15 декабря 2024 года из-за шторма в Керченском проливе потерпели крушение танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», которые перевозили около 9,2 тыс. т мазута, из них в море вытекло порядка 40%. Последствия аварии ликвидируют спасатели и волонтеры со всей страны, которые очищают берега Черного моря от мазута и помогают пострадавшим животным. Центры спасения птиц в Анапе и Темрюкском районе на Кубани спасли более 1,5 тыс. пернатых. В числе добровольцев оказалась и бизнесвумен из Набережных Челнов Альбина Насырова с мужем, известным экоактивистом Сергеем Опружаком. Предпринимательница рассказала «БИЗНЕС Online» о масштабах бедствия, о том, удастся ли ликвидировать его последствия до лета и почему там «пока все плохо».
В числе добровольцев оказалась бизнесвумен из Набережных Челнов Альбина Насырова с мужем
«По телевизору говорят, что все убрали, все чисто, а муж пишет: «Тут кошмар»
Муж вылетел в Анапу 27 декабря, а я — 2 января. Перед вылетом папа мне написал сообщение: «Кызым, там по телевизору сказали, что все нормально, все убрали, все чисто. Не летай». А вот супруг говорил обратное: «Тут кошмар».
Билеты из Челнов в Сочи и обратно я купила за 22 тыс. рублей. Прилетела я в четыре утра и сразу отправилась в штаб по спасению птиц. На тот момент было около 100 загрязненных птиц, которых отмывали. Это краснокнижные гагары и чомги (их еще называют поганки). Но птиц новичкам в руки не дают, потому что они нежные, им легко навредить. За ними смотрят орнитологи, ветеринары либо очень опытные волонтеры, которые проводят инструктаж по тому, как обращаться с птицами.
Трансфер из сочинского аэропорта до места, где базируются волонтеры, бесплатный. Кроме личных вещей, чего-то такого с собой брать не надо, спецзащиту, спецкостюм и фильтры (повязки на рот) выдают на месте. Они, конечно, не подходили для работы с мазутом, который выделяет вредные вещества. Запах стоит сильный, и, поскольку работать приходится по многу часов, это сказывается на самочувствии. Первые два дня я работала в Витязево (собирала остатки мазута на пляже), а муж в — станице Благовещенской. На третий день случайно нашлась машина и я поехала к нему и осталась там.
«Первые два дня я работала в Витязево, а муж — в станице Благовещенской»
Куски мазута собирают лопатами в мешки размером примерно с мешки для картошки. Две-три лопаты — и мешок полный, потому что мазут очень тяжелый. Сейчас таких крупных пластов уже нет, потому что первая волна волонтеров, прибывших до Нового года, собрала их. Правда, выбросы небольших фрагментов вещества случаются до сих пор и почти каждый день.
Работали мы в светлое время суток, в основном с 7:00 до 16:00–17:00. А так люди трудятся 24/7. Днем чистят пляжи, вечером — птичек (чистишь, вставляешь зонд). Проживали мы бесплатно. Если кому-то не досталось бесплатного жилья, то сейчас, когда многие разъехались после каникул, снимают за 400–500 рублей в сутки. Но есть и те, сдает по обычной цене — 2,5–3 тыс. рублей в сутки.
Первые несколько дней работаешь на энтузиазме, пока есть силы. А потом, когда понимаешь весь масштаб, наступает внутреннее опустошение. Там даже есть психологическая помощь для волонтеров. Когда приехала, думала: «Зачем им психологическая помощь?» Но я вернулась оттуда измученной морально, у меня душа разрывается. Потому что все, что ты делаешь, — это капля в море. Но ты не можешь этого не делать.
«Люди трудятся 24/7. Днем чистят пляжи, вечером — птичек»
«Эмчеэсовцев — 5–10 процентов, остальные — волонтеры»
После Нового года на каникулы приехало очень много людей со всей России. Тогда же начала появляться техника для помощи. Мы выяснили, что техника от предприятий, в том числе Татарстана (например, АО «Эссен Продакшн АГ» отправило целый автобус людей на помощь) и Краснодара, которые за свой счет выделяли технику и работников. Вообще, компании со всей страны отправляли своих сотрудников помогать в новогодние праздники.
Чиновники? При мне приезжали краснодарские чиновники, которым говорили одно и то же: «У нас все нормально, мы все убираем». По факту это не так. Я не знаю, зачем так говорят… Видимо, потому и по телевизору говорят, что все нормально, все чисто. Еще отчитываются, мол, смотрите, как у нас тут кормят — борщом с салом. Хотя сало нам не давали (смеется).
Это чрезвычайная ситуация, там должно работать МЧС, государство должно взять все в свои руки, но никаких изменений. В итоге из всего состава людей, что убирают пляж, сотрудников МЧС — процентов 5–10, остальные — волонтеры.
Деньги на все это собираются всем миром, приезжали даже блогеры-миллионники, которые стараются информировать подписчиков о происходящем. Например, экоблогер ALEX4PLANET из Сибири выделил 2 млн рублей из собственных средств, оплатил расходы на технику и т. д. Я сама выложила ролик в соцсетях, который набрал 90 тыс. просмотров. Благодаря этому мы с друзьями и неравнодушными людьми за неделю собрали более 100 тыс. рублей и заказывали продукты для волонтеров, покупали расходники, необходимые для спасения птиц.
«Многие не знают, как обращаться с птицами при ловле, потому часть привозят покалеченными»
Что покупать, если вы хотите помочь? Волонтеры едят все, поэтому отправляйте, что можете. Если же хотите помочь птицам, то нужны шприцы, ватные палочки, бумажные салфетки, пеленки, «Регидрон», «Полисорб».
К сожалению, очень много пернатых умирает от небрежного отношения волонтеров. Многие не знают, как обращаться с птицами при ловле, потому часть привозят покалеченными: со сломанными клювом, шеей, и они мучительно умирают. Я видела много комментариев в интернете с обвинениями волонтеров, что они не спасают птиц, а калечат. Волонтеры хотят помочь, стараются. К сожалению, нехватка профессиональных кадров (ветеринаров и орнитологов) тоже сказывается. Людей не хватает настолько, что птицы погибают в коробках, не дождавшись очереди на мойку. Некоторые умирают от интоксикации, потому что запах от мазута стоит невыносимый. Бедные птицы даже испражняются мазутом!
Но выжившим птицам долго вне воли быть нельзя. Если они не будут плавать, то у них начинают атрофироваться мышцы. В обычной среде они погибают плюс привыкают к людям. Ты их гладишь, и они, как кошечки, глаза закрывают, балдеют и засыпают. Поэтому птицам нужны бассейны, где бы они восстанавливались. А это стоит очень много денег.
Мертвых дельфинов находили до Нового года, после уже не было. В общей сложности нашли 50 млекопитающих. Но есть дельфины, которые лежат на дне и где-то могут поштучно всплывать. Видели живых, которые плавали в самом пике загрязнения. Вроде они себя чувствуют более-менее. В основном это были дельфины, которые оказались в месте разлива. Они умные создания — чувствуют опасность и уплывают.
«Если не убрать это до лета, вещества начнут плавиться, нагреваться и просачиваться в почву. А дальше станут попадать в воду и, как по кровеносной системе, распространяться, отравляя животных и растения»
Масштаб бедствия
Конца и края этой катастрофе не видно. Все, что делают сейчас волонтеры своими силами, — это капля в море. Но ты не можешь сидеть сложа руки. Хотя многие говорят, что это мартышкин труд, все бессмысленно. Однако благодаря волонтерам был очищен берег от мазута. Сейчас остаются его отдельные фрагменты. Пройдет шторм — какой-то кусок выбрасывает на берег. Каждое утро нужно это все чистить по всему берегу.
Сейчас в Краснодарский край прибыла техника, которая будет откачивать нефть со дна моря. Неизвестно, когда это произойдет, потому что сначала ее нужно протестировать на суше. Не дай бог что-то пойдет не по плану, тогда эта нефть, основная часть которой все еще в море, может всплыть и случатся новые выбросы. А это будет катастрофа нереального масштаба!
Даже сейчас, когда начала работать техника (трактора в основном) и собирать мешки мусора в кучу, остается не менее сложная часть — вручную просеивать песок на пляже, потому что там очень много фрагментов мазута. Нет такой техники, которая бы делала это за людей. Просеивать нужно 30–40 см от верхнего слоя песка. Только в Витязево надо просеять 50 км пляжа, а если до Благовещенской и Веселовки, то все 150 километров. Это колоссальный ручной труд!
Если не убрать это до лета, вещества начнут плавиться, нагреваться и просачиваться в почву. А дальше станут попадать в воду и, как по кровеносной системе, распространяться, отравляя животных и растения. Реально ли успеть до лета? Думаю, нет. Последствия будут колоссальные. Сейчас в холоде мазут замерзает и еще есть возможность его просеять. Но что будет потом… Повторю, пока это делается только силами волонтеров. Само море, говорили экологи, будет очищаться лет 10. Не езжайте отдыхать в Анапу, Витязево и Благовещенскую! Хотя не удивлюсь, если будут призывать отдыхать, мол, у нас все чисто, все нормально.
Пусть больше людей знают, что происходит. Пока все плохо, нужно помогать. Это же наше единственное теплое море, наше любимое Черное море. Огромная благодарность тем, кто все организовал штабы, бесплатное питание и проживание. Причем фактически все сделали простые люди, частные организации и местные предприниматели. Кстати, много местных кафе и столовых кормят волонтеров бесплатно.
Меня многие пишут, что тоже хотят туда поехать. Я координирую, объясняю. Вдохновила даже брата, он из Казани поехал туда и сейчас работает координатором в штабе птиц. Он проведет там ближайший месяц.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.