«С набором водителей, кондукторов и до этого были проблемы. Но 2024-й показал, что тогда были еще цветочки», — говорит о главном нерве минувшего года владелец казанского перевозчика ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов. К концу года в сфере общественного транспорта столицы РТ остались пять частников и два МУП. Цены выросли на все, сложностей добавили и санкции. При этом господдержка ограничена разовой помощью с покупкой автобусов и неполными компенсациями за поездки льготников. Пассажиры уходят, отрасль в затяжном кризисе. Назрел переход на брутто-контракты или субсидирование, отказ или полная компенсация за льготников, но ничего из этого предприниматель не ждет в 2025 году, в который вступает с мыслью: чтобы не было хуже.
Руслан Юсупов — бизнесмен, занимается регулярными перевозками пассажиров в Казани
О герое
49-летний Руслан Юсупов — бизнесмен, занимается регулярными перевозками пассажиров в Казани. Его компания «Байлык №3» обслуживает 11-й и 43-й автобусные маршруты. Предприниматель также владеет бывшей автобазой КПОГАТ-3 на улице Седова.
О бизнесе
- Тяжелым был минувший год для всех и особенно для транспорта — бизнес столкнулся с небывалым кадровым кризисом. С набором водителей, кондукторов и до этого были проблемы, но 2024-й показал, что тогда были еще цветочки.
- Люди уходят на специальную военную операцию, востребованность водителей стала выше. С нашего предприятия на СВО ушли несколько человек, но отрасль большая. Объясню: водитель фуры или такси подписывает контракт, а на его место и более высокую зарплату приходит человек из пассажирских перевозок. Так бывшие водители 12-метровых городских автобусов переходят туда и уже никогда не вернутся назад — там меньше ответственности, гибче график работы и выше зарплата.
- Цены выросли на все, из-за чего заработную плату водителей за год поднимали 2 раза, но она и сегодня оставляет желать лучшего. Ежемесячная зарплата водителя-мигранта — 110 тыс. рублей с учетом больших переработок. По факту три водителя работают на двух автобусах, каждый как полтора человека.
За смену 8 часов без переработок оплата труда водителя автобуса составила бы 60–65 тысяч в месяц. А зачем так напрягаться, если в грузоперевозках, на спецтехнике за месяц водитель может заработать 200 тысяч рублей?
- Да, водители уходят работать не только на фуры, но и на трактора. Компании по аренде спецтехники поднимают зарплату, увеличивая стоимость часа, — там нет комитета по тарифам, который сдерживает цену.
- Не ожидал такого. До 2024 года в голове сидела мысль о том, что стоимость товаров так или иначе связана с иностранной валютой. Валюта растет на 20%, все следом дорожает на 20–25%. А в этот раз все по-другому. Рубль держался, а все подорожало в 2–3 раза. Например, аренда складского помещения в начале года стоила 500 рублей за 1 кв. м, а к концу года — уже 1,2 тыс. рублей. Налоги те же, но стало дороже обслуживание.
- Чувствуется влияние санкций. Например, зарубежный производитель моторного масла ушел с рынка, появились российские аналоги. Цена та же, но интервал замены масла сократился втрое до 60 тыс. километров. В 3 раза выросли расходы на покупку масла, а еще увеличились траты на новые фильтры при каждой их замене. И еще момент — автобус надо забирать с линии в 3 раза чаще, а замена масла — это минимум половина дня и дополнительные расходы на работы. Вроде ничего особенного, а по итогу расходы на покупку и замену поднялись в 5–6 раз. Не менять? Это риск попасть на капремонт двигателя за 2 млн рублей. Похожая ситуация и с тормозными накладками. И тут не пошутишь, надо менять в установленный регламентном срок. В остальном стоимость запчастей остается привязанной к валюте, за год средний рост составил 20–30%.
- На новых «НЕФАЗах» немало китайских запчастей. Да, бывают локальные задержки с поставкой, но не критичные. Каждый день бывают сходы машин с линии — проблемы мелкие, но есть. Была большая проблема с детонацией из-за того, что китайский двигатель изначально был сделан под немецкую коробку передач, но из-за санкций китайцам запретили ставить эту коробку. В Китае решили ставить свою, причем и коробку, и двигатель делают на одном заводе. А синхронизации нет, шла большая детонация. На предприятие даже приезжали из Китая. Проблему вроде бы решили, наблюдаем.
- Ощутимо подорожали автобусы. В этом году купили в лизинг 16 новых «НЕФАЗов», каждый по 19 млн рублей — втрое дороже, чем три года назад! Машины не бесплатные. Да, половину расходов взял бюджет РТ и Казани, но половину предприятие будет выплачивать пять лет. При этом стоимость проезда госкомитет РТ по тарифам продолжает удерживать в жестких рамках.
Главное достижение в том, что сохранен коллектив перевозчика из 150 человек. Как? Тащу этот бизнес за счет других направлений.
- Помимо перевозок, «Байлык №3» сдает в аренду коммерческие помещения, часть территории автобазы на улице Седова.
- Стал депутатом Государственного совета РТ от ЛДПР, избран по Азинскому одномандатному округу. Из последнего — поддержал федеральный закон о запрете приема в школы детей без знания русского и требовании от них изучения языка в специализированных центрах. С одной стороны, в отрасли бо́льшая часть работников (у меня 70% сотрудников) — это мигранты. С другой — партия поддерживает ужесточение миграционной политики.
- Хотел уйти из этого бизнеса, не покупать новые машины, но сегодня на предприятии работают 150 человек и у каждого семьи. Сыграло и депутатство, и затраченные усилия в предыдущие годы. Пока есть силы и возможности — буду работать. Как минимум пять лет: лизинг все-таки уже взят. А это 320 млн рублей.
«Интервал движения удваивается до 40–50 минут, после 9 часов вечера не уехать — это возмутительно, неудобно, пассажир уходит»
Об отрасли в целом
- Отмечу такие главные тенденции 2024-го в сфере пассажирского транспорта Казани. Первое — уход перевозчиков. За год ушли три бизнесмена. Сегодня пассажирскими перевозками в столице РТ занимаются пять частных компаний. В начале 2023-го их было 12, а три года назад — 19. На заре транспортной реформы Казани, в 2005–2006 годах, в городе работало 40 частных перевозчиков. Второе — «нарезка» маршрутной сети, рост числа пересадок. Часть маршрутов изменили, часть отменили. Это первая за 18 лет реформа общественного транспорта столицы РТ. Третье — покупка новых автобусов, троллейбусов. Четвертое — острая нехватка водителей и кондукторов.
- Большие проблемы у общественного транспорта Казани, и 2024 год это только подтвердил. Речь касается и финансов, и кадров, и технического состояния автобусов. Да, в этом году перевозчики обновили 157 автобусов к саммиту глав государств БРИКС, но это не решит проблем. Напомню, что город изначально планировал заменить 257 автобусов, а получилось на 100 меньше.
- Как угасает некогда образцово-показательная транспортная схема Казани? Это происходит постепенно. Например, на маршруте было 25 автобусов, но из-за поломок, дорогих запчастей, отсутствия водителей на линию выпускают только 15 машин. Интервал движения удваивается до 40–50 минут, после 9 часов вечера не уехать — это возмутительно, неудобно, пассажир уходит. А если это поселок, то дела там еще хуже, даже в дневное время. Потом перевозчик просит сократить маршрут — так один круг проходят не за 3,5 часа, а за два. Но и это не спасает ситуацию: цены растут, но не тарифы и пассажиропоток! В итоге маршрут угасает, а вслед за ним и частный перевозчик.
- Частные перевозчики работать на действующих условиях уже не могут и не хотят, поэтому маршруты передают муниципальному предприятию. Были попытки удлинить и мой 43-й маршрут, чтобы сократить зоны транспортной дискриминации города. И вроде бы две остановки в одну сторону, три в другую — это немного. Но по факту плюс 20 минут в каждую сторону. Время движения по кругу вырастет до 1,5 часа. Интервал увеличится с 8–10 до 30 минут. В текущих условиях я потеряю оставшихся пассажиров. Поэтому я отказался.
- Падает культура обслуживания. Из-за нехватки кадров предприятиям приходится брать на работу людей, имеющих в прошлом грубые нарушения. Подбирать людей можно, когда есть достойная заработная плата, очередь из желающих работать водителем или кондуктором автобуса. Но этого нет. В условиях дефицита людей и низких зарплат сложнее сделать выговор или оштрафовать. Перевозчики в заложниках обстоятельств — жалоб много, а сделать ничего не могут. Люди не хотят работать в сфере пассажирских перевозок. В общественном транспорте уже не хотят работать не только местные, но и мигранты.
- Государственная поддержка как бы есть и как бы нет. Миндортранс РТ постоянно заявляет, что перевозчикам РТ компенсируют расходы на перевозки льготников. Это 2 млрд рублей в год, но должно быть 4 миллиарда! Говорим: «Не платите нам эти 2 миллиарда». Но тогда будем честны: перевозка льготников на текущих условиях неприемлема. Распределите эти 2 млрд между льготниками, и пусть расходуют эти деньги как хотят: на хлеб, еду, лекарства, поездки. Это не помощь — это неполная компенсация за перевозку льготников.
- В минувшем году помогли с закупкой общественного транспорта, но в начале года муниципалитетам РТ передали 119 автобусов бесплатно. Это Набережные Челны, Бугульма, Зеленодольск и другие города. А в Казани перевозчикам предстоит оплатить половину стоимости.
- Надо и дальше обновлять подвижной состав. Но ставки по кредитам высоченные — от 23% годовых, льготных кредитов нет, тарифы низкие. В таких условиях ни я, ни коллеги, не можем просто взять и купить новый автобус за коммерческий лизинг — цена неподъемная.
- Проблемы те же, что раньше. Из года в год говорю об одном и том же. Жесткое тарифное регулирование пассажирских перевозок, отсутствие полной компенсации за перевозку льготников. Только переход на брутто-контракты, субсидирование перевозчиков позволят вывести сферу пассажирских перевозок Казани да и Татарстана из затяжного кризиса. Это не только мое мнение — так считают и ученые-транспортники. Минимальная корректировка тарифов, разовые закупки подвижного состава к определенному событию не решат накопленную проблематику. Нет системного подхода.
«Пассажир выберет автобус, вообще общественный транспорт для ежедневных поездок только в том случае, если он придет вовремя, там не будет давки, салон будет чистым, ухоженным с вежливым кондуктором и аккуратным водителем»
Прогнозы на 2025 год
- Ничего не поменяется. Не жду никаких позитивных перемен. Перспектива общественного транспорта плачевна. Перевозчики, вместо того чтобы оказывать качественную услугу, выпускать автобусы с четким интервалом движения, продолжат зависеть от выручки, количества перевезенных пассажиров. Пассажир выберет автобус, вообще общественный транспорт для ежедневных поездок только в том случае, если он придет вовремя, там не будет давки, салон будет чистым, ухоженным с вежливым кондуктором и аккуратным водителем.
- Наблюдаю за комментариями в социальных сетях, к текстам «БИЗНЕС Online», и, если пять лет назад был шквал критики перевозчиков, что опять просят денег, теперь 70% выражают сочувствие. Люди стали понимать ситуацию.
Восьмикратное сокращение числа частных перевозчиков в Казани о чем-то говорит. Были бы в отрасли деньги, то желающих было бы больше. Вот увидите — в 2025 году из отрасли Казани уйдут еще два частных перевозчика.
- Заработка нет, а ответственность большая — безопасность, работа с людьми. Спрашивают: «Почему нет автобусов?» А заработка нет.
- Грядут законодательные корректировки в сфере общественного транспорта РТ. Например, штраф за безбилетный проезд предлагают увеличить с 300 до 2,5–3 тыс. рублей. Также в планах утвердить место кондуктора в салоне — вроде мелочь, а из-за этого бывают конфликты.
- Бескондукторный проезд. В начале декабря первые автобусные маршруты Казани перевели на бескондукторную систему оплаты, с лета без кондукторов работает наземный электрический транспорт. Это попытка спасти ситуацию, ведь, как нас уверяют, кондукторы воруют больше, чем будет безбилетников. Но пока практика показывает, что система провальная, не для нашего города — доля неплательщиков будет доходить до 50%. Да, меня убеждают в том, что штатная численность кондукторов сократится, предприятие будет на плаву, штрафы для безбилетников увеличат до 2,5–3 тыс. рублей, а выписывать их будут мои же контролеры. Представим час пик, в автобусе свыше 100 человек, не протолкнуться — сколько человек проверят два контролера? Двоих-троих. Проверять на выходе из салона на остановке? Тоже так себе вариант. А самое главное — бескондукторную систему мы тоже должны купить сами, а это 700 тыс. рублей на автобус! И вроде бы идем в ногу со временем, как в Европе, но менталитет другой, не будут платить.
- Под Новый год в России всегда ждут какого-то чуда, что все закончится, что Дональд Трамп поставит точку в войне, санкции прекратятся и доллар вдруг станет по 60 рублей. Но нет.
- Не рассчитываю на то, что власти услышат перевозчиков и станут компенсировать за поездки льготников полную цену проезда, а не половину или вовсе отменят эту субсидию. Маловероятен и переход транспорта Казани на брутто-контракты.
- Не изменится большая разница между расходами бюджета РТ на строительство, ремонт дорог и общественный транспорт. Отрасль пассажирских перевозок останется недофинансированной.
- Жду окончания специальной военной операции, возвращения мирной жизни. Столько ресурсов и сил туда вкладывает страна, а фронту все равно чего-то да не хватает. Приходят запросы от однопартийцев из ЛДПР, которые сначала были волонтерами, а затем подписали контракт. Помогаю.
- Под влиянием 2024 года корректировать ничего не планирую. Стараемся соблюдать интервалы движения автобусов по своим двум маршрутам №43 и 11, поэтому задача скорее не допустить ухудшения ситуации.
- Новая система налогообложения в большей степени затронет бизнесы, за счет которых поддерживают транспортное предприятие. Дополнительная налоговая нагрузка на другие компании не создаст благоприятные условия для поддержки перевозчика.
- Вы спрашиваете: какой совет можно дать на предстоящий год? Но я не могу дать советов. Сложно что-то советовать в текущих условиях, поэтому просто поздравляю всех жителей с наступившим Новым годом! Желаю всего самого наилучшего, мира и добра!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.