«Меня не заставляли, а просто агитировали. Настаивали на том, чтобы я взяла кредит и вложила под большой продукт. Исходя из того, что я с Нуриевой была знакома два года и была знакома со всей ее семьей, я ей доверяла. Главным фактором принятия решения стало видео, где Доронин, сидя в машине, говорил, что все депозиты возвратные. Я была уверена, что, если что-то случится, весь депозит мне вернут», — рассказывала в зале суда очередная потерпевшая по уголовному делу финансовой пирамиды Finiko. О том, почему она попросила супруга взять кредит и как прошла через процедуру банкротства, какие вопросы ей задавала защита и чем она занимается сейчас, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Эльвира Мусина вложила в финансовую пирамиду Finiko 1,6 млн рублей
Вложиться в финансовую пирамиду посоветовала Лилия Нуриева
29-летняя Эльвира Мусина живет в Казани, она индивидуальный предприниматель. В суде Мусина уточнила, что лично никого из сидящих на скамье подсудимых не знает, видела лишь в социальных сетях.
В апреле 2021-го с компанией Finiko ее познакомила ныне осужденная на 4,5 года «досудебщица» Лилия Нуриева, они были знакомы около двух лет, потерпевшая лично знала маму и сестру осужденной.
Нуриева уже получила реальный срок, хотя до этого заключила сделку со следствием. Теперь Вахитовский суд рассматривает основное дело, где проходит 8 фигурантов: сооснователь Finiko Кирилл Доронин, «первый вице-президент» Finiko Андрей Галущенко, «вице-президент» из Улан-Удэ Баир Самбуев, руководитель техподдержки Антон Семыкин, помощница еще одного сооснователя пирамиды Зыгмунта Зыгмунтовича Екатерина Казачкова, а также «звезды» Finiko Екатерина Бозоева, Алена Ларионова и Анна Серикова (Тиффани). Они находятся в СИЗО.
«Вице-президенты» пирамиды Ильгиз Шакиров и Дина Габдуллина (Ахметзянова) — под запретом определенных действий.
О Finiko Мусина узнала в офисе Нуриевой в казанском ТЦ «Олимп» на улице Зорге. Там, по словам потерпевшей, на третьем этаже был офис агентства недвижимости осужденной, который был переделан под офис Finiko, были соответствующие стенды и праздничные шарики. Нуриева потерпевшей рассказала о всех имеющихся продуктах компании. У Мусиной был капитал под продукт «Авто», однако Нуриева уверяла, что самый выгодный продукт — это «Депозит», туда нужно было вложить 1,6 млн рублей, с этих денег якобы можно было получать 300 тыс. ежемесячно.
«Я человека знала лично, знала ее статус в Казани, доверилась ей», — добавляла Мусина. У нее была проблема: денег для вложения не было, однако и здесь подруга по несчастью нашла способ помочь будущей потерпевшей. По словам Мусиной, в компании недвижимости у Нуриевой были кредитные брокеры. «Лилия Наилевна отвела меня за ручку в кабинет, где сидели две сотрудницы, они оформляли кредиты для тех, у кого нет средств. Сказали, что сделают все, чтобы мне одобрили кредит и я смогла вложиться в Finiko и заработать», — рассказывала суду Мусина.
Нуриева в свою очередь уверяла, что все вложенные депозиты возвратные, показывала видео Кирилла Доронина, где тот рассказывал, что, если вдруг компания перестанет работать, «всем все вернут и никто ничего не потеряет». Сладкие речи Мусину подкупили, она согласилась и попросила мужа взять кредит в банке, на тот момент потерпевшая находилась в декретном отпуске, поэтому сама кредит взять не могла. Муж согласился, взял кредит в Ак Барс Банке на 1,6 млн рублей. Личный кабинет Мусиной помогла создать также Нуриева.
После того как деньги оказались в руках у потерпевшей, Нуриева посоветовала обратиться к некому Динару, который сможет помочь пройти все этапы вложения средств. Мусина поехала в офис на Право-Булачной к Динару. На третьем этаже молодой человек забрал наличку у потерпевшей, пересчитал и объяснил, что деньги будут переводиться в биткоины. Через час они появились в ее электронном кошельке — за вычетом «комиссии» в 60 тыс. рублей это было 20 тыс. цифронов. Расписку о передаче денег потерпевшая не просила.
Далее Нуриева посоветовала потерпевшей подписаться в социальных сетях на Доронина, Ильгиза Шакирова и Дину Габдуллину (Ахметзянову). Осужденная приглашала Мусину на мероприятия, но на них попасть потерпевшая не успела, Finiko соскамилась.
Мусина успела получить лишь две выплаты — всего около 60 тыс. рублей. Остальные средства по совету Нуриевой Мусина рефинансировала под продукт «Авто». В июле потерпевшая попыталась вывести деньги, однако не получилось: личный кабинет перестал работать. В конце июля Мусина написала заявления на Доронина и Нуриеву, а в августе пошла на допрос.
Ущерб с вычетом всех выведенных средств составил 1 млн 456 тыс. рублей. Потерпевшая лично просила у Нуриевой их вернуть во время очной ставки. Однако та заявила, что ни в чем не виновата и вообще потерпевшую видит в первый раз.
«В [Finiko] я же просто регистрировалась, не вкладывала деньги. Я только планировала вкладывать, у меня тогда не было денег»
Мусина: «В дальнейшем, если бы все было хорошо, я бы, наверное, тоже хотела стать «вице-президентом»
Первым из «аквариума» потерпевшую допросил Доронин:
— Для чего вы зарегистрировались? — уточнил он.
— Мне сказали, что я смогу на этом зарабатывать.
— Мотив регистрации какой был? Что вы хотели?
— Ну, наверное, как нормальные люди — жить хорошо, — конкретизировала Мусина.
Тогда Доронин уточнил, изучала ли потерпевшая договор после регистрации:
— Не изучала, — ответила вкладчица.
— А когда кредит в банке получали, документы при подписании также не изучали?
— Конечно, изучала, банк — это банк. В [Finiko] я же просто регистрировалась, не вкладывала деньги. Я только планировала вкладывать, у меня тогда не было денег.
Адвокат Доронина Регина Шайхутдинова следом добавила:
— Вас заставляли? Агитировали вступить в проект Finiko?
— Да, Нуриева. Но меня не заставляли, а просто агитировали. Настаивали на том, чтобы я взяла кредит и вложила под большой продукт. Исходя из того, что я с Нуриевой была знакома два года и была знакома со всей ее семьей, я доверяла ей. Главным фактором принятия решения стало видео, где Доронин, сидя в машине, говорил, что все депозиты возвратные. Я была уверена, что, если что-то случится, весь депозит мне вернут, — объясняла Мусина.
— Как подсудимые вас обманули? — уточнила адвокат.
— Я была подписана в социальных сетях на них, смотрела видео, они рассказывали, как можно заработать.
— Вы обращались, чтобы вас объявили банкротом? Списали долг? — неожиданно спросила защитница.
— Да. Но это к делу никакого отношения не имеет, это мои личные обстоятельства. Кредит был взят на мужа двумя частями, признание меня банкротом к делу отношения не имеет.
Один из адвокатов уточнил: потерпевшая смотрела видеоролики в интернете до вложения своих денег или после? Мусина ответила, что смотрела после вложения, чтобы в дальнейшем достичь такого же уровня.
Следом подсудимый Галущенко конкретизировал вопрос:
— Вы сказали, что смотрели видеоролики и хотели стать как кто-то. Кем вы хотели быть?
— В дальнейшем, если бы все было хорошо и все работало, я бы, наверное, тоже хотела стать «вице-президентом».
В завершение допроса адвокат Вадим Максимов поинтересовался:
— Деньги взял ваш супруг, [вы] перевели их на свое имя, приобрели два продукта. В чем ущерб, если деньги не ваши?
— В Finiko я была зарегистрирована сама, я считаю, что, раз мы в официальном браке, семейный бюджет считается общим. Деньги мужа — мои деньги, мои деньги — деньги мужа, — рассуждала потерпевшая.
— Но вы же не открыли кабинет на мужа, все взяли себе. Ущерб в чем?
— Муж взял деньги и передал их мне, кредит мы платили вместе.
Во время атаки адвокатов потерпевшая по делу вела себя достаточно уверенно. На вопросы, на которые не могла ответить, она лишь добавляла: «Я уже не помню, прошло три года».
Последним вопрос задал Доронин:
— У вас есть претензии к компании?
— Да, конечно. Я хочу, чтобы мне вернули мои деньги.
Еще одной интересной деталью допроса стало выяснение адвокатами нынешней сферы деятельности Мусиной. Потерпевшая лишь упомянула, что в 2021-м находилась в декрете, а позже открыла свое ИП. Уточняющие вопросы сразу же снимались, т. к. к делу отношения не имеют.
Впрочем, в социальных сетях Мусина свою трудовую деятельность не скрывает. Она зарабатывает с помощью школы удаленных профессий и учит этому других. Правда, нигде в соцсетях не указано, каким профессиям она обучает. Лишь уточняет: учу зарабатывать на фрилансе. «В день и 5, и 10, и 15 можно заработать!» — говорит Мусина в одном из роликов. В другом объясняет, что обучает работе на порядка 30 сайтах, которые, например, платят за отзывы к товарам и написание рецензий. Стоимость курса обучения от Мусиной не указана в открытом доступе.
Вишенка на торте — скриншоты ежемесячных трат из банковских приложений, путешествия и покупка недвижимости. Например, скидывает скриншоты, как потратила за день 1 млн 143 тыс. рублей. А в другой публикации рассуждает о философских вопросах и приходит к выводу: «Признаюсь без всякого стыда: я люблю деньги! И да, счастье реально не в деньгах, а в их количестве!» Вероятно, эффект от таких публикаций есть: в одной из социальных сетей на Мусину подписано более 20 тыс. пользователей.
Допрос потерпевших продолжится сегодня.
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.