«Если четверть этой суммы будет уходить в федеральный бюджет, республика недополучит 1 миллиард рублей», — комментирует эксперт инициативу минфина РФ о перераспределении средств от штрафов за нарушение ПДД. Сейчас регионы получают 100% собранной у автонарушителей суммы. В планах — оставить им 75%, а остальные 25% направлять в федеральный бюджет. Изменения обсуждаются на фоне планов поднять сами штрафы, чтобы и регионы не проиграли, и федералы получили дополнительный доход. Однако нововведения могут вызвать недовольство миллионов водителей, отмечают собеседники издания. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Штрафы за нарушение ПДД повышаются в полтора раза
Минфин предложил забирать у регионов часть средств от штрафов ГАИ
«Я всегда говорю, что 250 рублей — это плата за проезд. А вот когда надо будет за превышение скорости заплатить 2,5 тысячи, количество аварий сразу снизится», — говорил в 2022 году директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Минниханов. Власти хоть частично, но призыв услышали. С 1 января 2025-го в России планируют повысить штрафы за дорожные нарушения, писали еще в прошлом месяце СМИ. Правительство разработало поправки к КоАП, которыми предлагает повысить наказание по многим составам 12-й главы.
Так, за наиболее распространенное нарушение ПДД — превышение скорости на 20–40 км/ч — штраф хотят увеличить с 500 до 750 рублей, за непристегнутый ремень безопасности — с 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей, за пьяное вождение и отказ от проверки на опьянение — с 30 тыс. до 45 тыс., езду по обочине — с 1,5 тыс. до 2,5 тыс., несоблюдение требований разметки и знаков — с 500 до 750 рублей, движение по автобусной полосе — с 1,5 тыс. до 2,5 тыс. рублей. В среднем штрафы повышаются в полтора раза, подсчитал «Коммерсантъ».
Неприятным сюрпризом станет и возможный пересмотр скидки при оперативной оплате штрафа, также отмечает издание. Сегодня водитель может в течение 20 дней после получения постановления оплатить половину суммы. Например, в случае превышения скорости на 20–40 км/ч штраф составит не 500 рублей, а 250. А после вступления поправок в силу скидка составит лишь 25%. В таком случае придется выложить 562 рубля.
Эксперты «Ведомостей» также обращали внимание, что собранные со штрафов средства направляются в бюджеты регионов, часть из них планируется вкладывать в развитие дорожной инфраструктуры. Сегодня комитет Госдумы по госстроительству и законодательству одобрил увеличение штрафов. В нижней палате парламента поправки могут рассмотреть 12 декабря.
Как оказалось, у инициативы повысить штрафы есть и второе дно. Теперь минфин РФ предлагает перераспределить средства от штрафов за нарушение ПДД, пишет сегодня РБК со ссылкой на проект поправок в Бюджетный кодекс. Сейчас регионы получают 100% доходов от штрафов ГАИ. После принятия поправок регионам оставят 75%, а 25% будет забирать федеральный бюджет. Получается, что вроде бы и регионы сильно не потеряют за счет повышения общей суммы штрафа, но и федеральный бюджет, который надо пополнять, не будет обижен.
Сейчас регионы получают 100% доходов от штрафов ГАИ. После принятия поправок регионам оставят 75%, а 25% будет забирать федеральный бюджет
В 2023 году Татарстан «заработал» 3,7 млрд рублей на штрафах за нарушение ПДД
В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Минниханов признался, что пока не слышал об инициативе минфина. А говоря о дальнейшем, емко заметил: «Последствия, что совсем отберут со временем». Тут стоит отметить, что БДД — бюджетное учреждение. И, как говорил Минниханов в интервью нашему изданию, «абсолютно не зависит от штрафных поступлений». Хотя, конечно, от их объема зависит в том числе и финансирование фонда.
В 2023 году бюджеты регионов получили от штрафов за нарушение правил дорожного движения более 119 млрд рублей. Больше всего доходы от штрафов составили в Москве (22,7 млрд), Московской области (14,5 млрд) и Санкт-Петербурге (6,5 млрд). Татарстан занимает в этом рейтинге 4-е место, следом идет Свердловская область (3,6 млрд) и Башкортостан (3,3).
Стоит отметить, что в бюджете РТ есть статья «Административные штрафы, установленные КоАП». В 2023 году доходы по ней составили 3,8 млрд рублей. Из них 97,2% (!), т. е. 3,7 млрд, — штрафы за административные правонарушения в области дорожного движения. Для сравнения: в 2022-м эта сумма составляла 3,2 млрд рублей, в 2021-м — 3,3 миллиарда.
А в 2018 году консалтинговая компания «ФинЭкспертиза» считала, что Татарстан получил штрафов за правонарушения в области дорожного движения на 3 млрд рублей. В рейтинге регионов по абсолютным значениям денег, поступивших от штрафов за нарушение ПДД в 2017 году, РТ уступила только Москве.
Бывший депутат Госдумы, автомобильный эксперт Вячеслав Лысаков замечает, что, помимо повышения размера штрафов, правительство предлагает и урезать скидку при быстрой оплате с 50 до 25%
«У Татарстана есть возможность вновь проявить себя как регион-донор»
«У Татарстана есть возможность вновь проявить себя как регион-донор», — прокомментировал планируемые изменения в разговоре с «БИЗНЕС Online» администратор популярного канала Stop City Racing по имени Руслан. По подсчетам сообщества, ежедневно в республике выписывается постановлений о нарушениях ПДД на сумму около 15 млн рублей. Львиная доля (около 90%) приходится на штрафы за превышение скоростного режима на 20–40 км/ч. Общая сумма сборов составляет около 4 млрд рублей в год. «Если четверть этой суммы будет уходить в федеральный бюджет, республика недополучит 1 миллиард рублей (это около 0,25 процента от планируемого дохода на 2025 год)», — рассуждает собеседник.
«С учетом планируемого повышения размеров штрафов (с 500 до 750 рублей) и сокращения скидки до 25 процентов вместо нынешних 50 процентов можно предположить, что „отряд не заметит потери бойца“. Субъекты имеют большой разброс по количеству и сумме собираемых штрафов. К примеру, в Москве это около 30 миллиардов рублей в год. То есть почти 8 миллиардов уйдет в федеральный бюджет. Оценить с ходу объем поступлений сложно. Причина [перераспределения доходов от штрафов], скорее всего, в необходимости сбалансировать федеральный бюджет и покрыть некоторые статьи расходов», — отметил собеседник.
При этом администратор Stop City Racing признает, что повышение штрафов за нарушение ПДД «давно назрело». И даже с учетом новых, планируемых размеров штрафы «могут не оказать должного воздействия на многих водителей». «Предоставление скидки в [размере] 25 процентов от 750 рублей также вызывает неудобства. Возможно, было бы проще и удобнее увеличить штрафы в 2 раза и округлять суммы», — добавил спикер.
Бывший депутат Госдумы, автомобильный эксперт Вячеслав Лысаков замечает, что, помимо повышения размера штрафов, правительство предлагает и урезать скидку при быстрой оплате с 50 до 25%. «Для чего они это делают? Для того чтобы эти 75 процентов разделить теперь на двух получателей — региональный и федеральный бюджет. Регионы получат столько же, сколько и раньше. Для этого и штрафы повысили, чтобы их не обидеть. Кроме регионов, еще свой кусочек получит федеральный бюджет. И регионы не проиграют, и федералы получат дополнительно. В этом федеральное правительство нашло еще один источник пополнения федерального бюджета — карманы налогоплательщиков», — подчеркивает собеседник.
По мнению Лысакова, такое перераспределение доходов вкупе с повышением штрафа «можно рассматривать как замаскированную форму дополнительного налога на автовладельцев, потому что при наших дорогах очень сложно не нарушать. «При обилии камер, которые стоят через каждые 100 метров, любое движение фиксируется, деньги льются в региональные бюджеты рекой. Десятками миллиардов собирают за незначительные мелкие нарушения. Сейчас, подняв этот штраф и распределив его между федеральным бюджетом и региональным, государство в лице правительства получает серьезный дополнительный доход в федеральный бюджет за счет того, что свою долю от штрафа будет получать», — указывает собеседник издания. Лысаков также подчеркнул, что практически 80% выписываемых штрафов — это нарушения ПДД, не представляющие опасности для жизни, превышение скорости на 20–40 км/час.
Цель всех нововведений — увеличить сборы в бюджет, уверен заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Можаретто. Хотя формально размер штрафов повышается, чтобы повысить ответственность водителей, которые якобы уже привыкли к маленьким штрафам и нарушают совершенно спокойно, заметил он. «Могу сказать, что поскольку МВД, насколько я знаю, не участвовало в подготовке этих предложений, то они являются чисто механическими. То есть давайте увеличим штрафы? Ну давай!» — рассуждает Можаретто в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Если бы этим занималось МВД, был бы проведен анализ, согласно которому выделили бы те нарушения, по которым повышение штрафов окажется действительно актуальным.
Такие нововведения вызовут недовольство миллионов водителей, не сомневается эксперт. «В этой ситуации остается только разводить руками. К сожалению, надежды на то, что государство прислушается к мнению 50 миллионов водителей, у меня нет», — констатировал он.
С учетом увеличения штрафов при перераспределении доходов от этого выиграет и федеральный бюджет, и региональные. «Если увеличат штрафы, то доходы регионов еще более увеличатся, несмотря на то что у них отгрызают четвертушку. Сейчас речь шла о том, что в год собирается 200 с лишним, по-моему, под 300 миллиардов рублей в виде штрафов. Соответственно, сумма, которая будет с увеличением, к примеру, в 2025 году, составит уже не 300, а 600 миллиардов рублей. От этого четвертушку возьмет госбюджет, который тоже сейчас дефицитный», — объяснил Можаретто.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 70
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.