В масштабах города Вознесенский тракт сопоставим с открытием магистрали 100-летия ТАССР в 2020 году и проспектом Универсиады в 2013-м, благодаря которым заметно улучшилась ситуация и на других дорогах В масштабах города Вознесенский тракт сопоставим с открытием магистрали 100-летия ТАССР в 2020 году и проспектом Универсиады в 2013-м, благодаря которым заметно улучшилась ситуация и на других дорогах Фото: «БИЗНЕС Online»

Вознесенский тракт — как это было: от мечты 1969 года до пятого «вылета» из Казани

Казань в середине декабря обретет полноценную пятую вылетную автомобильную магистраль. Событие не рядовое — и ждали его с 1969 года, когда трасса впервые появилась на картах генерального плана развития города. И надо сказать спасибо градостроителям, которые полсотни лет сохраняли коридор и соблюдали запрет на строительство жилья. А желающих освоить земли было немало.

В масштабах города Вознесенский тракт сопоставим с открытием магистрали 100-летия ТАССР в 2020 году и проспектом Универсиады в 2013-м, благодаря которым заметно улучшилась ситуация и на других дорогах. Тысячелетняя история Казани с торгово-почтовыми трактами показывает, что вылетные дороги — это на века.


«Проект имеет колоссальное значение для города, не говоря о том, что об этом мечтали еще наши предки, — рассказывает замруководителя исполкома Игорь Куляжев. — Вознесенский тракт имеет сегодня большое значение, потому что Казань задыхается в пробках на въездах и выездах. Эта магистраль позволит сильно разгрузить Мамадышский тракт, позволит городу развиваться в этом направлении. Любая дорога, которая строится для разгрузки остальных дорог, имеет значение не только в качестве вылетной магистрали. Это и экология. Одно дело, когда машины стоят в пробках, бесконечно молотят двигатели, идут большие выбросы СО2 в атмосферу. Такое ничего хорошего не приносит для города». 


Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Пока в городе действуют четыре вылетные трассы. Приглядимся к историческому контексту и тому, как меняли эти магистрали в последние годы:

  1. Горьковское шоссе. Проложено в 1970-е. Сначала у шоссе появилось двухполосное твердое покрытие, но в 2005 году дорогу расширили до четырех, а местами и до 6 полос. Масштабную реконструкцию с новыми развязками за 27,1 млрд рублей завершат в 2024-м — в цену входит и первая трехуровневая развязка столицы РТ.
  2. Мамадышский тракт. Первое упоминание относится к 1927 году. В последний раз реконструирован к Универсиаде-2013. Тогда магистраль длиной 7 км расширили в обе стороны до 6 полос на всем протяжении от развязки с проспектом Победы до М7, построили два подземных и два надземных перехода.
  3. Сибирский тракт, улица Мира в Дербышках, улица Азина в Киндерях. Как тракт впервые упоминается в XIX веке. Дорога в нынешнем облике начала формироваться в 1950-е годы, неоднократно перестраивалась. Например, на пересечении с улицей Академика Арбузова была построена первая в городе двухуровневая развязка.
  4. Оренбургский тракт. В XVIII веке формировалась как торгово-почтовая дорога. Многократно перестраивалась. За последние пять лет на выезде из города появилась подземная разворотная петля, дорогу расширили до 6 полос. К Универсиаде-2013 сделали развязку на Танковом кольце.

На пятую вылетную дорогу — Вознесенский тракт — деньги нашли в январе 2021 года. Это были 500 млн рублей из бюджета РТ. Строительство поделили на два этапа. Первый от улицы Гвардейской до проспекта Победы сдали в октябре 2023-го. Этот отрезок длиной 3,8 км включает две развязки с тоннелями, три примыкания второстепенных дорог, две наземные разворотные петли, железнодорожный путепровод. Общая стоимость — 13,4 млрд рублей.

«Серьезно развернули работы»: как строят Вознесенский тракт Казани в 20 снимках

Первый отрезок Вознесенского тракта до неузнаваемости изменил облик Азино и Советского района Казани. За год эта дорога кардинально поменяла привычные маршруты населения, ускорила передвижение по городу и уже на этапе первых звоночков строительства подстегнула реновацию промзоны на улице Аделя Кутуя площадью 292 гектара. К открытию первого отрезка у дороги уже красовались первые новостройки. 

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

На открытии этого отрезка руководство федерального агентства «Росавтодор» говорило о «напористости» Татарстана. И вот почему.

Второй отрезок от проспекта Победы до М7 начали строить в 2022 году. Но уже тогда в правительстве РТ впервые заговорили о трудностях финансирования, а затем подписали соглашение с госкомпаниями «Дом.РФ» и «Автодор» о строительстве двух платных дорог — второго отрезка Вознесенского тракта и обхода поселка Дербышки. 

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Деньги доставали с трудом, ведь в стране еще 88 регионов, которым тоже надо! В конце концов стало понятно, что профинансировать трассу за счет бюджетных средств не удастся. В правительстве РТ с середины 2022 года обдумывали варианты решений. Самое простое — забыть о мечте о вылетной трассе до лучших времен. Но тогда первый отрезок Вознесенского — это полумера, а власти республики все же придерживаются государственного подхода и эффективности инвестиций. Так что в начале 2024-го стало известно о решении достраивать второй отрезок Вознесенского тракта на условиях государственного-частного партнерства, чтобы не терять время и сократить пробочные «хвосты» на Мамадышском тракте.

О непростом решении объявил раис республики. «100 процентов Вознесенскую трассу надо завершить, это тоже частно-государственный проект. Это будет платная дорога», — заявил Рустам Минниханов на коллегии миндортранса РТ. Для участников отрасли тогда такое стало неожиданностью. В качестве концессионера выбрали «дочку» АО «ТатДорТрансИнвест», учредителем которого выступает минземимущество РТ. Так, в достройку дороги за 26 млрд рублей вложат 20% частных инвестиций, или 5,4 млрд рублей.

И вот оба отрезка дороги построены. На прошлой неделе Минниханов ознакомился с результатами трудов дорожников и проехал на машине от проспекта Победы до трассы М7. Вслед за раисом второй отрезок трассы протестировали и корреспонденты «БИЗНЕС Online». Запустить движение намерены в середине декабря.

Второй отрезок Вознесенского тракта преображает городскую ткань Второй отрезок Вознесенского тракта преображает городскую ткань Фото: Максим Платонов

Что сегодня происходит на платной дороге и на что потратили 26 миллиардов

Платный отрезок Вознесенского тракта на момент нашего визита был готов на 90%. В середине прошлой недели там монтировали опоры для камер, датчиков безбарьерной оплаты, информационных табло о въезде на платную магистраль. Достраивают локальные очистные ливневых стоков, ведут благоустройство прилегающих территорий, досаживают деревья. Остается пусконаладка наружного освещения и системы взимания платы. Возводили дорогу круглосуточно.

Длина отрезка — 8 километров. Он включает в себя новый путепровод на улице Фучика, соединяющий Азино-1 и Азино-2. Старый снесли, а стройку нового вели в стесненных городских условиях: «дорогу жизни» в Азино перекрывали на 20 дней, делали отдельную насыпь, бережно обходили газопровод, теплотрассу и сети электроснабжения.

На М7 построили новую двухуровневую развязку с тоннелем, при возведении которого не прерывали движение по федеральной автотрассе. Там — два съезда с Вознесенского тракта и два заезда в Казань с М7.

Достраивают локальные очистные сооружения ливневки, ведут благоустройство прилегающей территорий, досаживают деревья Достраивают локальные очистные ливневых стоков, ведут благоустройство прилегающей территории, досаживают деревья Фото: Максим Платонов

Второй отрезок Вознесенского тракта преображает городскую ткань. Вместе с ним в Казани появились:

  • Два подземных пешеходных перехода: с улицы Академика Глушко на улицу Минскую и с улицы Иман на улицу Нардуган в поселке Вознесение. Подземные переходы с особенностью. На крышах установлены круглые зенитные фонари из Беларуси — это остекленные участки кровли, которые позволят экономить на освещении входной группы. Такие же стоят в подземных «пешеходниках» первого отрезка Вознесенского тракта.
  • Два моста через Ноксу.
  • Два надземных «пешеходника» над проспектом Победы со стороны улиц Минской и Закиева. Это тоже часть второго отрезка Вознесенки.

«Выходим на итоговую проверку, — рассказал „БИЗНЕС Online“ директор фирмы „Волга-автодор“ Марат Давлетшин (эта компания-подрядчик строила оба отрезка Вознесенского тракта с 2021 года). — На втором отрезке были свои сложности. Встречались водонасыщенные участки, приходилось бороться с водой — ставили насосы, иглофильтры для водопонижения, делали скважины для осушения. На одном из участков много родников, поэтому делали дренажи для отвода дождевых, талых и грунтовых вод. Справились с этим делом, вопросов нет, дорожное полотно уложено и скоро начнет работать».

Позади масштабная выемка грунта, которая доходила до 13–14 метров. Высота насыпи — от 2–3 м, а местами до 5. «Большое количество грунта пришлось перелопатить, перевезти, увезти — где-то была полная утилизация, потому что грунт не подходил для основания. Такие участки имели место», — вспоминает Давлетшин.

Расчеты показывают, что без превышения скорости от М7 до ул. Гвардейской получится добраться за 10-15 минут, до проспекта Победы за 5-7 Расчеты показывают, что без превышения скорости от М7 до Гвардейской получится добраться за 10–15 минут, до проспекта Победы — за 5–7 Фото: Максим Платонов

Дорога из «суперасфальта», «спецоперация» по переносу сетей, 10 км бесплатных проездов, отдельный выезд для поселков

Дорога первого класса, проезжая часть — по три полосы в каждую сторону. Расчеты показывают, что без превышения скорости от М7 до Гвардейской получится добраться за 10–15 минут, до проспекта Победы — за 5–7. Заехать и выехать на весь Вознесенский тракт можно с проспекта Победы, улицы Гвардейской, Аметьевской магистрали, улицы Аделя Кутуя, Родины, Назиба Жиганова и М7.

Асфальт уложили по действующим ГОСТам. Гарантия на верхний слой — пять лет, межремонтный срок конструктива — 24 года, пояснил представитель заказчика, заместитель директора по строительству ГКУ «Главтатдортранс» Ринат Хусаинов. Напомним, такой стандарт в сфере дорожного строительства называют «суперасфальтом». Новое покрытие по данной технологии уже лежит на М12 в Татарстане, на первом отрезке Вознесенского тракта, реконструированном Горьковском шоссе и первом фрагменте его дублера.

Вместе с дорогой возвели новую канализационно-насосную станцию, построили ливневую канализацию, очистные сооружения, дорожное освещение.

Отдельные трудности создал перенос мощных инженерных коммуникаций. «Кроме строительства самой дороги, пришлось решать еще множество сопутствующих вопросов по строительству инженерных сооружений, переносу инженерных коммуникаций. Это три ветки газопровода, этанопровода, этиленопровода, высоковольтная линия электропередачи, — сказал Куляжев. — Все это было сделано за достаточно короткий срок без остановки производств, за что спасибо строителям».

Длина самой дороги — 8 километров. Но вместе с Вознесенским трактом построили 10 км внутриквартальных проездов, выезд из поселка Офицеров к ЖК «Весна». А еще отремонтировали улицу Иман, которая связывает поселок с ЖК «Весна». В начале ноября «БИЗНЕС Online» побывал и на открытой в ноябрьские праздники дороге – дублере Вознесенского тракта. Это отрезок от улицы Иман до перекрестка улиц Академика Глушко и Закиева с мостом через реку Ноксу, построенный за 450 млн рублей для жителей Вознесения и других соседних сел.

На концессионера ляжет эксплуатация, освещение, содержание дороги На концессионера ляжет эксплуатация, освещение, содержание дороги Фото: Максим Платонов

Кто станет убирать дорогу и будет ли там общественный транспорт?

Концессионер вместе с исполкомом Казани прорабатывают возможность запуска по Вознесенскому тракту городского общественного транспорта, с миндортрансом РТ — межмуниципальных маршрутов. «Будем смотреть по факту, по необходимости», — подчеркнул генеральный директор АО «ТатДорТрансИнвест» Айрат Гайфутдинов.

На концессионера ляжет эксплуатация, освещение, содержание дороги. По расчетам, зимой с дороги надо будет убирать и вывозить 100–120 тыс. т снега. Именно вывозить: дорожное полотно с обеих сторон закрыто шумозащитными экранами, а ближайшая снегоплавильная станция за ТЦ «Южный» в Азино. «ТатДорТрансИнвест» не планирует создавать собственную дорожную службу, поэтому через торги подберет подрядную организацию. Предпочтение, конечно, казанским МУПам — там есть и техника, и люди.

«Содержание — вопрос недешевый, — рассказывает Куляжев. — Уборка снега, очистных сооружений, которые будут собирать всю грязь и нефтепродукты, плата за электроэнергию. Чем выше требования к содержанию, тем выше затраты подрядчика, который станет здесь работать. Из этого тоже будет складываться плата за проезд. Балансодержателем дороги окажется концессионер, но все, что находится в границах города, — наша общая ответственность, даже если дорога находится у концессионера».

Интерес, который вызывает Вознесенский тракт, понятен. Это — первая платная дорога внутри Казани. И к ней приковано внимание — как к эксперименту Интерес, который вызывает Вознесенский тракт, понятен. Это первая платная дорога внутри Казани. И к ней приковано внимание — как к эксперименту Фото: Максим Платонов

От окупаемости Вознесенского тракта зависит появление других вылетных дорог Казани

Второй этап Вознесенского тракта — это возможность за пять минут доехать от Южной трассы до выезда на М7. От улицы Гвардейской путь до М7 займет около 10 минут. Таким образом Казань получает первый максимально быстрый «вылет» на федеральную магистраль, а дальше — в Челны ли, в Чебоксары или в Москву — выбор водителя.

Но неясной остается цена проезда. На прошлой неделе разошлась информация о том, что стоимость поездки на легковой машине может составить 350 рублей. Информацию дали ресурсы, близкие к «Татмедиа». Собеседники «БИЗНЕС Online» отмечают, что этот тариф рассматривается всерьез.

Интерес, который вызывает Вознесенский тракт, понятен. Это первая платная дорога внутри Казани. И к ней приковано внимание — как к эксперименту. Ведь если пилотный проект покажет хорошую и быструю окупаемость, то по данной схеме можно развивать строительство и других магистралей, до которых иначе просто не дойдут руки еще много лет. Просто потому, что денег из бюджета не хватит. А вот если вылетная магистраль покажет хорошую экономику, это станет мощным сигналом: «пилот» пошел, можно продолжать развивать такие проекты в Казани на условиях государственно-частного партнерства.

«Вылетные трассы для нашей столицы — это, конечно, задача номер один», — говорил в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online» министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов. Город имеет 10 въездов-выездов. Четыре из них — основные, на трассу М7, и они перегружены. Платные дороги, по его словам, позволят въезжать и выезжать в любую точку Казани за 20 минут — пусть и не бесплатно. «Кому-то надо быстро — и он воспользуется этой дорогой. В то же время другие дороги освобождаются. И мы уже будем передвигаться свободнее», — считает министр.

Фарит Ханифов: «Таких денег, скорее всего, не будет. Ищем инвесторов, чтобы строить платные дороги»

В общем, будь Вознесенский тракт бесплатным — он точно мгновенно встанет в пробках по аналогии с Мамадышским. А вот если придется платить за проезд, то и магистраль останется более свободной, по ней всегда можно будет пронестись с ветерком. При этом пробочная ситуация на соседних дорогах тоже окажется легче.

Немного экономить автовладельцам позволят транспондеры — устройства, с помощью которых можно участвовать в программе лояльности Немного экономить автовладельцам позволят транспондеры — устройства, с помощью которых можно участвовать в программе лояльности Фото: «БИЗНЕС Online»

«Ближе к середине декабря будем точно понимать стоимость проезда»

Так будет ли 350 рублей? Муниципальные власти Казани не принимают решение по цене. Возможно, второй отрезок Вознесенского тракта будут обслуживать городские муниципальные предприятия. Официально информацию о ценнике никто не подтверждает, в том числе и концессионер — дочерняя структура АО «ТатДорТрансИнвест», 100% акций которого принадлежит минземимуществу РТ.

«Рассматривается несколько сценариев платности, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Гайфутдинов. — В связи с высокой ключевой ставкой Центробанка, подорожанием строительства и содержания станем смотреть по факту к концу строительства, чтобы сформировать возвратность средств инвестора. Ближе к середине декабря будем точно понимать стоимость проезда».

Варианты оплаты зависят от:

  • Автомобильного трафика. Транспортная модель показывает, что в сутки через платный отрезок Вознесенского тракта длиной 8 км будут проезжать 13,5 тыс. автомобилей.
  • Размера частных инвестиций. Второй отрезок Вознесенского тракта построили за 26 млрд рублей, из которых 80% оплатил бюджет РТ и РФ, а 20%, или 5,4 млрд рублей, — частные инвестиции. Деньги заемные, но в АО не раскрывают, какая структура и по какой схеме их предоставит.
  • Срока окупаемости и действия концессии. Грубый подсчет «БИЗНЕС Online» показал, что при цене проезда в 350 рублей, или 43,75 рубля за километр, заемные деньги получится вернуть через пять лет. При 300 рублях речь о 7–8 годах. В случае с 200 рублями (25 рублей за километр) срок окупаемости вырастет до 10 лет. При тарифе в 150 рублей (18,75 рубля за километр) срок окупаемости достигнет 15 лет.

Немного экономить автовладельцам позволят транспондеры — устройства, с помощью которых можно участвовать в программе лояльности. «Такой вариант рассматривается службами концессионера, но наше желание в том, чтобы транспондеры Вознесенского тракта были адаптивны с другими платными дорогами на территории России, М12», — говорит Гайфутдинов.

Оплата проезда будет безбарьерной, как на М12 «Восток». Две рамки для камер фиксации появятся со стороны М7 и неподалеку от проспекта Победы. Для оплаты проезда создают сайт. «Система взимания платы строится по опыту госкомпании „Автодор“, — рассказывают в АО „ТатДорТрансИнвест“. — Деятельность служб локализуем в РТ: серверные, инфраструктурные решения будут здесь, используем мощности IT-парка и татарстанских компаний в сфере высоких технологий».

На платных паромных переправах Аракчино — Верхний Услон и Зеленодольск — Нижние Вязовые за одну машину до 10 тонн с мая платят 350 рублей. По ледовым переправам там же минувшей зимой взимали по 300 рублей за легковую машину На платных паромных переправах Аракчино – Верхний Услон и Зеленодольск – Нижние Вязовые за одну машину до 10 т с мая платят 350 рублей. По ледовым переправам там же минувшей зимой взимали по 300 рублей за легковой автомобиль Фото: «БИЗНЕС Online»

На паромах под Казанью ценник — 350 рублей. А как в соседних регионах?

С чем можно сравнить 350-рублевый тариф? На платных паромных переправах Аракчино – Верхний Услон длиной 3 км и Зеленодольск – Нижние Вязовые протяженностью 1,4 км за одну машину до 10 т с мая платят 350 рублей. По ледовым переправам там же минувшей зимой взимали по 300 рублей за легковой автомобиль. Наконец, участок М12 с мостом через Волгу обойдется в 230 рублей.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Приведем примеры в других регионах. Проезд по платному мостовому переходу через реки Каму и Буй в Удмуртии длиной 15 км для легковушек от начала до конца составляет 600 рублей. Открытый в этом году обход Тольятти длиной 100 км с мостом через Волгу обойдется в 270 рублей.

Свежий пример в Уфе. В 2024-м открылась первая платная дорога столицы Башкортостана длиной 15 км — Восточный выезд. Тариф там 100 рублей, в ночные часы и вовсе 20 рублей. Проект с 2017 года софинансировал ВТБ, а стоимость — 40 млрд рублей — в 1,5 раза больше затрат на участок Вознесенского тракта. Важный нюанс: срок концессии в Уфе — 25 лет. И заключена она в 2017-м, когда цена денег была иной, — возможно, этим и можно объяснить разницу в расчетах тарифа.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

Посмотрим на стоимость проезда без транспондера в дневное время без учета скидок на других платных дорогах. Проезд по Центральной кольцевой автомобильной дороге в Новой Москве и Подмосковье от начала и до конца длиной 260 км обойдется в 1 795 рублей. На Западном скоростном диаметре в Питере за проезд 46 км цена — 1 250 рублей. В Первопрестольной на 10-километровом проспекте Багратиона взимают 600 рублей, на 68-километровом Московском скоростном диаметре придется заплатить 950 рублей.

***

Магистральные тракты живут веками, и появление нового выезда для Казани — событие из разряда исторических. Цифра тарифа может меняться, все зависит от того, устроит ли население и гостей города предложенная цена. Будет ли она больше или меньше, важно для тех, кто едет по дороге. Но с точки зрения вековых процессов градостроительства это в общем-то детали. Главное, что, несмотря на сложности с финансированием, новый тракт, задуманный несколько поколений назад, построен. Он уже дал толчок развитию в этой части столицы Татарстана, изменил привычные маршруты. С открытием выезда на М7 тот поток, который раньше загружал другие вылетные магистрали, частично потечет по новой дороге. Ну а что будет дальше, покажет интерес людей.