Алена Мясникова: «Интересный факт: средний класс и ниже пользуется услугами нашей химчистки чаще» Алена Мясникова: «Интересный факт: средний класс и ниже пользуется услугами нашей химчистки чаще» Фото: Андрей Титов

От кабмина РТ и штор в Ратуше до частного дома: кого «стирает» «Мистер Клин»?

— Алена Александровна, услуги химчисток и прачечных в России до сих пор воспринимаются обывателем как нечто дорогое и предназначенное для обеспеченных людей. Согласны ли вы с этим? Кто в основном ваши клиенты?

— Да, восприятие услуг химчисток и прачечных может быть связано с их стоимостью — качественная обработка одежды требует определенных затрат. Однако на самом деле наша клиентская база достаточно разнообразна. Это и семьи — родители с детьми могут обращаться в химчистку для обработки большого количества одежды, игрушек. Это и занятые люди с плотным графиком работы, которые ценят свое время и предпочитают доверить стирку и чистку одежды профессионалам. К нам приходят также люди старшего возраста.

Интересный факт: средний класс и ниже пользуется услугами нашей химчистки чаще. Почему? Потому что у них, грубо говоря, одна куртка и в пир и в мир, а после химчистки она почти как новенькая. Да и в стиральную машину не каждый пуховик поместится, пух собьется и будет комками. А у более обеспеченных людей, как правило, несколько пальто, курток, различной верхней одежды, поэтому они не пачкают ее так быстро. Среди частных клиентов средний класс составляет около 80 процентов.

На кого вы больше ориентируетесь — на индивидуальные заказы или крупные компании, такие как гостиницы, больницы?

— Фокус варьируется в зависимости от сезона. Однако мы обслуживаем и тех и других.

Индивидуальные клиенты — это основной сегмент для услуг химчистки. Клиенты ценят скорость и качество, а также возможность получать услуги на дому или в удобное для них время. У нас есть и постоянные заказчики, крупные бизнесмены, министры, влиятельные люди, и обычные офисники, которым каждый день нужны свежие и выглаженные рубашки, брюки со стрелками. Люди привыкают к комфорту. Есть и такие, кто с нами очень давно, — мы полностью обслуживаем их дома, семьи, они советуются с нами даже, какую ткань выбрать для костюма, чтобы потом его было легче чистить.

Для крупных компаний — гостиниц, ресторанов, учебных заведений, фитнес-центров, больниц — критически важны объемы и регулярность обслуживания. Для нас работа с ними может обеспечить стабильный доход и долгосрочные контракты. Недавно мы выиграли три тендера — с КАИ, КНИТУ и гостиницей IT-парка. Некоторые организации и ведомства, такие как Кабинет министров РТ, Верховный суд, мэрия Казани, аэропорт Казани, с нами много лет и доверяют нам.

«Индивидуальные клиенты — это основной сегмент для услуг химчистки. Клиенты ценят скорость и качество» «Индивидуальные клиенты — это основной сегмент для услуг химчистки. Клиенты ценят скорость и качество» Фото: Андрей Титов

— В Казани недавно прошел саммит БРИКС. Увеличилось ли число заказов, как справились?

— Выросло, особенно со стороны гостиниц, чтобы они могли справиться с большим потоком гостей и обеспечить высокий уровень сервиса. Мы со своей стороны корректировали график работы. Без сложностей не обошлось — было тяжело выстроить логистику с учетом ограничений движения по городу в период проведения мероприятий.

К БРИКС также проходила реконструкция и реставрация здания Казанской ратуши, и мы занимались шторами. Там очень большие витражные окна, высота потолков 6 метров, и работать приходилось практически как альпинистам — сооружали передвижные лестничные платформы. И конечно же, сами шторы очень объемные и массивные. Были переживания, получится ли разместить шторы в оборудовании для чистки, но в конечном итоге результат был на высоте — наша компания получила благодарность мэра города за проделанную работу.

Инфографика: «БИЗНЕС Online»

— В столице РТ растет турпоток. Ощущаете ли рост спроса от гостиниц, хостелов?

— Это, безусловно, сказывается на спросе. Причем не только со стороны гостиниц и хостелов, но и речного порта города. Летом открывается речная навигация и речные круизы становятся популярным средством для отдыха. Наше преимущество — расположение недалеко от речного порта Казани, поэтому никто из конкурентов не может сравниться с нами в оперативности логистики этого объекта. Часто бывает так, что стоянка теплохода в порту длится всего одну ночь, и это ставит жесткие рамки на выполнение заявки. За это время для судна может потребоваться постирать до тонны комплектов постельного белья! Так что мы работаем практически круглосуточно и уже готовимся к летнему сезону — закупили дополнительное оборудование.

«Мы стремимся сохранить конкурентоспособность, в первую очередь, акцентируя внимание на качестве услуг и привлечении клиентов, готовых платить больше за лучшее обслуживание» «Мы стремимся сохранить конкурентоспособность, в первую очередь акцентируя внимание на качестве услуг и привлечении клиентов, готовых платить больше за лучшее обслуживание» Фото предоставлено Аленой Мясниковой

— Как изменились цены на услуги за последнее время с учетом подорожания химических средств?

— Тенденция общего роста цен продолжает сохраняться. В последние годы это особенно заметно. Дорожают не только химические средства, растут также тарифы (вода, электричество), что вынуждает все предприятия адаптировать свои ценовые стратегии, чтобы сохранить прибыльность. Подорожание химии обусловлено еще и тем, что многие зарубежные бренды тяжело приобрести и доставить в Россию. Но мы нашли выход и работаем только на импорте. К сожалению, отечественная химия не дает нужного результата. А клиент за дорогую свою вещь требует высокого качества.

С учетом роста цен повышаются и расценки на услуги стирки и чистки. Мы стремимся сохранить конкурентоспособность, в первую очередь акцентируя внимание на качестве услуг и привлечении клиентов, готовых платить больше за лучшее обслуживание.

— Как часто приходиться обновлять технику, менять на российские или китайские аналоги в связи с уходом с рынка многих зарубежных брендов?

— Обычно оборудование требует замены или обновления каждые 5–10 лет. В условиях ухода зарубежных брендов мы, наверное, как и все, присматриваемся к возможности использования аналогов европейской техники. Это связано с доступностью запчастей, сервисного обслуживания и ремонта. Некоторые российские и китайские производители предлагают конкурентоспособные решения, однако важно проводить анализ и выбирать проверенные бренды. Сейчас основными производителями нашей техники все же остается Европа. Из последних приобретений — сушильные машины испанской фирмы.

«Сейчас рынок химчисток и прачечных в России значительно изменился, конкуренция выросла «Сейчас рынок химчисток и прачечных в России значительно изменился, конкуренция выросла» Фото: Андрей Титов

«Часто вещи бывают одноразовые»

— «Мистер Клин» — одна из старейших в Казани химчисток и прачечных, компании больше 26 лет. С чего все начиналось? Как тогда был устроен рынок?

— В конце 90-х рынок услуг по стирке и химчистке в регионе только начинал развиваться. В Казани, как и в других городах, стали появляться частные компании. Рынок, конечно, был менее насыщенным, чем сейчас, и конкуренция была не такой жесткой. Это позволяло новым игрокам занять свою нишу и постепенно развиваться.

Оборудование у химчисток было достаточно примитивным по сравнению с современными стандартами. Многие компании использовали старые технологии и технику, что ограничивало качество услуг. «Мистер Клин» с самого начала стремился к высокому качеству обслуживания, что помогло зарекомендовать себя среди клиентов.

— Какая конкуренция сейчас? Ощущение, что филиалы химчисток в каждом ТЦ…

— Сейчас рынок химчисток и прачечных в России значительно изменился, конкуренция выросла. Сети химчисток открывают филиалы в торговых центрах, что делает услуги более доступными для широкой аудитории. Многие ТЦ понимают, что размещать на своих площадях несколько фирм, занимающихся одним направлением деятельности, означает разделение выручки между ними. В нашей практике такое тоже случалось, но в конечном итоге клиенты выбирают качество, выбирают нас.


— Чем вы конкурируете?

— Мы предлагаем широкий спектр услуг, среди которых есть и уникальные. Например, озонирование одежды — это современный метод обработки текстиля, который использует озон для уничтожения бактерий, вирусов, грибков и неприятных запахов. Эта услуга становится все более популярной благодаря своим экологическим преимуществам — озонирование не требует использования химических веществ.

Также озон не повреждает волокна тканей, что позволяет сохранить их первоначальный вид и структуру. Озонирование подходит также для обработки деликатных тканей, таких как шелк. Этот метод обработки часто используется для удаления запахов с одежды, особенно в спортивной экипировке.

«Структура коллектива — это операторы машин, специалисты по химчистке, логисты, приемщики-консультанты, административный персонал. Всего на предприятии работает порядка 50 человек» «Структура коллектива — это операторы машин, специалисты по химчистке, логисты, приемщики-консультанты, административный персонал. Всего на предприятии работают порядка 50 человек» Фото: Андрей Титов

— Поменялся ли образ клиента за последние годы, что он ценит, какие заказы нестандартные приходится выполнять?

— Требования клиентов меняются вместе с их образом жизни. С увеличением популярности дорогих и деликатных тканей, таких как шелк, кашемир, и синтетических материалов клиенты обращаются за специализированными услугами по их чистке.

Все чаще заказчики предпочитают химчистки, которые используют экологически чистые и гипоаллергенные моющие средства и методы обработки, такие как озонирование. С учетом пандемии COVID-19 они стали более осведомленными о важности гигиены, ищут услуги, гарантирующие уничтожение бактерий и вирусов. А с ростом числа людей, занимающихся спортом, растет спрос на чистку униформы. Владельцы домашних животных часто обращаются за услугами по чистке текстиля.

Современные клиенты ценят удобство, включая возможность онлайн-заказа, доставки на дом: мы заберем ваши шторы, почистим, привезем и повесим обратно.

— Расскажите о коллективе. Сколько человек работает, какая средняя зарплата, есть ли дефицит сотрудников?

— Структура коллектива — это операторы машин, специалисты по химчистке, логисты, приемщики-консультанты, административный персонал. Всего на предприятии работают порядка 50 человек.

Во всей стране нехватка рабочей силы, и нашу сферу эта проблема также затронула. С недостатком квалифицированных специалистов мы научились справляться, подготавливая их, можно сказать, с нуля. Ведь нигде этому специально не обучают. В целом пандемия коронавируса привела к изменениям в рабочем процессе. Люди все менее охотно идут в профессии, связанные с физическим трудом, предпочитая работать на удаленке, находясь дома.

Зарплаты у нас начинаются от 70 тысяч рублей, коллектив в основном женский. Самая ответственная работа у технологов, их знания дорого стоят. Они должны знать все химические реагенты, что с чем работает. Обучаем и приемщиц одежды, чтобы они знали технологические процессы химчистки. Ведь часто вещи бывают одноразовые, и важно уметь объяснить клиенту, почему мы не примем его вещь.

— Часто бывают недовольные клиенты?

— Нечасто, но иногда люди просто ожидают большего от химчистки, хотят получить чуть ли не новый товар. Бывает одежда со сложной комбинацией, когда у куртки, например, не отстегивается мех. И вот мы колдуем, где-то идет в ход только ручной труд, а где-то только аквачистка.

«По Татарстану у нас более 10 филиалов, все в двух часах езды от Казани. Нам важна оперативность» «По Татарстану у нас более 10 филиалов, все в двух часах езды от Казани. Нам важна оперативность» Фото предоставлено Аленой Мясниковой

«Бизнес как ребенок: если заболел, его нужно вылечить»

— С чего начался ваш путь руководителя?

— Я пришла работать в эту отрасль в 1998 году обычной приемщицей-консультантом. Мне было всего 19 лет, я молодая мама, и мне самой нужно было зарабатывать. Тогда я, конечно, не думала, что останусь здесь так надолго! (Смеется.) Через три года меня пригласили в цех, я стала показывать себя как специалист, постоянно повышала свою квалификацию и доросла до главного технолога. Затем получила высшее экономическое образование, стала директором и начала заниматься развитием и расширением компании, вникала во все юридические тонкости.

Через 12 лет я решила уйти из этой сферы, подустала. Учредитель компании, узнав про это, захотел было закрыть фирму или продать, если меня не будет, потому что на мне в тот момент все и держалось. Хорошо обдумав, я решаюсь сама выкупить «Мистер Клин».

— Где вы взяли первый капитал?

— У учредителя, большое ему за это спасибо, не было больших запросов, для меня это было подъемно. Также я взяла небольшой кредит. Мы быстро договорились о сумме, и буквально в течение месяца я стала новым владельцем.

Мое финансовое положение тогда еще не было достаточно стойким, но я понимала, что без развития компания не будет расти. Меня беспокоило и то, что про «Мистер Клин» тогда никто не знал — пунктов приема по городу было очень мало. Мотивация у меня была очень мощной, и в 2012 году я как предприниматель выиграла грант от минэкономики РТ, купила американскую линейку оборудования и открыла прачечную. Впервые мы начали работать с юрлицами — гостиницами, ресторанами, учебными заведениями. Как сейчас помню — нашим первым клиентом был отель «Мариотт».

Какие у вас планы по развитию компании на этот год?

— Сейчас очень актуальны услуги доставки. Поэтому мы разрабатываем и тестируем свое мобильное приложение, чтобы клиенты могли делать заказ онлайн и отслеживать его статус.

Также мы продолжаем расширять свою доступность, открывая новые пункты приема и выдачи заказов. По Татарстану у нас более 10 филиалов, все в двух часах езды от Казани. Нам важна оперативность. Я пробовала открывать пункты в Чебоксарах и Ульяновске, но отдаленность большая, машина туда каждый день ездить не может, а строить там цех невыгодно.

Конечно же, мы будем продолжать свое сотрудничество с местными компаниями, отелями, ресторанами, госучреждениями и увеличивать свою клиентскую базу. Для меня важно сохранить весь этот результат проделанной работы и развивать компанию дальше, улучшая ассортимент услуг.

«Недавно я написала детскую книгу, чтобы родителям было проще научить малышей правильному уходу за вещами — с яркими иллюстрациями, и наглядными примерами того, что станет, если в стиральную машину положить вещи разных цветов» «Недавно я написала детскую книгу, чтобы родителям было проще научить малышей правильному уходу за вещами, — с яркими иллюстрациями и наглядными примерами того, что станет, если в стиральную машину положить вещи разных цветов» Фото: Андрей Титов

— Традиционный вопрос для героев нашей рубрики: три секрета успеха в бизнесе.

— Это умение считать финансы, целеустремленность и трудолюбие, потому что, если сам руководитель ленивый, предприятие не будет расти. Я считаю, что моя компания держится и выходит из трудных ситуаций только благодаря моему трудолюбию. Я работаю на равных со своими сотрудниками, переодеваюсь в спецодежду и иду в прачечную, если трудные времена. Это мое детище, и я его вытаскиваю. А если ребенок заболел, его нужно вылечить.

С 1998 года мы пережили четыре кризиса, поэтому руководителю важна выносливость. Я воспитала в себе дисциплину, выдержку, важно также всегда оставаться человеком, уметь договариваться с персоналом, с коллегами, с клиентами, с конкурентами. Пообещал — сделай, не можешь сделать — не обещай.

— Время на отдых остается?

— Любому руководителю важен отдых, особенно женщине. Мне, например, просто необходим восьмичасовой сон, это восстанавливает силы и дает заряд на новые большие заказы и проекты.

А моя отдушина — это творчество и моя семья. Недавно я написала детскую книгу, чтобы родителям было проще научить малышей правильному уходу за вещами, — с яркими иллюстрациями и наглядными примерами того, что станет, если в стиральную машину положить вещи разных цветов. Моему внуку и племянникам очень понравилось! Я писала книгу не для продажи, была идея ввести в школах уроки чистоты для младших классов. Посмотрим, может, эта идея и воплотится в жизнь!