«Мы должны себя обязательно осознавать как цельную нацию и не замыкаться границами Татарстана или Башкортостана. Наша родина — вся территория Российской империи. Мы в состоянии занять место элиты всего большого содружества народов, которое эту территорию населяет», — рассуждали на площадке всемирного конгресса татар, где презентовали монографию Зайтуны Тычинских о татарских мурзах Сибири. Встреча с участием ученых и общественников, как это часто бывает, вылилась в разговор о прошлом, настоящем и будущем нации. О том, каковы перспективы создания филиала Института истории им. Марджани на востоке страны, занимаются ли местные ученые татарскими шежере и почему татары — это имперская нация, — в материале «БИЗНЕС Online».
Поводом для встречи на площадке всемирного конгресса татар (ВКТ) стала презентация книги кандидата исторических наук Зайтуны Тычинских «Мурзы Кульмаметьевы. Книга 1. Власть и могущество (XVII–XVIII вв.)»
Мурзы Кульмаметьевы
Ученые-обществоведы и потомки татарских мурз (аристократический титул в татарских государствах, таких как Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства и Ногайская Орда, — прим. ред.) и князей на неделе встретились, чтобы вновь обсудить роль нации в политической истории страны. Поводом для встречи на площадке всемирного конгресса татар (ВКТ) стала презентация книги кандидата исторических наук Зайтуны Тычинских «Мурзы Кульмаметьевы. Книга 1. Власть и могущество (XVII–XVIII вв.)».
Как отметил директор Института истории им. Марджани Радик Салихов, монография старшего научного сотрудника Тобольской комплексной научной станции уральского отделения РАН описывает историю рода служилых татар, который корнями восходит к ханским временам, и показывает органичную интеграцию в сословно-социальную структуру русского государства. И эта тенденция была одинаковой для всех татарских средневековых государств.
Однако, со слов Тычинских, данная тема слабо изучена. Хотя именно силами служилых татар в том числе осваивалась Сибирь, строились остроги, собирался ясак, было противостояние насильственной христианизации и пр. И во главе их стоял Авазбакей Кульмаметьев. «Мы знаем, что сибирские татары являются рыболовами, охотниками, земледельцами, скотоводами, но играли ли они роль в политической жизни Сибири после присоединения к Российскому государству? Какова была история татар во времена Сибирского ханства? Эти моменты были достаточно слабо изучены, — указывает автор монографии. — И служилое сословие, которое формировалось в конце XVI века после присоединения Сибири к Московскому царству, являлось потомками беков и мурз, которые перешли на службу новому правительству, царской власти. Судьба этой категории была непростая и драматичная».
Зайтуна Тычинских
«Татарстан разве хочет, чтобы сибирские татары ушли из татарской нации?»
Со слов главреда журнала «Туган җир» Дамира Исхакова, у ВКТ и национально-культурной автономий сибирских татар, которой руководит Тычинских (некогда она защищала кандидатскую диссертацию под руководством Исхакова), самые тесные связи и во время языковых дискуссий именно их организация выступила в защиту татарского языка. Напомним, в прошлом году в новом издании «Список языков Российской Федерации и статусы их витальности» Института языкознания РАН язык сибирских татар, который традиционно считался диалектом литературного татарского языка, выделили в качестве отдельного языка. В Татарстане же это расценили как шаг к возможному отделению сибирских татар от татарской нации.
«К сожалению, нам так и не удалось создать в стенах Института истории [имени Марджани] сибирского отделения. Старались и устав составляли, вроде бы и академия наук не против, но отделение так и не было создано. В то же время, например, у 70-тысячного алтайского народа есть свой НИИ, а сибирских татар как минимум в 3 раза больше, а у них нет объединенного научного центра», — посетовал Исхаков в ходе встречи.
Необходимость центра ученый некогда в интервью «БИЗНЕС Online» объяснял «политическим моментом» — обеспечение единства в историческом пространстве: «Татарстан разве хочет, чтобы сибирские татары ушли из татарской нации?» Посчитали тогда и примерную довольно скромную стоимость центра — сначала нужно единовременно 4 млн рублей, затем 3 млн в год на содержание.
На фото слева направо: Дамир Исхаков, Радик Салихов и Искандер Измайлов
Салихов в ВКТ возразил: выяснилось, что документы для образования отдельного подразделения в рамках Института им. Марджани уже готовы и учреждение может распахнуть свои двери в 2025 году. «Обсуждаются разные варианты, и, быть может, даже будет создано более крупное, комплексное подразделение в составе Академии наук РТ. Сеть региональных научных центров АН РТ актуальна и востребована. У нас есть запросы практически со всей России, там, где проживают татары. И сейчас этот вопрос уже находится в финальной стадии проработки», — добавил директор Института им. Марджани.
Ведущий научный сотрудник Института истории им. Марджани Искандер Измайлов подчеркнул важность называть вещи своими именами. Т. е., по его мнению, правильно употреблять формулировку «татары Западной Сибири», а не «сибирские татары», потому что это был единый мир, связанный с клановой системой, родом и религией.
«Когда мы говорим, что Кульмаметьевы — это сибирские татары, то это не означает, что они являются предками тех групп татар, которые некоторые исследователи объединяют в некую группу сибирских татар. Сибирские татары — это татары, которые живут в Сибири. И никакого объединения сибирских татар как протонации или народности не существует. Попытки некоторых модернизаторов сконструировать некую сибирско-татарскую нацию — это попытки политической дезинтеграции большой татарской нации. Есть татары тобольские, тюменские, барабинские и другие. Нет сибирских татар — это миф!» — был категоричен Измайлов.
«У татар великолепная генетика, здоровье, трудоспособность…»
Доктор исторических наук Файзулхак Ислаев посетовал на то, что в деле изучения татарской элиты, мурз, практически нет специалистов, дескать, после известного ученого Марселя Ахметзянова, который сейчас отошел от дел, нет продолжателя его дела. И никто сейчас не занимается татарскими шежере. Однако Салихов возразил: делом Ахметзянова занимаются профессионально не только десятки ученых, но есть целое народное движение и родословные составляются сотнями.
«Есть у нас привычка говорить — то не делается, это не делается. На самом деле работа ведется очень активно, — сообщил директор Института им. Марджани и добавил: — Да, Марсель Ахметзянов внес выдающийся вклад, подряд несколько книг — Ногайская Орда, Ногайская Орда, Ногайская Орда. Получается, что основные татарские родословные происходят от ногайцев. Это вопрос тоже принципиальный. То есть где доказательства-то?»
Очень любопытно прозвучали слова предводителя собрания татарских мурз РТ Булата Яушева, который указывал на особую роль татарской элиты в становлении российского государства. По его словам, среди мурз встречаются люди, которые «на уровне инстинкта понимают вопросы управления, иерархии, власти и политики», а генетику никто не отменял. Поэтому предрасположенность их потомков может быть использована в условиях, когда Россия находится в лихорадочном поиске своей национальной идеи, считает спикер.
«У нас недооценивается роль элит в системе управления и организационной структуре государственной власти и государства как такового, — уверен Яушев. — Есть такое понятие, как „демографическая яма“. Если взять элиту страны, то там речь идет не только о демографической яме, а о демографической пропасти, потому что элитный класс в первой половине XX века был физически уничтожен. Эта пропасть сказывается до сих пор как на России, так и на жизни татарской нации. Это приводит к дезорганизации, потере направления движения».
Шеф татарских мурз убежден в необходимости восстановления национальной элиты страны. Под элитой он не имеет в виду «голубую кровь», речь о разделении труда. «Татарский народ является носителем имперского самосознания. Это имперский народ, который стоял у истоков создания современного государственного образования, в котором мы живем, — продолжил Яушев. — Мы должны себя обязательно осознавать как цельную нацию и не замыкаться границами Татарстана или Башкортостана. Наша родина — вся территория Российской империи. Мы в состоянии занять место элиты всего большого содружества народов, которое эту территорию населяет. Мы такой элитой были исторически, но сейчас утратили это положение… У татар великолепная генетика, здоровье, трудоспособность, прекрасные трудовые традиции, о которых редко вспоминаем».
К «элитным татарам» он причислил вице-премьера РФ Марата Хуснуллина и раиса РТ Рустама Минниханова, эффективности которых многие удивляются, но для самих татар они обычные представители нации. «У нас половина людей умеют работать как они. И это вселяет уверенность в то, что татары достойны быть элитой всего многонационального образования», — заключил Яушев. Присутствовавшие на встрече ученые в ответ тактично промолчали.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 116
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.