«Конечно, мы отложим все и постараемся завтра рассмотреть. Мы в конце концов должны осознавать свою ответственность», — обещал сегодня спикер Госдумы Вячеслав Володин поторопиться с принятием запрета на прием в школу детей мигрантов без знания русского. Сегодня соответствующие поправки в ФЗ «Об образовании» были единогласно приняты в первом чтении, а уже завтра ожидаются второе и третье. Думе еще предстоит исправить замечания от администрации президента РФ и кабмина, но нижняя палата настроена серьезно. На сегодняшнем заседании подчеркивали, что ограничения вводятся «из позитивной логики». О том, как депутату от Татарстана Ильдару Гильмутдинову не удалось уложиться в регламент, а Ирина Яровая «осадила» Татьяну Ларионову, — в материале «БИЗНЕС Online».
Уже завтра Госдума (если не случится чего-то экстраординарного) законодательно запретит принимать в школу детей мигрантов, не знающих русского языка
Запрет в экспресс-режиме
Уже завтра Госдума (если не случится чего-то экстраординарного) законодательно запретит принимать в школу детей мигрантов, не знающих русского языка. Соответствующие поправки в федеральный закон «Об образовании» Дума принимает в сверхскоростном даже для себя режиме. С момента внесения инициативы до ее принятия пройдет чуть больше двух недель. Свои пять копеек в работу над законопроектом пытался вставить Татарстан, но, как показало сегодняшнее заседание Госдумы, не особо преуспел. Сразу оговоримся, что законопроект в первом чтении был принят единогласно, не оказалось даже воздержавшихся.
Напомним, в авторах инициативы — председатель Госдумы Вячеслав Володин, вице-спикер нижней палаты Ирина Яровая и лидеры всех фракций. Законопроект предусматривает, что при приеме в школу дети мигрантов будут обязаны проходить обязательное тестирование на знание русского языка. Если ребенок провалил экзамен, к обучению его не допустят. Какова его дальнейшая судьба, законопроект не прописывает. Но депутаты сегодня дали понять, что родители могут, например, нанять своему чаду репетитора и вообще задуматься, стоит ли приезжать в Россию без знания языка. Не примут в школу и детей, которые находятся в стране незаконно.
Сейчас у школ есть право, но не обязанность проводить «языковую диагностику» поступающих детей. Проверка Госдумы показала, что не все дети, поступающие в школы, знают русский на достаточном уровне, чтобы понимать программу. Один из аргументов в пользу запрета приема заключается в том, что не понимающие языка дети мигрантов «тормозят» учебный процесс во всем классе и в итоге русскоязычные ученики страдают. С другой стороны, в Конституции РФ есть норма о том, что «каждый имеет право на образование».
В авторах инициативы — председатель Госдумы Вячеслав Володин, вице-спикер нижней палаты Ирина Яровая и лидеры всех фракций
Татарстан, кажется, стал единственным регионом, который высказал замечания к законопроекту. «В случае если их (мигрантов — прим. ред.) детей не принимают в школу, куда они должны идти? Таких детей большое количество, и отказ в обучении может маргинализировать их или криминализировать», — интересовался на недавней сессии Госсовета РТ один из депутатов, глава исполкома совета ассамблеи народов РТ Ренат Валиуллин и заметил, что в существующем виде в законопроекте не все «хорошо продумано», принимать его преждевременно.
В похожем ключе выступил другой депутат, Герой России Расим Баксиков: «Во-первых, [не принятый в школу ребенок мигранта] — это бандит. Во-вторых, если он не знает русского языка и не пойдет в школу, а где он будет учить его? И в-третьих, это заранее делает предпосылки к тому, что патриотом его потом назвать никак нельзя будет. Просто будущий бандит!» Спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин заикнулся о том, что республика должна внести свои предложения, чтобы федеральный законодатель нашел «подходящее решение». Парламент республики в итоге не направил свой отзыв на федеральный законопроект, а поправки к нему, по данным «БИЗНЕС Online», еще не готовы. Будет ли в принципе Госсовет РТ их вносить, непонятно, но с учетом скоростей Думы предложения республика сможет внести к уже принятой инициативе.
Кирилл Кабанов осудил позицию Татарстана и назвал ее «демаршем»
«Непонятно выглядит демарш (по-другому не назовешь) Госсовета Татарстана»
Вскоре после сессии Госсовета РТ член совета по правам человека Кирилл Кабанов осудил позицию Татарстана и назвал ее «демаршем». Работа над законопроектом «напряженная», президент России лично поручал решить проблему, связанную с большим процентом в школах детей мигрантов, не говорящих на русском языке, и выступление Татарстана «непонятное», отметил правозащитник. «Тем самым ГС РТ выступил фактически в противовес позиции президента РФ, Государственной Думы РФ, совета безопасности РФ и наперекор интересам и конституционному праву на качественное образование российских граждан. Странная, однако, в последнее время вырисовывается тенденция», — заметил Кабанов в своем телеграм-канале. Мухаметшину пришлось реагировать на выпад.
«Мы были очень удивлены заявлению члена СПЧ (тем более что ранее руководитель этого авторитетного общественного органа высказывался об опасности маргинализации детей-мигрантов по языковому признаку)», — заявил Фарид Хайруллович, комментируя обвинение в «демарше». По мнению Мухаметшина, поручение президента России Владимира Путина состояло в том, чтобы «выработать единый федеральный алгоритм работы с детьми приезжих», не владеющими русским языком. «Выработать алгоритм работы, а не придумать способ изоляции от общества!» — подчеркнул депутат.
Разумеется, такой закон нужен и Татарстан «концептуально» за, но некоторые положения «нуждаются в доработке», смягчил острые углы Мухаметшин. К примеру, необходимо определить, каким образом будут выстраиваться тестовые материалы и кто несет ответственность за подготовку тестирования. Также остается открытым вопрос, что делать школьнику, который не прошел тест. «Есть и другая сторона: если не мы наладим контакт с теми, кто к нам приезжает, то его наладит кто-то другой, например криминалитет», — добавил спикер Госсовета.
«Мы очень часто говорим: адаптация, интеграция, знание традиций, уважение культуры. А что за этим должно стоять, если язык является главным ключом к тому, чтобы сформировать эти ценностные ориентиры?» — назидательно вопрошала Яровая
Яровая: «Это абсолютно доброжелательная логика. Это логика, на которой строится мир!»
«Предлагая данную законодательную инициативу, мы исходили и исходим из позитивной логики», — уверяла сегодня на пленарной сессии зампред Госдумы Ирина Яровая. В своем докладе депутат напирала на то, что закон лишь требует знания русского языка для обучения в российских школах, а вовсе не означает невозможность обучения. Учеба детям мигрантов по-прежнему доступна, но только если они законно прибыли в Россию, уважают культуру, традиции и законы страны и знают русский язык, заметила спикер. Позже депутат, отвечая на вопросы из зала, сама задумается, почему депутаты раньше не подготовили такую инициативу.
«Мы очень часто говорим: адаптация, интеграция, знание традиций, уважение культуры. А что за этим должно стоять, если язык является главным ключом к тому, чтобы сформировать эти ценностные ориентиры?» — назидательно вопрошала Яровая. По ее словам, законопроект — это «гармоничное решение», которое обеспечит «доброжелательное взаимодействие» культур, не нарушая прав российских граждан и демонстрируя уважение к традициям.
Депутат подчеркнула, что Россия нацелена на максимальную коммуникацию со странами СНГ, поэтому, например, создана Международная организация по русскому языку (которая, к слову, еще не работает). По мнению Яровой, граница между безопасностью и гуманитарным сотрудничеством пролегает там, где каждая сторона уважает друг друга и взаимодействует на понятном языке — языке культур и права. «Это абсолютно доброжелательная логика. Это логика, на которой строится мир!» — снова наставляла зампред Госдумы.
Поддержала Яровую председатель комитета Госдумы по просвещению Ирина Белых. Спикер заметила, что за неделю в адрес комитета из регионов пришло 84 письма без замечаний с поддержкой проекта. И Яровая, и Белых не раз подчеркивали, что в регионах у инициативы абсолютная поддержка, но о замечаниях из Татарстана и то, что республика отзыв не направила, умолчали. «Для них (регионов — прим. ред.) это жизненно важный проект. Ни одного звонка с вопросом [из регионов], потому что наши российские учителя нуждаются в нашей с вами поддержке, и это мнение с мест», — заметила Белых. В начале выступления она пообещала быть краткой и сдержала слово, добавив лишь, что таким образом вопрос регулируется впервые. «Мы ждем голосования в первом чтении, Вячеслав Викторович, чтобы предложить дальше», — подытожила депутат и обернулась к Володину.
Спикер Госдумы подтвердил, что под данным законопроектом подписались «почти все» депутаты Госдумы, и назвал инициативу приоритетной. «Конечно, мы отложим все и постараемся завтра [во втором и третьем чтениях] рассмотреть, несмотря на то что повестка большая, — пообещал председатель Госдумы и напомнил про поручение президента о принятии такого решения: — Мы в конце концов должны осознавать свою ответственность».
Представитель президента РФ в Госдуме Гарри Минх заметил, что у администрации президента есть «ряд серьезных замечаний», но «концептуально» Кремль поддерживает принятие в первом чтении. «Если будут какие-то разногласия, будем работать…» — укажет спикер. Известно, что вопросы к инициативе возникли и у правительства РФ. Кабмин, в частности, попросил прописать в законе правовое положение в РФ несовершеннолетних иностранных граждан, не прошедших тестирование на знание русского. Реализация инициативы может повлечь дополнительные бюджетные расходы, а источники их финансирования не указаны, отметили в Белом доме.
На вопрос из зала о том, не потребуется ли дополнительное финансирование регионам, Яровая сегодня уточнила, что новых полномочий у регионов не добавляется: адаптация мигрантов и так в числе их обязанностей. Был и еще один вопрос: планируется ли при школах вводить дополнительные курсы для детей мигрантов? Яровая пояснила, что готовить детей к школе сама школа не должна. Справедливости ради надо сказать, что ранее минпросвещения РФ анонсировало создание специальных центров для обучения детей мигрантов. Правда, откроются они в течение двух-трех лет, вопрос прорабатывается. Что делать детям мигрантов сейчас?
Профильный комитет должен устранить замечания Кремля и правительства РФ к законопроекту в течение суток, ведь уже завтра — второе и третье чтения.
Татьяна Ларионова, кажется, все-таки смогла сформулировать в вопросе опасения Татарстана. Не все родители, которые приехали в Россию на заработки, отметила она, смогут решить вопрос с оплатой обучения русскому языку своих детей
«Не обрекаем ли мы детей на то, что они будут предоставлены сами себе и улице?»
Сразу три депутата Госдумы от Татарстана сегодня поучаствовали в обсуждении законопроекта, и такая «активность», надо признать, встречается достаточно редко. Одним из первых вопрос попытался задать Ильдар Гильмутдинов. Он практически всю отведенную ему минуту вспоминал совет по межнациональным отношениям марта 2021 года и поручение Путина по его итогам «принять меры по разработке, апробации и внедрению в российских образовательных организациях системы выявления особой образовательной потребности несовершеннолетних иностранных граждан».
«Поручено правительству и в том числе высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации. И притом доклад ежегодно до 1 марта. То есть уже тогда президент понимал тему, такое поручение дал. И я думаю, что этот законопроект будет катализатором для того, чтобы те дети, которые…» — его сбивчивое выступление прервал отключившийся микрофон — время вышло. Гильмутдинов попытался свою фразу докричать из зала. Володин согласился: «Понятно, да. Совершенно правильно вы говорите».
А вот для зрителя трансляции, конечно, мысль парламентария осталась непонятной. Казалось, Гильмутдинов озвучил только «подводку» к нему, ведь не просто так же кричал. Корреспондент «БИЗНЕС Online» позже дозвонился до Гильмутдинова, но тот, выслушав просьбу объяснить свою позицию и договорить то, что не удалось сказать в микрофон, сослался на занятость и повесил трубку.
Айрат Фаррахов в свою очередь поинтересовался, потребуется ли вносить изменения в законодательства субъектов РФ в сфере образования после принятия законопроекта. «Нет, не потребуется. Если только сами регионы не примут какие-то дополнительные решения в рамках реализации полномочий по интеграции и адаптации», — кратко ответила ему Яровая. Фаррахов, удовлетворившись ответом, кивнул.
Следом Татьяна Ларионова, кажется, все-таки смогла в вопросе сформулировать опасения Татарстана. Не все родители, которые приехали в Россию на заработки, отметила она, смогут решить вопрос с оплатой обучения русскому языку своих детей. «Не обрекаем ли мы детей, не принятых в образовательные организации, на то, что они будут предоставлены сами себе и улице?» — поинтересовалась она.
«Означает ли ваш вопрос, что вы абсолютно убеждены в том, что все дети не пройдут тестирование? — вступила Яровая. — Ваш вопрос звучит именно так. А если вы предполагаете именно это, то вывод должен быть следующим: означает ли это, что сегодня массово нарушены права российских детей в рамках образовательного процесса, поскольку они обучаются с детьми, которые не владеют русским языком?»
Инициаторы, объяснила парламентарий, исходят из того, что большинство детей мигрантов все-таки знают русский или будут обладать его знанием. Кроме того, приезжающим «совершенно не обязательно прибывать на территорию РФ с несовершеннолетними детьми». Все-таки о них нужно заботиться. Эту мысль Яровой зал встретил скромными аплодисментами. Ну и наконец вице-спикер ГД отметила: «Когда сегодня родители российских детей тратят деньги на репетиторов, чтобы подтянуть [знания] по тем или иным предметам, вы не задаете этот вопрос». Яровая добавила, что депутаты находят решение, благодаря которому родители будут задавать себе вопрос, готовы ли они отвечать за своих детей по законодательству.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 201
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.