Вячеслав Зубарев: «По итогам 2024 года ТТС точно войдет в пятерку лучших по продажам в России. По автомобилям с пробегом российский рынок показал рост 0,5 процента, ТТС — рост 30 процентов. То есть наша доля на рынке приросла с начала этого года» Вячеслав Зубарев: «По итогам 2024 года ТТС точно войдет в пятерку лучших по продажам в России. По автомобилям с пробегом российский рынок показал рост 0,5 процента, ТТС — рост в 30 процентов. То есть наша доля на рынке приросла с начала этого года» Фото: Сергей Елагин

«В целом рост цен составит до 15 процентов»

Вячеслав Викторович, какая сегодня ситуация на автомобильном рынке России и Татарстана, что показали 9 месяцев текущего года в динамике?

— По новым автомобилям рынок России за 9 месяцев показал рост 60,9 процента, рынок Татарстана — 68 процентов, «ТрансТехСервис» — рост 104 процента. То есть мы продали в 2 раза больше, чем за 9 месяцев прошлого года. По итогам 2024 года ТТС точно войдет в пятерку лучших по продажам в России. По автомобилям с пробегом российский рынок показал рост 0,5 процента, ТТС — рост 30 процентов. То есть наша доля на рынке приросла с начала этого года.

— Получается, автомобильный рынок не только ожил, но и показывает огромный рост? Как вы объясните такие цифры?

— В 2023 году наблюдался откровенный дефицит автомобилей, не были выстроены логистические цепочки, отсутствовала  дилерская сеть от китайских партнеров, поэтому сформировался некий отложенный спрос, который в этом году и сыграл свою роль. А вообще несколько факторов роста: первый — насыщение рынка автомобилями в количественном исчислении, второй фактор — инфляционные ожидания, третий — рост доходов. Думаю, дальше рост сойдет на нет или будет минимальным в IV квартале. Рынок будут придавливать два фактора: политика Центробанка, ведущая к удорожанию кредитов, и увеличение утильсбора с 1 октября.

— «Насколько новый показатель утильсбора повысит ценник на машины? Вы уже переписали их?» (Альмир)

— Тема утильсбора хорошо муссировалась в прессе. Кстати, с 1 января будет следующее повышение, это же целая программа. Но нет такого, что 1 октября цены сразу взлетели, потому что есть остатки автомобилей, у дистрибьюторов есть смягчающие программы, чтобы не обрушить продажи зимой. В октябре отмечается снижение клиентского трафика, хотя ценники пока не выросли.

Зубарев Вячеслав Викторович родился 25 ноября 1959 года в городе Златоусте Челябинской области. Окончил Челябинский политехнический институт по специальности «автомобили и тракторы».

1981–1983 — мастер на заводе двигателей ПО «КАМАЗ».

1983–1989 — начальник цеха ПО «КАМАЗ».

1989–1991 — начальник производственного комплекса ПО «КАМАЗ».

1991–1993 — начальник отдела маркетинга завода двигателей ПО «КАМАЗ».

1993–2008 — генеральный директор ООО «ПФ „ТрансТехСервис“».

С 2008 года — председатель совета директоров ООО «УК „ТрансТехСервис“».

2020–2023 — президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД).

Дилер повторяет действия дистрибьютора. Если мы от него получим автомобиль дороже и у нас нет запасов по маржинальности, то мы будем вынуждены поднять ценник. Процесс повышения цен будет очень мягким пока, больших скачков не будет. Это зависит от литража, степени локализации конкретной компании. В целом рост цен составит до 15 процентов.

— Повышение утильсбора поможет отечественному автопрому, как считаете?

— Поскольку у нас мощности автопрома созданы, конечно, государству выгодно их загрузить. Хотя мы испытываем дефицит рабочей силы, и это одна из ключевых проблем всех отраслей.

«Если за 9 месяцев в России продано 1 миллион 150 тысяч новых машин, то по итогам года будет порядка 1,55 миллиона» «Если за 9 месяцев в России продано 1 миллион 150 тысяч новых машин, то по итогам года будет порядка 1,55 миллиона» Фото: «БИЗНЕС Online»

— «Можно ли говорить о росте продаж, минусуя ажиотажный спрос в сентябре?» (Хайруллин Рустам)

— Рынок рос весь год: январь — плюс 77 процентов, февраль — плюс 85, март — плюс 109, апрель — плюс 81, май — плюс 76, июнь — плюс 50, июль — плюс 42, август — плюс 35. Но это от показателя аналогичного месяца прошлого года. Если считать от месяца к месяцу текущего года, то картина такая, что на март пришелся пик продаж, с апреля по июнь они снижались, а вот июль уже больше июня, август больше июля.

Каков прогноз по итогам текущего года?

— Если за 9 месяцев в России продано 1 миллион 150 тысяч новых машин, то по итогам года будет порядка 1,55 миллиона. Думаю, больших чудес ждать не надо, но и падения не будет.


— А по автомобилям с пробегом?

— Там рынок более или менее стабильный, как я уже сказал, рост минимальный. Единственный негативный момент этого рынка — это старение парка. Сказывается провал продаж новых автомобилей в два предыдущих года. И срок владения автомобилем увеличивается. Политика Центробанка направлена на охлаждение рынка, что приведет к снижению потребительского спроса.

— «В России возросло количество выданных автокредитов, Татарстан занял 4-е место по этому показателю. Какая доля ваших клиентов покупает автомобиль в кредит?» (Борис)

— Когда идет льготное кредитование, процент таких покупок быстро нарастает. С начала текущего года 73 процента наших покупателей приобрели машину в кредит. С возрастанием кредитных ставок и уменьшением льгот будет обратная картина.

«С начала текущего года 73 процента наших покупателей приобрели машину в кредит» «С начала текущего года 73 процента наших покупателей приобрели машину в кредит» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мнение, что чем больше игроков, тем выше качество, — это заблуждение»

— Напомните, какое падение рынка было в 2023 году по сравнению с 2022-м? Наверное, прошлый год был самым тяжелым, поскольку в 2022-м еще были запасы машин?

— В 2022 году в России, по оценкам «Автостата», было продано 626 тысяч новых автомобилей, а в 2023-м — более миллиона: рост — 70 процентов. За 8 месяцев 2024 года рост составил 65 процентов — продали почти столько же, сколько за весь прошлый год.

— Сколько игроков ушло с рынка за два предыдущих года? Может, кто-то новый пришел?

— Всегда кто-то приходит, кто-то уходит. Рынок уменьшился, но, как ни странно, количество дилеров сегодня на максимуме за всю историю России. Потому что китайские партнеры всем дают возможность сотрудничать. Они не только никому не дают эксклюзива, но и делят бренды, на каждый предлагая новый салон. В итоге выработка дилерского центра по продаже автомобилей как никогда низка. Это несет в себе угрозу для экономики дилера. Сегодня почти 4 тысячи дилеров, а машин-то больше продавать не стали.

— А раньше сколько было дилеров?

— Чуть больше 3 тысяч. Но я говорю о дилерских центрах. У ТТС, например, 100 дилерских центров, из них три приходится на один бренд — Changan. Конечно, самих дилеров значительно меньше. 4 тысячи, повторюсь, — это количество дилерских центров, но их все равно избыточно много. С такой нагрузкой экономика дилера не может нормально существовать. Пока спасает то, что у многих есть подушка безопасности, но деньги рано или поздно заканчиваются.

Думаю, участников рынка ждут непростые времена. Чтобы дилерский центр нормально существовал, надо продавать 50–100 машин, а не 20. Чтобы оставаться на плаву, надо где-то взять недостающие деньги. А где? У клиента, подняв цену? Но, во-первых, это не выход, во-вторых, клиент на это не согласится. Поднимать цену нельзя. В итоге экономика уходит в минус, и, если ситуация со временем не улучшается, компания закрывается. В любом бизнесе так.

«У ТТС, например, 100 дилерских центров, из них три приходится на один бренд Changan» «У ТТС, например, 100 дилерских центров, из них три приходится на один бренд — Changan» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Первая пятерка игроков в России поменялась за эти годы?

— Имена компаний те же самые, но доли рынка сильно поменялись. Сегодня лидер, по моим ощущениям, — «Мэйджор» (Major). В пятерке лидеров остаются «Рольф», «Автомир», «Ключ», ТТС.

— В Татарстане количество игроков рынка не уменьшилось?

— Среди больших игроков изменений я не вижу. Лидеры те же — «КАН Авто» и ТТС, а достойных игроков достаточно. Конечно, произошло переформатирование в сторону ослабления позиции крупных игроков, потому что китайцы рассредоточили бренды. Мнение, что чем больше игроков, тем выше качество, — это заблуждение, по моему глубокому убеждению. Это как по лезвию бритвы пройти — нельзя терять равновесие ни в ту, ни в другую сторону. Из-за недостаточного количества машин наступает недозагрузка оборудования и людей, а значит, это неэффективный бизнес-процесс, из-за чего страдает либо качество, либо цена, либо гарантии. И появляются банкроты, которые создают лишнее напряжение на рынке. Я считаю, что эта угроза сегодня гораздо острее, чем угроза монополизации. Последней, как таковой, особо-то и не было, потому что за любым брендом можно доехать до Москвы. Или купить через интернет.

— Кстати, маркетплейсы не наступают на пятки?

— Пока нет. Наверное, в перспективе будет и онлайн-, и офлайн-продажа машин. Думаю, слухи об отмирании офлайн-продаж сильно преувеличены. Я как потребитель уже наелся онлайн-коммуникациями, с автоответчиком наговорился. Я все-таки хочу общаться с людьми — человек и посоветует, и подскажет, и, самое главное, зарядит меня эмоциями. Конечно, есть работники, общение с которыми ничем не отличается от механического общения с искусственным интеллектом. Это неправильно, это надо устранять.

Думаю, мы постепенно начнем ценить эмоции. Согласитесь, на дегустации вино вкуснее! Так и с автомобилем, который сегодня достаточно сложен, очень важно, когда тебе объясняют, консультируют, презентуют. Ведь покупка автомобиля — это эмоции!

«Доля автомобилей, ввезенных по параллельному импорту, на российском рынке существенно сократилась» «Доля автомобилей, ввезенных по параллельному импорту, на российском рынке существенно сократилась» Фото: Julian Stratenschulte / dpa / www.globallookpress.com

«Некоторые китайские бренды в Россию не идут»

— «Понятно, что 2023 год автодилеры доживали на остатках европейских автомобилей. А что сегодня? Удалось ли полностью перестроить поставки на Китай и, возможно, другие страны (договоры с компаниями, логистика)? Только ли Китай поставляет?» (Андрей Шадрин)

— Сегодня существует два способа поставок: первый — через официальную дилерскую сеть, когда все заботы по поставке из Китая берет на себя дистрибьютор, второй — по параллельному импорту, когда компания все делает сама. ТТС поставками и растаможкой не занимается, мы получаем автомобили со складов в России уже с ПТС. Доля автомобилей, ввезенных по параллельному импорту, на российском рынке существенно сократилась.

— ТТС параллельным импортом вообще не занимается?

— Мы продаем машины, ввезенные по параллельному импорту, но они существенной роли не играют: из 3,5 тысячи новых автомобилей, проданных ТТС в сентябре, только порядка 70 машин ввезены по параллельному импорту.

— «В одном из интервью «БИЗНЕС Online» вы сказали, что поток китайских машин количественно не перекроет того, что получали раньше с Запада. И еще говорили, что не все китайские бренды будут поставляться в Россию, так как они ориентированы прежде всего на США и Европу. Ваш прогноз оправдался?» (Лутфуллин Амир)

— Да, некоторые китайские бренды в Россию не идут. А вот по количеству поток автомобилей из Китая перекрыл прежний поток из Европы.

— Какие-то китайские бренды локализовали производство в России?

— Haval локализовал производство в России, Belgee — в Беларуси. Знаю, с другими брендами идет переговорный процесс. Но 100-процентной локализации не будет, и ее нет не только в России. По моему разумению, без больших объемов продаж сделать качественно и недорого невозможно.

— Сколько в ТТС китайских брендов на сегодня?

— 25. Если честно, я их не очень считаю, потому что это переменчивая величина: дилерская сеть постоянно развивается. Раньше мы говорили, что живем в изменчивые времена, а сегодня понимаем, что то время было стабильным. Среди брендов, которые устойчиво пользуются спросом, — Geely, Changan, Chery, Haval, Exeed, Jaecoo.

— Как идет переговорный процесс с китайскими компаниями? Все-таки у них другой менталитет, в отличие от европейцев.

— Безусловно, есть своя специфика, люди с другой ментальностью. Конечно, пока сложнее, потому что нет опыта. Но договариваться можно с любыми партнерами. Идет процесс адаптации к новой ситуации.

«Среди брендов, которые устойчиво пользуются спросом: Geely, Changan, Chery, Haval, Exeed, Jaecoo» «Среди брендов, которые устойчиво пользуются спросом, — Geely, Changan, Chery, Haval, Exeed, Jaecoo» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В этом году АвтоВАЗ продает машин в 1,5 раза больше, чем в прошлом»

— Какие-то бренды сегодня есть на рынке, кроме китайских и российских АвтоВАЗа и «Москвича»? Европейских не осталось?

— По сервису и ремонту, гарантийным обязательствам все европейские и корейские бренды остаются, мы работаем в контакте с производителями. Все выполняют свои гарантийные обязательства. Но все абсолютно остановили продажи автомобилей, а также поставки запчастей для автомобилей класса люкс. А автомобили бюджетного сегмента продолжают обслуживать и ремонтировать.

— Вы автомобили АвтоВАЗа продаете?

— В Казани не продаем, а в Челнах, Нижнекамске, Уфе и Йошкар-Оле наши автосалоны LADA есть. Всего 6 салонов работают.

— АвтоВАЗ удовлетворяет спрос на LADA?

— Сейчас дефицита автомобилей нет, в том числе LADA. В этом году АвтоВАЗ продает машин в 1,5 раза больше, чем в прошлом. У нас рост продаж LADA за 9 месяцев составил 68 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

— Оцените качество последних версий LADA и «Москвича».

— Я могу сказать, что «Москвич» лучше, чем его китайский прототип, они сильно подтянули качество. У них остался тот же коллектив, стандарты качества, но они провели большую работу по сравнению с тем, что было на первом этапе. LADA — автомобиль вполне достойного качества. В связи с перебоями поставок комплектующих иногда уходили на модификации комплектации не самые сильные. Собирали из того, что было доступно. Здесь, конечно, есть повод покритиковать. Но само качество автомобиля неплохое. Есть сбои из-за смены поставщиков в связи с санкционным режимом, а сама настройка работы предприятия, нацеленная на производство качественной продукции, сейчас кардинально отличается от советских времен.

— «Насколько получается привезти запчасти и отремонтировать автомобили марок Volkswagen , BMW, Mercedes-Benz, которые были приобретены в автосалонах „ТрансТехСервис“? Сегодня много проблем с ремонтом, так как, сообщают ваши менеджеры, затруднены поставки запасных частей. А что делать, как решить, например, капитальный ремонт двигателя на автомобиль Volkswagen Touareg?» (Наиль)

— Есть дилерская сеть производителя, и они обязаны делать гарантийный ремонт на проданный автомобиль, который находится у них на гарантии.

«Я могу сказать, что „Москвич“ лучше, чем его китайский прототип, они сильно подтянули качество» «Я могу сказать, что «Москвич» лучше, чем его китайский прототип, они сильно подтянули качество» Фото: Petrov Sergey / news.ru / www.globallookpress.com

— А проблемы с поставкой запчастей на эти импортные машины есть?

— В автомобиле огромное количество деталей, и на складе ни на один автомобиль не могут лежать все запчасти. Когда возникает необходимость, мы их заказываем. По китайским автомобилям система обеспечения запчастями пока не так отлажена, как было когда-то по другим брендам. Что касается Volkswagen, если говорим о бюджетных автомобилях Volkswagen Polo, то серьезных проблем по запчастям не должно быть. Маркой Mercedes мы никогда не занимались, их запчасти могут только под заказ привозиться. При этом автомобили, особенно дорогого сегмента, которые идут по категории лакшери, попадают под санкции. Там могут быть проблемы со снабжением запчастей, но все равно практически все привозится, но только сроки и стоимость устанавливаются индивидуально.

ТТС, кстати, активно развивает направление агрегатного ремонта, мы выполняем нетипичный для дилеров ремонт не просто путем замены целого агрегата, а путем приведения его в порядок на высококачественном оборудовании профессионалами, которые прошли обучение у дистрибьютеров.

— Иран так и не зашел со своими автомобилями?

— Я не слышал, чтобы они дилерскую сеть в России создали. Но при этом иранские машины ввозятся.

— «Все равно нынешняя политическая ситуация изменится и санкции отменят. Как вы думаете, смогут ли западные компании вернуть свои позиции на российском автомобильном рынке?» (Ильгиз)

— Мне нравятся фразы «никогда не говори никогда» и «нет ничего невозможного». Но так, как прежде, не будет точно. А то, что западные бренды придут и будут представлены, — почему нет? Но прежде должны нормализоваться отношения между странами.

«По количеству открытию новых автосалонов ТТС третий в России» «По количеству открытий новых автосалонов ТТС третий в России» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Не понимаю рациональных мотивов покупки мотоцикла»

— Была информация, что вы открываете автосалон в Саратове. Это так?

— Пока мы открываем представительство по выкупу машин с пробегом. Прощупываем почву. А вот в Самаре с лета этого года действует полноценный центр ТТС по продаже автомобилей с пробегом. Это новый формат автосалона в торговом центре, мы на примере Уфы убедились, что людям это удобно.

До конца этого года – начала следующего планируем открыть 9 центров ТТС, но это не те открытия, которые практиковались 10 лет назад. Ничего нового мы не строим, это ребрендинг, открытие имеющихся автосалонов под новым флагом. И это не наша прихоть, а тенденция российского рынка, потому что парк продаваемых автомашин полностью изменился: если раньше китайских машин было процента 3, то сегодня больше 50.

— Наверное, не просто вывеску меняете — одно название бренда на другое?

— Мы проводим ребрендинг в соответствии с корпоративными стандартами китайских компаний. Иной ребрендинг тянет под сотню миллионов рублей. Кстати, по количеству открытий новых автосалонов ТТС третий в России.

— «Не хочет ли ТТС попробовать направление продажи б/у мототехники?» (Руслан)

— Как уже было сказано, я придерживаюсь принципа «никогда не говори никогда». Но что такое хотеть? Эмоции важны потребителям, а в бизнесе ими руководствоваться не стоит, здесь должен быть трезвый расчет.

Первое — мотоциклами мы не занимались никогда, второе — мы прекрасно понимаем, что это бизнес, заряженный на конкретного человека. Чтобы бизнес по продаже мототехники был успешным, обязательно должен быть фанат мотоциклов в этой компании, способный убеждать клиентов купить этот вид транспорта.

Сам я не понимаю рациональных мотивов покупки мотоцикла. Здесь не то что эмоциональность, а сверхэмоциональность должна быть. Потому что деньги большие, как за автомобиль, а безопасность ужасная, риски — сумасшедшие, комфорт — сомнительный, практичность — низкая. Что-то мне подсказывает, что рациональность в такой покупке стремится к нулю.

— «Какие перспективы электромобилей среди предложений ТТС (особенно интересуют небольшие городские мини-версии)?» (Алексей)

— Доля электромобилей в ТТС и вообще на рынке — мизерная, порядка 1 процента. Все официально ввозимые китайские бренды мы продаем. Сегодня более популярны гибриды. По-моему, у многих владельцев электромобилей есть общая черта: у них есть и не электромобиль. Я считаю, электромобиль идеально подходит семье как вторая машина: на бензиновой ездит муж, а на электрической — жена-домохозяйка, которая возит детей в садик или школу, совершает покупки. Электромобиль — это не так дорого, и хлопот по обслуживанию меньше.

«Мы все делаем для того, чтобы посещение наших автосалонов было приятно для клиентов» «Мы все делаем для того, чтобы посещение наших автосалонов было приятным для клиентов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Сделать так, чтобы клиенты к тебе шли с удовольствием»

— «Почему бы компании „ТТС“ не провести ребрендинг крупных площадок, например, М7 „Мегамолл“ — установить кофемашины бесплатные, оплачивать такси клиентам, которые покупают автомобили, поставить кресло массажное? Сделать перепланировку салона, подключить ИИ, сделать сайт более удобным, ускорить процессы оформления автомобилей в кредит, не катаясь к банковским специалистам по другим салонам. Элементарно, служебный транспорт». (Руслан)

— Здесь кое-что понаслышке написано, потому что могу точно сказать, что необходимости ездить куда-то для оформления кредита с М7 нет, все специалисты на местах. Безусловно, нам нужно работать над удобствами для клиентов. Потому что единственный шанс остаться в этой воронке — сделать так, чтобы клиенты к тебе шли с удовольствием. Поэтому внимательно следим за пожеланиями клиентов. В ряде автосалонов мы практикуем бесплатный кофе и бесплатное такси. Но если сделать бесплатный кофе для всех желающих, то мы смешаем целевую аудиторию. Я боюсь, что клиентам, которые хотят купить автомобиль, вряд ли понравится, если они увидят толкучку около кофе-автомата. Мы ориентированы на клиентов, которые действительно за нашими услугами приезжают.

Мы все делаем для того, чтобы посещение наших автосалонов было приятно для клиентов. Однако у нас работают несколько тысяч человек, мы знаем, что бывают сбои. Но клиентская служба над этим постоянно работает. Да, мы ошибаемся — помогите нам устранять эти ошибки! В конце прошлого года мы пересматривали стратегию компании, где более четко сформулировали наши принципы, но клиент всегда остается на первом месте.

— А что включает в себя обновленная стратегия?

— Разворота на 180 градусов нет, но три стратегические цели мы преследуем. Это эффективность предприятия, потому что оно должно быть устойчивым и ни в коем случае не скатываться в борьбу за выживание. Это привлекательность для сотрудников и, конечно, клиентоориентированность.

«В сентябре мы продали 3567 новых автомобилей и 3547 автомобилей с пробегом» «В сентябре мы продали 3 567 новых автомобилей и 3 547 автомобилей с пробегом» Фото: «БИЗНЕС Online»

— По количеству автосалонов и доле на рынке не ставите цели?

— Мы ставим цели на год, но это не стратегия. Горизонт планирования сегодня не очень далекий, потому что не знаем, как рынок себя поведет. Мы развиваться хотим, но развитие идет в двух направлениях. Помните, в Советском Союзе была экстенсивная экономика и интенсивная? Вот мы прежде всего за интенсивность. У нас нет задачи развиваться экстенсивно, потому что мы видим, как некоторые наши коллеги на этом вошли в кризис. Успешные компании во главу угла поставили количественный рост, потеряли в эффективности и либо рухнули, либо стоят перед такой угрозой. И потом перед ними стоит цель хоть что-то сохранить.

— «Мегамолл» — это продажи авто с пробегом. Какова доля таких автосалонов в бизнесе?

— Почти 50 на 50. В сентябре мы продали 3 567 новых автомобилей и 3 547 автомобилей с пробегом. Сентябрь стал первым месяцем в году, когда мы новых автомобилей продали больше, чем с пробегом. Но рынок автомобилей с пробегом более стабильный, там резких перепадов нет.

— «Вы подняли комиссию на реализацию авто в октябре с 4 до 7 процентов в Казани. Хотел машину продать через вас, пришлось уйти к вашим конкурентам, так как у них при тех же условиях комиссия — 3 процента. И мой знакомый тоже свои две машины BMW X5, X6 отдал под реализацию им. Думаю, это не совсем конкурентный и рыночный подход. Мне очень нравится у вас обслуживать машину. Через ТТС в общей сложности я приобрел 6–7 машин BMW X5, X6 и остался очень доволен. И через комиссию или трейд-ин продал около 10. Хотел бы и дальше работать с вами, но на взаимовыгодных условиях». (Рустам).

Комиссия для каждой категории и класса автомобилей рассчитывается индивидуально. Повышение коснулось премиум-сегмента и предпринимателей, которые осуществляют покупку и продажу автомобилей на профессиональной основе.

Понятно, что взаимовыгодные условия — это обязательно: чтобы и клиенту было хорошо, и бизнесу. Нам приходится учитывать затраты на автосалон, мойку машин, рекламу и многое другое. Но таких машин, которые мы берем на реализацию, у нас меньше одного процента. Мы в основном выкупаем машины.

«Если говорить про бизнес как развитие, а не как выживание, главный вызов — невозможность прогнозировать ситуацию. Я уже бросил затею писать бизнес-планы с точными цифрами. Есть план на год, который 2-3 раза будем пересматривать. Жесткие цифры планирования — максимум на квартал» «Если говорить о бизнесе как развитии, а не выживании, главный вызов — невозможность прогнозировать ситуацию. Я уже бросил затею писать бизнес-планы с точными цифрами. Есть план на год, который 2–3 раза будем пересматривать. Жесткие цифры планирования — максимум на квартал» Фото: Сергей Елагин

«Кредитами не увлекаемся, но у нас есть другая угроза — это инфляция»

— Если не секрет, какая рентабельность этого бизнеса — продажи автомобилей с пробегом?

— Не менее 10 процентов автомобилей, которые мы выкупаем, продаем себе в минус. Если мы сильно занизим цену, никто нам машину не отдаст. Рентабельность бизнеса есть, но она невысокая. Все зависит от ситуации на рынке. Например, в октябре – ноябре 2023 года произошло перенасыщение рынка, когда наконец завезли новые машины, и цена поползла вниз, потащив за собой цену автомобилей с пробегом. Еще качнулся курс доллара, и в январе мы впервые за все времена получили рекордный убыток, исчисляемый сотнями миллионов рублей. За один месяц! И мы все первое полугодие выползали из убытков.

— Какая средняя рентабельность автомобильного бизнеса?

— По чистой прибыли всегда меньше 5 процентов. И я уже даже не помню, когда у нас столько было.

«Не менее 10 процентов автомобилей, которые мы выкупаем, продаем себе в минус» «Не менее 10 процентов автомобилей, которые мы выкупаем, продаем себе в минус» Фото: «БИЗНЕС Online»

— А по наценке на стоимость автомобилей?

— Если упрощенно: я взял кредит, купил автомобиль, привез его, растаможил, отдал деньги за рекламу, заплатил зарплату. А пока продаю автомобиль, проценты тикают. Процентная ставка сегодня не низкая, в месяц порядка 2 процентов, 24 процента годовых. Оборачиваемость денег — в среднем 45 дней, то есть ты заплатил и через 45 дней заплатили тебе. Но иногда бывает и год, и полтора. Обслуживание кредита, зарплата, реклама, амортизация, содержание автосалонов. Из 10 процентов наценки на автомобили 8 процентов ушло на издержки. Есть еще понятие бонусов за выполнение плана, а без бонусной системы прибыльной работы не будет ни у одного дилера. Поэтому начинается гонка, раздувание складов, из-за чего у многих происходит разрыв в платежах.

— У ТТС большая кредитная нагрузка?

— У нас большой нагрузки нет. Мы кредитами не увлекаемся, но у нас есть другая угроза — это инфляция. У ТТС есть свои деньги, допустим, 100 миллионов. За 100 миллионов смогли купить 100 автомобилей и продали их за 120 миллионов. Ура, мы заработали! Но из этой суммы 10 миллионов ушло на затраты (кредиты, зарплаты), после уплаты налогов осталось 106 миллионов. Дальше я снова пошел покупать машину, но уже 100 не получается приобрести, потому что они на 10 процентов подорожали. И я покупаю не 100, а 99 машин. Капитал съедается.

Помимо инфляции, еще один вызов — это дефицит трудовых ресурсов. Если говорить о бизнесе как развитии, а не как выживании, главный вызов — невозможность прогнозировать ситуацию. Я уже бросил затею писать бизнес-планы с точными цифрами. Есть план на год, который 2–3 раза будем пересматривать. Жесткие цифры планирования — максимум на квартал.

«Я видел заводы, выпускающие по 300 тысяч автомобилей, где трудятся всего 3 тысячи сотрудников» «Я видел заводы, выпускающие по 300 тысяч автомобилей, где трудятся всего 3 тысячи сотрудников» Фото: Dominik Butzmann/Dominik Butzmann/photothek.de / www.globallookpress.com

«Все-таки автосалоны сохранятся»

— Сейчас есть восходящий тренд — искусственный интеллект и роботизация. В вашем бизнесе вы это ощущаете, думаете над этим?

— Я сторонник такого взгляда: элементы роботизации и искусственного интеллекта будут внедряться и внедряются, но полное замещение человека на отдельных видах работы пока невозможно. Что касается рабочих профессий, то сейчас этот процесс настолько в мире развивается, что я видел заводы, выпускающие по 300 тысяч автомобилей, где трудятся всего 3 тысячи сотрудников. На одного работающего приходится 100 автомобилей в год. И этот процесс будет продолжаться. Производительность труда выросла везде. Но мое заключение — все-таки автосалоны сохранятся.

— Сотрудник в автосалоне зачем нужен? Посадите красивого гуманоида, который на те же вопросы будет отвечать.

— Не в этом дело. Я не хочу с гуманоидом общаться. Сейчас некоторые рестораны практикуют такое, но мне с роботом забавно пообщаться 1–3 раза, а потом мне интереснее, чтобы ко мне человек подошел, поговорил со мной, что-то порекомендовал.

— Содержать робота выгоднее, чем официанта.

— Ресторанам выгоднее, если я буду оставлять у них деньги. Искусственный интеллект, безусловно, способен заменить людей в ряде операций. Но в моем бизнесе полностью заменить человека не удастся. Я работаю менеджером, а это значит получать и анализировать данные, принимать правильные решения, составлять план, давать соответствующие поручения, контролировать реализацию решения. Из этих процессов 80 процентов может взять на себя искусственный интеллект — получение данных, обработку, анализ. Но я пока не вижу шанса искусственного интеллекта заменить человека там, где важны человеческие эмоции.

Когда я говорил о стратегических целях, упомянул построение эффективного предприятия. Для достижения трех стратегических целей одновременно необходимо повысить производительность труда. Это можно сделать за счет оптимизации бизнес-процессов, и я уверен, что элементы искусственного интеллекта будут внедряться. Например, мы уже интегрировали ChatGPT в работу клиентской службы для анализа звонков. Однако я не вижу возможности полной замены человека машиной. Там, где работали 10 человек, возможно, будут работать два человека. Но автобизнес только в начале этого пути. Почему? Причина в том, что мы не развивались самостоятельно, наши бизнес-процессы всегда определялись старшими партнерами-автопроизводителями.

— У вас тысячи сотрудников, из них на каких позициях больше всего людей работает?

— Думаю, что все-таки в автосервисе.

— Продавцов заменить нет никаких проблем. Многие из них говорят трафаретные вещи.

— Я согласен с тем, что трансформация произойдет, искусственный интеллект будет вытеснять. Продавцов, которые по трафарету работают, заместят.

«У меня есть возможность ездить на разных автомобилях, все-таки ТТС — дилер 25 брендов» «У меня есть возможность ездить на разных автомобилях, все-таки ТТС — дилер 25 брендов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я с удовольствием езжу на китайском электромобиле или гибриде»

— Традиционный вопрос от читателя: «На чем вы сами ездите? Как часто меняете авто? Есть любимая модель авто?» На китайскую машину не пересели?

— У меня есть возможность ездить на разных автомобилях, все-таки ТТС — дилер 25 брендов. Например, я с удовольствием езжу на китайском электромобиле или гибриде. Раньше на них не ездил, поэтому был приятно удивлен качеством.

— Вы лидер по участию в интернет-конференциях. Что для вас «БИЗНЕС Online»?

— Можно говорить что угодно, но вы, безусловно, лидеры в регионе. Это одно из немногих электронных средств массовой информации, которое я регулярно просматриваю.

— Для вашего бизнеса есть польза от нашей газеты?

— Безусловно, есть. Во-первых, это обратная связь. Во-вторых, альтернативный источник информации. Вы публикуете мнение авторитетных спикеров, освещаете актуальные темы, что позволяет мне как гражданину измерять градус настроения общества. Потому что круг моего общения, как и у любого человека, достаточно локальный. И, когда мне кажется, что все так говорят, на самом деле так говорят только в моем окружении. А потом заглядываешь в «БИЗНЕС Online» и понимаешь, что есть и другое мнение.

Вячеслав Викторович, спасибо за интересный разговор.