«Скажите все-таки, пожалуйста: это насильственное замедление (за счет жесткой денежно-кредитной политики, увеличения налогового пресса и так далее) или есть какие-то объективные причины?» — интересовалась депутат Госдумы Оксана Дмитриева прогнозами замедления роста российской экономики на заседании комитета по бюджету и налогам, который начал рассматривать проект бюджета на три года. О том, как министр экономического развития РФ Максим Решетников открещивался от обвинений, министр финансов России Антон Силуанов оправдывался за медленное распределение субсидий регионам, а депутат от Татарстана Айрат Фаррахов уточнял, создает ли бюджет условия для снижения ключевой ставки, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
В Москве прошло заседание комитета по бюджету и налогам, который начал рассматривать проект бюджета на три года
Рост экономики замедлится до 2,5%, а инфляция опустится до 4,5% в 2025 году
Впечатляющий состав участников собрало накануне в Госдуме заседание комитета по бюджету и налогам, где депутаты начали пристально рассматривать проект бюджета на ближайшие три года. На Охотном ряду появились министр финансов РФ Антон Силуанов, министр экономического развития РФ Максим Решетников, глава Счетной палаты РФ Борис Ковальчук и зампредседателя Центробанка Алексей Заботкин. Все сели во главе длинного стола в том зале заседаний, где летом комитет тщательно обсуждал каждую поправку к законопроекту о налоговой донастройке. В нынешнем бюджете на трехлетку эти результаты тоже учли. Как отметил Ковальчук, эффект от налоговых новаций в 2025 году оценивается в 3,6 трлн рублей и достигнет 6,3 трлн в 2027-м.
Начали с основных параметров документа, условившись ежедневно рассматривать каждую госпрограмму по отдельности. «Нам предстоит проверить каждую цифру в бюджете, посмотреть, насколько эффективно предлагается расходовать те огромные средства, и рассмотреть, что необходимо сделать», — предупредил председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. По его словам, бюджет сверстан, опираясь на три ключевых приоритета — выполнение всех социальных обязательств государства, обеспечение обороноспособности и безопасности (речь не только о вооружении, но и о социальных гарантиях военнослужащим и их семьям), а также технологическое лидерство страны.
Решетников сразу признался, что за последние полгода его ведомство пересмотрело прогнозные сценарии и «многие параметры улучшены». Однако рост ВВП страны в ближайшие три года будет неуклонно снижаться. Если в этом году рост экономики составит 3,9%, то уже в 2025-м сократится до 2,5%, в 2026-м прогнозируется на уровне 2,6%, а в 2027-м — 2,8%. Как позже отметит Ковальчук, ключевые риски этого прогноза — возможное ужесточение денежно-кредитной политики и ограничения на рынке труда, которые, видимо, могут затормозить экономику еще сильнее.
Также замедляться будут инвестиции: по итогам 2024-го рост составит 7,8%, а уже в следующем — всего 2% из-за «эффекта высокой базы». «Основой станут собственные средства предприятий», — ожидает Решетников.
Андрей Макаров: «Нам предстоит проверить каждую цифру в бюджете, посмотреть, насколько эффективно предлагается расходовать те огромные средства, и рассмотреть, что необходимо сделать»
Промпроизводство тоже сбавит обороты и в среднем ближайшие три года будет расти на 2,3% в год. При этом драйвером будет обрабатывающая промышленность, которая станет расти в среднем более 3% в год. На фоне роста отечественного производства темпы роста импорта будут замедляться. Но в то же время потребительский спрос, как ожидают в минэкономики, будет расти. В его основе — увеличение реальных денежных доходов населения за счет роста зарплат, социальных выплат, индексации пенсий и сохранения низкого уровня безработицы в ближайшие три года.
По ценам на нефть у правительства нет больших иллюзий: ожидается «планомерное» (не резкое!) снижение — с $83,5 за баррель в 2024-м до $74 к 2027 году. При этом экспортная цена на российскую нефть также будет иметь негативный тренд — снижение с $70 за баррель в 2024-м до $65,5 в 2027-м. Впрочем, в Счетной палате предупредили: есть риск недополучить запланированные средства из-за неблагоприятной внешнеэкономической ситуации.
В то же время, по словам Решетникова, сохраняется дальше тренд на ослабление рубля, однако в 2025–2027 годах курс будет «крепче, чем прогнозировали в апреле». Инфляция, как сказал глава минэкономики, тоже начала замедляться. «Ожидаем, что тренд продолжится в 2025-м и в 2026-м показатель выйдет на целевой уровень Банка России», — заявил Решетников. Т. е. уже в следующем году с нынешних официальных 7,3% инфляция должна опуститься до 4,5%.
Заместитель председателя Центробанка Заботкин подтвердил, что регулятор продолжит проводить политику, направленную на возвращение инфляции к цели, — на уровне 4%. «Очень важно вернуться к условиям ценовой стабильности, потому что только в этих условиях можно обеспечить сбалансированное развитие экономики и предсказуемость условий для развития бизнеса», — отметил он. Поэтому в ЦБ приветствовали возвращение бюджета к нулевому первичному дефициту как к фактору стабильности макроэкономической политики.
По социальным обязательствам Силуанов выделил то, что с 2025-го все пенсии (в том числе работающим пенсионерам) будут проиндексированы на уровень инфляции этого года, т. е. на 7,3%
ЦБ радовался сокращению льготного кредитования, а в Счетной палате призывали скорее распределить межбюджетные трансферты
Министр финансов РФ Силуанов заверил, что бюджет — это как раз тот ресурс и источник, который позволит реализовать все поставленные президентом России Владимиром Путиным задачи. Приоритеты выбраны как раз те, о которых уже говорил Макаров, и в нацпроектах детально расписаны ключевые точки и ожидаемые результаты. «По ним более подробно можно посмотреть, что дает каждая копейка, заложенная в бюджете», — указал министр.
Так, по социальным обязательствам Силуанов выделил то, что с 2025-го все пенсии (в том числе работающим пенсионерам) будут проиндексированы на уровень инфляции этого года, т. е. на 7,3%. На «детский бюджет» на три года заложили 10 трлн рублей, из них 4 трлн пойдут на выплату единого пособия на детей. Всего этой мерой поддержки планируют «охватить» 10 млн человек. В то же время проиндексируют маткапитал — также на уровень инфляции. В итоге на первого ребенка он составит 676 тыс. рублей, а на второго — 893 тыс. рублей. С 2026 года появится «семейная налоговая выплата» для тех семей, у кого два и более ребенка, а доход составляет 1,5 прожиточного минимума. Кроме того, продлена семейная ипотека, но в урезанном варианте.
Тут отметим, что в ЦБ особенно радовались сокращению программ льготного кредитования, поскольку они «сильно влияют на инфляционные риски» и снижают эффективность действий ЦБ. «Совокупный объем всех программ льготного кредитования должен быть незначительным по сравнению с общим кредитованием экономики», — подчеркнул Заботкин.
Также Силуанов пообещал, что здравоохранению выделят дополнительный триллион, как просил президент. «Так это и сделано», — добавил министр, уточняя, что средства пойдут на борьбу с «ключевыми болезнями» — онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями. Также продолжится поддержка ранее реализованных программ, таких как модернизация первичного звена, реконструкция роддомов и прочее.
Также Силуанов пообещал, что здравоохранению выделят дополнительный триллион, как просил президент
В сфере образования тоже будут продолжать те проекты, которые «себя хорошо зарекомендовали». А это строительство и ремонт школ и детсадов. Например, только на капремонт школ к базовым 60 млрд рублей добавят еще по 15 млрд ежегодно. Т. к. есть потребность в среднем специальном образовании, то техникумы тоже получат «дополнительный ресурс» — еще 50 млрд рублей за три года. Обещали также провести капремонт в 800 общежитиях до 2030-го. На музеи, театры и библиотеки направят 70 млрд рублей за три года, а 28 млрд — на ремонт 350 спорткомплексов.
Об обороноспособности и безопасности Силуанов предпочел не говорить. Сказал лишь, что этой теме было посвящено отдельное закрытое совещание. Уже известно, что расходы вырастут с планировавшихся ранее 8,5 трлн рублей до 13,5 триллиона.
А вот по направлению технологического лидерства минфин запланировал на 2025 год 1,7 трлн рублей с повышением до 2,3 трлн к 2027-му. «Рост удвоен», — подчеркнул министр, напоминая, что в 2024-м по данной статье расходов был выделен всего 1 трлн рублей. Все эти деньги пойдут на проекты, которые начинали в последние три года. Например, в авиастроении — МС-21 «Суперджет», «Ансат», Ка-62 получат дополнительное финансирование — более 50 млрд рублей ежегодно. Все это необходимо для «придания необходимого качества авиатехнике».
Только на капремонт школ к базовым 60 млрд рублей добавят еще по 15 млрд ежегодно
Отдельные расходы предусмотрены на судостроение, поскольку есть задача нарастить компетенции и создать свои двигатели, т. к. раньше закупали импортные. На это в 2025 году потратят порядка 11 млрд рублей. Также дополнительные финансы пойдут на радиоэлектронику, станки, беспилотные системы, докапитализацию фонда развития промышленности.
Из новаций Силуанов отметил проект по развитию робототехники, поскольку есть цель войти в топ-25 стран по плотности роботизации. «Мы должны в 7 раз нарастить плотность промышленных роботов. На эти цели предусмотрено от 10 миллиардов в 2025 году до 53 миллиардов в 2027-м», — заявил министр. Для этих программ не только предусмотрены бюджетные деньги, но и на них рассчитан федеральный налоговый вычет, который обещали при налоговой донастройке.
Также в планах главы минфина развитие инфраструктуры, «несмотря на ограничение бюджетных ресурсов». Например, на дороги ассигнования будут в течение трех лет расти — более 1 трлн 300 млрд рублей. Профинансировать планируется развитие городской среды, комплексное развитие сельских территорий и развитие коммунальной инфраструктуры. Отдельно Силуанов выделил ВСМ. На проект предусмотрено 28 млрд бюджетных средств, а еще 300 млрд из ФНБ, чтобы в 2028 году запустить первые поезда между Москвой и Санкт-Петербургом.
Из новаций Силуанов отметил проект по развитию робототехники, поскольку есть цель войти в топ-25 стран по плотности роботизации
Как Силуанову «прилетело» за медлительность кабмина
А что регионы? «Задача — обеспечить устойчивость региональных финансов, чтобы регионы полностью обеспечивали свои обязательства, а они в первую очередь перед людьми», — пояснил Силуанов. По его словам, минфин продолжит заниматься «сбалансированностью бюджетов», а дотации на выравнивание будут проиндексированы. Силуанов считает, что хорошо себя зарекомендовали инфраструктурные бюджетные кредиты. «В рамках списания задолженности по кредитам перед федеральным бюджетом регионы получат дополнительный ресурс в следующей трехлетке — 650 миллиардов рублей из 1 триллиона 100 миллиардов», — сказал министр. Эти деньги пойдут на коммунальную инфраструктуру и другие проекты, которые будут специально отбирать. Дополнительно в регионы за три года направят 150 млрд рублей — за счет увеличения акцизов на алкоголь.
В свою очередь Ковальчук отметил, что общий объем межбюджетных трансфертов на 2025-й определен в размере 3,3 трлн рублей. Но на момент внесения проекта бюджета в Госдуму распределили всего 12,5%, тогда как еще год назад показатель превышал 30%. «Чем раньше мы сможем осуществить распределение межбюджетных трансфертов, тем проще будет региональным властям, муниципальным образованиям работать над формированием своих бюджетов», — указал он.
На этот недостаток минфину указал и Макаров. При такой скорости федерального центра субъектам крайне сложно формировать собственные бюджеты, которые учитывают вливания из Москвы, переживал депутат. Утверждаются новые нацпроекты и программы, субсидии, идет «активнейшая работа» в министерствах и ведомствах, надо ко второму чтению определить приоритеты вместе с регионами, оправдывался ранее Силуанов на слушаниях в Совфеде.
Такое решение — подготовить конкретику ко второму чтению — Думе не понравилось. В прошлом году параметры 54 трансфертов для субъектов пришлось корректировать ко второму чтению после первого, вспомнил Макаров. «Что в итоге внесло не понимание для регионов, а абсолютное непонимание, какие же средства они будут получать», — негодовал парламентарий. К слову, Татарстан как раз недавно принял бюджет в первом чтении с оговоркой, что федеральные трансферты в нем пока не прописаны.
«[Федеральные] министерства и ведомства решили, видимо, что, раз нам нельзя править во втором чтении, мы не будем представлять в первом. <…> Это очень важный вопрос. Ко второму чтению мы должны приблизиться к распределению практически 100 процентов трансфертов, то есть к тому, что мы делали с вами все предыдущие годы. <…> Но методики распределения [средств по регионам] должны быть представлены к нам в комитет заранее. Чтобы не получилось так, что методики нам придется утверждать одновременно с распределением», — подчеркнул Макаров и предупредил ведомства, «благополучно решившие» проблему первого чтения, что второе они так же легко не пройдут.
Силуанов углубился в документы, почесал голову и, казалось, делал вид, что претензию комментировать не собирается. «Антон Германович, вы отреагируете как-то?» — спросил Макаров. Министр согласился, что ведомства должны «как можно быстрее» дать ясность регионам по объемам финансирования. «Такую работу мы в правительстве ускорим», — пообещал он.
Расходы на обслуживание госдолга в 2025 году вырастут втрое по сравнению с 2021-м, хотя траты на образование увеличатся всего в 1,5 раза, на здравоохранение — на 23%, атаковала Дмитриева уже министра финансов
Решетников: «Мы не исходим из того, что у нас с вами идет какое-то замедление…»
А далее перешли к вопросам из зала. Депутата Оксану Дмитриеву волновали причины заложенного в прогноз «резкого» падения темпов роста экономики (с 3,9% в 2024 году до 2,5% в 2025-м) и доходов (рост на 24% в 2024 году, а в 2025-м — почти в 2 раза меньше). Объективных признаков для такого замедления нет, а значит, «появляются субъективные», рассуждала парламентарий. «Скажите все-таки, пожалуйста: это насильственное замедление (за счет жесткой денежно-кредитной политики, увеличения налогового пресса и так далее) или есть какие-то объективные причины?» — спросила она у Решетникова.
Слово «насильственное» заставило депутатов улыбнуться. Впрочем, министр остался серьезным и дал понять, что так же сильно расти, как в предыдущие два года, пока не получится. Экономика ранее росла на вводе дополнительных свободных мощностей, сокращении безработицы и «расширении бюджетного стимула» (проще говоря, наращивании бюджетных трат). Сейчас же почти все мощности и трудовые ресурсы задействованы, бюджетная политика нормализуется, а денежно-кредитная политика стала жестче.
«Мы не исходим из того, что у нас с вами идет какое-то замедление экономического роста. Скорее мы переходим на более такую стабильную, без падений и рывков, траекторию экономического роста», — указал глава минэкономразвития РФ. Выходило, что замедления экономики нет, а есть стабильный рост. Хотя «рывки», пожалуй, и не помешали бы.
Расходы на обслуживание госдолга в 2025 году вырастут втрое по сравнению с 2021-м, хотя траты на образование увеличатся всего в 1,5 раза, на здравоохранение — на 23%, атаковала Дмитриева уже министра финансов. «Вот какие благоприятные следствия для экономики от того, что так нарастили долг и выросли расходы на его обслуживание?» — спросила депутат. Да, расходы растут, потому что растут ставки. Как только ставки пойдут вниз, объем трат снизится, успокаивал Силуанов и предлагал смотреть не на абсолютные цифры, а на то, какую долю в бюджете занимают расходы на госдолг: «Мы здесь не видим какого-то критичного уровня и какой-то опасности, потому что источники для выплат есть». А не занимать нельзя — средств ФНБ в таком случае хватило бы на год.
«Как я поняла из вашего выступления, кредиты вообще не нужны для инвестиций, это плохо», — дошла Дмитриева и до зампреда ЦБ Заботкина. Депутат интересовалась, какой объем трат компаний в виде инвестиций составляют заемные средства. По данным Росстата, в общем объеме инвестиций 20% дает государство, а остальные 80% в пропорции 2 к 1 — собственные и долговые средства. «Собственный капитал является основным источником, и на текущий момент компании в состоянии финансировать свои инвестиции за счет собственных средств», — убеждал представитель Банка России. Он подчеркивал, что финансовые результаты предприятий улучшаются, растут. В стройке и недвижимости рост сразу в 4 раза за последние пять лет, в сельском хозяйстве — в 4,5 раза.
Бюджет сбалансированный, очень низкий дефицит, радовался параметрам Айрат Фаррахов
«Всех задевает банковская прибыль высокая»
Коммунист Евгений Бессонов грезил тем, чтобы «перенаправить» прибыль и так хорошо живущих банков, нефтяников и ретейлеров в сельское хозяйство и промпроизводство. «Чтобы у нас люди работали в реальном секторе и производили продукт. Прибавочная стоимость создается только там, где создается продукт, а банки, ретейл ничего не дают», — настаивал депутат. Планируется ли отменять вывозную пошлину, также интересовался Бессонов и упоминал, что «крестьяне кричат».
«Всех задевает банковская прибыль высокая. Вы знаете, и да и нет», — улыбался Силуанов. Да, прибыль банков в этом году, может быть, даже выше, чем в прошлом, больше 3 трлн рублей. Но на фоне ковида и «после 2022-го» для банков ввели серьезные послабления по уровню капитала, а сейчас они отменяются и банкам нужны деньги. Внешнего финансирования нет, так что выручат только банки, а им нужен серьезный капитал, чтобы давать деньги в экономику, раскладывал Силуанов и подчеркивал, что не надо повышать налог на прибыль для кредитных организаций.
«И поэтому вот эта прибыль [банков], о которой мы все любим говорить „посмотрите, как выросла“, она же пойдет для того, чтобы банки давали кредиты! Да, они сегодня дороги, но, как только мы будем нормализовывать ситуацию с инфляцией, с ДКП (денежно-кредитной политикой — прим. ред.), кредиты тоже станут дешеветь», — указал министр.
В прошлом году общий результат всей экономики — 33 трлн рублей, а у банков — 3 трлн, защитит позже банкиров и Заботкин. «Каждый рубль налогов, изъятый из банков, снижает способность банков выдавать кредиты на 10 рублей», — подсчитали в ЦБ.
Бюджет сбалансированный, очень низкий дефицит, радовался параметрам Айрат Фаррахов. Депутата Госдумы от Татарстана интересовало, создает ли такой бюджет условия для снижения ключевой ставки. Вопрос был адресован Решетникову, но министр перевел его ЦБ. «Вопрос ставки в их компетенции. Мы исходим из того, что, безусловно, бюджетная политика нормализуется, бюджетный импульс существенно сокращается, и это создает условия для снижения инфляционного давления», — указал министр. Правда, оставалось неясным, каким образом «бюджетный импульс» должен сократиться с учетом закладываемого роста расходов. Тем не менее в 2025 году минэкономразвития обещает инфляцию на уровне 4,5% (с чем не соглашается ряд экспертов). Ответить представителю ЦБ не дал Макаров, дескать, требовать ответа, как будет дальше, «не совсем корректно». Позже на пресс-подходе Заботкин уточнит, что ЦБ допускает возможность еще одного повышения ставки на заседании в конце октября.
В перерыве Фаррахов пояснил «БИЗНЕС Online», что бюджет — это всегда инструмент для снижения проинфляционных рисков. «Всегда внесение бюджета и сам бюджет являлись высокостабилизирующим фактором для инфляционных ожиданий, ключевой ставки. Мы видим, что ставка растет. Еще будут два заседания до конца года. На мой взгляд, бюджет должен положительно повлиять на динамику инфляции», — сказал депутат.
По его словам, бюджет тем не менее «хороший и сбалансированный», при этом с минимальным дефицитом за последние годы. Что касается Татарстана, то, считает Фаррахов, пока рано рассуждать о влиянии федерального бюджета, т. к. еще нет «постатейного распределения». «В субъектах, где уже приняты бюджеты, они будут меняться, поскольку появятся новые цифры», — напомнил он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.