Открытие юбилейного фестиваля «Мирас» посвятили 90-летию со дня рождения автора «Казанской симфонии» Фасиля Ахметова и 100-летию со дня рождения автора симфонии-поэмы «Муса Джалиль» Алмаза Монасыпова Открытие юбилейного фестиваля «Мирас» посвятили 90-летию со дня рождения автора «Казанской симфонии» Фасиля Ахметова и 100-летию со дня рождения автора симфонии-поэмы «Муса Джалиль» Алмаза Монасыпова

Традиции и новации

Фестиваль «Мирас», основанный худруком ГАСО РТ Александром Сладковским, сегодня важное место презентации татарской академической музыки, где чтят своих классиков и дают проявиться современникам. Юбилейный форум не стал исключением. Его открытие посвятили 90-летию со дня рождения автора «Казанской симфонии» Фасиля Ахметова и 100-летию со дня рождения автора симфонии-поэмы «Муса Джалиль» Алмаза Монасыпова.

Второй концерт, на котором побывал «БИЗНЕС Online», побудил вспомнить глашатая фестиваля Назиба Жиганова (в финале прозвучала его Сюита на татарские темы) и оценить музыку действующих композиторов РТ — Рашида Калимуллина, Ильяса Камала и Резеды Ахияровой.

Сегодня в республике нет единой композиторской школы — преемственности в выборе тем, образов, манеры письма. Но есть художники, заполняющие заметные ниши в музыкальном искусстве Татарстана. Это «актуальная» музыка, за которую отвечает председатель правления союза композиторов РФ Калимуллин, национальная музыка, которую пропагандирует новый председатель союза композиторов РТ Камал, и традиционная неоклассика, к которой в последние годы обращается постоянный автор театра им. Джалиля Ахиярова. Минувший вечер экспонировал музыкальную философию этих сочинителей, пролегая от современности к исторической ретроспективе.

Ильяс Камал Ильяс Камал, преемник Рашида Калимуллина во главе союза композиторов РТ, проявил себя художником, который уважает традицию, но не боится окрасить ее авторским взглядом

«Добро пожаловать! Мы вам рады!»

О главном политическом событии в Казани ушедшего года напомнила новая симфония-поэма «БРИКС-2024». Она продолжает ряд патетико-пейзажных опусов Калимуллина, где уже расположились «Симфонические фрески», оркестровый гимн «Славлю Родину» и жанрово-пленэрный цикл «Города мира» (все они отражают разные стороны современной жизни). Партитура была создана для октябрьского саммита по заказу министра культуры РТ Ирады Аюповой, но и на «Мирасе» пришлась к месту — нынешний форум посвящен 80-летию Великой Победы и Году защитника Отечества в России.

«БРИКС-2024» адресована широкому слушателю, потому ей присущи простота и лаконизм форм, ясный землякам текст и броская изобразительность. Шесть вокально-оркестровых частей олицетворяют национальный колорит стран – основательниц БРИКС. Россию презентуют первая и финал. Вначале звучит лирико-эпическое приветствие «Казань, добро пожаловать! Мы вам рады!» с широкими распевами скрипок и хора, татарской пентатоникой и традиционно острой ритмикой. В конце — эпический апофеоз «Москва — звонят колокола!», куда встроен фрагмент хора «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя».

Средние части пропитаны ориентальной экзотикой, а сам Калимуллин предстает в них мастером оркестра и звуковой иллюстрации Рашид Калимуллин — мастер оркестра и звуковой иллюстрации

Средние части пропитаны ориентальной экзотикой, а сам Калимуллин предстает в них мастером оркестра и звуковой иллюстрации. В Бразилии на горе Корковаду разворачивается массовый ритуал с залихватским соло ударных, джазовыми ансамблями духовых и пением струнных в унисон с хором Казанского музыкального колледжа. В «Индии. Бхарата калачакра» — искусный ковер с тембровыми орнаментами на фоне хоровых педалей. В Китае, возле Врат Небесного Спокойствия, и в ЮАР, у мыса Доброй Надежды, звучит туттийный гимн свету.

Убеждает центральная часть — «Агыйдел» («Белая река»), где цитируется одноименная татарская песня Живописная природа Поволжья оживает в теплой кантилене скрипок, подсвеченной терпкими аккордами и орнаментальными подголосками «дерева»

Кипчакская степь и «Белая река»

Фрагменты «Тюркской сюиты» Камала, преемника Калимуллина во главе союза композиторов РТ, прозвучавшие во втором отделении вечера, видятся менее кристаллизованными, хотя и в них есть картинность. «Фантазия» олицетворяет пейзажи кипчакских степей, а «Байык» переосмысляет башкирский народный танец (жаль, что ГАСО РТ не сыграл заявленную в программе «Увертюру», олицетворяющую общетюркский праздник Науруз со скачками и обрядовыми песнями). В «Фантазии» форма растекается в длиннотах, фиоритурах и вариантных повторениях. «Байыку» не хватает оркестровой мощи, объема гармонии и истового задора, а в начальных фанфарах ухо режет неточная интонация трубы.

Зато убеждает центральная часть — «Агыйдел» («Белая река»), где цитируется одноименная татарская песня. Живописная природа Поволжья оживает в теплой кантилене скрипок, подсвеченной терпкими аккордами и орнаментальными подголосками «дерева» (вставшему за дирижерский пульт Рустему Абязову удалось максимально дифференцировать оркестр, превратив его в ансамбль солистов). Здесь Камал проявил себя художником, который уважает традицию, но не боится окрасить ее авторским взглядом.

Абязов заострял театральные детали партитуры и поддерживал динамику музыкального действия Рустему Абязову удалось максимально дифференцировать оркестр, превратив его в ансамбль солистов

Рассказ Иакинфа и песня души

Классической стройности концерту добавила музыка Ахияровой из балета «Иакинф», идущего на сцене ТАГТОиБ им. Джалиля. Очищенная от стилизованной сценографии Вячеслава Окунева и клишированной пластики Александра Полубенцева, она заиграла образными контрастами. В ней ярче слышны скерцозность, колокольность, нежная лирика и умеренная экспрессия (в Симфоническую сюиту №2 вошли сцена «Город пробуждается», «Танец детей с фонариками», «Рассказ Иакинфа», зарисовки «Мандарин со свитой» и «Праздник продолжается»).

Концертная версия «Иакинфа» открывает Ахиярову как мастера оркестровки: место героев балета на сцене занимают колоритные тембры-персонажи — гобой с пасторальным наигрышем, «смеющиеся» скрипки, звучный хор меди. Они расцвели и благодаря Абязову, который заострял театральные детали партитуры и поддерживал динамику музыкального действия.

Пророк из Чистополя, отец «Шурале» и «непрофессионал» Сайдашев: топ-30 композиторов в истории Татарстана

Ну а «мастер-класс» младшим коллегам показал Жиганов, чья Сюита на татарские темы стала кульминацией вечера. Еще при жизни композитора ее отметили Государственной премией СССР, а на «Мирасе» фрагментарно бисировали. В эпико-фольклорной фреске не просто звучат мелодии известных национальных песен — «Райхан», «Кара урман», «Колаксыз Зариф», «Арча». В ней поет душа татарского народа, и, судя по рукоплесканиям, это ощутили все присутствующие в зале.