«Бывает так, что стоянка теплоходов в речпорту длится всего одну ночь. За это время нужно постирать до тонны комплектов постельного белья, работаем круглосуточно!» — говорит о непростых заказах руководитель сети химчисток и прачечных в РТ «Мистер Клин» Алена Мясникова. Начав свой путь с обычной приемщицы белья в итальянской химчистке 26 лет назад, она доросла до технолога, директора, став собственником бизнеса. Среди клиентов — отели, рестораны, министерства, театры, бизнесмены и обычные семьи с детьми. О подорожавшей химии и о том, как после ковида в моду вошло озонирование одежды, зачем химчистки идут в ТЦ и как прачечные стали работать на доставку, — в нашем интервью.
Алена Мясникова: «Интересный факт: средний класс и ниже пользуется услугами нашей химчистки чаще»
От кабмина РТ и штор в Ратуше до частного дома: кого «стирает» «Мистер Клин»?
— Алена Александровна, услуги химчисток и прачечных в России до сих пор воспринимаются обывателем как нечто дорогое и предназначенное для обеспеченных людей. Согласны ли вы с этим? Кто в основном ваши клиенты?
— Да, восприятие услуг химчисток и прачечных может быть связано с их стоимостью — качественная обработка одежды требует определенных затрат. Однако на самом деле наша клиентская база достаточно разнообразна. Это и семьи — родители с детьми могут обращаться в химчистку для обработки большого количества одежды, игрушек. Это и занятые люди с плотным графиком работы, которые ценят свое время и предпочитают доверить стирку и чистку одежды профессионалам. К нам приходят также люди старшего возраста.
Интересный факт: средний класс и ниже пользуется услугами нашей химчистки чаще. Почему? Потому что у них, грубо говоря, одна куртка и в пир и в мир, а после химчистки она почти как новенькая. Да и в стиральную машину не каждый пуховик поместится, пух собьется и будет комками. А у более обеспеченных людей, как правило, несколько пальто, курток, различной верхней одежды, поэтому они не пачкают ее так быстро. Среди частных клиентов средний класс составляет около 80 процентов.
— На кого вы больше ориентируетесь — на индивидуальные заказы или крупные компании, такие как гостиницы, больницы?
— Фокус варьируется в зависимости от сезона. Однако мы обслуживаем и тех и других.
Индивидуальные клиенты — это основной сегмент для услуг химчистки. Клиенты ценят скорость и качество, а также возможность получать услуги на дому или в удобное для них время. У нас есть и постоянные заказчики, крупные бизнесмены, министры, влиятельные люди, и обычные офисники, которым каждый день нужны свежие и выглаженные рубашки, брюки со стрелками. Люди привыкают к комфорту. Есть и такие, кто с нами очень давно, — мы полностью обслуживаем их дома, семьи, они советуются с нами даже, какую ткань выбрать для костюма, чтобы потом его было легче чистить.
Для крупных компаний — гостиниц, ресторанов, учебных заведений, фитнес-центров, больниц — критически важны объемы и регулярность обслуживания. Для нас работа с ними может обеспечить стабильный доход и долгосрочные контракты. Недавно мы выиграли три тендера — с КАИ, КНИТУ и гостиницей IT-парка. Некоторые организации и ведомства, такие как Кабинет министров РТ, Верховный суд, мэрия Казани, аэропорт Казани, с нами много лет и доверяют нам.
«Индивидуальные клиенты — это основной сегмент для услуг химчистки. Клиенты ценят скорость и качество»
— В Казани недавно прошел саммит БРИКС. Увеличилось ли число заказов, как справились?
— Выросло, особенно со стороны гостиниц, чтобы они могли справиться с большим потоком гостей и обеспечить высокий уровень сервиса. Мы со своей стороны корректировали график работы. Без сложностей не обошлось — было тяжело выстроить логистику с учетом ограничений движения по городу в период проведения мероприятий.
К БРИКС также проходила реконструкция и реставрация здания Казанской ратуши, и мы занимались шторами. Там очень большие витражные окна, высота потолков 6 метров, и работать приходилось практически как альпинистам — сооружали передвижные лестничные платформы. И конечно же, сами шторы очень объемные и массивные. Были переживания, получится ли разместить шторы в оборудовании для чистки, но в конечном итоге результат был на высоте — наша компания получила благодарность мэра города за проделанную работу.
— В столице РТ растет турпоток. Ощущаете ли рост спроса от гостиниц, хостелов?
— Это, безусловно, сказывается на спросе. Причем не только со стороны гостиниц и хостелов, но и речного порта города. Летом открывается речная навигация и речные круизы становятся популярным средством для отдыха. Наше преимущество — расположение недалеко от речного порта Казани, поэтому никто из конкурентов не может сравниться с нами в оперативности логистики этого объекта. Часто бывает так, что стоянка теплохода в порту длится всего одну ночь, и это ставит жесткие рамки на выполнение заявки. За это время для судна может потребоваться постирать до тонны комплектов постельного белья! Так что мы работаем практически круглосуточно и уже готовимся к летнему сезону — закупили дополнительное оборудование.
«Мы стремимся сохранить конкурентоспособность, в первую очередь акцентируя внимание на качестве услуг и привлечении клиентов, готовых платить больше за лучшее обслуживание»
— Как изменились цены на услуги за последнее время с учетом подорожания химических средств?
— Тенденция общего роста цен продолжает сохраняться. В последние годы это особенно заметно. Дорожают не только химические средства, растут также тарифы (вода, электричество), что вынуждает все предприятия адаптировать свои ценовые стратегии, чтобы сохранить прибыльность. Подорожание химии обусловлено еще и тем, что многие зарубежные бренды тяжело приобрести и доставить в Россию. Но мы нашли выход и работаем только на импорте. К сожалению, отечественная химия не дает нужного результата. А клиент за дорогую свою вещь требует высокого качества.
С учетом роста цен повышаются и расценки на услуги стирки и чистки. Мы стремимся сохранить конкурентоспособность, в первую очередь акцентируя внимание на качестве услуг и привлечении клиентов, готовых платить больше за лучшее обслуживание.
— Как часто приходиться обновлять технику, менять на российские или китайские аналоги в связи с уходом с рынка многих зарубежных брендов?
— Обычно оборудование требует замены или обновления каждые 5–10 лет. В условиях ухода зарубежных брендов мы, наверное, как и все, присматриваемся к возможности использования аналогов европейской техники. Это связано с доступностью запчастей, сервисного обслуживания и ремонта. Некоторые российские и китайские производители предлагают конкурентоспособные решения, однако важно проводить анализ и выбирать проверенные бренды. Сейчас основными производителями нашей техники все же остается Европа. Из последних приобретений — сушильные машины испанской фирмы.
«Сейчас рынок химчисток и прачечных в России значительно изменился, конкуренция выросла»
«Часто вещи бывают одноразовые»
— «Мистер Клин» — одна из старейших в Казани химчисток и прачечных, компании больше 26 лет. С чего все начиналось? Как тогда был устроен рынок?
— В конце 90-х рынок услуг по стирке и химчистке в регионе только начинал развиваться. В Казани, как и в других городах, стали появляться частные компании. Рынок, конечно, был менее насыщенным, чем сейчас, и конкуренция была не такой жесткой. Это позволяло новым игрокам занять свою нишу и постепенно развиваться.
Оборудование у химчисток было достаточно примитивным по сравнению с современными стандартами. Многие компании использовали старые технологии и технику, что ограничивало качество услуг. «Мистер Клин» с самого начала стремился к высокому качеству обслуживания, что помогло зарекомендовать себя среди клиентов.
— Какая конкуренция сейчас? Ощущение, что филиалы химчисток в каждом ТЦ…
— Сейчас рынок химчисток и прачечных в России значительно изменился, конкуренция выросла. Сети химчисток открывают филиалы в торговых центрах, что делает услуги более доступными для широкой аудитории. Многие ТЦ понимают, что размещать на своих площадях несколько фирм, занимающихся одним направлением деятельности, означает разделение выручки между ними. В нашей практике такое тоже случалось, но в конечном итоге клиенты выбирают качество, выбирают нас.
— Чем вы конкурируете?
— Мы предлагаем широкий спектр услуг, среди которых есть и уникальные. Например, озонирование одежды — это современный метод обработки текстиля, который использует озон для уничтожения бактерий, вирусов, грибков и неприятных запахов. Эта услуга становится все более популярной благодаря своим экологическим преимуществам — озонирование не требует использования химических веществ.
Также озон не повреждает волокна тканей, что позволяет сохранить их первоначальный вид и структуру. Озонирование подходит также для обработки деликатных тканей, таких как шелк. Этот метод обработки часто используется для удаления запахов с одежды, особенно в спортивной экипировке.
«Структура коллектива — это операторы машин, специалисты по химчистке, логисты, приемщики-консультанты, административный персонал. Всего на предприятии работают порядка 50 человек»
— Поменялся ли образ клиента за последние годы, что он ценит, какие заказы нестандартные приходится выполнять?
— Требования клиентов меняются вместе с их образом жизни. С увеличением популярности дорогих и деликатных тканей, таких как шелк, кашемир, и синтетических материалов клиенты обращаются за специализированными услугами по их чистке.
Все чаще заказчики предпочитают химчистки, которые используют экологически чистые и гипоаллергенные моющие средства и методы обработки, такие как озонирование. С учетом пандемии COVID-19 они стали более осведомленными о важности гигиены, ищут услуги, гарантирующие уничтожение бактерий и вирусов. А с ростом числа людей, занимающихся спортом, растет спрос на чистку униформы. Владельцы домашних животных часто обращаются за услугами по чистке текстиля.
Современные клиенты ценят удобство, включая возможность онлайн-заказа, доставки на дом: мы заберем ваши шторы, почистим, привезем и повесим обратно.
— Расскажите о коллективе. Сколько человек работает, какая средняя зарплата, есть ли дефицит сотрудников?
— Структура коллектива — это операторы машин, специалисты по химчистке, логисты, приемщики-консультанты, административный персонал. Всего на предприятии работают порядка 50 человек.
Во всей стране нехватка рабочей силы, и нашу сферу эта проблема также затронула. С недостатком квалифицированных специалистов мы научились справляться, подготавливая их, можно сказать, с нуля. Ведь нигде этому специально не обучают. В целом пандемия коронавируса привела к изменениям в рабочем процессе. Люди все менее охотно идут в профессии, связанные с физическим трудом, предпочитая работать на удаленке, находясь дома.
Зарплаты у нас начинаются от 70 тысяч рублей, коллектив в основном женский. Самая ответственная работа у технологов, их знания дорого стоят. Они должны знать все химические реагенты, что с чем работает. Обучаем и приемщиц одежды, чтобы они знали технологические процессы химчистки. Ведь часто вещи бывают одноразовые, и важно уметь объяснить клиенту, почему мы не примем его вещь.
— Часто бывают недовольные клиенты?
— Нечасто, но иногда люди просто ожидают большего от химчистки, хотят получить чуть ли не новый товар. Бывает одежда со сложной комбинацией, когда у куртки, например, не отстегивается мех. И вот мы колдуем, где-то идет в ход только ручной труд, а где-то только аквачистка.
«По Татарстану у нас более 10 филиалов, все в двух часах езды от Казани. Нам важна оперативность»
«Бизнес как ребенок: если заболел, его нужно вылечить»
— С чего начался ваш путь руководителя?
— Я пришла работать в эту отрасль в 1998 году обычной приемщицей-консультантом. Мне было всего 19 лет, я молодая мама, и мне самой нужно было зарабатывать. Тогда я, конечно, не думала, что останусь здесь так надолго! (Смеется.) Через три года меня пригласили в цех, я стала показывать себя как специалист, постоянно повышала свою квалификацию и доросла до главного технолога. Затем получила высшее экономическое образование, стала директором и начала заниматься развитием и расширением компании, вникала во все юридические тонкости.
Через 12 лет я решила уйти из этой сферы, подустала. Учредитель компании, узнав про это, захотел было закрыть фирму или продать, если меня не будет, потому что на мне в тот момент все и держалось. Хорошо обдумав, я решаюсь сама выкупить «Мистер Клин».
— Где вы взяли первый капитал?
— У учредителя, большое ему за это спасибо, не было больших запросов, для меня это было подъемно. Также я взяла небольшой кредит. Мы быстро договорились о сумме, и буквально в течение месяца я стала новым владельцем.
Мое финансовое положение тогда еще не было достаточно стойким, но я понимала, что без развития компания не будет расти. Меня беспокоило и то, что про «Мистер Клин» тогда никто не знал — пунктов приема по городу было очень мало. Мотивация у меня была очень мощной, и в 2012 году я как предприниматель выиграла грант от минэкономики РТ, купила американскую линейку оборудования и открыла прачечную. Впервые мы начали работать с юрлицами — гостиницами, ресторанами, учебными заведениями. Как сейчас помню — нашим первым клиентом был отель «Мариотт».
— Какие у вас планы по развитию компании на этот год?
— Сейчас очень актуальны услуги доставки. Поэтому мы разрабатываем и тестируем свое мобильное приложение, чтобы клиенты могли делать заказ онлайн и отслеживать его статус.
Также мы продолжаем расширять свою доступность, открывая новые пункты приема и выдачи заказов. По Татарстану у нас более 10 филиалов, все в двух часах езды от Казани. Нам важна оперативность. Я пробовала открывать пункты в Чебоксарах и Ульяновске, но отдаленность большая, машина туда каждый день ездить не может, а строить там цех невыгодно.
Конечно же, мы будем продолжать свое сотрудничество с местными компаниями, отелями, ресторанами, госучреждениями и увеличивать свою клиентскую базу. Для меня важно сохранить весь этот результат проделанной работы и развивать компанию дальше, улучшая ассортимент услуг.
«Недавно я написала детскую книгу, чтобы родителям было проще научить малышей правильному уходу за вещами, — с яркими иллюстрациями и наглядными примерами того, что станет, если в стиральную машину положить вещи разных цветов»
— Традиционный вопрос для героев нашей рубрики: три секрета успеха в бизнесе.
— Это умение считать финансы, целеустремленность и трудолюбие, потому что, если сам руководитель ленивый, предприятие не будет расти. Я считаю, что моя компания держится и выходит из трудных ситуаций только благодаря моему трудолюбию. Я работаю на равных со своими сотрудниками, переодеваюсь в спецодежду и иду в прачечную, если трудные времена. Это мое детище, и я его вытаскиваю. А если ребенок заболел, его нужно вылечить.
С 1998 года мы пережили четыре кризиса, поэтому руководителю важна выносливость. Я воспитала в себе дисциплину, выдержку, важно также всегда оставаться человеком, уметь договариваться с персоналом, с коллегами, с клиентами, с конкурентами. Пообещал — сделай, не можешь сделать — не обещай.
— Время на отдых остается?
— Любому руководителю важен отдых, особенно женщине. Мне, например, просто необходим восьмичасовой сон, это восстанавливает силы и дает заряд на новые большие заказы и проекты.
А моя отдушина — это творчество и моя семья. Недавно я написала детскую книгу, чтобы родителям было проще научить малышей правильному уходу за вещами, — с яркими иллюстрациями и наглядными примерами того, что станет, если в стиральную машину положить вещи разных цветов. Моему внуку и племянникам очень понравилось! Я писала книгу не для продажи, была идея ввести в школах уроки чистоты для младших классов. Посмотрим, может, эта идея и воплотится в жизнь!
- Сайт: мистерклин.рф
- Телефон:+7-987-297-28-17
- e-mail: 2789433@bk.ru
Визитная карточка компании
ООО «Мистер Клин» — сеть химчисток и прачечная
- Дата основания: 1998 год
- Оборот компании за 2024 год: 47,9 млн рублей
- Число сотрудников: 50
Визитная карточка руководителя
Мясникова Алена Александровна — директор и учредитель ООО «Мистер Клин»
Родилась 9 мая 1979 года, г. Ноглики (Сахалинская область)
Образование:
КФУ, экономист по специальности «финансы и кредит» (2010 год)
Карьера:
- 1998–2002 гг. — приемщик-консультант, итальянская химчистка «Брависсимо»
- 2002–2010 гг. — главный технолог химчистки «Мистер Клин»
- 2010–2012 гг. — директор ООО «Центр чистоты»
- февраль 2012 г. – по настоящее время — руководитель сети химчисток «Мистер Клин», индивидуальный предприниматель Мясникова Алена Александровна
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.