1. Строили, строили и наконец построили. «Дай бог большому кораблю большое плавание!» — говорили первые гости долгожданного открытия нового дома театра им. Камала.

  2. Официально Камаловский открылся сегодня, но не для всех, а лишь для приглашенных гостей коллегий минкульта РТ и минстроя РТ. Для остальных сегодняшнее торжество — приоткрытый занавес того, каким обновленный театр только может стать. А пока для посторонних глаз здание закроется до весны. Предварительно, 27 марта, когда отмечается Всемирный день театра, здесь должны показать первый спектакль.

  3. Напомним, история здания начинается с конкурса, который стартовал в 2021 году. Участие в нем тогда приняли архитекторы из 14 стран, десятки архитектурных компаний, и в 2022 году выбрали победителя. Им стал консорциум архитекторов из России, Японии и Германии (Wowhaus, Kengo Kuma and Associates, Werner Sobek, Герман Бакулин). Нужно признать, что возвести такую «ледяную глыбу» удалось в «китайские» темпы. Однако авторам проекта пришлось сильно выйти за предполагаемый бюджет. Первоначально строительство «нового татарстанского чуда» оценивали в 13 млрд рублей, но итоговая стоимость подскочила почти в 2 раза — до 29,2 млрд рублей.

  4. Сразу от входа идет лестница на цокольный этаж, где расположился гардероб. Там же обустроили выставку нарядов из спектаклей. У гардероба также можно было видеть торговые островки с книгами и рукодельными сувенирами — все по татарской тематике. Однако оказалось, что пригласили мастеров лишь на открытие, в формате разовой акции.

  5. Встречал гостей главный режиссер театра Фарид Бикчантаев, до недавнего назначения Ильгиза Зайниева человек №1 в стенах Камаловского. Бикчантаев, без которого эта стройка бы не состоялась, не скрывал радости от предстоящего переезда и отвечал улыбкой каждому, кто подходил поздравить с новосельем.

  6. Архитектура пространства отсылает и к старому зданию театра. Снаружи геометрический фасад, вписанный в природу озера Кабан, а внутри пространства, усеянные татарскими узорами народной художницы РТ Наили Кумысниковой.

  7. Самое инновационное в новом Камаловском — универсальный зал, Black Box — пространство широкого назначения, которое изначально в середине XX века придумывалось как репетиционное, а только потом обрело свою революционную суть. Особая черта универсального зала — засилье «систем»: система индивидуальных подъемов для различных конфигураций, как на самой площадке, так и в зрительском пространстве, система рассадки блитч, как на стадионах, подразумевающая число мест от 100 до 300, система передвижного света, система кругового озвучивания и круговой видеопроекции, которые позволят делать многокамерные записи и видеотрансляция для телешоу и конференций. В таком пространстве можно не только ставить спектакли, но и снимать кино. На открытии музыкальным пультом командовал Malsi Music (Ислам Валеев).

  8. Народный артист РТ и РБ, заслуженный артист РФ Салават Фатхетдинов, много лет выступавший на сцене Камаловского театра, был лаконичен: «Красиво, но надо посмотреть на содержание».

  9. Содержание спектаклей еще предстоит оценить, а технические характеристики выглядят так: 56 тыс. кв. м, пять репетиционных залов, четыре сцены почти на 1,5 тыс. мест, многочисленные мастерские, цеха — все под одной крышей. Всего 7 этажей, включая эксплуатируемую крышу и один подземный этаж.

  10. «Я только вошла — и у меня закружилась голова этой красоты, — говорит депутат Госдумы от РТ Альфия Когогина. — Несмотря на внешние трудности, на санкции, объявленные нашей стране, республика продолжает развиваться и даже назло врагам с большими темпами. Строительство такого храма культуры — это мечта для любого региона. А мы ее осуществили. Знаете почему? Потому что трудолюбивые люди Татарстана в одной команде под руководством нашего лидера идут к одной цели и никто не тянет одеяло на себя».

  11. Вслед за восторгом от масштабов внутреннего убранства «ледяной глыбы» приходит и некоторая растерянность. Значительная часть пространства — это бесконечные лабиринты коридоров. Чтобы не теряться в них и «попадать в ту дверь», нужно стать завсегдатаем театра.

  12. В таких длинных и пустых коридорах хочется увидеть подробную навигацию, но указателей пока мало.

  13. Зато можно задержаться, чтобы разглядывать необычные статуэтки с фестивалей, в которых участвовал коллектив.

  14. Большой зал, особенно на контрасте с огромными коридорами, выглядит немного тесноватым. Привычный театральный нюанс — малое пространство между рядами, ощущается и здесь.

  15. Несколько удивили и железные балки ограждений, сквозь которые придется смотреть спектакль зрителям балкона.

  16. Простор лучше ощущается в восточном зале. Правда, какого рода представления будут показываться здесь, еще неизвестно: спектакли или концерты — можно лишь пофантазировать. Крутящаяся сцена, которая при этом может менять свой уровень, — простор для экспериментов тем не менее есть. Декоративная особенность данной сцены — стеклянная стена с видом на город и озеро, как бы создающая живые декорации для спектакля, и многослойные панели, вдохновленные женскими украшениями: изю, калфак, хаситэ, увешанные серебряными монетами.

  17. Вес каждой — 40 кг, всего таких в театре — 2 411: 1 256 — в восточном зале, а остальные — в его фойе восточного зала.

  18. «Самое первое слово, которое на устах у всех, — это „потрясающе“. Ждали долго, дождались, и это действительно само совершенство, очень интересно, необычно, привлекательно, наше, родное, это очевидно. Дай бог большому кораблю большое плавание! Чтобы здесь всегда было ярко, насыщенно, созидательно, интересно, содержательно. Я думаю, что так и будет. Не могу сказать, что чего-то не хватает, мне хватило сегодня пока всего», — прокомментировала депутат Госдумы от РТ Татьяна Ларионова.

  19. В фойе восточного зала можно было увидеть демоверсию его многофункциональности — сегодня там расположилась площадка «Экосистемы креативных индустрий» КазГИКа.

  20. А вот и один из московских гостей — ректор ГИТИСа Григорий Заславский. Поговаривают, что многочисленные «Золотые маски», полученные Татарстаном в прошлом году, — это и заслуга его лоббистского таланта. Заславский был членом жюри премии и сегодня активно взаимодействует с республикой.

  21. Еще один зал — камерный на 60 мест — для проведения спектаклей и проектов, где важен иммерсив и личностное взаимодействие. В нем есть и скрытый проекционный экран, который должен дать возможность проводить мероприятия — от лекций, кинопоказов и до конференций. В нем есть и бесшумные прожекторы, которые позволяют проводить камерные акустические концерты. Недавно здесь проходила новогодняя пресс-конференция раиса РТ. Сегодня же в камерном зале можно было увидеть постановки детской театральной студии «Апуш».

  22. «Это сказка. Пока трудно поверить, что это вообще есть. Я очень много езжу по театрам, не только в России, и такое вижу вообще впервые. Планы у нас масштабные. Если мы все реализуем, будет очень плотно (график у нас теперь плотнее в 2 раза), поэтому все будет прекрасно», — уверен штатный режиссер Камаловского и по совместительству главная молодая надежда татарского театра Айдар Заббаров.

  23. Еще одна «современная» особенность театра — множество кабинетов и комнат, под которые отведен весь третий этаж. Здесь подразумевается проведение открытых читок, небольших концертов и мастер-классов.

  24. Еще одна фишка театра — потолок, отсылающий к волнам озера Кабан.

  25. А вот и почетные гости. Раис РТ Рустам Минниханов пришел в сопровождении министра культуры РФ Ольги Любимовой, главы минстроя России Ирека Файзуллина и подружившегося с Казанью после ее 6 «Золотых масок» главы СТД РФ Владимира Машкова. (Фото: минкульт РТ)

  26. Для почетных гостей труппа театра исполнила фрагмент из хрестоматийной «Голубой шали».

  27. Не забыли сделать и памятное фото.

  28. Осмотрев театр, члены делегации подписали символическую афишу открытия театра. «Успехов!» — пожелал глава региона. «Вдохновения — навсегда!» — пожелал Машков. Позже, на коллегии, он назвал театр «кристаллом таланта, который открывает невероятные возможности для самых юных людей и для больших мастеров сцены», после чего президент «Золотой маски» торжественно объявил о том, что 31-я церемония вручения национальной театральной премии впервые состоится не в Москве, а в Казани.

  29. «Татарстан как триумфатор „Золотой маски“ — в прошлом году их было 6, и вы с абсолютной настойчивостью забираете их по справедливости. Будет замечательно, когда сюда приедет вся театральная Россия в июне, — отметил знаменитый артист. — Создание такого удивительного творческого пространства — событие не только для Татарстана, но и для всей России. Подъезжая, я смотрю на эту красоту и знаю, что идея и идеология театра — абсолютная прозрачность и открытость миру».

  30. «Как уже сказали, новое здание театра — это драгоценный камень, бриллиант для столицы Татарстана. Будем стремиться к тому, чтобы здесь был мощный центр не только для республики, но и для всей страны. Благодарим, что нам доверили проведение „Золотой маски“. Самое главное, чтобы в этом театре были дети, молодежь. На самом деле это достижение не только Татарстана, но и России. В непростое время мы делаем большие красивые вещи», — подчеркнул раис РТ. (Фото: минкульт РТ)

  31. Передача символического ключа от аксакалов молодому поколению означало отворение дверей нового здания. Эту миссию возложили на народного артиста РТ и РФ Равиля Шарафеева. (Фото: минкульт РТ)

  32. Новый директор театра Зайниев, который вел себя на церемонии довольно скромно, подарил рубанок строившему здание гендиректору ООО «Евростройхолдинг+» Владимиру Казилову — это реквизит из спектакля ««Әлдермештән Әлмәндәр» («Старик из деревни Альдермеш») (Фото: минкульт РТ)

  33. «Ощущение, будто находишься внутри невероятного ювелирного украшения. Сейчас показывали потрясающих артистов, которые без малого 120 лет назад начинали это дело. Надеюсь, что они радуются за нас, за то, что у нас есть возможность работать на такой уникальной, красивой, с такой заботой, тщательно продуманной площадке», — обратилась к собравшимся федеральный министр Любимова. (Фото: минкульт РТ)

  34. К концу марта «тщательно продуманная площадка» должна полноценно заработать.