Удар по «Южмашу» баллистической ракетой средней дальности «Орешник» — событие историческое. Это первый в истории удар данным типом оружия в рамках военного конфликта. Любопытно, что в этот же день состоялась 11-я годовщина Евромайдана, события которого и привели к текущей точке отношений между Россией и Украиной. Почему РФ действительно посчитала, что удар ракетами ATACMS — это переход красной линии, к чему случившееся может привести, а главное, что общего между германской ракетной программой и мечтами Владимира Зеленского? Попытка найти ответы на эти вопросы — в авторской колонке военного обозревателя «БИЗНЕС Online» Никиты Юрченко.
Украина — первая страна в мире, по которой была применена баллистическая ракета, способная нести ядерный заряд
И звезды небесные пали на землю
Утром 21 ноября, в день 11-й годовщины с начала Евромайдана, в Днепропетровске послышались разрывы в районе завода «Южмаш». Перепуганные жители города смогли снять видео, на которых видно, как над территорией завода с невероятной скоростью с неба падает огонь.
Сирена не прозвучала, радары не засекли, а расчеты ПВО так же, как и простые жители города, смотрели на то, как с неба на их головы падает нечто такое, чего еще не было за годы специальной военной операции. Однако город остался цел.
Дым не успел развеяться, а пепел — осесть, как ранним утром Киев заявил, что Россия ни много ни мало нанесла удар межконтинентальной баллистической ракетой, выпущенной из комплекса РС-26 «Рубеж». Чуть позже некоторую заминку внесла пресс-секретарь МИД России, получившая ценное указание по телефону, которое случайно стало известно прессе. «По „Южмашу“ удар баллистическими ракетами, о чем западные СМИ стали говорить, не комментируем вообще», — резюмировал голос в трубке Марии Захаровой.
Однако во второй половине дня ситуацию пояснил лично Владимир Путин, выступивший с 8-минутным разъяснением. «В ответ на применение американского и британского дальнобойного оружия 21 ноября текущего года российские Вооруженные силы нанесли комбинированный удар по одному из объектов оборонно-промышленного комплекса Украины. В боевых условиях было проведено в том числе и испытание одной из новейших российских ракетных систем средней дальности — в данном случае баллистической ракетой в безъядерном гиперзвуковом оснащении. Наши ракетчики назвали ее „Орешник“. Испытания прошли успешно, цель пуска достигнута», — сказал президент России.
«Мы считаем себя вправе применять наше оружие против военных объектов тех стран, которые позволяют применять свое оружие против наших объектов, а в случае эскалации агрессивных действий будем отвечать так же решительно и зеркально»
Кроме того, президент РФ предельно внятно пояснил, что причины испытания ракеты «Орешник» были вызваны ударом по старой территории России западными ракетами ATACMS и Storm Shadow, предупредив, что при следующем ударе ответ будет зеркальный и более жесткий.
«Мы считаем себя вправе применять наше оружие против военных объектов тех стран, которые позволяют применять свое оружие против наших объектов, а в случае эскалации агрессивных действий будем отвечать так же решительно и зеркально. Об этом рекомендую серьезно задуматься и правящим элитам тех стран, которые вынашивают планы использовать против России свои воинские контингенты», — подчеркнул Путин.
Попробуем разобраться, что послужило этому причиной и почему удары именно таким типом оружия послужили новому витку эскалации военного конфликта.
Что предшествовало
Напомним, 17 ноября издание The New York Times буднично сообщило, что уходящий президент США Джо Байден дал разрешение Киеву на применение дальнобойных ракет ATACMS для ударов вглубь российской территории. Формальной причиной было названо якобы присутствие северокорейских войск на территории России.
Впрочем, пока еще действующий президент Байден не дал комментарий с объяснением в духе «все верно, я действительно разрешил». Общей невразумительности добавило издание Le Figaro, которое сначала сообщило, что Франция и Британия дали разрешение бить ракетами Storm Shadow, а потом просто удалило публикацию. Однако уже 19 ноября, в день первого удара, помощник госсекретаря США по делам Западного полушария Брайан Николс в интервью бразильской газете O Globo заявил, что президент США разрешил наносить удары дальнобойным оружием по РФ, ссылаясь на то, что это даст Украине «больше возможностей защищаться», а также «подтолкнет Россию к переговорам».
В итоге первые 6 ракет ATACMS вышли в пространство Брянской области, где их встретили российские противоракеты. «В результате противоракетного боя боевыми расчетами ЗРС С-400 и ЗРПК „Панцирь“ пять ракет сбиты, одна повреждена. Ее фрагменты упали на техническую территорию военного объекта в Брянской области, из-за чего возник пожар, который оперативно ликвидирован. Жертв и разрушений нет», — отчитались в нашем министерстве обороны.
После этого, уже 20 ноября, издание Blomberg сообщило о том, что США сняли возражения против применения ракет Storm Shadow для ударов вглубь России. Ракетные удары были нанесены незамедлительно. Удар пришелся по деревне Марьино Курской области, находящейся на трассе между городами Рыльском и Льговом, всего было запущено 12 ракет.
Это признал и Путин, подтвердивший, что Россией были понесены потери. «19 ноября 6 оперативно-тактическими ракетами ATACMS производства США и 21 ноября в ходе комбинированной ракетной атаки системами Storm Shadow производства Великобритании и HIMARS производства США были нанесены удары по военным объектам на территории Российской Федерации — в Брянской и Курской областях… Возникшее на складе боеприпасов в Брянской области возгорание от падения обломков ракет ATACMS ликвидировано, жертв и серьезных разрушений нет. В Курской области нападение было совершено на один из командных пунктов нашей группировки „Север“. В результате атаки и противовоздушного боя есть, к сожалению, пострадавшие, погибшие и раненые из числа личного состава подразделений внешней охраны объекта и обслуживающего персонала», — сказал президент России.
Вопрос очевидный, почему именно удары данными средствами поражения вызвали столь решительный ответ со стороны России? Что принципиально меняет это в проведении боевых действий?
Российский специалист изучает фрагменты ракет Storm Shadow
Железные стрелы
Весной прошлого года мы выпустили отдельный материал, посвященный ракетам Storm Shadow. Если сократить до лаконичного минимума, то данная ракета — авиационный боеприпас с обычной «конвенциональной» боевой частью, предназначенной для поражения стационарных объектов, в том числе авиабаз, радиолокационных установок, узлов связи и пр. С точки зрения ПВО цель достаточно непростая, т. к. имеет низкую высоту полета.
О ракетах ATACMS можно сказать следующее. Это малая баллистическая ракета, запускаемая с наземного носителя, в нашем случае из пусковой установки системы HIMARS. Изделие достаточно давнее, разработка началась не позднее 1982 года, а на вооружение ракета встала в 1991-м. Выпускается в двух основных вариантах: первый — с осколочно-фугасной боевой частью, другой — с кассетной. Согласно открытым источникам, вес боевой части примерно равен 227 кг, максимальная дальность применения — 300 километров.
Важный момент — скорость. ATACMS врезается в цель на скорости, превышающей звуковую, что естественным образом преобразует массивную кинетическую энергию ракеты и передает ее на цель. Для Украины, судя по тому, что было найдено на месте применения данного вооружения, передали кассетные варианты.
Оснащенное системой GPS и инерциальной навигацией такое изделие несет около 300 суббоеприпасов M74. Кроме того, во время полета ракета выполняет вращение для стабилизации во время своей конечной атаки, при этом крышки отсека полезной нагрузки сбрасываются, а центробежная сила заставляет бомбы лететь по закругленной траектории. Более того, размер области эффектов от применения ATACMS, а также плотность рассеивания бомб могут быть изменены путем установки различной высоты выброса.
Суббоеприпас внешне похож на небольшой мяч. Внутри он оснащен осколочно-фугасным зарядом. Как только скорость вращения достигает 2,4 тыс. оборотов в минуту, его взрыватель приводится в действие. Сотни M74, падающих почти одновременно, создают облако осколков, которое покрывает землю. Оружие считается высокоэффективным против личного состава и легкобронированных целей.
Кроме того, как показывает опыт, Киев вряд ли откажет себе в радости нанести удар по гражданскому населению любого российского города. Проще говоря, это может быть оружием террора, истребления гражданского населения, ради внутреннего давления внутри России. Учитывая, что РФ, с одной стороны, просто не собирается воевать с гражданским населением Украины, а с другой — даже если бы и планировала, то на власть Владимира Зеленского это никак бы не повлияло, все это создало бы неприятный дисбаланс.
Другой важный аспект, о котором ранее говорил Путин, — неспособность Киева самостоятельно наносить удары таким оружием. Для этого украинским вооруженным формированиям требуется использование данных со спутников НАТО, которыми Киев не располагает, более того, украинские военные не могут самостоятельно вносить полетные задания в программное обеспечение ракет. «Речь идет о том, чтобы принять решение, страны НАТО напрямую участвуют в военном конфликте или нет, — сказал президент России. — А если это так, то, имея в виду изменение самой сути этого конфликта, мы станем принимать соответствующие решения, исходя из тех угроз, которые нам будут создаваться».
Соответственно, конфликт в данном случае переходит в панъевропейский и шире — мировой — уровень. Проще говоря, Запад попытался увеличить объем наносимых ударов, не ставя под удар свои территории. Отметим, что это как раз была та самая настоящая красная линия, которую переходить не следовало.
Важный аспект, о котором следует упомянуть: Россия не может быть до конца уверена, что данные типы изделий не могут быть оборудованы ядерным боеприпасом в классическом или грязном исполнении. В конце концов реальной информации о том, как это производится, у России нет, проверить она что-либо может только опытным путем, а Западу ничего не стоит поставить ядерный боеприпас Киеву, а уж Зеленскому, которому, кажется, нечего терять, ничего не стоит сказать, что это «разработка украинских ученых».
Просто напомним, что 19 февраля 2022 года, буквально за несколько дней до начала специальной военной операции, Зеленский заявил, что хочет пересмотреть итоги Будапештского меморандума. «Созвать [консультации] поручено министру иностранных дел. Если они снова не состоятся или по их результатам не будет гарантий безопасности для нашей страны, Украина будет иметь полное право считать, что Будапештский меморандум не работает, и все пакетные решения 1994 года будут поставлены под сомнение», — заявил тогда президент Украины.
Подчеркнем, согласно этому соглашению, Киев отказывался от требований на советское ядерное оружие, размещенное на Украине. Никакой СВО еще не было, Киев еще пытались усадить за стол переговоров, заставить выполнить подписанные им же Минские соглашения, а украинская власть уже грезила о войне, обеспечивать которую должно было бы «украинское ядерное оружие».
Решение бить ракетами по территории России было принято не только чтобы уходящий Байден насолил восходящему Дональду Трампу, но и потому, что иных решений уже не осталось
Вспышка атома — меркнет сон
Таким образом, Киев и Вашингтон, а с ними Лондон и Париж значительно повысили ставки. А Украина — первая страна в мире, по которой была применена баллистическая ракета, способная нести ядерный заряд.
И вот тут начинается важная развилка, о которой можно только гадать. Агентство AFP сообщило, что 26 ноября в Брюсселе пройдет внеочередное заседание совета «Украина—НАТО» для обсуждения удара российской баллистической ракеты «Орешник» по «Южмашу». Отмечается, что встреча пройдет на уровне послов, других подробностей нет.
От того, что решат на этом совещании, будет зависеть и дальнейшее развитие конфликта. Если страны НАТО примут решение откатить ситуацию до предыдущего уровня, т. е. отказаться от персонального участия в применении имеющихся видов вооружений, то с некоторой долей вероятности ситуация может даже прокатиться в сторону завершения боевых действий.
Ибо решение бить ракетами по территории России было принято не только чтобы уходящий Байден насолил восходящему Дональду Трампу, но и потому, что иных решений уже не осталось. Все возможное оружие передали, боеприпасы передали, санкции ввели — оружие сгорело, боеприпасы заканчиваются, санкции создали новую экономическую реальность, но не уничтожили Россию. В этих условиях продолжать поддерживать Украину — тратить средства, которые с высочайшей вероятностью уже не окупятся.
В противном же случае, если страны Запада упрутся, настоят на своем праве бомбить российскую территорию, пользуясь украинской прокладкой, предсказать последствия невозможно. Станет ли удар «Орешником» пиком конфронтации на данном этапе или будет первым предупредительным выстрелом третьей мировой?
Украину достаточно много и весьма верно сравнивают с некоторой пародией на третью Германскую империю, Третий рейх. Во многом это связано с попытками украинской власти опереться на идеологию государственного нацизма, имитирующую отношение к евреям внутри Германии в отношении русского населения.
«[На Украине] имеет место радикально-националистический консенсус, вместо одной партии, которая придерживается определенной идеологии, есть целая группа партий, которые соревнуются между собой в отстаивании радикально-националистической идеологии. Практически весь украинский политикум с 2014 года двинулся радикально вправо. Существовала до 2022-го определенная оппозиция, однако она никогда не была представлена сколько-нибудь масштабно и всегда подавлялась, в том числе при помощи парамилитарных организаций, которые нападали на представителей той же партии Анатолия Шария, избивали их и всевозможным образом прессовали всех, кто не поддерживает радикально-националистический консенсус», — отмечал в интервью «БИЗНЕС Online» историк Александр Дюков.
Однако вместе с другими элементами нацистской Германии, включавшими в себя штурмовиков, карателей, Украина взяла и паттерн на Wunderwaffe, чудо-оружие, которое должно помочь решить все проблемы. В начале специальной военной операции таковым выступали беспилотники Bayraktar, ПТУР Javelin, затем системы HIMARS, танки Leopard и Abrams, уже к августу этого года таковыми были назначены самолеты F-16. Теперь настал черед для ракет ATACMS.
Грубо говоря, ATACMS — это украинская «Фау-2», задача которой, с точки зрения медийной составляющей, не столько нанести урон противнику, сколько вернуть моральный дух внутри своей армии. Однако ни тогда германская, ни сегодня американская ракеты изменить реальное соотношение в сложившейся ситуации не могут. Штатных чудес не бывает.
Вступай в Армию Победы!
Научим, поможем, поддержим!
Реклама. РОГО ДОСААФ РТ. 18+
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.