНЕС Online» экс-советник президента РФ по интернету, руководитель компании LiveInternet Герман Клименко. «Тарифная политика у нас в стране должна жестко регулироваться. И та сумма, которую ФАС сейчас предъявила МТС, с одной стороны, не радует, я, в общем-то, не сторонник того, чтобы бизнес жестко штрафовали, он все-таки должен развиваться, но это сигнал для всех крупных игроков рынка, что нужно аккуратно следить не только за тарифной политикой, но еще и за своим местом на рынке», — отмечает эксперт.
Сумма в 3 млрд рублей вряд ли нарушит финансовое равновесие такой крупной компании, как МТС, но при этом дает четкий сигнал всем операторам в стране, отмечает он. «Роль все-таки у компаний типа МТС, „Билайн“, „Мегафон“ не только бизнесовая, но и социальная, потому что, от того как они ведут себя по тарифам, зависит очень много внутри нашей экономики, — говорит Клименко. — С одной стороны, позиция операторов понятна, у нас меняется курс доллара, затруднены поставки оборудования. Они стремятся к тому, чтобы переложить затраты на потребителей. Точно так же понятно, что государство должно следить при такой структуре экономики, чтобы игроки рынка, которые занимают существенную роль, с тарифами вели себя крайне аккуратно и согласовывались с государством. Я думаю, что МТС делает выводы точно так же, как и остальные операторы».
Но почему бы незаконно полученные, по мнению ФАС, деньги не вернуть абонентам? Клименко отвечает, что ущерб клиентов трудно посчитать: «Мы знаем о том, что пользователи были переведены на тарифы, но не знаем, ни сколько их, ни какая сумма, потому что кто-то ушел, кто-то поменял тариф и так далее. Пользователи в течение года очень многое меняют. Поэтому, конечно, выплатить можно всем по 30 рублей или 50, но здесь же вопрос какой-то системы наказания. Это как с персональными данным, когда мы говорим, что при утечке нужно каждому возместить ущерб. А как его посчитать? Сделать подсчет убытков будет гораздо сложнее, проще заплатить штраф государству и сделать выводы. Либо снизить тарифы — тут еще вопрос интересный, что произойдет с тарифами МТС: снизят ли они их, вернут ли в предыдущее состояние или штраф заплатили, и дальше работаем».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.