«Последние минут 40 я понимал, что самолет теряет управление. Его начало вести в сторону, это был уже не тот самолет. Становилось ясно, что у нас мягкой посадки не будет, особенно когда начали приближаться к земле», — вспоминает Субханкул Рахимов, один из пассажиров разбившегося самолета Embraer 190AR авиакомпании Azerbaijan Airlines. В результате авиакатастрофы в декабре 2024 года погибли 38 человек, расследование продолжается. 48-летнему предпринимателю Рахимову, который находился в задней части самолета, посчастливилось выжить. В беседе с «БИЗНЕС Online» в Казани мужчина рассказал, как проходил злополучный полет, что было сразу после, какую помощь получил и почему легко пережил крушение и летать не перестал.
Пассажирский самолет Embraer 190AR разбился в Казахстане 25 декабря 2024 года
Что на данный момент известно о крушении
Пассажирский самолет Embraer 190AR авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL), направлявшийся из Баку в Грозный, разбился в Казахстане 25 декабря 2024 года. По предварительным данным, борт из столицы Азербайджана не смог совершить посадку в Грозном, в полете столкнулся с «нештатной ситуацией на борту» и попытался сесть в аэропорту казахстанского Актау. Не вышло.
Момент падения самолета попал на многочисленные кадры очевидцев. На них видно, как борт стремительно снижается, пытается выровняться параллельно земле, не успевает это сделать и врезается на высокой скорости. После этого воздушное судно распадается на части, возникает взрыв и пожар. На борту воздушного судна находились 67 человек, в том числе пятеро членов экипажа. Из них 42 гражданина Азербайджана, 16 — России, 6 — Казахстана, три — Киргизии. В результате катастрофы погибли 38 человек, из них 7 — россияне. Выжили пассажиры, которые находились в хвостовой части.
Вскоре после происшествия в сети стали активно обсуждать кадры с повреждениями самолета, якобы похожие на результат воздействия поражающих элементов. Окончательную картину происшествия сейчас устанавливают следствие и эксперты. Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»). Идет расшифровка черных ящиков, но предварительная картина понятна.
28 декабря, на третий день после катастрофы, президент России Владимир Путин позвонил президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, принес извинения за произошедшее и выразил соболезнования родственникам погибших. В беседе было отмечено, что воздушное судно неоднократно пыталось зайти на посадку в аэропорт Грозного, и в это время Грозный, Моздок и Владикавказ атаковали украинские боевые беспилотные летательные аппараты. Российские средства ПВО отражали эти атаки.
Ильхам Алиев потребовал от Москвы «признания вины, наказания виновных и выплаты компенсаций»
29 декабря Путин и Алиев снова созвонились и обсудили вопросы, связанные с авиакатастрофой. В этот день президент Азербайджана заявил, что самолет получил повреждения на территории России, близ Грозного, «вследствие обстрела с земли» и потерял управление. Кроме того, борт был приведен в неуправляемое состояние средствами радиоэлектронной борьбы, отметил азербайджанский лидер. «Конечно, самолет был сбит не специально», — оговорился Алиев. Таким образом президент Азербайджана опроверг ранее звучавшие версии о столкновении с птицами и взрыве газового баллона на борту. Алиев потребовал от Москвы «признания вины, наказания виновных и выплаты компенсаций».
6 января на встрече с родственниками погибших азербайджанский лидер снова заявил, что Баку требует от Москвы наказания виновных. «Могу с уверенностью сказать, что вина за то, что азербайджанские граждане погибли в этой катастрофе, лежит на представителях Российской Федерации. И мы требуем справедливости, мы требуем наказания виновных, мы требуем полной прозрачности и человеческого поведения», — заявил он. Президент Азербайджана указал, что самолет стал неуправляемым из-за воздействия средств РЭБ и «был поврежден в результате огня, открытого с земли», но, почему он был направлен в Актау, еще предстоит установить.
Азербайджанские власти настояли на том, чтобы расшифровка черных ящиков проходила в Бразилии (борт был выпущен бразильской компанией Embraer). «Несмотря на все предложения и настойчивость, мы категорически возражали против открытия черных ящиков межгосударственным авиационным комитетом. Потому что объективность здесь могла быть поставлена под сомнение. Если сказать на юридическом языке, здесь могло бы возникнуть столкновение интересов», — пояснял Алиев.
Вскоре после происшествия AZAL приостановила рейсы в несколько городов России, в том числе в Казань, «для обеспечения безопасности полетов».
48-летний россиянин Субханкул Рахимов — один из 32 пассажиров, кому посчастливилось выжить в авиакатастрофе
«Я уже думал, как предстану перед Всевышним, старался покаяться…»
48-летний россиянин Субханкул Рахимов — один из 32 пассажиров, кому посчастливилось выжить в авиакатастрофе. «БИЗНЕС Online» встретился с ним накануне. В Казань Рахимов прилетел на свадьбу, по приглашению знакомых. Рахимов утверждает, что на самолетах летать после катастрофы не перестал, ведь «на все воля Аллаха». «Что суждено, то и будет. Здесь, как раз в Казани, сидели на свадьбе мусульманской, все хорошо было. Человек с нами фотографировался, а ночью пошел домой, лег спать и не проснулся. Поэтому мы не знаем, что через минуту нас ждет. На все воля Всевышнего», — поделился собеседник «БИЗНЕС Online».
В тот день, 25 декабря, он летел из Екатеринбурга в Грозный с пересадкой в Баку. Поездка была запланирована еще летом, но прямых рейсов до столицы Чечни не оказалось. «Сам из Екатеринбурга. Родился в Таджикистане, вырос там же. В 2007 году я приезжал в гости в Уфу к своему другу, а после окончания вуза в Россию уже перебрался работать и так в Екатеринбурге и остался», — рассказывает Рахимов. По словам мужчины, изначально в столице Свердловской области он трудился в строительной компании, помогал с трудоустройством иностранных граждан, а сейчас занимается бизнесом.
По словам Рахимова, «нештатная ситуация» на борту произошла после неприятного хлопка, спустя около часа после начала полета. «Кто-то говорит, что это взрыв. Так как я сидел в задней части салона, для меня это был хлопок. Самолет чуть потрясло, и с этой минуты уже все и началось: для кого-то пошел отсчет последних минут», — вспоминает пассажир злополучного рейса. По его словам, самым тяжелым было ожидание завершения полета.
Сам полет Рахимов разделяет на три этапа. Первый — это хлопок, после которого самолет начало трясти. Люди пребывали в шоке, а самого Рахимова, по словам нашего собеседника, не покидали мысли о том, что воздушное судно может развалиться в воздухе. «Я уже думал, как предстану перед Всевышним, старался покаяться, чтобы он простил меня», — вспоминает выживший.
«Становилось ясно, что у нас мягкой посадки не будет, особенно когда начали приближаться к земле»
Второй этап — когда самолет начал резко набирать высоту. По словам мужчины, у людей появилась надежда, что все обойдется. Пассажиры в салоне не сомневались, что борт, который не смог приземлиться в Грозном, «дотянет» до запасного аэропорта в Махачкале. Но полет пошел по другому сценарию.
«Последние минут 40 я понимал, что самолет теряет управление. Его начало вести в сторону, это был уже не тот самолет. Неприятные минуты. Становилось ясно, что у нас мягкой посадки не будет, особенно когда начали приближаться к земле», — продолжает Рахимов. По его словам, каждый переживал происходящее по-разному. Рахимов обратился к богу и читал молитвы. «К этому моменту я уже был готов, что жизнь закончится. Такая судьба. Морально я уже начал себя настраивать на то, что надо смириться с этим, на все воля Всевышнего», — рассказывает наш собеседник.
Кого-то пыталась успокоить старший бортпроводник рейса Хокума Алиева. За проявленное мужество и героизм девушка была посмертно удостоена звания Национального героя Азербайджана. Алиева успокаивала пассажиров, говорила, что все закончится благополучно. Говорила в основном на азербайджанском, но инструкции на случай падения произносила также на русском и английском. «Все 62 пассажира смотрели на нее. Она на протяжении всего этого времени работала с нами. Я представляю, какую нагрузку она морально испытала», — вспоминает Субханкул. «Было бы хорошо, чтобы и наше правительство представило экипаж к наградам. Они действительно герои, выполняли свой долг и заслужили этого», — считает Рахимов.
«Как таковой разгерметизации [в салоне] не было. Обшивку только чуть-чуть повредило и жилет спасательный пробило, когда я его доставал. Хотел надеть, но он был пробит осколком обшивки», — вспомнил наш собеседник.
В момент крушения пассажир был в сознании. Сначала тряска, а потом тишина, вспоминает Рахимов момент удара о землю. «Я же готовился к тому, что смерть неизбежна. Поэтому для меня это было, конечно, чудом. Шок, что я [остался] живой, целый. А в самолете была каша», — говорит выживший.
Возможно, благодаря действиям казахстанских наземных служб удалось избежать большего количества жертв, рассуждает наш собеседник
Выбравшись из обломков, Рахимов связался по видеосвязи с семьей — женой и 6 детьми. Те не слышали о крушении и поначалу подумали, что это шутка. «Я сказал жене, что цел, невредим. Она говорит: „Что случилось-то, в аварию попал?“ Я говорю: „Нет, самолет упал“. Она думала, что я шучу. Предупредил ее, что могу быть недоступен, но главное, что цел», — поделился Рахимов.
Возможно, благодаря действиям казахстанских наземных служб удалось избежать большего количества жертв, рассуждает наш собеседник. Для азербайджанского борта была подготовлена резервная полоса, в аэропорту дежурили оперативные службы, которые доставили пострадавших в местную больницу. «Нам в больнице сказали, что уже ждали нас. В течение пяти минут приехали [автомобили скорой помощи]. Там были еще работники, они занимались столбами, какую-то сеть тянули, они кран выделили, вытаскивали пострадавших», — делится воспоминаниями Рахимов. Тяжелораненых эвакуировали с места аварии на вертолете.
К вечеру для помощи раненым и транспортировки их на родину в Актау прибыл борт МЧС РФ. Рядом с каждым выжившим дежурили по одному-два врача, которые следили за состоянием людей, морально поддерживали их, отметил спикер. По словам Рахимова, ему поступили выплаты от азербайджанской стороны в размере 20 тыс. азербайджанских манатов (больше 1 млн рублей), также обращалась местная страховая компания. С российской стороны обращался следственный комитет РФ, но выплат пока не поступало.
Субханкул Рахимов: «Самое главное, надо быть верующим. Я вот считаю, что в нашем обществе сейчас не хватает веры»
«В таких ситуациях человек обычно всегда прибегает к Богу»
«Если до этого в каких-то мыслях был озабочен больше мирским, то теперь больше хочется заняться собой духовно, усовершенствовать свои религиозные знания», — отвечает Рахимов на вопрос о том, как переживает произошедшее. В планах у выжившего пассажира совершить вместе с супругой хадж. Помочь пообещал президент исламского культурного центра России, один из организаторов форума «В единстве народов — сила России!» Абдул-Вахед Ниязов, который одним из первых связался с пострадавшим.
Как считает Рахимов, обращение к Богу помогло ему не только во время полета, но и после — во время реабилитации. «Там были и другие верующие, в передней части самолета сидели. Я уверен, что все они молились. В таких ситуациях человек обычно всегда прибегает к Богу. Когда меня доставили в Склифосовского (Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Склифосовского — прим. ред.), психолог поинтересовалась моим психическим состоянием, как я сплю. Я ей сказал, что у меня все нормально. И это именно благодаря религии, потому что я морально был готов ко всему», — уверен Рахимов.
При этом наш собеседник подчеркивает, что такое самообладание приходит к человеку не сразу: «Мусульмане должны 5 раз [в день] молиться, все обряды совершать, и тогда это будет легко сделать (принять трагический исход, если он грозит, — прим. ред.). А так просто это не получится. Будет паника, на душе будет тревога».
«Самое главное — надо быть верующим. Я вот считаю, что в нашем обществе сейчас не хватает веры. Если человек — мусульманин, пусть он изучит ислам, что он собой представляет, обряды. Если он христианин — пусть в церковь походит, пообщается с батюшкой, наставление послушает. Я думаю, это все помогает. Если человек на протяжении своей жизни в душу Бога пускает, то в трудную минуту Всевышний ему обязательно поможет», — говорит Субханкул.
В качестве примера Рахимов привел и боевые действия на Украине, где действительно «чудеса происходят». «Сейчас много случаев, когда человек на СВО обращается к Богу, будь он христианин или мусульманин, и выживает после взрывов, после обстрелов. Я недавно читал статью, что один танкист оказался в горящем танке, помолился и остался жив», — добавляет наш собеседник.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.