«Это как дойдя до середины моста, натянутого над глубоким ущельем, одним взмахом топора перерубить канаты, на которых он держится», — приводит Банк России сравнение, что будет с банковской системой, если осуществить заморозку вкладов россиян в банках. Слухи о таком возможном решении Центробанка возникают уже второй раз с конца прошлого года. Якобы граждане накопили слишком много средств, вывод которых приведет к взлету инфляции. Эксперты в один голос говорят, что в заморозке нет никакого смысла, а сама идея абсурдна. Вероятно, речь идет о давлении на ЦБ или обострении борьбы за кресло Эльвиры Набиуллиной. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Эльвира Набиуллина объясняла, что «в профессиональной среде эти сценарии вообще не обсуждаются, потому что они начисто лишены смысла»
«Это даже хуже, чем пилить сук, на котором только ты сам сидишь»
«Наверное, большую бессмыслицу, чем эта идея, придумать сложно», — комментировала председатель Банка России Эльвира Набиуллина слухи о возможной заморозке вкладов россиян в банках в ноябре прошлого года на заседании Госдумы. Тогда она объясняла, мол, банки платят проценты по вкладам за счет процентов по кредитам, ставки по которым выше, чем по депозитам. У кредитных организаций «есть абсолютно надежный источник выплат», а «в профессиональной среде эти сценарии вообще не обсуждаются, потому что они начисто лишены смысла».
Тем не менее поднятая осенью дискуссия до сих пор не утихла. Сегодня Центробанк в своем телеграм-канале опубликовал сразу два поста на эту тему — ответы на вопросы «вокруг мнимой заморозки вкладов». Идею там назвали абсурдной, а шаг — грубейшим нарушением прав граждан и компаний, которое «подорвет основы банковской системы и финансовую стабильность страны». Если ограничить возможность граждан и бизнеса распоряжаться своими деньгами, то никто не будет готов держать деньги в банках, что «тут же поставит крест на возможности банков кредитовать экономику», объясняет регулятор и приводит сравнение: «Это даже хуже, чем пилить сук, на котором только ты сам сидишь. Это как дойдя до середины моста, натянутого над глубоким ущельем, одним взмахом топора перерубить канаты, на которых он держится».
Опасения, что в какой-то момент сбережения разом выплеснутся на потребительский рынок и инфляция взлетит, в ЦБ назвали беспочвенными. Сейчас на банковских счетах и депозитах граждане и компании разместили 121 трлн рублей. Этими средствами банки финансируют портфель кредитов на 126 трлн рублей, а также вложения в корпоративные облигации еще на 7 трлн рублей. «Доходы банков от кредитов и облигаций — это надежный источник средств для выплаты процентов по вкладам», — заверяет ЦБ. А идея о том, что государство может забрать деньги со вкладов, чтобы финансировать экономику в непростое время, тоже бессмыслица, т. к. эти деньги уже работают в экономике.
По данным ЦБ на ноябрь, объем средств россиян в банках приблизился к 53 трлн рублей. С начала 2024 года их количество выросло на 7,4 трлн рублей (плюс 16,3%), что более чем в 2 раза превышает результат за тот же период 2023-го (плюс 3,6 трлн)
Как разгоняли слухи о возможной заморозке вкладов?
В ноябре волну обсуждения по поводу возможной заморозки вкладов в банках поднял директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. В эфире радиостанции «Говорит Москва» он рассуждал, что на счетах граждан «накопились какие-то огромные деньги». По данным ЦБ на ноябрь, объем средств россиян в банках приблизился к 53 трлн рублей. С начала 2024 года сумма выросла на 7,4 трлн рублей (плюс 16,3%), что более чем в 2 раза превышает результат за тот же период 2023-го (плюс 3,6 трлн).
Но т. к., по его словам, принято решение снижать ключевую ставку, то «люди просто пойдут забирать эти деньги и принесут их на рынок», после чего «начнется бешеная инфляция». «А дальше возникает вопрос: какая стратегия действий, чтобы это не наступило? Один из таких достаточно очевидных вариантов, что при снижении ставки люди смогут забирать с банковских счетов какие-то определенные суммы, но не все сразу», — сказал Зубец.
Позднее он, конечно, пояснил, что ограничения вывода денег со вкладов — это один из возможных озвученных им сценариев, а о заморозке вкладов он не говорил.
Правда, тема уже из информационного поля не ушла. ФОМ даже провел опрос, согласно которому 69% респондентов не хранят деньги в банках, 79% не замечали разговоров о возможной заморозке, а 26% переживают по этому поводу. По мнению 11% респондентов, власти действительно планируют заморозить вклады населения. 40% полагают, что такого не произойдет, а 49% затруднились с ответом на этот вопрос.
Снова пугать россиян заморозкой вкладов в первые дни нового года начал телеграм-канал «Незыгарь»*, который сообщил, что в ЦБ «рассматривают возможность заморозить депозиты физических лиц как альтернативу повышения ключевой ставки», а Набиуллина якобы поручила просчитать возможность и последствия такого шага.
«В случае если 55 триллионов рублей будут предъявлены к оплате, то рост цен составит до 200 процентов, поскольку товарооборот на российском рынке составляет около 60 триллионов рублей в 2024 [году], — пишет канал. — Заморозку вкладов россиян Набиуллина представляет как альтернативу повышения ключевой ставки. Разумеется, осуществить это намерение, надо надеяться, ей никто не даст, хотя теоретически ЦБ в соответствии со своим статусом может ограничить нормативы депозитов в любой момент со ссылкой на особые обстоятельства без согласования с исполнительной и законодательной ветвями власти».
Политолог Георгий Бовт в своем телеграм-канале призвал не строить иллюзий «по поводу всемогущества Набиуллиной». «Принять окончательное решение по заморозке вкладов населения в РФ может только один человек. И это не председатель ЦБ и даже не премьер-министр», — писал он. А его коллега политолог Илья Гращенков допустил, что рассуждения о заморозке вкладов «выглядят как обострение борьбы за кресло Набиуллиной».
Испугали ли слухи вкладчиков? Однозначно сказать сложно. Банки уверяют, что вбросы не повлияли на поведение клиентов. «Поведение вкладчиков на фоне ситуации, касающейся мнимой заморозки вкладов, не изменилось. Пока решающим фактором поведения населения по вкладам является уровень процентной ставки по вкладу», — заявили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе Энергобанка. В ВТБ сказали нашему изданию, что изменений в поведении вкладчиков на фоне слухов нет: «Все спокойно».
В Россельхозбанке (РСХБ) заметили, что в прошлом году банк неоднократно повышал ставки по вкладам и проводил специальные акции для новых клиентов и объем средств жителей РТ на счетах в кредитной организации увеличился. «По итогам 2024-го татарстанцы разместили на вкладах [в банке] порядка 26 миллиардов рублей, что на 18 процентов больше, чем годом ранее. В 2025-м темпы по открытию вкладов сохраняются на уровне 2024-го», — указали в банке.
Судя по отчетности, которую банки предоставляют ЦБ, в трех крупнейших татарстанских банках по объему депозитов сумма на вкладах на 1 декабря 2024 года снизилась по сравнению с цифрами, которые были на 1 октября. Но значительным такое сокращение не назовешь. Так, у крупнейшего в республике Ак Барс Банка сокращение за два месяца составило 8,4 млрд рублей, подсчитал «БИЗНЕС Online» (101,7 млрд рублей по состоянию на 1 октября против 93,2 млрд рублей на 1 декабря, минус 8,3%). У банка «Аверс» объем средств сократился на 0,06%, у Акибанка — на 1,85%. При этом связывать сокращение со слухами о заморозке нельзя, на поведение клиентов может влиять множество факторов, например решение сделать крупные покупки.
«Сразу же во всей стране возникает вопрос: а выпадающий кредит кто будет возмещать? Центральный банк?»
Повода для беспокойства и правда нет?
Сегодняшняя реакция ЦБ, вероятно, понадобилась из-за того, что слухи о заморозке продолжаются и распространяются в большей степени, чем раньше, предположил в разговоре с «БИЗНЕС Online» частный инвестиционный консультант Андрей Кочетков. «Разговоры об этом похожи на популярные рассуждения о том, что скоро будет дефолт. Хотя для этого последние лет 25 нет никаких предпосылок. Если такие слухи есть, Центральный банк старается успокоить общественное мнение, чтобы ни в коем случае не побудить какую-либо панику, когда люди начнут выводить средства из банков», — пояснил эксперт.
По словам Кочеткова, идея заморозки депозитов «действительно абсурдная» и «не имеет никакого смысла». «Сама идея, конечно, может быть в какой-то реальности, но, скорее всего, не в нашей. Например, когда в Европе был банковский кризис, там ходили такие идеи о необходимости заморозки счетов, а некоторые страны даже прибегали к „стрижке“ депозитов, как, например, это было на Кипре. Тогда с больших счетов снимали определенные суммы для того, чтобы защитить банковскую систему. Однако подобные меры являются крайними и очень редкими. Я даже сейчас не могу вспомнить примеры, когда на какой-либо длительный срок замораживались счета», — отметил спикер.
«Были некоторые временные, скажем так, ограничения или на выдачу наличности, или на движение капитала, даже в Соединенных Штатах. Но только по отдельным банковским организациям. Если брать в целом по банковской системе, то такой практики я, честно говоря, не припомню. Ну если только не будем вспоминать времена Веймарской республики или там что-нибудь в этом роде. Но у нас в России необходимости для таких действий сейчас нет и вряд ли в ближайшее время предвидится», — уверен инвестконсультант.
«Просто люди делятся на две категории. Первая — это люди, у которых есть мозги, которые понимают, как работает банковская система и почему любая заморозка вкладов — это бред. Вторая категория — люди, которые этого не понимают, которые все равно ничему не поверят и будут считать, что кто-то их хочет обмануть», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» эксперт по финансовым рынкам, аналитик компании «Золотой монетный дом» Дмитрий Голубовский.
По его словам, в нынешней ситуации заморозка — это «крайне глупая идея», поскольку, «если не будет депозитов, не будет кредитов». «Это же две стороны баланса. Соответственно, заморозка вкладов — это заморозка кредитования. Сразу же во всей стране возникает вопрос: а выпадающий кредит кто будет возмещать? Центральный банк? Это просто невозможно сделать в рамках той банковской системы, которая есть сейчас», — рассуждает эксперт.
Как отмечает собеседник, заморозка депозитов возможна лишь в том случае, когда «банковская система не в состоянии выполнить свои обязательства в целом». «Например, то, что у нас случилось с валютными депозитами, — де-факто это заморозка. Вы же не можете валюту снять, правильно? Вам ее дают рублями. Де-факто вам заморозили валютные депозиты. Почему? Потому что наша банковская система не в состоянии исполнять свои валютные обязательства в силу ареста активов за границей. Это история понятная. Точно так же в истории был, например, прецедент. Дела давно минувших дней — это заморозка Рузвельта, когда он запретил золото снимать, была конфискационная реформа. Механика была та же самая: вы не могли золотом получить свои депозиты в банке, только бумажкой. Почему? Потому что золота не было в достаточном количестве, чтобы отдать его людям», — говорит Голубовский.
«Но рубли-то в достаточном количестве будут всегда. Это же нули, единицы, которые существуют в компьютерах наших платежно-расчетных систем. Если уж вы так хотите получить их бумажками, вам их напечатают. Никаких проблем с краской, бумагой в стране нет, чтобы вам напечатать эти деньги. Это уже было в 2020-м, 2022 году, когда народ с началом спецоперации кинулся снимать деньги со вкладов. Всем дали. Очереди стояли у банкоматов. Через неделю все, посмотрев на эти бумажки и поняв, что ничего не происходит, отнесли их обратно в банки. Правда, под более высокие ставки, потому что ставки тогда были тоже 20 процентов, сейчас даже чуть повыше. Поэтому в рамках замкнутой финансовой системы не может возникнуть неисполнимых обязательств», — говорит специалист.
Голубовский продолжает: «Заморозка невозможна в принципе, потому что не может возникнуть неисполнимых обязательств. Может обанкротиться один банк. У него отзовут лицензию, вам в рамках программы страхования вкладов выплатят деньги. Если, к несчастью для вас, у вас там было больше, чем вам может возместить государство, вы встаете в очередь кредиторов: может быть, что-то получаете, может быть, нет. Это банкротство банка. Но заморозка вкладов в целом в банковской системе — это банкротство всей банковской системы. Она не может быть обанкрочена в системе, в которой у вас есть эмиссионный центральный банк, который вам всегда эти деньги даст, закрыв любой кассовый разрыв».
«Не могут случиться две вещи в рамках нормальной логики: не может быть дефолт государства по государственному долгу и не может быть заморозки вкладов. Но люди в это не верят. Почему? Потому что все-таки один раз дефолт по государственному долгу у нас уже был в 1998 году. Но люди не понимают, почему он был тогда — это отдельная тема для разговора. Это было политическое решение. А вот все остальное действительно может произойти. Любые облигации, даже квазигосударственных компаний — по ним может быть дефолт. Даже государственные банки, по идее, могут попасть в какое-то неприятное положение, когда они не смогут отвечать своим обязательствам. Хотя мне это очень трудно себе представить, чтобы какой-нибудь ВТБ или Сбербанк оказались в таком положении, особенно учитывая те колоссальные прибыли, которые они заработали за последние годы. У них никаких проблем с деньгами, поверьте», — добавил спикер.
Вбросы могут быть способом давления на Банк России
Тогда кому нужно раздувать слухи?
«Честно говоря, даже не представляю, кому это может быть выгодно. Это просто какой-то треп на уровне телеграм-каналов, и не более того. Потому что как средство управления кризисом можно допустить данную меру, но у нас даже предпосылок для такого кризиса сейчас нет, — рассуждает Кочетков. — И даже в основном финансовые организации сейчас находятся в более-менее устойчивом состоянии, и на примете нет ни одного банка, который мог бы подвергнуться подобной проблеме и, соответственно, испытывать сложности с выдачей депозитов и так далее».
Он допустил, что вбросы могут быть способом давления на Банк России. «Можно, конечно, притянуть это и для такой идеи. Но опять же какого результата хотят достичь те, кто распространяет эти слухи? Что именно им необходимо? Если они хотят снизить ставку Центрального банка, то это так не работает. Если это какая-то локальная атака на какой-то региональный банк, тогда да, это понятно. Опять же нужно смотреть, насколько это локализовано, то есть не распространяется на всю банковскую систему, которая в России вполне устойчива, а является непосредственной атакой на конкретную банковскую организацию», — указал эксперт.
Голубовский связывает появление слухов с тем, что на депозитах скопилось много денег. «И такая мера может быть принята, чтобы люди их не тратили, чтобы не было инфляции. Но тогда это же убийство спроса внутреннего и снова кризис. Да, инфляция будет оставаться на повышенном уровне, с этим никто не спорит. И вот тот навес денег, который в банковской системе сейчас создается, в конечном итоге пойдет в спрос. Я так подозреваю, что в рынок недвижимости, который некоторое время сейчас будет стагнировать. Просто на депозитах накопится достаточно денег, чтобы большие первоначальные взносы платить по ипотеке. То есть эти деньги так или иначе в экономику попадут и экономику будут подогревать», — отмечает эксперт по финансовым рынкам.
«Но изъять эти деньги из экономики можно самыми разными путями. Для этого не надо их „морозить“, убивая просто систему денежного обращения в стране. Самый простой способ изъять горячие деньги из экономики я вам уже подсказал — это жилищное строительство. У нас очень большой по-прежнему существует отложенный спрос на жилье. И в условиях, когда ипотека дорогая, возникает очень большая потребность покупать на свои [а не заемные средства]. Ну вот деньги с депозитов, которые, когда там накопятся эти проценты высокие, пойдут на решение все того же самого жилищного вопроса. Я понимаю ситуацию так», — сказал Голубовский.
Могут ли слухи быть давлением на ЦБ? «Есть такое мнение, что сохранение ключевой ставки в декабре — это результат давления на него крупного бизнеса. Но для этого не запускают подобного рода слухи, которые касаются депозитов физлиц. На Центральный банк давят по-другому. У крупного бизнеса есть возможность вести с ним диалог как через правительство, так и напрямую через свои организации, через РСПП. И в принципе, они, можно сказать, достучались. Я понимаю ситуацию так, что отчасти (только отчасти, но все же), наверное, в решении Банка России декабрьском не поднимать ставку вообще есть какой-то элемент учета мнения крупного бизнеса. Это, кстати, не означает, что ставку не будут поднимать. Еще сейчас все расслабились и решили, что все, да, у нас ставка не будет расти. Надо смотреть на данные по инфляции, которые на этой неделе выйдут», — указал эксперт.
Что, если россияне все же начнут массово забирать свои деньги со вкладов? Большим, системообразующим банкам это ничем не грозит, поскольку они находятся под защитой ЦБ и могут получать ликвидность в любом объеме. А вот мелкие или средние кредитные организации находятся в зоне риска, считает Кочетков.
«Но опять же, говорю, предпосылок для этого сейчас нет. И если подобная практика и может осуществляться, то только на уровне конкретных финансовых организаций. Мы помним, например, несколько лет назад у нас прошло несколько банковских банкротств. Но почти всегда эти банки, во-первых, санировались более крупными финансовыми организациями. А во-вторых, если они являются членами системы страхования вкладов, то вклады на уровне полутора миллионов рублей защищены государством. И соответственно, эти деньги никуда не пропадут, они все будут в любом случае выплачены людям», — добавил спикер.
* выполняет функции иностранного агента
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.