«Иди, у тебя есть выбор, но он будет состоять в основном из китайских производителей», — объясняет ситуацию на российском авторынке председатель совета директоров ГК «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев. Также есть и определенные проблемы с локализацией брендов. Тем не менее ситуация в этом году лучше, чем в прошлом: рост рынка в Татарстане составил 68%. О том, как приходится работать отечественным дилерам в условиях ограничений, Зубарев рассказал на интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online».
Вячеслав Зубарев: «Прошлый год — откровенный дефицит автомобилей»
Российский авторынок: «Насыщение по штукам — да, насыщение по ассортименту — пока нет»
«Прошлый год — откровенный дефицит автомобилей. Не были выстроены логистические цепочки, не было дилерской сети у китайских партнеров. Поэтому сформировался некий отложенный спрос», — напомнил на интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» председатель совета директоров ООО «УК „ТрансТехСервис“» Вячеслав Зубарев. В этом же году ситуация значительно улучшилась — рост авторынка в Татарстане составил 68%, что для России является, по словам гостя нашей редакции, «невероятно большой» цифрой.
На такие изменения повлияло несколько факторов. Прежде всего насыщение рынка и ликвидация образовавшегося в прошлом году дефицита. Достигнуть этого удалось благодаря нашему восточному соседу. Правда, пришлось пожертвовать ассортиментом. «Если говорить так: „Я хочу купить автомобиль“, — иди, у тебя есть выбор, но он будет состоять в основном из китайских производителей», — рассказал создатель ТТС.
Для тех же, кто непременно хочет «европейца», «японца» или «американца», выход есть — это параллельный импорт. «Но он несет шлейф завышенной цены, а в дальнейшем — сложности с гарантией и обслуживанием. Поэтому насыщение по штукам — да, насыщение по ассортименту — пока нет. Санкции», — объяснил Зубарев. Второй фактор — инфляционные ожидания и рост доходов населения.
Что с рынком происходит сейчас? Как прогнозирует известный предприниматель, в IV квартале этого года рост рынка либо сойдет на нет, либо будет стремиться к минимальным значениям прежде всего из-за политики Центробанка РФ, в результате которой кредитные ресурсы становятся дороже.
Во вторую очередь скажется широко обсуждаемый в СМИ рост утильсбора. С 1 октября он увеличился на 85%. «Конечно, вот такого резкого скачка, что 1 октября наступило и цены сразу взлетели, не будет. Потому что какие-то [запасы] старых автомобилей, какие-то смягчающие [условия] будут у дистрибьюторов, у многих из них есть запас по маржинальности, чтобы не обрушить продажи», — прокомментировал изменения Зубарев.
Как прогнозирует известный предприниматель, в IV квартале этого года рост рынка либо сойдет на нет, либо будет стремиться к минимальным значениям
«Сегодня российский автопром интегрирован в мировые команды»
Одна из проблем новых вызовов, стоящих перед отраслью, — это локализация тех брендов, которые пришли на смену ушедшим компаниям. Процесс идет, но с трудностями, и такова цена глобализации экономики.
«Китайцы уже локализовали. HAVAL производился. Сборки других китайских автомобилей каких-то начинаются. Belgee в Беларуси — она у нас в составе Союзного государства, мы практически считаем, что в России они делаются», — рассказывает эксперт.
Но при этом, как отмечает Зубарев, не стоит забывать степень локализации. «Полного цикла производства нет ни у кого. В принципе сегодня российский автопром интегрирован в мировые команды и даже АвтоВАЗ, наш кровный, но там достаточно большое количество импортных деталей», — подчеркивает гость интернет-конференции. Это, например, стало причиной того, что производство некоторых отечественных моделей было остановлено, а те, которые удалось сохранить, испытали «болезненный переход от поставщиков из Европы на поставщиков из Китая».
«Если Китай завтра скажет нет… я не буду на эту тему фантазировать, а просто скажу, что 100 процентов локализации нет ни у кого в мире. Но, чтобы было конкурентоспособное производство, по-моему скромному разумению, должны быть объемы. Потому что, когда нет больших объемов потребления, сделать качественно и недорого невозможно», — резюмировал Зубарев.
«Если Китай завтра скажет нет… я не буду на эту тему фантазировать, а просто скажу, что 100 процентов локализации нет ни у кого в мире»
«Я вот не хочу с гуманоидом общаться»: искусственный интеллект и автомобили
Не обошлось на конференции и без набирающих популярность вопросов развития искусственного интеллекта. Гость редакции обозначил сразу: переживать работникам автоотрасли из-за конкуренции с роботами не стоит, но изменения грядут.
«Я сторонник такого взгляда, что элементы роботизации, элементы искусственного интеллекта будут внедряться и внедряются и этот процесс будет продолжаться», — заявил Зубарев. В качестве примера он привел опыт из собственной жизни: в ходе одной рабочей поездки ему продемонстрировали завод, где над выпуском 300 тыс. автомобилей трудятся всего 300 человек. А это показатель достаточно высокого уровня автоматизации.
«Раньше же был гегемон пролетариев. Сейчас мы не слышим забастовок еще по той простой причине, что на заводах стольких людей-то нет. В шахтах стольких людей нет. И это нормально. В целом научно-технический прогресс идет», — продолжал рассуждать эксперт.
Основную же угрозу развития технологий Зубарев видит для сферы обслуживания и «белых воротничков». Но и здесь не все так однозначно. «Я вот не хочу с гуманоидом общаться. Тут же вопрос эмоций. В ресторане как-то подкатывал ко мне робот с едой. „О, прикольно“, — была реакция первый раз, второй раз я друга туда свожу посмотреть на это, но пятый раз я туда не пойду. Мне интересно, чтобы девушка пришла или парень, который смог бы что-то посоветовать, и так далее», — рассказал Зубарев.
В ходе интернет-конференции также обсуждались вопросы дефицита кадров в отрасли, то, насколько сегодня актуален электромобиль и ушла ли эпоха экономики потребления. Подробную стенограмму беседы с председателем совета директоров ГК «ТрансТехСервис» читайте в ближайшее время на «БИЗНЕС Online».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.