После ошеломительного успеха первого «Джокера» его сиквел «Джокер: Безумие на двоих» оказался настоящим разочарованием, причем как для зрителей, ожидающих продолжения анархической драмы о самом харизматичном антигерое, так и для критиков, присмотревшихся к экспериментальности первой части. Однако ни звездный дуэт Хоакина Феникса и экстравагантной Леди Гаги, ни заоблачный бюджет в $200 млн не спасли судебную драму-мюзикл от клейма «самой провальной кинофраншизы, снятой по комиксам». О том, как Тодду Филлипсу удалось свести триумфальность переосмысленной истории самого мрачного клоуна на нет, — в материале «БИЗНЕС Online».
В первом фильме в образе Джокера в исполнении Хоакина Феникса многие зрители увидели героизацию персонажа-психопата, оправдание насилия и даже терроризма
Попытка успеха
Первый фильм «Джокер» (2019) режиссера Тодда Филлипса стал настоящим культурным феноменом, сочетая в себе элементы психологической драмы и социального комментария. Картина постепенно с мельчайшими подробностями погружала зрителя в историю Артура Флека — неудачливого стендап-комика, вынужденного подрабатывать клоуном, теряющего связь с реальностью и потому трансформирующегося в условного, а не абсолютного комиксового злодея. Благодаря своим выходкам Флек стал символом анархического протеста против несправедливого общества в мрачном Готэме, хотя этого и не замышлял. В попытке противостоять системе он снова стал ее жертвой.
Ключевой сценой стало убийство телеведущего Мюррея Франклина в прямом эфире, позвавшего Артура для того, чтобы выставить его посмешищем как комика-неудачника. Не выдержав накала, он выдает, что и ранее убивал людей, но если бы убили его, то общество, которое и так об него ноги вытирало каждый день, даже не заметило бы этого. Далее Артур указывает на уличные беспорядки из-за социального неравенства, а богатые думают, что низкие слои населения не озвереют и не восстанут. И со словами «Что ты получишь, если смешаешь психически больного одиночку с обществом, которое игнорирует его и обращается с ним как с мусором?» убивает журналиста. Эта выходка и стала триггером, побудившим народ начать своего рода революцию, сделав Джокера главным символом свободы. Это также добавило очков в копилку хайпа вокруг первой части, поскольку в образе Джокера в исполнении Хоакина Феникса многие зрители увидели героизацию персонажа-психопата, оправдание насилия и даже терроризма. Но нужно отдать должное, что в других фильмах о Джокере нет этой психологической подоплеки, которая бы объясняла, почему Джокер стал Джокером. Чаще всего зритель видел просто психопата — антагониста главного героя Готэма Бэтмена.
Кроме всего прочего, фильм тогда в довесок был высоко оценен среди критиков благодаря актерской работе Феникса, завоевавшего в итоге за роль Артура Флека премию «Оскар». В итоге цепляющий визуальный стиль и заявка на исследование мрачных сторон психологии главного героя привели к тому, что «Джокер» стал настоящим блокбастером, собрав при бюджете $ 55 млн (в новой картине примерно эта же сумма составила только гонорар главных актеров и режиссера) более $ 1 млрд в мировом прокате (11 номинаций на «Оскар»), вызвав широчайший резонанс и тем самым выведя линию Джокера за рамки «нерукопожатного» в большом кино жанра комиксов.
На этом в своем роде беспрецедентная история первого «Джокера», как удавшегося эксперимента при большом количестве «но», могла бы счастливо закончиться, однако такой головокружительный успех не мог не «вдохновить» (спровоцировать) его создателей на попытку повторить свой успех. Увы, сорвать куш дважды студии Warner Bros не посчастливилось.
«Джокер: Безумие на двоих» вышедший в мировой прокат 4 октября, продолжает историю Артура, который после 6 убийств теперь находится на принудительном лечении в больнице Аркхем
Безумия на двоих не случилось
Сиквел «Джокер: Безумие на двоих» стал самой долгожданной премьерой Венецианского кинофестиваля. Фильм, вышедший в мировой прокат 4 октября, продолжает историю Артура, который после 6 убийств теперь находится на принудительном лечении в больнице Аркхем. Здесь он сталкивается с Харли Квинзел, роль которой исполнила Леди Гага. Вместо того чтобы доразвить темы, поднятые в первом фильме, приправив это настоящим безумством многообещающего дуэта, новая часть превращает историю в почти 2,5-часовой мюзикл с надоедливыми музыкальными номерами, а «безумие на двоих» тянет скорее на неудавшийся выпад двух маргиналов, где Артур, ранее воспринимаемый как трагический герой, предстает просто психологически расшатанным, потерянным человеком, а Харли — его сумасшедшей группи, которая в конечном счете, как и зритель, надеявшийся на апогей мрачного безумия, разочаровывается в нем.
Все действие разворачивается в двух некрасноречивых локациях — в зале суда и стенах больницы, где Артур дожидается окончательного вердикта. В зависимости от того, признают ли присяжные Флека глубоко больным человеком с раздвоением личности, зависит то, куда он отправится — на электрический стул или в психлечебницу. На вопрос, кем является главный герой — Джокером, Артуром Флеком или и тем и другим, — кажется, ответа у режиссера все-таки нет. В череде сумбурных диалогов, то и дело прерывающихся очередным пением, и судебных пересказов первой части и без того затянутое действие становится просто до зевоты скучным — вот чего точно не ждут фанаты, идя на Джокера с обещанным в названии «двойным безумством».
Конечно, на такой вариант истории о Джокере найдется свой зритель, который станет доказывать, что так оно в жизни и бывает — без лихого экшена и пафосных взрывов за спиной вновь обведшего вокруг пальца антагониста. Однако о подобной нереалистичности во втором «Джокере» говорить не приходится как минимум из-за того, что судебный процесс над главным героем проходит открыто и вновь становится трибуной для выходки фрика-террориста. Очень натурально.
Попытка перевернуть первого «Джокера», неудавшаяся «химия» между главными персонажами и неумелое сочетание мюзикла с мрачной психологической драмой по итогам просмотра картины ожидаемо многих зрителей заставили почувствовать себя обманутыми
Помимо этого, второй «Джокер» неизбежно становится метавысказыванием по отношению к первой части, что логично для сиквела, но выглядит это как черновая попытка Тоддом Филлипсом понять, что же он такого сделал в первом «Джокере», что вызывало такую реакцию общественности. И подобный разбор полетов, приправленный попыткой развенчать героический ореол преступника, вряд ли привлечет зрителя, ведь сиквел тем самым ни становится эпилогом первой части, ни предстает как самостоятельное высказывание.
Конечно, можно подумать, что фильм как раз и нацелен на то, чтобы опрокинуть ожидание зрителя и донести некую иную, чуть ли ни библейскую мораль. Однако вся картина, как и суть главного персонажа в ней, обнуляются и соответствующий финал не оставляет вопроса о том, собирается ли Филлипс и дальше эксплуатировать Джокера. Но если вдруг третья часть все-таки случится, а для этого в фильме есть небольшая зацепка, то похоже это будет уже не на смелый режиссерский шаг, а на кощунственное избиение трупа Джокера, который, как теперь мы можем понять, не спасут ни танцы, ни $ 200 миллионов.
В фильме есть одна прекрасная вещь — игра Феникса, которую ни один плохой сценарий не перекроет
Попытка перевернуть первого «Джокера», неудавшаяся «химия» между главными персонажами и неумелое сочетание мюзикла с мрачной психологической драмой по итогам просмотра картины ожидаемо многих зрителей заставили почувствовать себя обманутыми. Более того, разошедшийся о провальности картины слух после ее показа на Венецианском кинофестивале предрек полный провал в кассовых сборах. Фильм собрал лишь $ 46 млн вместо ожидаемых $ 450 млн, которые могли хотя бы отбить его бюджет. Кассовые показатели фильма упали на 81% по сравнению с дебютным уик-эндом, и такие сборы во вторые выходные ($ 7,055 млн по данным Deadline) стали худшими в истории картин по комиксам. Сборы фильма «Марвелы», к примеру, во второй уик-энд упали на 78,1%.
Но все же в фильме есть одна прекрасная вещь — игра Феникса, которую ни один плохой сценарий не перекроет. А чего только стоит трансформация его тела (ради роли он сильно похудел)! Введение в актерский состав Гаги, которая как королева эпатажа поп-сцены могла бы воплотить суперзлодейку Харли Квинн и стать королевой Готэма, себя не оправдало. Режиссер не раскрывает ее истинных мотивов, почему дочь богатых родителей вдруг заинтересовалась отбором общества, а если она также безумна, то это осталось где-то за кадром. Было ощущение, что ее позвали лишь для того, чтобы исполнить музыкальные партии.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.