460-5.jpg
Ремонт на Московской планируют закончить к 15 октября 

МОСКОВСКУЮ ОТКРОЮТ В ТРИ ЭТАПА

Вчера мэрия Казани развернула перед журналистами всю панораму дорожных работ. В ходе рейда журналистам показали, что делается сейчас на ул. Московская, познакомили с процессом укладки асфальта на ул. Вишневского и продемонстрировали блеск стеклянных шариков в дорожной разметке на Салимжанова.

Объезд стартовал от дворца спорта на ул. Московская. На перегороженной со всех сторон бетонными блоками дороге вот уже неделю как развернулись полномасштабные работы. Как рассказал начальник производственно-технического отдела ООО «Волгадорстрой» Игорь Гранфельд (именно эта компания непосредственно работает здесь), Московскую откроют в три этапа, первый из которых (от Дворца спорта до ул. Чернышевского) запланирован через неделю. Через три недели запустят участок от ул. Галиаскара Камала до ул. Татарстан. Дольше всего дорожники будут работать на участке от ул. Чернышевского до ул. Галиаскара Камала, где предстоит полная замена дорожного пирога. В целом подрядчик надеется завершить ремонт на ул. Московская к 15 октября – а если получится, то и раньше.

Вообще-то, посетовал Гранфельд, улицу планировалось перекрыть 16 июля, но начали лишь 21 августа. Подвели смежники, затянувшие ремонт Чернышевского и Булака. Пока их не открыли для движения, исполком по понятным причинам не давал перекрывать Московскую. Задержкам на Чернышевского и Булаке, впрочем, как потом выяснилось, тоже есть свои объяснения.

- Люди работают здесь в три смены - более 200 человек, - рассказал Гранфельд. – Работает порядка 40 единиц техники. Очень сильно мешает движение машин – в первые дни закрытия автомобилисты рвались через заграждения, не боясь провалиться в открытый люк, вручную отодвигая бетонные барьеры и бесстрашно прорываясь к следующему.

460-3.jpg
Заключительный цикл строительства – нанесение разметки

Все это, добавим, вызывало затем приличных размеров дорожные пробки посреди ям и ухабов закрытой улицы…

Пока он это рассказывал, на участке от ул. Чернышевского до ул. Галиаскара Камала трудились фронтальные погрузчики и самосвалы. Надо было видеть, как небольшие желтые машины, взревывая моторами, вертятся среди обломков, срезая грунт вперемежку с остатками старого асфальта на глубину около 80 сантиметров. Техника, к слову, новая и потому работает без остановок. А вокруг, словно в какой-то фантасмагорической картинке, все еще мигают светофоры. Красный, желтый, зеленый сменяют друг друга в полутьме…

С полной заменой основания Московскую не ремонтировали еще никогда – слои нового асфальта клали поверх старых. Поэтому легко можно было увидеть, как погрузчик буксует на остатках царской мостовой…

Среди сюрпризов улицы подрядчики отметили и закатанные в асфальт люки – то ли 6, то ли 7. Чьи они, нужны ли они – сразу и не выяснить. Люки, кстати, - это особая песня. Проваленные кирпичные оголовки – бич канализации любого города, и чтобы не допустить этого, люк монтируется на бетонном основании с укладкой бетонных же колец. Нагрузки распределяются более равномерно, и люк провалиться уже не должен.

460-2.jpg
Асфальт кладут в три слоя

Что же до укладки дорожного пирога, то, как пояснил прораб «Волгадорстроя» Рафаэль Насыбуллин, она выполняется в несколько этапов. После уплотнения грунта укладывают полуметровый слой песка, затем – 30 - 40 см уральского гранитного щебня (альдермышский, который клали при Камиле Исхакове, за несколько лет практически полностью растворяется в воде). А затем в три слоя накатывают асфальт: сначала – крупнопористое основание толщиной 8 - 10 см, затем средний слой в 7 см и 5-сантиметровый финишный слой щебеночно-мастичного асфальта. И все – пять гарантийных лет можно не подходить, если соблюдена вся технология. Кстати, как показало вскрытие и организация 80-сантиметрового дорожного корыта, на участке от ул. Чернышевского до ул. Галиаскара Камала слои дорожного пирога, лежавшего тут ранее, местами не имеют нужной толщины. Почему так получилось, специалисты пояснить не смогли – то ли грунт поплыл, то ли еще что…»

«На улице Московская будет уложен еще пятисантиметровый слой экструдированного полистирола – это эквивалент 40 сантиметров песка, - рассказал прораб корреспонденту «БИЗНЕС Online». – Это необходимо, поскольку здесь огромное количество коммуникаций, в том числе теплотрасс, из-за чего грунт промерзает, и возникает вспучивание почвы…»

УЛИЦА ВИШНЕВСКОГО: ЗАЧЕМ НУЖНЫ «СЛЕПЫЕ» ЛИВНЕВКИ

Вторым пунктом объезда стала ул. Вишневского общей протяженностью в 3 километра. Здесь «Татавтодор» уже начал закатывать верхний слой дорожного пирога.

Рассказал о технологии работ директор пригородного филиала «Татавтодор» Рашит Хазипов. Перед укладкой верхних слоев дорожного пирога трассу фрезеруют – причем глубина задается согласно проекту автоматически, хотя машина вполне способна за один проход прогрызть до 25 см покрытия. Верхний слой асфальта укладывается на толщину в 5,5 см с соблюдением поперечного уклона – причем все это опять-таки контролируется машиной автоматически. А затем 9- или 11-тонные катки по 6 - 8 раз утюжат асфальтную полосу, укатывая ее до толщины в 5 сантиметров. Все эти процессы постоянно контролируются – берутся пробы асфальта, заказчик исследует их на предмет соответствия всем параметрам.

Одновременно на ул. Вишневского работают 90 человек и 30 - 40 единиц различной техники, включая самосвалы.

Сроки готовности улицы – 1 октября. Работы серьезно затрудняет постоянный поток машин – остановить его на ул. Вишневского полностью просто нереально. Это, кстати, одна из самых больших сложностей для дорожников, привыкших гнать объемы на загородных трассах…

460-4.jpg
 В некоторых участках в качестве разметки нанесут полимерное покрытие

Разъяснил Хазипов и курьез с ливневками. Напомним, что после казанского потопа, когда под мостом на Вишневского поплыли автобусы, интернет облетели фотографии с чугунными решетками, вместо ливнеприемника прикрывавшими асфальт. Блогеры тут же обвинили строителей в вопиющем обмане: дескать, те вместо ливневок делают муляжи для видимости.

В ходе недавней «Прямой связи» на телекомпании «Эфир» за дорожников вступился сам мэр Казани Ильсур Метшин, но суть вопроса многим телезрителям так и осталась неясной. На самом деле все это оказалось … ноу-хау «Татавтодора».

Чтобы внутрь не попадал строительный мусор, на канализационный сток сначала укладывается металлический лист, который сверху присыпают старым асфальтом, рассказал Хазипов. Затем дорожники спокойно закатывают трассу, после чего лист убирают. В итоге – чистый колодец, который иначе пришлось бы расчищать от того же асфальта и строительного мусора.

Добавим, что в случае острой необходимости (например при сильном потопе) законсервированную ливневку достаточно легко вскрыть. Однако на данном участке такой потребности не было: в злополучный «мокрый вторник» неделю назад вода все равно скатывалась под уклоном в тоннель, где ее ждали неработающие насосы (питающий их кабель перебили во время земляных работ на парке им. Горького).

Другие подрядчики никакими листами ливневку не закрывают, в итоге результат никак не лучше. Иллюстрацией стала ситуация под мостом на Компрессорном, где колодец, ведущий в исправную и прочищенную ливневку, попросту забили щебнем в ходе ремонта дороги.    

ФИНИШНЫЙ ЛОСК: СТЕКЛЯННЫЕ ШАРИКИ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКИ

Наконец, на ул. Салимжанова дорожники продемонстрировали полностью завершенный цикл строительства – нанесение разметки. Спецмашина движется по полосе, довольно-таки шустро распыляя краску. И тут же на нее через другой пистолет сыплется стеклянный порошок… Затем дорожники выставляют красно-белые пирамидки рядом с нарисованными полосами разметки, чтобы водители не затерли их сразу же, и ждут, пока высохнет состав.

«Такая технология повышает светоотражение краски, - поясняет Руслан Мусин, начальник управления строительства государственного казенного учреждения «Главтатдортранс». – Здесь мы наносим краску, но будут в Казани участки, где нанесут в качестве разметки полимерное покрытие».

Машина эта благодаря точному позиционированию красящих пистолетов позволяет очень точно начать или закончить полосу дорожной разметки – так, чтобы нигде не было перехлестов.

ПОБИТЫЙ РЕКОРД 2008 ГОДА

Всего «Главтатдортранс» в Казани отвечает за ремонт 18 наиболее крупных улиц города, работы ведутся по 17 объектам. К 15 сентября все основные улицы в зоне ответственности компании будут сданы, кроме самых сложных объектов вроде улиц Московская или Габдуллы Тукая.

«Основные улицы, которые ремонтирует «Главтатдортранс», - это Салимжанова, Павлюхина, Эсперанто-Вишневского, Тукая, Московская, - перечислил Мусин. – Салимжанова, Московская и Тукая ремонтируются капитально. 18 улиц поделены между 6 подрядчиками. Наилучшие результаты по работе – у «Татавтодора», они близятся к завершению на четырех объектах. Неплохо работают «Алексеевскдорстрой», «Волгадорстрой», «Каздорстрой»… Чуть похуже у «РисД» – у них есть отставание по срокам, но проблемы там начались при производстве работ – после начала, к примеру, улицы Чернышевского «выплыли» коммуникации, которые надо было переустраивать. А владельцам прилегающих зданий понадобилось сделать врезки в коммуникации…

Кроме 18 объектов «Главтатдортранса» еще 45 участков ремонтируются под контролем управления капитального строительства и реконструкции казанской мэрии. Общая протяженность ремонтируемых дорог – 91,5 км, площадь – 1,5 млн. кв. метров. В таких объемах дороги не ремонтировались еще никогда в новейшей истории – пик пришелся на 2008 год, когда было сделано 1,2 млн. кв. метров. Всего на дорогах Казани днем и ночью трудятся порядка 1,5 тыс. дорожников. Пожелаем им успеха.

==video818==