Казанское радушие и московские колокола, «Кара урман» и рассказ Иакинфа, танец с фонариками и «Белая река» — все это можно было услышать в ГБКЗ им. Сайдашева, где проходит Х фестиваль татарской музыки им. Жиганова «Мирас». Так, в минувшую субботу здесь звучала музыка ведущих татарских композиторов прошлого и настоящего — Назиба Жиганова, Резеды Ахияровой, Ильяса Камала, а также прошла мировая премьера поэмы-симфонии Рашида Калимуллина «БРИКС-2024». Разноплановые сочинения земляков представили ГАСО РТ, которым дирижировал Рустем Абязов, и хор Казанского музыкального колледжа им. Аухадеева под руководством Дины Венедиктовой. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Открытие юбилейного фестиваля «Мирас» посвятили 90-летию со дня рождения автора «Казанской симфонии» Фасиля Ахметова и 100-летию со дня рождения автора симфонии-поэмы «Муса Джалиль» Алмаза Монасыпова
Традиции и новации
Фестиваль «Мирас», основанный худруком ГАСО РТ Александром Сладковским, сегодня важное место презентации татарской академической музыки, где чтят своих классиков и дают проявиться современникам. Юбилейный форум не стал исключением. Его открытие посвятили 90-летию со дня рождения автора «Казанской симфонии» Фасиля Ахметова и 100-летию со дня рождения автора симфонии-поэмы «Муса Джалиль» Алмаза Монасыпова.
Второй концерт, на котором побывал «БИЗНЕС Online», побудил вспомнить глашатая фестиваля Назиба Жиганова (в финале прозвучала его Сюита на татарские темы) и оценить музыку действующих композиторов РТ — Рашида Калимуллина, Ильяса Камала и Резеды Ахияровой.
Сегодня в республике нет единой композиторской школы — преемственности в выборе тем, образов, манеры письма. Но есть художники, заполняющие заметные ниши в музыкальном искусстве Татарстана. Это «актуальная» музыка, за которую отвечает председатель правления союза композиторов РФ Калимуллин, национальная музыка, которую пропагандирует новый председатель союза композиторов РТ Камал, и традиционная неоклассика, к которой в последние годы обращается постоянный автор театра им. Джалиля Ахиярова. Минувший вечер экспонировал музыкальную философию этих сочинителей, пролегая от современности к исторической ретроспективе.
Ильяс Камал, преемник Рашида Калимуллина во главе союза композиторов РТ, проявил себя художником, который уважает традицию, но не боится окрасить ее авторским взглядом
«Добро пожаловать! Мы вам рады!»
О главном политическом событии в Казани ушедшего года напомнила новая симфония-поэма «БРИКС-2024». Она продолжает ряд патетико-пейзажных опусов Калимуллина, где уже расположились «Симфонические фрески», оркестровый гимн «Славлю Родину» и жанрово-пленэрный цикл «Города мира» (все они отражают разные стороны современной жизни). Партитура была создана для октябрьского саммита по заказу министра культуры РТ Ирады Аюповой, но и на «Мирасе» пришлась к месту — нынешний форум посвящен 80-летию Великой Победы и Году защитника Отечества в России.
«БРИКС-2024» адресована широкому слушателю, потому ей присущи простота и лаконизм форм, ясный землякам текст и броская изобразительность. Шесть вокально-оркестровых частей олицетворяют национальный колорит стран – основательниц БРИКС. Россию презентуют первая и финал. Вначале звучит лирико-эпическое приветствие «Казань, добро пожаловать! Мы вам рады!» с широкими распевами скрипок и хора, татарской пентатоникой и традиционно острой ритмикой. В конце — эпический апофеоз «Москва — звонят колокола!», куда встроен фрагмент хора «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя».
Рашид Калимуллин — мастер оркестра и звуковой иллюстрации
Средние части пропитаны ориентальной экзотикой, а сам Калимуллин предстает в них мастером оркестра и звуковой иллюстрации. В Бразилии на горе Корковаду разворачивается массовый ритуал с залихватским соло ударных, джазовыми ансамблями духовых и пением струнных в унисон с хором Казанского музыкального колледжа. В «Индии. Бхарата калачакра» — искусный ковер с тембровыми орнаментами на фоне хоровых педалей. В Китае, возле Врат Небесного Спокойствия, и в ЮАР, у мыса Доброй Надежды, звучит туттийный гимн свету.
Живописная природа Поволжья оживает в теплой кантилене скрипок, подсвеченной терпкими аккордами и орнаментальными подголосками «дерева»
Кипчакская степь и «Белая река»
Фрагменты «Тюркской сюиты» Камала, преемника Калимуллина во главе союза композиторов РТ, прозвучавшие во втором отделении вечера, видятся менее кристаллизованными, хотя и в них есть картинность. «Фантазия» олицетворяет пейзажи кипчакских степей, а «Байык» переосмысляет башкирский народный танец (жаль, что ГАСО РТ не сыграл заявленную в программе «Увертюру», олицетворяющую общетюркский праздник Науруз со скачками и обрядовыми песнями). В «Фантазии» форма растекается в длиннотах, фиоритурах и вариантных повторениях. «Байыку» не хватает оркестровой мощи, объема гармонии и истового задора, а в начальных фанфарах ухо режет неточная интонация трубы.
Зато убеждает центральная часть — «Агыйдел» («Белая река»), где цитируется одноименная татарская песня. Живописная природа Поволжья оживает в теплой кантилене скрипок, подсвеченной терпкими аккордами и орнаментальными подголосками «дерева» (вставшему за дирижерский пульт Рустему Абязову удалось максимально дифференцировать оркестр, превратив его в ансамбль солистов). Здесь Камал проявил себя художником, который уважает традицию, но не боится окрасить ее авторским взглядом.
Рустему Абязову удалось максимально дифференцировать оркестр, превратив его в ансамбль солистов
Рассказ Иакинфа и песня души
Классической стройности концерту добавила музыка Ахияровой из балета «Иакинф», идущего на сцене ТАГТОиБ им. Джалиля. Очищенная от стилизованной сценографии Вячеслава Окунева и клишированной пластики Александра Полубенцева, она заиграла образными контрастами. В ней ярче слышны скерцозность, колокольность, нежная лирика и умеренная экспрессия (в Симфоническую сюиту №2 вошли сцена «Город пробуждается», «Танец детей с фонариками», «Рассказ Иакинфа», зарисовки «Мандарин со свитой» и «Праздник продолжается»).
Концертная версия «Иакинфа» открывает Ахиярову как мастера оркестровки: место героев балета на сцене занимают колоритные тембры-персонажи — гобой с пасторальным наигрышем, «смеющиеся» скрипки, звучный хор меди. Они расцвели и благодаря Абязову, который заострял театральные детали партитуры и поддерживал динамику музыкального действия.
Ну а «мастер-класс» младшим коллегам показал Жиганов, чья Сюита на татарские темы стала кульминацией вечера. Еще при жизни композитора ее отметили Государственной премией СССР, а на «Мирасе» фрагментарно бисировали. В эпико-фольклорной фреске не просто звучат мелодии известных национальных песен — «Райхан», «Кара урман», «Колаксыз Зариф», «Арча». В ней поет душа татарского народа, и, судя по рукоплесканиям, это ощутили все присутствующие в зале.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.