«БИЗНЕС Online» продолжает подводить итоги уходящего года. На очереди культурная жизнь республики. В 2024-м пришлось серьезно поломать голову над выбором человека года в этой сфере, ведь ярких свершений в Татарстане было немного, даже новое здание театра им. Камала пока так и не ввели в эксплуатацию. Но все же редакция сделала выбор в пользу полуфиналистки узбекского «Голоса», певицы, а теперь еще и киноактрисы Саиды Мухаметзяновой. Вы также можете принять свое решение, проголосовав за одного из 10 кандидатов, представленных в нашем шорт-листе, таким образом определив лауреата по версии читателей.
Постановка театра им. Камала «Муть. Мухаджиры» признана лучшим драматическим спектаклем года в России. Награда стала своего рода моральной поддержкой для главного режиссера Фарида Бикчантаева, которому придется решать немало новых трудных задач, связанных с переездом в новое здание
«Золотые маски», уголовное дело и «цветы жизни»
Уходящий год выдался противоречивым для культуры Татарстана. Да, спектакль театра им. Камала «Муть. Мухаджиры» выиграл «Золотую маску» как лучший драматический спектакль большой формы в России. Но будем объективны, никто в масштабах страны шедевром его не признал, а этот успех можно считать очередным административным успехом республики, власти которой нашли общий язык с новыми «хозяевами» премии — союзом театральных деятелей РФ во главе с Владимиром Машковым. Кроме того, награда стала своего рода моральной поддержкой для главного режиссера камаловцев Фарида Бикчантаева, которому теперь придется решать немало новых трудных задач, связанных с переездом в новое здание.
Кстати, последний в 2024 году так и не состоялся, поэтому главным событием мира культуры стало… уголовное дело. Неприятности, в которые угодил худрук Буинского театра народный артист Татарстана Раиль Садриев, конечно, шокировали многих.
Неприятности, в которые угодил худрук Буинского театра народный артист Татарстана Раиль Садриев, конечно, шокировали многих
Но надо отдать должное тому же Бикчантаеву, который возглавляет СТД РТ: он смог мобилизовать коллег, подписавших письмо в защиту Садриева, где справедливо было сказано о том, что даже обвинения в экономических преступлениях не могут перечеркнуть всего сделанного настоящим подвижником из Буинска. И пусть на его нынешней судьбе появление такого документа никак не сказалось, все равно умение театральных деятелей объединяться приятно удивило.
И все же если выделять какой-то сугубо положительный тренд года, то это успехи «цветов жизни». Именно талантливые дети из Татарстана радовали в 2024-м своими победами.
Лука Моромов выступил перед лидерами государств на саммите БРИКС
Это и 9-летний скрипач из Набережных Челнов Лука Моромов, выступивший перед лидерами государств на саммите БРИКС, и 12-летний Саид Гарифуллин, ставший финалистом очередного сезона шоу «Голос. Дети».
Добавим сюда ровесницу последнего Софию Фадееву из Казани, ставшую финалисткой узбекской версии «Голос. Дети». В общем, остается надеяться, что будущее культуры Татарстана в надежных руках. Ну и символично, что героем года по версии «БИЗНЕС Online» стала артистка, о которой мы также когда-то узнали как о музыкальном вундеркинде.
В Саиде Мухаметзяновой есть редкое сочетание современного подхода к музыке и жизни с максимально уважительным отношением к традиции, что кажется очень важным сегодня для татарской культуры
Певица, которая стоит всего «Үзгәреш җиле»
2024-й стал настоящим годом прорыва для Саиды Мухаметзяновой, хотя, возможно, кого-то и удивит, что она уже не девочка из шоу «Голос. Дети», производящая впечатление на Пелагею и Диму Билана.
Безусловно, событием стало ее участие в узбекском телешоу Ovoz (аналог российского «Голоса»). Мухаметзянова очаровала жюри еще на слепых прослушиваниях не только татарской народной песней «Гөлҗамал», но и образом — красное платье в этностиле, калфак, чулпы, нагрудник. А разговаривала конкурсантка в эфире на татарском языке и не изменяла себе в этом на протяжении всех эфиров.
«Такие конкурсы дают огромную возможность продвигать нашу татарскую культуру. Многие в Узбекистане не знали, как звучат наши мелодии. Им известно, кто такие татары, но их знания ограничиваются чак-чаком и „Бас, кызым, Әпипә“. Теперь они знают, что мы — это еще и „Гөлҗамал“», — говорила артистка после телешоу, где ее талантами восторгалась не только наставник, знаменитая узбекская певица Севара Назархан, но и местные телезрители, одним из фаворитов которых стала Мухаметзянова.
Событием стало участие Саиды в узбекском телешоу Ovoz. А разговаривала конкурсантка в эфире на татарском языке и не изменяла себе в этом на протяжении всех эфиров
Но и кроме выхода в полуфинал Ovoz, нашему человеку года в культуре есть за что похвалить себя в 2024-м.
После удачного дебюта в 2023-м в вокально-хореографическом спектакле «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль») с ансамблем танца «Казань» в декабре она примерила на себя образ Зулейхи в постановке «Юсуф – Зулейха» по мотивам поэмы «Сказание о Йусуфе» («Кысса-и Йусуф») Кул Гали. «Саида очень непосредственная, не забитая актерскими штампами. Ее игра вроде бы наивная, но так очаровывает! Она сама такая вся свеженькая, юная, очень украшает спектакль», — оценил ее игру заслуженный артист РФ и народный артист РТ Ильдар Хайруллин. А недавно, 6 декабря, у нашей героини случился первый масштабный сольный концерт в казанском КРК «Пирамида» под названием «Ярату» («Любовь») как признание в любви родному языку, собравший аншлаг.
А недавно у нашей героини случился первый масштабный сольный концерт в казанском КРК «Пирамида» под названием «Ярату»
Мухаметзянова дебютировала и в кино — сыграла главную женскую роль в фильме «Немая кукушка» Рауфа Кубаева. 2024 год также ознаменовался выходом нового альбома «Эсперанто», в планах выпустить вторую часть альбома татарских народных песен.
Было в этом году и еще одно событие, которое вроде бы не связано с Мухаметзяновой, но тем не менее выглядит символично в связке с выбором «БИЗНЕС Online» человека года. Речь о приостановке проекта «Үзгәреш җиле». Дорогостоящий фестиваль от директора театра им. Джалиля Рауфаля Мухаметзянова и московских джазменов так и не стал своим для республики, а колоссальные спонсорские траты на него удивляли спорным соотношением вложенных средств и полученной отдачи. Между тем есть ощущение, что если бы республика ежегодно тратила $1 млн не на «Үзгәреш җиле», а на раскрутку певицы Мухаметзяновой, то достижений по части продвижения татарского музыкального искусства было бы значительно больше.
В этой молодой артистке, как ни в одной другой, есть это редкое сочетание современного подхода к музыке и жизни с максимально уважительным отношением к традиции, что кажется очень важным сегодня для татарской культуры. Вот разве что на концертах Мухаметзяновой хочется видеть больше молодежи, хотя и статус «главной внучки республики» тоже нужно было заслужить.
От знаменитого пианиста до юного скрипача
Борис Березовский
пианист, художественный руководитель фестиваля «Летние вечера в Елабуге»
Эльмира Булатова
директор Казанского государственного цирка
Дышать (Гульназ Шакирова)
хип-хоп-исполнительница
Ильгиз Зайниев
художественный руководитель театра кукол «Экият»
Рашид Калимуллин
композитор, председатель правления союза композиторов РФ
Лука Моромов
скрипач
Саида Мухаметзянова
певица
Роман Пархоменко
композитор
Раиль Садриев
худрук – директор Буинского государственного драматического театра
Миляуша Таминдарова
художественный руководитель Государственного камерного хора РТ
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 45
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.