«Мы региональный оператор, не орган исполнительной власти. Никого не можем штрафовать. Направляем регулярно документы и в минэкологии, и в МВД, но случаев таких меньше не становится», — комментирует гендиректор УК «ПЖКХ» и депутат Госсовета Татарстана Евгений Чекашов внесенные в парламент поправки к республиканскому Кодексу об административных нарушениях. Компания предлагает дополнить КоАП статьей, которая вводит штрафы за нарушения при сбросе мусора. Например, если в контейнер для ТКО сбросили строительные отходы, ветки или автомобильные шины. Штраф для граждан — максимум 5 тыс. рублей, а вот для бизнеса — уже миллион. Детали — в материале «БИЗНЕС Online».
В Татарстане планируют наказывать за нарушение правил сбора и вывоза отходов. Соответствующий законопроект внесли в Госсовет РТ, а сегодня он появился и на портале парламента
Сбросил мусор не туда — штраф до миллиона
Месяц назад, комментируя «БИЗНЕС Online» сложности с вывозом мусора в Казани, региональный оператор западной зоны Татарстана УК «ПЖКХ» призывал к поправкам к Кодексу РТ об административных правонарушениях «в части ужесточения контроля и наказания» за незаконный вывоз и складирование отходов. Тогда конкретики не было, а сегодня утром стало понятно, чего именно хочет регоператор. Гендиректор УК «ПЖКХ» и недавно избранный депутат Госсовета республики Евгений Чекашов внес в парламент Татарстана поправки к КоАП РТ, призванные покарать нерадивых граждан и так называемых серых возчиков.
Законопроект был внесен в Госсовет республики 10 октября, а сегодня появился на портале парламента. Предлагается внести в кодекс новую статью 3.18 — «Нарушение требований правил благоустройства, касающихся порядка проведения работ по накоплению, сбору и вывозу отходов». Она вводит ответственность за нарушение правил благоустройства, касающееся «порядка проведения работ по накоплению, сбору и вывозу отходов».
Причем речь идет о нарушениях, не повлекших нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований. Сейчас за таковые ответственность в законодательстве Татарстана не установлена, отмечается в пояснительной записке к инициативе. О каких конкретно нарушениях идет речь:
- несоблюдение требований к правилам обустройства места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), установленных органами местного самоуправления;
- создание препятствия для осуществления ручной или механизированной уборки территории, выполнения работ хозяйственно-бытового назначения, сбора и транспортирования отходов от места (площадки) накопления ТКО;
- размещение крупногабаритных отходов за пределами мест (площадок) накопления ТКО;
- разгрузка, складирование, размещение отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, в местах (на площадках) накопления ТКО. Согласно федеральному классификационному каталогу отходов, к ТКО относятся в том числе отходы из жилищ, мусор и уличный смет, мусор от офисных и бытовых помещений организаций и др.
Главными выглядят последние два пункта. Если перевести с законодательного языка на более простой, нарушениями предлагается считать сброс крупногабаритного мусора за пределами мусорных площадок (например, когда предметы оставляют около них) и выброс всех тех отходов, которые к ТКО не относятся. О чем речь? Ранее УК «ПЖКХ» жаловалась, что в контейнерах оказываются, например, строительные отходы после капитального ремонта жилых помещений, отходы от содержания зеленых насаждений (кряжи, ветви, листва, древесные остатки) и старые автомобильные шины, покрышки и камеры. Ветки образуются вне жилых помещений, строительные отходы и шины относятся не к ТКО, а к отходам производства и потребления IV–V классов опасности. Это значит, что их нужно складировать отдельно и вывозить согласно заключенному возмездному договору. Такова позиция регоператора.
В тексте Чекашов предлагает прописать и наказание за нарушение новой статьи 3.18. За первое нарушение для граждан штраф составит от 1 тыс. рублей до 2,5 тыс. рублей; для должностных лиц — от 15 тыс. рублей до 30 тыс. рублей; для юридических — от 200 тыс. рублей до 500 тыс. рублей. Если нарушение совершено повторно в течение года, штрафы увеличиваются: от 2,5 тыс. рублей до 5 тыс. рублей для граждан; от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей для должностных лиц; от 500 тыс. рублей до 1 млн рублей для «юриков». Таким образом, максимальное наказание для компании — миллион рублей.
Евгений Чекашов: «Вместо того чтобы везти мусор на полигон, привозят на контейнерную площадку. Вот образуются те навалы, которые мы сейчас видим»
Составлять протоколы будут чиновники, а не МВД?
Что еще? Административные комиссии муниципалитетов предложено наделить правом самостоятельно рассматривать дела об административных правонарушениях по ст. 3.18. Причем рассматривать такие дела, согласно тексту законопроекта, будут без составления административного протокола. Но это будет возможно в случае, если административное правонарушение зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото-, киносъемки и видеозаписи. Проще говоря, камерами видеонаблюдения.
Сейчас такой порядок действует при нарушениях правил парковки — по ст. 3.16 («Неуплата за размещение транспортных средств на платной муниципальной парковке») и ст. 3.17 («Размещение транспортных средств на озелененных территориях, детских и спортивных площадках, площадках для выгула животных, а также на хозяйственных площадках, расположенных на придомовой территории»). Схему, когда нарушение парковки фиксируется через камеры, предлагается распространить и на «мусорные» нарушения.
Назначать административное наказание без составления протокола позволяет ст. 28.6 КоАП РФ. Наконец, органам местного самоуправления предложено дать государственные полномочия самим определять должностных лиц, которые смогут составлять протоколы по ст. 3.18.
Как подчеркивается в пояснительной записке, сейчас административно-технические инспекции при проверке того, как в поселках и городах соблюдаются правила благоустройства, выявляют «значительное» число нарушений при вывозе и складировании мусора, однако ответственности за это не прописано. Следовательно, нарушения продолжаются.
Почему составление протоколов хотят отдать на уровень муниципалитетов? УК «ПЖКХ», судя по всему, недовольна тем, как сейчас работают надзорные органы.
«Процесс вывоза усложняется еще и действиями серых возчиков, сбросом строительных отходов. На территории западной зоны выявлены 154 проблемные контейнерные площадки, на которых происходит систематическое перенакопление отходов (навалы), для ликвидации работает спецтехника ООО „УК „ПЖКХ“, привлекается наемная спецтехника. Это не предусмотренная тарифом финансовая нагрузка. Ежедневно службой безопасности УК „ПЖКХ“ в надзорные органы направляется порядка 10–15 видеоматериалов с фиксацией нарушений сброса отходов серыми возчиками, которые остаются без внимания. За последние полгода МВД составило протокол только по одному инциденту, направило в министерство экологии, но возчик так и не был привлечен к ответственности», — ранее отмечала компания в комментарии для «БИЗНЕС Online».
Звучит хорошо, но на первый взгляд все упирается в прописанную в поправках фото- и видеофиксацию нарушений, ведь у каждой контейнерной площадки камеру не поставишь. А если где-то и установить, серый возчик попросту переключится на другую площадку. Так что всех вопросов законопроект пока не снимает. Интересно и то, что параллельно в Госсовете РТ сейчас изучается другой законопроект — об увеличении штрафов для регоператоров за несвоевременный вывоз мусора. Его УК «ПЖКХ» ожидаемо не поддержала и предупреждает, что нагрузка на компанию вырастет.
Главная причина введения штрафов — массовые нарушения правил благоустройства гражданами и юридическими лицами
«Направляем регулярно документы и в минэкологии, и в МВД, но случаев таких меньше не становится»
Как отметил Чекашов в беседе с «БИЗНЕС Online», главная задача документа — ужесточение борьбы с несанкционированными свалками в черте города и на контейнерных площадках. Также он должен сократить количество серых возчиков.
«Забирая мусор у физлиц, у юрлиц после строительства или профессиональной деятельности, они, вместо того чтобы отправлять его на полигон, привозят его на контейнерную площадку и сбрасывают данный мусор, не относящийся к ТКО, рядом с ней. Таким образом вот образуются те навалы, которые мы сейчас видим», — рассказал депутат.
По его словам, разъяснительные меры и уговоры, которые ведутся сегодня в отношении таких возчиков, не достигают эффекта, поэтому пора «переходить к действиям». «Мы ведем разъяснительную деятельность, работаем с правоохранительными органами, но на сегодняшний день штрафы настолько малы, что серому возчику дешевле заплатить штраф и выкинуть [мусор], чем везти на полигон», — объясняет Чекашов. При этом он добавляет, что переживать обычным жителям не стоит, ведь ужесточение мер коснется единиц.
В качестве примера необходимости повышения штрафов депутат привел два случая, произошедших на этой неделе. Так, владелец одного из кафе на улице Вишневского выкинул на контейнерную площадку в центре города около 200 кг костей. Еще один случай произошел в Московском районе, где водитель бетоновоза слил в мусорный бункер остатки бетона. «Как с этим поступать? Мы региональный оператор, не орган исполнительной власти. Мы никого не можем штрафовать. Понятно, что направляем регулярно документы и в минэкологии, и в МВД, но случаев таких меньше не становится, к сожалению», — возмущается Чекашов.
Для контроля за исполнением закона предлагается использовать средства видеофиксации и информацию от жителей, которые также могут снимать нарушения на видео и присылать «мусорному» оператору. Кроме того, при разработке законопроекта использовался и опыт других регионов. Например, в дальнейшем планируется внедрить практику Московской области, где вывоз строительных отходов производится специализированными автомобилями, оборудованными специальными маяками.
Впрочем, на какие средства устанавливать камеры, пока не до конца понятно. Ранее регоператор говорил, что готов вести эту работу вместе с РТ, но с тех пор публичной информации не было.
«Если без маячка, без наряда-задания машина выезжает со строительным мусором, она автоматически штрафуется. Это двойной контроль, то есть на точке вывоза мусора и на его точке утилизации. Мы будем двигаться в этом направлении, обязательно ждите новых законопроектов», — анонсировал депутат.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 76
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.