«БРИКС не создает альтернативы западным структурам, что абсолютно необходимо, честно говоря, делать. Но БРИКС не готова это делать, а говорит, что будет сотрудничать с Западом, лишь просит его чуть-чуть подвинуться за его столом, а свой собственный стол БРИКС создавать не будет», — считает политолог Сергей Марков. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассуждает о том, почему формулировка об Украине в Казанской декларации оказалась далека от российской позиции, для чего генсек ООН Антониу Гутерриш приезжал на саммит и по какой причине БРИКС только расширяется, но не углубляется.
Сергей Марков: «Новые 13 стран смогут принимать участие во всех проектах БРИКС, но без права голоса»
«Главная тема БРИКС — это суверенитет»
— Сергей Александрович, на этой неделе Казань пережила саммит БРИКС, безусловно, событие мирового масштаба. На ваш взгляд, каков самый важный итог форума?
— Главный итог — это расширение состава участников БРИКС на 13 стран. Теперь это 22 страны, хотя часть из них имеют статус государства-партнера. На самом деле это тоже членство в БРИКС, только без права голоса. Новые 13 стран смогут принимать участие во всех проектах БРИКС, но без права голоса, поскольку у стран-основательниц — России, Индии, Китая — из-за такого огромного количества желающих вступить возникла озабоченность, что может случиться так, что организация станет неуправляемой и ее деятельность будет парализована из-за внутренних противоречий. Поэтому решили пойти по такому пути. Не всем это понравилось, надо полагать. Но в итоге практически всех уговорили. Я знаю, что Алжир был против такого статуса, как и Турция. Но всех уговорили: «Ребята, теперь вот так, не волнуйтесь, даже при голосовании будем максимально учитывать ваши пожелания».
— Как вы думаете, почему именно эти 13 стран получили такой статус?
— Я думаю, нет четкого ответа. Но есть общая причина — это страны, которые реально заинтересованы в своем суверенитете и которые чувствуют, что у них могут быть проблемы с этим. Вообще, суверенитет — это главное, что объединяет страны БРИКС. Западники критикуют БРИКС за то, что действий никаких нет, а только слова, тусовки и так далее. Но у БРИКС есть единственное действие (это тоже один из главных итогов) — саммит сорвал, ликвидировал, убил западную стратегию политической изоляции России. Санкциями они не смогли ее достичь, а политическую изоляцию полностью удалось ликвидировать. Это же укрепляет суверенитет России. Это же один из важнейших факторов, который позволяет России действовать.
Поэтому главная тема БРИКС — это суверенитет. И вступают в группу те страны, которых интересует и волнует проблема суверенитета.
Сергей Александрович Марков — российский государственный и общественный деятель, дипломат, политолог. Депутат Государственной Думы РФ V созыва, член парламентской ассамблеи Совета Европы (2007–2011), член Общественной палаты РФ трех составов, доверенное лицо президента РФ Владимира Путина (2012). Основатель, генеральный директор ООО «Институт политических исследований», кандидат политических наук.
Родился 18 апреля 1958 года в городе Дубне Московской области.
В 1986 году с отличием окончил философский факультет Московского государственного университета им. Ломоносова.
В 1995 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата политических наук по теме «Формирование многопартийной системы в России».
1986–1989 — преподаватель в дубнинском филиале Московского института радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА).
1989–2011 — преподаватель, научный сотрудник, доцент кафедры государственной политики философского факультета, факультета политологии МГУ им. Ломоносова, преподаватель в университете «Высшая школа экономики», профессор МГИМО при МИД РФ. В МГУ и МГИМО Марков преподавал курсы «Теория и практика СМИ», «Авторитарные режимы», «Современный политический процесс в России», «Особенности российского и мирового политического консалтинга».
1990–1999 — сотрудник, старший научный сотрудник Национального демократического института (США).
В 1993 году прошел стажировку в Университете Висконсин-Мэдисон (США).
1997–2007 — директор ассоциации центров политического консультирования.
В 1998 году основал ООО «Институт политических исследований» и возглавил его в качестве директора, тогда же стал основателем ежегодного международного экспертно-политического форума «Форос».
С 2000 по 2002 год работал главным редактором, руководителем иностранной службы интернет-СМИ «Страна.ру».
В 2001 году назначен главным редактором интернет-СМИ «Иносми.ру».
В 2004 году работал на президентских выборах на Украине, был руководителем Российского клуба в Киеве. Является основателем сайта «Украина.ру».
С 2005 по 2017 год в дни проведения молодежных лагерей «Селигер», «Машук» (Пятигорск), «Селиас» (Астрахань), «Балтийский Артек» (Калининград), «Территория смыслов» (Владимирская область), «Донузлав» (Крым) читал участникам движения лекции по политологии и политтехнологиям.
С 2006 по 2007 год — член Общественной палаты, председатель комиссии по международному сотрудничеству и общественной дипломатии.
В 2007 году избран депутатом Государственной Думы V созыва по спискам партии «Единая Россия», был заместителем председателя комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, членом постоянной делегации Госдумы в парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ).
С 2011 по 2018 год был доверенным лицом Путина.
В 2011 году избран в состав Общественной палаты РФ (2012–2014), руководитель межкомиссионной рабочей группы по международному сотрудничеству и общественной дипломатии.
В 2013 году избран председателем общественного совета Ростуризма.
В 2014 году избран в состав Общественной палаты в третий раз.
С 2017 года — генеральный секретарь Российско-турецкого общественного форума.
— Но ведь известно, что, допустим, Алжир до этого отзывал свою заявку на вступление в БРИКС, а Казахстан в преддверии саммита говорил, что планов вступать в этот клуб нет.
— Это по той причине, о которой я сказал. Они все хотели быть членами, а им сказали, что членство временно закрыто. Теперь будет только государство-партнер. Они оскорбились, обиделись. Но, повторю, их удалось уговорить.
«Главная тема БРИКС — это суверенитет. И вступают в группу те страны, которых интересует и волнует проблема суверенитета»
«Помочь Турции в обретении независимости призвано членство в БРИКС»
— Среди стран-партнеров есть Турция. При этом она является членом НАТО.
— Турция является членом НАТО, в этом смысле ее суверенитет может быть ограничен. При этом она ведет себя крайне независимо в НАТО. Это раз. Во-вторых, в Турции может быть другой процесс. Сам Реджеп Тайип Эрдоган независим. Но в Турции существует другая политическая сила, прежде всего Республиканская народная партия, которая является скорее прозападной, проамериканской и которая просто чудом не победила на президентских выборах. Это случилось из-за чудовищных ошибок этой партии. Она должна была победить, а Эрдоган должен был проиграть. Но оппозиция была настолько уверена в победе, что допустила выдвижение лидера партии (Кемаль Кылычдароглу — прим. ред.), который является подобием Константина Устиновича Черненко. То есть это почти 80-летний старичок, супераппаратчик, но с абсолютно нулевой харизмой. Он еще и представляет с религиозной точки зрения не суннитов, а маленькую секту алавитов. Представляете себе, если бы у нас шел на выборы представитель маленькой религиозной группировки. Только эта чудовищная ошибка позволила Эрдогану выиграть.
В крупнейших городах, таких как Стамбул, Анталья, Измир, Анкара, оппозиция правит. Поэтому там в любой момент могут победить прозападные силы и Турция станет очень четко проамериканской. Вот тогда она может превратиться в троянского коня для БРИКС, о чем сейчас много говорят. Есть такая проблема. Из-за этого была большая дискуссия по Турции. Но в итоге решили ее принимать исходя из того, что членство в БРИКС как раз поможет тому, чтобы не было проамериканских изменений.
Также Эрдоган очень просил, а отказать такому крутому политику не могут. Тем более ему дали статус партнера без права голоса. Будут смотреть на результаты выборов. Если возникнет угроза победы проамериканских сил, тогда Турция останется в статусе партнера. Я, честно говоря, думаю, что здесь большую роль сыграла Россия и лично Владимир Путин, поскольку у России и Турции долговременные отношения.
— И все-таки зачем это Турции?
— Как я сказал, важнейшая тема БРИКС — это тема суверенитета. Страны помогают друг к другу в его укреплении. А поскольку суверенитету угрожает прежде всего Запад, отсюда возникает небольшой антизападный крен. А Турция находится на стратегически очень важном этапе своего развития. Суть заключается в том, что страна выходит из статуса младшего подчиненного партнера США и Европы. Я бы сказал так, что на протяжении нескольких десятилетий США доминировали над Турцией военно-политически, поскольку решали несколько важнейших вопросов для нее.
Первое — США защищали Турцию от территориальных претензий со стороны Советского Союза. Именно это было главной причиной, почему Турция вошла в свое время в НАТО. Советский Союз предъявил территориальные претензии к Карсу, части турецкой Армении и отчасти турецкой Грузии, которая называется Лахия. Чтобы эти требования блокировать, Турция вступила в НАТО. Пока СССР существовал, эти территориальные претензии были, а сейчас их нет. А у маленьких Армении и Грузии, конечно, нет территориальных претензий к Турции.
Вторая проблема, которую США решали для Турции, — это увеличение внутренней политической стабильности. Дело в том, что в Турции в период бурного развития три силы рвались к власти. Первая — это левые, почти коммунисты. Вторая — это националисты, из них наиболее известны «Серые волки». Третье — исламисты. США помогали 4 раза совершить госпереворот в Турции, но не для того, чтобы свергнуть действующую власть, а чтобы не допустить прихода к власти этих сил. Тем самым Штаты сохраняли внутреннюю политическую стабильность Турции.
«Турция находится на стратегически очень важном этапе своего развития. Суть заключается в том, что страна выходит из статуса младшего подчиненного партнера США и Европы»
Сейчас такой потребности нет, ситуация перевернулась наоборот. Коммунисты никакой угрозы не составляют. Националисты в умеренной своей части интегрированы в политическую систему, а в радикальной части разгромлены. С исламистами то же самое произошло. Они пришли к власти в своем умеренном крыле, а радикальное крыло разгромлено умеренным. Наиболее ярко это проявилось в конфликте между Эрдоганом и Фетхуллахом Гюленом, который недавно умер. Поэтому такой проблемы, как приход к власти радикальных исламистов, тоже не существует.
Более того, США, перестав играть положительную роль для стабилизации политической системы Турции, стали играть отрицательную, всячески поддерживая курдский национализм. США поддерживают курдский национализм, прежде всего в Сирии, рассматривая его как инструмент борьбы против сирийского правительства, а также в Иране, рассматривая его как инструмент борьбы с иранским правительством, и отчасти в Ираке, где они поддерживают курдскую автономию. В самой Турции Штаты этого не делают, но создание независимых от правительств анклавов в Сирии, Ираке ведет к тому, что оттуда поддерживают курдский сепаратизм в Турции, дестабилизируя там ситуацию. Более того, именно спецслужбы США стояли за попыткой свержения Эрдогана в 2016 году. Поэтому можно сказать, что из стабилизирующей силы США превратились в дестабилизирующую. Поэтому Турции уже нет необходимости признавать доминирование США.
Что касается Евросоюза, то Турция была младшим партнером с экономической точки зрения. Турецкое правительство позволяло доминировать, поскольку страна хотела стать членом ЕС. Сейчас уже очевидно, что это невозможно. Более того, тюркофобия является очень активной частью европейской политической жизни. А в таких странах, как Франция, она зашкаливает. В этих условиях Турция полностью стала независимой от Евросоюза.
Таким образом, она разрезала две главные свои зависимости от Запада: от США в военно-политической области, от Евросоюза — в экономической. Теперь Турция движется в направлении независимости. Помочь ей в обретении независимости призвано членство в БРИКС. Поэтому присвоение Турции статуса страны-партнера — одно из важнейших событий саммита БРИКС. И все это случилось в Казани, где так сильны тюркская и исламская составляющие.
— Александр Лукашенко говорил: «Мы стали партнерами, это обязательная ступень перед вступлением в этот клуб». Получается, что в будущем эти страны могут стать полноправными членами?
— Да, но никто не знает когда. Это вопрос нерешенный, но, по всей видимости, они станут членами. Вообще, БРИКС — это не организация еще, пока только клуб, поскольку нет организационной структуры. Сначала построят организационную структуру и подумают, как сделать так, чтобы не была парализована их деятельность внутренними конфликтами, и будут принимать в члены.
«БРИКС не хочет быть антизападной, поскольку хочет продолжать получать от Запада самые передовые социальные практики, технологии, инвестиции»
«Пока БРИКС скорее некое такое созвездие цивилизации»
— То есть вы не исключаете, что рано или поздно БРИКС станет организацией с четкой структурой, секретариатом, уставом и прочим? Многие эксперты говорят, что, так как БРИКС не организация, в этом ее и плюс.
— В этом нет никакого плюса, честно говоря. Это такая характерная особенность, но это не плюс. Чем более БРИКС консолидирована, эффективна, тем лучше. Но дело в том, что пока они не готовы к этому, у них есть довольно много противоречий. Пока БРИКС скорее некое такое созвездие цивилизации. Ведь в нее входят целые цивилизации: китайская, индийская, российская православная с исламским акцентом, а кроме того, латиноамериканская, африканская, арабо-мусульманская, персидско-мусульманская. Сейчас еще вошла исламская цивилизация Юго-Восточной Азии в лице Индонезии. А потом войдет еще индийская мусульманская в лице Пакистана, хотя, конечно, у них есть проблемы с Индией. Поэтому это созвездие цивилизаций и в какой-то мере это перезагрузка мирового сообщества. В БРИКС входят цивилизации, которые уважают интересы друг друга. Поэтому сюда не входит западная цивилизация, которая интересы других цивилизаций не уважает.
— Кажется, в СМИ писали, что Германии неплохо было бы присоединиться к БРИКС. Вы допускаете, что в БРИКС войдут западноевропейские страны?
— Да, без сомнения. Очень высокая вероятность того, что они могут начать входить в БРИКС. То есть те страны, которые почувствуют, что им хотелось бы обладать собственным суверенитетом.
— И когда это может случиться?
— Трудно сказать, это во многом зависит от внутриполитического положения Германии. Сейчас мы видим, что там никакого суверенитета нет. Но может начаться кризис в США, и Германия начнет проявлять свой суверенитет. Пока трудно сказать. Вплоть до того, что это возможно и в следующем году.
— Это очень смелый прогноз.
— Если вдруг начнется кризис в США, то элиты Германии воспользуются этим фактором и попытаются восстановить свой суверенитет. И с целью его защиты, укрепления могут вступить в БРИКС.
— Все же у БРИКС есть задача противопоставить себя западному миру? Или этот клуб не о противопоставлении?
— Этот клуб, без сомнения, о противопоставлении. Но БРИКС не хочет быть антизападной, поскольку хочет продолжать получать от Запада самые передовые социальные практики, технологии, инвестиции. Передовые социальные практики — это одна из важнейших вещей, которые нужны. Не будем забывать о том, что почти все хорошее, что есть в мире, создано в рамках западной цивилизации. И все это страны БРИКС хотят получать.
Но при этом одна из сверхидей БРИКС — это суверенитет. А суверенитету кто угрожает? Запад. Поэтому с неизбежностью БРИКС принимает антизападные оттенки. Это первое.
Во-вторых, еще одна проблема, которая БРИКС интересует, — это увеличение роли в международных институтах. Современные международные институты типа Всемирного банка, МВФ были созданы давно, и там пропорции при принятии решений распределены в интересах Запада. Сейчас ситуация кардинально изменилась, и незападные страны требуют увеличить пропорции в их пользу. А с кем они вступают в противоречие? У кого они требуют? С кем они конфликтуют из-за этого? Поэтому здесь они тоже вступают в конфликт с Западом.
Плюс видно, что западная цивилизация не представлена в БРИКС, хотя могла бы. Она не хочет, не воспринимает БРИКС. Достаточно посмотреть западную прессу. Она вся отрицательная. В основном пустота, но она негативная.
«Что касается украинского конфликта, то страны БРИКС выразили в декларации только максимально абстрактные пожелания мира»
«В Казанской декларации об Украине максимально абстрактный пункт, но он весьма далек от российской позиции»
— На саммите была принята Казанская декларация. Как вы ее оцениваете? Почему в документе Украина упомянута всего один раз? Даже о палестинском конфликте написано больше.
— Про палестинский конфликт там намного больше, чем об Украине, потому что в палестинский конфликт включены многие страны: Иран, Египет, Саудовская Аравия, ОАЭ. Конфликт к ним имеет непосредственное отношение. А к украинскому конфликту имеет отношение только Россия.
Все-таки по палестино-израильскому конфликту у БРИКС есть позиция. Даже у России, которая прямо не имеет отношения к нему, есть своя позиция, которая совпадает с мнением ее главных союзников, и выражена достаточно четко. Это, в общем-то, выполнение резолюции 1948 года, то есть создание полноценного Палестинского государства, которое будет самостоятельным, то есть не будет оккупировано, а, самое главное, будет территориально интегрировано.
Израильская позиция такова: пусть будет Палестинское государство из двух разорванных кусочков — Западного берега реки Иордан и сектора Газа. Эта концепция отвергнута всеми этими странами, а принята концепция территориально интегрированного государства, которая означает, что у него должна быть общая территория. И важнейшая вещь — плюс еще Восточный Иерусалим, который на сегодня Израилем очень плотно захвачен. Поэтому по израильско-палестинскому конфликту у БРИКС есть четкая позиция. Она выражена в декларации и является достаточно антиизраильской позицией, хотя и не жесткой.
Что касается украинского конфликта, то страны БРИКС выразили в декларации только максимально абстрактные пожелания мира. Но в пункте есть плохое для нас положение — ссылка на решение Генеральной Ассамблеи ООН, в котором написано, что Россия является агрессором, а территориальная целостность Украины должна быть соблюдена. Поэтому существует плохой намек на то, что Россия может быть виновата. Но при этом прямо наша страна виновницей не названа, а очень опосредованно — через ссылку на Совбез и Генассамблею ООН. Совет Безопасности ничего плохого против России не принимал, потому что все попытки были заблокированы российским вето. Но Генассамблея, где у России нет права вето, приняла плохие резолюции. К сожалению, ссылка в декларации на это есть. Таким образом, Россия обвиняется косвенно, но не прямо. При этом Запад тоже не обвиняется.
Поэтому можно сказать, что позиция БРИКС очень далека от российской. В декларации говорится о необходимости мира, но ничего не говорится о том, что должны быть условия для прочного мира. Это наша позиция, которая многократно выражена Владимиром Путиным, о том, что нам нужен мир не как перемирие, за которое Запад опять перевооружит украинскую армию и начнет новую большую войну. А нам нужен прочный мир, который решает проблемы, из-за которых, собственно, и началась эта война. Поэтому можно сказать, что в Казанской декларации об Украине максимально абстрактный пункт, но он весьма далек от российской позиции.
— В таком случае можно говорить, что страны БРИКС могут как-то надавить на Россию в решении украинского вопроса? Была ли у них такая цель на саммите?
— На саммите такой цели не было, но она ставилась раньше, так они делали в 2022–2023 годах, когда Российская армия отступала. Сейчас, когда ВС РФ наступают, никто не решается это сказать.
Что касается украинского мира и БРИКС, там идет другая борьба. Есть, по сути дела, разделяемый большинством стран БРИКС китайско-бразильский план. Я думаю, что его не разделяет Индия, потому что она более прозападная и не хочет ничего китайского поддерживать. Первоначально в китайско-бразильском плане было много абстрактных слов, суть была в том, чтобы остановить военные действия по линии боевого соприкосновения и начать бесконечные переговоры. Но Россия постоянно говорит о том, что ее это не устраивает, поскольку мы уже 2 раза пытались так сделать. «Минск-1», «Минск-2» именно по такой модели были сделаны — остановить военные действия по линии боевого соприкосновения и начать переговоры. Но, как показала практика, это тупиковый путь, потому что Запад это воспринимает как перерыв, за счет которого нужно восстановить разрушенные военные ресурсы украинской армии, причем ударными темпами, и опять начинаются боевые действия.
Россия постоянно доказывает, что такое решение невозможно. Пока мы не смогли доказать это БРИКС. Но постепенно сдвиг происходит. В частности, сейчас Китай подчеркивает, что это мирное урегулирование должно обязательно проходить не через эскалацию и не через увеличение военных блоков. Это означает, что Китай поддерживает наши требования о том, что речь не может идти о членстве Украины в НАТО.
Второй важный принцип — должна быть учтена безопасность различных сторон, вовлеченных в конфликт. Видимо, украинскому террористическому режиму должны быть даны гарантии безопасности, что, конечно, абсолютно недопустимо. Но в этом есть свой плюс, потому что России тоже нужны гарантии безопасности, в частности демилитаризация Украины. В китайско-бразильском плане, таким образом, в скрытой форме есть демилитаризация Украины. Чего нет и что абсолютно необходимо — это ликвидация антироссийского террора. Мы четко говорим, что права русскоязычных должны быть защищены. Это значит, что все законы, ущемляющие русский язык и принятые после 2014 года, должны быть отменены, а также отменены все законы, ущемляющие православную церковь. То есть все нужно вернуть назад.
«Караван БРИКС идет со скоростью самого медленного верблюда, которым в данном случае являются Индия и Бразилия»
«Среди главных участников БРИКС есть три позиции»
— Как вы в целом оцениваете Казанскую декларацию, ее осторожные формулировки? По сути, в ней западный мир не отменяется и не отвергается. Наоборот, признается важная роль МВФ, ВТО, есть только о реформе Бреттон-Вудской системы.
— В декларации имеется в виду, что БРИКС не создает альтернативы западным структурам, что абсолютно необходимо, честно говоря, делать. Но БРИКС не готова это делать, а говорит, что будет сотрудничать с Западом, лишь просит его чуть-чуть подвинуться за его столом, а свой собственный стол БРИКС создавать не будет.
Это, например, подтверждается заявлением о создании платежной системы. И Путин, и Ушаков, и Песков специально подчеркнули, что ничего параллельного SWIFT создаваться не будет. Поэтому декларация подчеркивает, что мы не против Запада, а хотим дружить с ним, просто просим учесть наши интересы в большей степени, чем раньше. Честно говоря, я не понимаю, зачем Западу учитывать интересы БРИКС, если они ничего не хотят делать. Они так и пишут в СМИ: зачем нам учитывать интересы тех, кто боится и не может что-то делать самостоятельно, а только будет участвовать в структурах, которые созданы нами? Но такова сейчас позиция БРИКС. Я думаю, что это позиция, наверное, Индии и Бразилии.
Вообще, среди главных участников БРИКС есть три позиции. Первая — российская: мы антизападные и должны создавать параллельные структуры. Вторая — китайская, нейтральная: мы не анти-Запад, но у нас с Западом есть много противоречий, поэтому давайте будем поддерживать то, что у нас создается самостоятельно. У Южной Африки примерно похожая позиция. Третья — это позиция Индии и Бразилии, она умеренная прозападная, смысл которой: зачем что-то создавать свое, мы и так хорошо дружим с Западом, поэтому давайте просто будем отстаивать свои интересы. Видите, мы в санкциях против России не участвуем, но, в принципе, будем присутствовать в западных институтах и потихоньку станем усиливать свою роль.
Но решение принимается консенсусом. Есть такое правило, что караван идет со скоростью самого медленного верблюда. Поэтому караван БРИКС идет со скоростью самого медленного верблюда, которым в данном случае являются Индия и Бразилия.
— Перед саммитом вы говорили, что у БРИКС есть два пути — расширение и углубление. Пока побеждает китайский вариант расширения. Углубляется ли сотрудничество, показал ли это саммит?
— Никакого углубления нет. Нет никакого формирования реальной организации, общих проектов. Говорят только, что согласны это обсудить. Но обсуждать можно бесконечно. Поэтому пока углубление не происходит, все идет только по пути расширения. Это позиция китайская, индийская, бразильская. Эта дискуссия велась года два назад, тогда и завершилась. Нынешний саммит БРИКС только подтвердил эту линию, но она была взята раньше.
«Среди стран БРИКС только Россия и Китай относятся индифферентно к реформированию ООН, поскольку у них очень высокий статус постоянных членов Совета Безопасности и право вето»
«Гутерриш приехал, чтобы получить поддержку со стороны стран глобального Юга, чтобы Израиль его не снял и не затравил»
— В декларации БРИКС указывается о необходимости реформирования ООН. При этом на саммит приехал и генсек ООН Антониу Гутерриш. На ваш взгляд, какие у него были цели?
— Сначала объясню о реформировании ООН. Среди стран БРИКС только Россия и Китай относятся индифферентно к реформированию ООН, поскольку у них очень высокий статус постоянных членов Совета Безопасности и право вето. Но многие страны очень недовольны этим. Дело в том, что в Совбезе ООН только одна страна представляет Глобальный Юг — это Китай. Остальные страны — европейские, такие как Франция, Британия, Россия, либо США. Это явный перекос в сторону классических участников европейского и западного мира. И новые страны требуют большего представительства. Во-первых, они требуют, чтобы представительство было таких крупных стран, цивилизаций, континентов, как Индия. Во-вторых, чтобы было постоянное представительство исламской цивилизации. Например, есть мнение, что могли бы меняться в качестве постоянных представителей Египет, Пакистан и Индонезия. Плюс среди стран Латинской Америки могли бы меняться постоянно Бразилия и Аргентина как две самые крупные страны континента. Та же Африка могла быть представлена — Южная Африка и Нигерия могли бы меняться.
В принципе, логичность этого плана видят все. Однако он заблокирован конкретными обстоятельствами. Например, Япония, одна из крупнейших экономик мира, заблокирована Китаем, поскольку она пока так и не повинилась за военные преступления, совершенные во время Второй мировой войны на территории Китая. Или Индия — ее заблокирует Китай, поскольку страны являются геополитическими конкурентами. Или Латинская Америка — ее заблокируют США, поскольку им очень невыгодно повышение субъектности Латинской Америки, так как в этом случае они уйдут из-под влияния Штатов. Или, например, Пакистан. Он будет заблокирован, с высокой долей вероятности, союзником Индии, которым в данном случае выступает Франция. Таким образом, конкретные форматы реформирования ООН блокируются на протяжении многих лет. Но страны глобального Юга, в пользу которых должно произойти реформирование ООН, продвигают эту идею, поэтому она зафиксирована в декларации БРИКС.
Есть еще различные концепции реформирования ООН, но они, правда, к делу не относятся. Например, российская концепция в целом соответствует концепции глобального Юга о том, что нужно дать цивилизациям представительство в Совете Безопасности на постоянной основе, но не размывать право вето. То есть, предположим, Индия, Бразилия и Аргентина или исламская цивилизация должны получить место постоянного члена Совета Безопасности, но как бы второго уровня, без права вето. Иначе будет блокирована возможность функционирования Совбеза.
Есть американская концепция, она же британо-французская. Они говорят, что работа в Совете Безопасности и так блокирована, потому что Россия или Китай постоянно накладывают право вето. Поэтому нужно убрать право вето, но не полностью. Есть два варианта. Первое — запретить странам накладывать право вето на резолюции, имеющие отношение к ним. То есть если западные страны хотят наложить санкции ООН на Россию из-за украинского конфликта, то ей по этому вопросу должно быть запрещено накладывать право вето, а если западники захотят на Китай из-за Тайваня наложить санкции, то ему по этому вопросу должно быть запрещено право вето. Второй вариант — сделать право вето двойным. Если только два государства голосуют против, то в этом случае вето может вступить в силу. Это менее актуально, поскольку очевидно, что в нынешнем положении Россия и Китай просто немедленно все заблокируют. Поэтому первое предложение ограничить право вето по вопросам, которые имеют отношение к стране, на сегодня является основным.
Но страны глобального Юга продвигают идею повышения цивилизационного представительства в Совете Безопасности ООН на постоянной основе. Это и поддержано странами БРИКС.
«Гутерриш боится, что западники его просто скинут, с позором уберут, а еще подкинут какую-нибудь проститутку, с помощью диктофонов все запишут и в тюрьму посадят»
— Так зачем в Казань приезжал генсек ООН?
— Он является достаточно прозападным и вызывает огромную критику со стороны России, его разве что только проституткой не называли. Это связано с тем, что он полностью отдал под контроль Запада секретариат ООН и руководство всех основных агентств типа МАГАТЭ, ВОЗ и других. Также Гутерриш представляет страну НАТО, Евросоюза — Португалию. Дело дошло до того, что неформально среди экспертов считается, что где-то 2/3 всех носителей паспортов ООН, то есть сотрудники секретариата и специализированных агентств, являются кадровыми офицерами спецслужб стран НАТО. То есть если вы встречаете где-то человека с паспортом ООН, то большая вероятность, что это кадровый офицер США, Британии или других стран. Это, конечно, не нравится всем остальным.
Также Гутерриш полностью принял позицию Запада по украинской проблематике, но он не может принять позицию Запада по проблематике Израиля. Это связано с тем, что абсолютное большинство стран публично против Израиля и за права палестинцев. И если он примет полностью позицию Запада по израильско-палестинской проблематике, то его просто-напросто начнут везде блокировать. А так как в БРИКС позиция мягко антиизраильская, пропалестинская, поэтому он приехал на саммит. А Израиль объявил его персоной нон-грата. Поэтому Гутерриш приехал, чтобы получить поддержку со стороны стран глобального Юга, чтобы Израиль его не снял и не затравил. Израиль сверхвлиятельный в странах Запада. США во многом управляется еврейской диаспорой. Дело дошло до того, что общественное мнение в странах Европы пропалестинское, антиизраильское, а политика правительств всех стран произраильская и прямо противоречит позиции большинства граждан этих стран.
В этих условиях Гутерриш боится, что западники его просто скинут, с позором уберут, а еще подкинут какую-нибудь проститутку, с помощью диктофонов все запишут и в тюрьму посадят. Поэтому генсек ООН бросился в Казань, чтобы получить поддержку стран глобального Юга. А в БРИКС всегда рады, так как они в принципе за увеличение роли ООН и за изменение ее роли, чтобы она стала более независимой от Запада.
— Гутерриш в Казань прилетел. А были и те, кто не приехал на саммит. Например, президент Бразилии, сославшись на здоровье, наследный принц Саудовской Аравии. Каковы причины? Был ли это дурной знак для России?
— Что касается президента Бразилии, то мое мнение, что у него реальные проблемы со здоровьем. Ему как раз исполнилось 79 лет. На саммит приехали представители 35 стран, многие из них пожилые люди с проблемами со здоровьем. Просто по статистике кто-то из них должен был точно заболеть. Тем более что президенту Бразилии наложили три шва на голову оттого, что он ударился.
— Но на видео, когда он выступал на саммите, было незаметно, что у него что-то не так с головой.
— Я думаю, либо он действительно сильно ударился, либо просто врачи ему не рекомендовали лететь так далеко. А он не хочет, может быть, показать, что врачи ему из-за хронических заболеваний не рекомендуют, поэтому сослался на экстраординарное заболевание, которое более простительно. С моей точки зрения, вероятность более 80 процентов, что у президента Бразилии есть проблемы со здоровьем. Но он выступил онлайн.
В Саудовской Аравии совершенно другое дело. Принц Мухаммед бен Салман не просто не приехал. Саудовская Аравия вроде бы подала заявку на наступление БРИКС, ее вроде бы приняли, но не факт, что страна считает себя членом БРИКС. Есть странноватые заявления со стороны министерства иностранных дел. Например, в «Википедии» говорится, что в БРИКС входят 9 стран, а не 10. Там считается, что Саудовская Аравия не член БРИКС. Поэтому я бы сказал, что членство Саудовской Аравии в БРИКС остается под вопросом.
С чем это связано? Внятного объяснения нет. Здесь надо сказать, что в политической системе Саудовской Аравии король играет очень большую роль, плюс сам Мухаммед бен Салман — молодой, очень амбициозный, энергичный человек. Он может себе позволить и по каким-то личным причинам занять государственно-политическую позицию. То есть пока внятного объяснения, почему Саудовская Аравия взяла паузу в своем участии БРИКС, нет.
Я думаю, это связано с какими-то требованиями Саудовской Аравии к БРИКС, которые лидеры стран группы не реализуют. Это связано с закрытыми, тайными переговорами. Есть множество всяких конспирологических теорий, связанных с разборками с Россией по поводу нефти, с тем, что американцы и британцы манипулируют принцем, что он торгуется на обе стороны. Но все это не выглядит правдоподобным.
«Иран против Трампа и за Камалу Харрис. Китай из-за того, что Трамп очень сильно антикитайский, тоже за Харрис»
«Думаю, большинство в БРИКС было бы не против, если бы в Штатах разразился острейший политический кризис»
— Саммит БРИКС проводился в преддверии американских выборов. Это как-то отразилось на событии? И чего ждут от результатов американских выборов страны БРИКС?
— Есть сильное разделение среди стран БРИКС. Я бы сказал, что Россия скорее в меньшинстве. Она, как известно, предпочитает Дональда Трампа. Но Иран против Трампа и за Камалу Харрис. Китай из-за того, что Трамп очень сильно антикитайский, тоже за Харрис. Бразилия и Южная Африка, поскольку они левые, а Трамп очень правый, тоже скорее за Харрис. Поэтому никакой единой позиции по поводу американских выборов не существует.
Я бы сказал так, что выгода БРИКС была бы в таком сценарии. Побеждает Трамп; Харрис и глубинное государство совершают фальсификации, объявляют Харрис победителем, и начинаются массовые протесты. Их подавляют, но бо́льшая часть полиции переходит на сторону протестующих, и начинается нечто вроде гражданской войны в США. Думаю, большинство в БРИКС было бы не против, если бы в Штатах разразился острейший политический кризис, в итоге которого США резко снизили бы свое давление на все страны.
При этом нарисовался другой любопытный и красивый сюжет. Саммит БРИКС продемонстрировал падение Британии. Дело в том, что почти одновременно с саммитом БРИКС проходит на Самоа саммит Британского содружества наций. Туда полетели король и премьер-министр Британии. При этом лидеры нескольких крупнейших стран, которые были приглашены, проигнорировали этот саммит. Кажется, это Индия, Южная Африка и еще кто-то.
Поэтому считается, что саммит БРИКС просто своим существованием проявил то, что попытка Запада изолировать Россию провалилась. Также он проявил кризис Британской постколониальной империи. В британской прессе десятки статей о колоссальном позоре Великобритании.
«Я бы ожидал, что сейчас в Казань может хлынуть поток исламского туризма, и нужно к этому быть готовыми»
— Почему для проведения саммита БРИКС была выбрана Казань? Только ли по тому, что у города уже есть опыт проведения международных событий? Или есть какой-то еще смысл? И какие выгоды для себя может извлечь Казань после саммита?
— Казань выбрали не только потому, что она способна провести это мероприятие, а для того, чтобы подчеркнуть мультикультурализм России, что страна — это некий сплав различных цивилизаций: православной славянской и исламской тюркской. Присутствие тюркской исламской цивилизации как раз подчеркнуто проведением этого саммита в Казани. Как я сказал, БРИКС — это созвездие цивилизаций. И мультицивилизационный аспект России усиливает «бриксность» страны. Это важнейший аспект, характерно, что встречали гостей не только караваем с солью, но и чак-чаком. Так все могли увидеть исламскую тюркскую составляющую.
Для Казани саммит очень выгоден. Во-первых, все услышали много раз о Казани. Турпоток в столицу Татарстана усилится. Причем как из самой России, так и из других стран. Я бы предположил, что особенно стоит ожидать турпотоки из исламских стран, таких как Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Иран, Пакистан, Индонезия. Дело в том, что в мусульманских странах есть огромный запрос на посещение светской мусульманской страны. В мусульманских странах бытовые порядки подстраиваются под культурные модели бедных слоев населения, которых большинство, тогда как средний класс существенно более вестернизирован. К тому же у них имеются деньги для путешествий и есть потребность к более светскому образу жизни. Плюс у них очень жаркое лето.
Поэтому я бы ожидал, что сейчас в Казань может хлынуть поток исламского туризма, и нужно к этому быть готовыми. Я бы на этом фоне рекомендовал властям Татарстана провести рекламную кампанию туристических возможностей Казани именно в этих странах. Я бы рекомендовал послать делегацию госкомитета по туризму Татарстана в комитет туризма Азербайджана, потому что он великолепно использует исламский туризм. Так как Азербайджан — самая светская исламская страна, то многие с удовольствием туда едут, так как им надоел чрезмерный исламизм. Все это может принести многомиллиардные прибыли Татарстану.
В целом Казань отлично провела саммит и себя проявила. Думаю, она может ожидать поток инвестиций в технологичные отрасли экономики. Надо поздравить Казань, а также Владимира Путина, который показал себя в великолепной интеллектуальной и физической форме.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 84
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.