«Мы рискуем, что у нас будет так, как в Англии, где старики десятками тысяч умирают от холода из-за повышения цены на электричество. Никаких программ повышения доходов бедных граждан в 2–3 раза в 2025 году у нас и в помине нет», — констатирует главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН Иван Грачев. Эксперт «БИЗНЕС Online» в новой статье объясняет, почему Дональд Трамп форсирует события по присоединению Канады и Гренландии к США, зачем в России поднимут цены на электроэнергию и почему проблема кадров в нашей стране никуда не делась.
Иван Грачев: «Узкопрактические причины того, что Трамп форсирует события, связаны с тем, что Китай активно заходит на запад Канады. Есть города, где уже чуть ли не половина населения — китайцы»
Трамп форсирует события по Гренландии и Канаде, потому что боится Китая?
Продолжение истории с Гренландией, по-моему, тема номер один. В предыдущей (уже прошлогодней) статье я начал об этом рассуждать. С островом связано много разных событий. Во-первых, король Дании Фредерик X сменил герб своей страны, сделав на нем более заметными Гренландию (автономная территория Дании) и Фарерские острова. Это означает, что к заявлениям Дональда Трампа о том, что Соединенным Штатам нужна Гренландия, он отнесся более чем серьезно. Во-вторых, его сын Дональд Трамп – младший через несколько часов после того, как отец заявил, что намерен купить Гренландию, посетил ее столицу Нуук. Это тоже подчеркивает серьезность намерений Трампа-старшего.
Премьер Дании Метте Фредериксен об этом много высказывалась, но основная мысль — все будет решать народ Гренландии. Это, на мой взгляд, очень важное заявление. Дальше премьер самой Гренландии Муте Эгеде подчеркивает, что является сторонником независимости своей страны. Причем Трамп на днях дал пресс-конференцию, где одно из ключевых его высказываний касалось внешнеполитической концепции. Пункт этот не исключает вооруженного политического давления, если кто-то посмеет помешать желанию гренландцев быть независимыми. Отсюда наиболее вероятный вариант развития событий — через некоторое время государство все-таки объявит о своей независимости.
О Канаде тоже вышли очень интересные статьи, одна из которых — в The American Conservative. Ее основная идея такая: премьер-министр страны Джастин Трюдо является антитрампистом и ничего своего уникального, канадского он за время правления не предложил, тем самым заложил основу для исчезновения Канады. В статье задается вопрос: если Канада просто «голубое» подобие США, поменьше и победнее, то зачем она нужна? Это выражает мое постоянное утверждение о том, что огромная страна (а Канада огромная) без собственного проекта, решающего общечеловеческую задачу, не нужна с точки зрения повышения вероятности выживания человечества. Это фундаментальная основа того, что в той или иной форме суверенитет Канады будет ограничен.
Узкопрактические причины того, что Трамп форсирует события, связаны с тем, что Китай активно заходит на запад Канады. Есть города, где уже чуть ли не половина населения — китайцы. В Гренландии Поднебесная тоже активно инвестирует в ледокольную промышленность, редкоземельные металлы, геологическую разведку. Оценки накопленных инвестиций разные, одно издание называет $260 млрд на 2025 год. Наиболее скромная озвученная цифра — $3,5 миллиарда. Но и это тоже довольно прилично с учетом того, что Гренландия — страна c огромной территорией, но с очень маленьким населением.
«Для энергетического бума, по мнению Трампа, необходимо поддержание низких цен на электроэнергию внутри государства и максимально высокие цены для экспорта, максимальные объемы данного экспорта»
Бесполезная затея — задирать цены на электроэнергию в надежде на частные инвестиции
Почему важна история с Гренландией и Канадой? Потому что этот вариант выглядит как все более реалистичный из возможных вариантов развития Америки. Он кардинально меняет положение дел в Евразии. Если, как американская пресса пишет, это новый вариант доктрины Монро (политическая доктрина внешней политики США), но с тотальным противодействием Китаю, то в таком случае никакие равноправные союзники Штатам не нужны, потому что сформируется настолько мощный полюс, что все остальные, кто к американцам присоединяется, — это просто сателлиты. В одном из своих интервью экономист Гавриил Попов фиксирует: «Англия будет сателлитом второго сорта». Не все европейцы захотят быть сателлитами низкого сорта.
В узкопрактическом плане почему это важно? США потребуются деньги. Допустим, реализуется вариант явного или неявного присоединения Гренландии. Штатам понадобятся деньги для разработки ресурсов, георазведки, поиска редкоземельных металлов. Многие американские аналитики считают, что финансовую основу для этого создаст энергетический бум. То, что Трамп в свою программу закладывает, то, о чем говорил его правая рука, вице-президент США Джеймс Вэнс: обильное, надежное и дешевое энергообеспечение. Для энергетического бума, по мнению Трампа, необходимо поддержание низких цен на электроэнергию внутри государства и максимально высокие цены для экспорта, максимальные объемы данного экспорта. Команда американского президента в этом плане стремится немедленно исправить ошибки Джо Байдена, допустившего рост цен на электричество внутри страны.
Для контраста: на неделе замминистра по энергетике РФ Евгений Грабчак заявил о необходимости повысить цены на электроэнергию. Скорее всего, к сожалению, их повысят. При этом надо иметь в виду, что реально для промышленности даже в долларовом исчислении цена на электроэнергию в России в среднем больше, чем в США. Еще нагляднее картина, если сравнить в долях от ВВП, как это делает академик РАН Роберт Нигматулин. Он использует для сравнения элементы паритета покупательной способности. Это еще точнее, чем в долларовом исчислении. В 2023-м Нигматулин дал оценку, что у нас в 2–3 раза дороже электроэнергия, чем в Штатах.
Чем Грабчак объясняет необходимость повышения цен? В строительстве электросетей нет частных инвестиций, на 80–90% они государственные. А вот если цены поднять, попрут частные инвестиции. Я считаю (и много раз такое объяснял), что проблема вовсе не в этом. С чего начинается отказ частных инвесторов от инвестиций? С того, что стоимость строительства на 1 кВт установленных мощностей стоит до $5 тысяч. А потом капитализация станции (то, как ты ее сможешь продать) будет $300–500 — почти в 10 раз меньше на 1 кВт мощности. Это не потому, что цены низкие, а потому, что люди бедные.
Любой мало-мальски грамотный инвестор понимает, что если у бедных людей нет в кармане денег, то они платить не будут. Сколько ни повышай цены — денег не выручишь. Мы рискуем, что у нас будет так, как в Англии, где старики десятками тысяч умирают от холода из-за повышения цены на электричество. Никаких программ повышения доходов бедных граждан в 2–3 раза в 2025 году у нас и в помине нет. Ничего подобного не предвидится ни на 10 лет, ни на 15, ни на 20. В данном смысле это абсолютно бесполезная затея — задирать цены в надежде на частные инвестиции.
«Президент РФ Владимир Путин на Рождество стоял в окружении людей, причастных к СВО, а ранее упоминал о намерении обновить бюрократию, привлекая как раз участников спецоперации»
Путин планирует обновить бюрократию, привлекая участников СВО
Возникает вопрос: как так получается и что делать? С какой стати у нас в стране электричество для промышленности существенно дороже, чем в США? Как должно быть устроено в норме? В правильно устроенной энергосистеме себестоимость должна определяться таким образом, чтобы в основе цены лежала стоимость первичных энергоносителей (нефти, газа и т. д.). Себестоимость добычи в России примерно в 2 раза ниже, чем в Штатах, поскольку у них давно основные объемы добычи — это дорогая сланцевая нефть и дорогой сланцевый газ. Основные месторождения не дают того, что им нужно.
Отсюда следует, что причина отсутствия инвестиций отнюдь не в низких ценах и т. д., а в том, что неправильно устроена электроэнергетика, что в результате реформ Анатолия Чубайса (да, снова вспомним его) снизился, например, коэффициент использования мощностей, снизилась надежность, повысилась капиталоемкость строительства 1 кВт в 2 раза. Но, к сожалению, вместо того, чтобы разобраться с сутью дела, предлагается простейшее решение: возьмем да и повысим в 2–3 раза цены на электричество, тогда рынок все рассудит. Ничего он не рассудит. Это означает, что главная проблема в кадрах: люди, которые такого рода идеи выдвигают, ничего другого и не предложат.
Здесь тоже довольно много интересного в интервью уже упомянутого Попова. О Штатах он фиксирует, что Трамп затеял действительно кардинальные экономические, внутриполитические и внешнеполитические реформы и что ключевой историей будут кадры. Потому он привлек главу SpaceX Илона Маска, чтобы тот разгромил и вычистил либерал-фундаменталистов из глубинного государства, из верхушки бюрократии. Естественно, дальше возникает вопрос: получится или не получится? В принципе Россия стоит перед такой же проблемой. Ровно то же самое надо делать в нашей стране.
Можно предположить, что президент РФ Владимир Путин это осознает, потому что на Рождество он стоял в окружении людей, причастных к СВО, а ранее упоминал о намерении обновить бюрократию, привлекая как раз участников спецоперации. Но, думаю, в России потеснить эту братию будет сложнее, чем в Соединенных Штатах. Ключевой вопрос, который позволил бы провести реформу, контрреформу, упирается в кадры. Делаю вывод: не факт, что это удастся сделать в США или РФ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.