"У НАС ЕСТЬ ПРЕТЕНЗИИ"

Петербургские компании-производители полиэтиленовых пакетов обратились с письмом к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с жалобой на искусственно создаваемый дефицит сырья. Производные от этого - снижение рентабельности бизнеса упаковщиков.

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» один из инициаторов письма, генеральный директор питерской компании «ЛеоПак» Андрей Ткаченко, открытое письмо подписали более 10 компаний.

«У нас есть претензии к тому, что сырье стоит 111 рублей за килограмм, хотя при этом его себестоимость составляет 27 рублей. Я пока не знаю, как можно решить возникшую ситуацию. У нас в Санкт-Петербурге есть только один человек, который занимается поставками сырья, и то он не может сказать цены, а срок поставки может доходить до месяца. Сейчас стоимость практически дотянули до стоимости импортного сырья. Оно стоило 74 рубля, потом 83, сейчас вот эта цена», - возмущается Ткаченко.

Подписанты главным виновником роста цен на сырье считают искусственно создаваемый дефицит. Сейчас в России сложилась уникальная ситуация, когда из четырех производителей полиэтилена низкого давления (ПНД) действуют только два. Речь идет о двух татарстанских компаниях, входящих в группу "ТАИФ", - "Казаньоргсинтезе" и "Нижнекамскнефтехиме".

В России ПНД помимо татарстанских предприятий еще выпускают подконтрольный «Лукойлу» «Ставролен» в Буденновске и газпромовский «Салаваторгсинтез» в Башкортостане. Как известно, «Ставролен» после взрыва закрылся почти на год на реконструкцию и откроется в середине сентября, "Салаваторгсинтез" также встал на ремонт. Переживают упаковщики и из-за предстоящей остановки на плановый ремонт татарстанских предприятий. Правда, к тому времени "Салават" и "Ставролен" запустятся.

Еще один из подписантов письма - гендиректор ООО "Новопак" (Санкт-Петербург) Дмитрий Каптюшин, считает, что в этой ситуации им, производителям, не остается ничего другого, как переключиться с отечественного сырья на импортное.

«Нормальная цена на ПНД – 70 рублей за килограмм, а сегодняшняя – 110 рублей. За две-три недели цена повысилась на 40 процентов. Это совершенно не обосновано никакими экономическими предпосылками! - возмущается Каптюшин. - Людям, которые выпускают сырье в нашей стране, просто нужно нормально работать. С заводом "Казаньоргсинтез" по марке 158-й, например, уже не работаю лет 5, потому что цены совершенно неадекватные. С нижнекамским заводом по 293-й марке не работаю года 3, потому что неадекватное качество, а цена дороже, чем импортный полиэтилен. У нас в городе достаточно удачно развита логистика, поэтому есть возможность доставки из Польши, Германии».

По словам гендиректора ООО "Новопак", импортный полиэтилен по качеству несопоставим с казанским. «Однозначно сейчас люди довели ситуацию до такого, что те, кто в жизни не работал с поставщиками из-за рубежа, сейчас за несколько месяцев наладят контакты», - считает Каптюшин.

460-тема2.jpg
Сейчас в России сложилась уникальная ситуация, когда из четырех производителей полиэтилена низкого давления действуют только два - «Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим», входящих в группу «ТАИФ»

Упаковщики жалуются, что некоторые предприятия из-за дефицита сырья даже приостановили свою деятельность. «Дело в том, что разница между приемом заказа в работу и получением за него денег составляет два месяца. То есть сейчас мы будет продавать продукцию по ценам, установленным заказчиками в начале августа в 70 рублей. Сейчас мы разгружаем продукцию дешевле за килограмм, чем стоимость сырья», - рассказывает руководитель ООО "Новопак". Торговые сети, являющиеся основными потребителями пакетов, в свою очередь, очень неохотно пересматривают цены. Так как контракты заключаются на весь год с фиксированной ценой.

РОСТ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ ИМЕЕТ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР

Газете «БИЗНЕС Online» в ОАО «Казаньоргсинтез» заявили, что о содержании письма Медведеву им ничего не известно, в адрес предприятия оно не поступало.

«В связи с заранее запланированным в сентябре 2012 года остановочным ремонтом на производстве и для обеспечения равных возможностей покупателей приобрести продукцию нашего предприятия, весь объем пленочного полиэтилена был направлен на реализацию через электронную торговую площадку OnlineContract. Доступ на электронную торговую площадку OnlineContract открыт для всех предприятий. Ценообразование формируется на основе спроса покупателей на продукцию в процессе проведения торгов в свободном доступе, - заявили нашему изданию на предприятии. По словам Лилии Нуретдиновой - руководителя пресс-службы КОС, предприятие не имеет возможности оказывать влияние на формирование конечной цены продукции, реализуемой на ЭТП OnlineContract.

«Рентабельность производства пленочных марок полиэтилена не превышает среднеотраслевого уровня. По нашему мнению, существенный рост цен на продукцию имеет временный характер, обусловленный ожиданиями, связанными с плановым остановом нашего производства. Ситуация должна стабилизироваться в первой декаде октября после возобновления работы завода», - считают в ОАО «Казаньоргсинтез».

Можно добавить, что переработчики полиэтилена уже не впервые жалуются на "Казаньоргсинтез". Так, в мае 2010 года полимерщики (также из северной столицы) пожаловались в УФАС, что казанский завод завышает цены на продукцию.

В «Нижнекамскнефтехиме» комментировать ситуацию отказались. В ТАИФ также не ответили на запрос газеты «БИЗНЕС Online».

РАЗОГРЕЛИ НА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКЕ

Отчасти с мнением производителя согласен и Сергей Карайченцев - руководитель направления мониторинг «Маркет Репорт» (отраслевое консалтинговое агентство). Для начала эксперт объяснил долю каждого из четырех производителей. По итогам 2011 года на "Казаньоргсинтез" в общем объеме производства ПНД (около 846 тыс. тонн) приходилось около 42%, "Ставролен" – около 35%, "Нижнекамскнефтехим" – около 17%, а "Газпром нефтехим Салават" – около 6%.

460-табл.jpg

«В последние несколько лет традиционно в августе – сентябре на российском рынке ПНД наблюдается дефицит. Причина достаточно банальна: остановка на профилактику мощностей "Казаньоргсинтеза" (самый крупный в РФ производитель ПНД) и "Нижнекамскнефтехима" (третий по величине производитель ПНД). Раз в два года (нечетные годы) в октябре останавливает свои мощности на профилактику второй по величине производитель ПНД – "Ставролен". "Ставролен" из-за аварии, произошедшей от 15 декабря 2011 года, стоит. Пуск планируется лишь в середине сентября. То есть фактически завод стоит на протяжении всего года», - объясняет аналитик.

Карайченцев считает, что в первой половине года не было дефицита по двум основным причинам: холодные февраль и март обусловили низкий спрос на полиэтилен, особенно в секторе производства полиэтиленовых труб. Соответственно, российские производители делали в производстве упор на пленочные марки полиэтилена. С приходом весны спрос на ПНД для труб рос, запасы и объемы производства пленочного ПНД сокращались. И уже в июле настал переломный момент, к которому производители полиэтиленовой упаковки оказались не готовы.

«Маркет Репорт» действительно зафиксировал скачок цен в последние полтора месяца. Они за это время выросли более чем на 50%! «В середине июля цена пленочного ПНД была в районе 65 000 – 67 500 рублей/тонна, с учетом НДС, с доставкой. А к началу сентября цены выросли до уровня 100 000 – 103 000 рублей/тонна, - говорит Карайченцев. - В таком колоссальном росте цен ПНД "Казаньоргсинтез" и "Нижнекамскнефтехим" не виноваты. Чтобы исключить спекуляции на рынке, предприятия свои сентябрьские объемы ПНД выставили на электронные торги. Именно на торгах были достигнуты такие рекордные цены!»

СОЗДАВАЙТЕ СОЮЗЫ…

Ситуацию прокомментировали для газеты «БИЗНЕС Online» эксперты.

Юлия Войтович - аналитик "Инвесткафе":

- Цена на ПЭВД зависит от конъюнктуры рынка. Летом растет объем потребления со стороны внутренних производителей, прежде всего производителей полиэтиленовой пленки. Кроме того, лето-осень – традиционное время для профилактических остановок всех производств. В связи с чем на рынке возникает некоторый дефицит сырья, и цены, соответственно, растут. И сейчас нет предпосылок для того, чтобы цены на ПЭВД снижались.

Каждую неделю производители полиэтилена проводят торги, на которых перекупщики предлагают цену за товар. За последний месяц стоимость сырья выросла на 40 процентов - до 101 рубля за 1 килограмм.

В результате удорожания сырья растут цены и на полиэтиленовый пакет, который закупают крупные торговые сети, такие как X5Retail Group, "Магнит", "Дикси", "Ашан" и др. Договоры с ними поставщики заключают обычно на год с фиксированной ценой. Потому при росте цен на ПЭВД и ПЭНД производители ПП будут нести финансовые потери.

Крупнейшие производители полиэтиленовых пакетов - "Леопак", "Унипак", "Биаксплен" (принадлежит компании "Сибур"), "Политар", "Уралпластик".

Сергей Карайченцев - руководитель направления мониторинг «Маркет Репорт»:

- 70 - 80 процентов в себестоимости пакета – цена полиэтилена. Ну и когда у вас основное сырье так резко дорожает, вы, конечно же, как собственник или управленец вынуждены так же адекватно поднимать цены на свою продукцию. Что, в свою очередь, не нравится клиентам.

К счастью, в такой ситуации оказался весь российский рынок ПНД. Ценового демпинга на рынке готовых изделий не будет, и следовательно, в ближайшие две-три недели производители пакетов, труб и т.д. (или они уже сейчас это сделали) пересмотрят цены на готовую продукцию с учетом новых реалий рынка.

Все знали о грядущем дефиците. Все знали, что цены вырастут. Но, к сожалению, никому и в голову не могло прийти, что рост будет таким рекордным.

Питерские производители отчасти сами виноваты. У них выгодное географическое положение, рядом порт. Есть производства ПНД в Азии, США и т.д. Было достаточно предложений на рынке на августовские, сентябрьские поставки. С учетом тех предложений, которые звучали на рынке, себестоимость американского или корейского ПНД составляет в среднем около 68 тысяч рублей/тонна, с учетом НДС. На тот момент фактически уровень цен российского ПНД. Тем не менее фактически никто из производителей не взял на себя такие риски по закупке ПНД на внешних рынках.

В июле была схожая ситуация на рынке полиэтилена высокого давления. Европейские производители опустили свои цены настолько, что разница с российским ПВД составляла более 6 тысяч рублей/тонна. Часть российских компаний оперативно перестроилась на закупки ПВД в Европе, тем самым выиграв хорошую дельту.

В конце концов, питерские компании могли создать временный союз и законтрактовать в Азии или США необходимые объемы ПНД, получив при этом дополнительный дисконт и разделив риски на всех. Подобный союз работает в Великобритании. Там производители создали ассоциацию и под эгидой ассоциации закупают ПЭ под свои нужды, получая при этом серьезные бонусы.

Максим Клягин - аналитик УК «Финам Менеджмент»:

- Конечно, резкий рост цен на сырье негативно повлиял на экономику многих производителей готовой продукции. Одновременно фундаментальная ситуация собственно на рынке упаковки остается достаточно позитивной. Объем российского рынка гибкой упаковки, согласно различным экспертным оценкам, на данном этапе составляет около 1 миллиарда долларов. На наш взгляд, данный рынок сохраняет весьма значительный потенциал дальнейшего развития. Основным драйвером роста рынка будет оставаться увеличение спроса со стороны производителей пищевых продуктов. В условиях прогнозируемого роста потребления населением продуктов питания крупнейшие потребители гибкой упаковки – производители масложировой продукции, снеков, кондитерских изделий и т.д. – продолжат динамично наращивать выпуск готовой продукции и расширять ассортимент предложения. Мы ожидаем, что в среднесрочной перспективе следующих 4 - 5 лет объем рынка гибкой упаковки может вырасти в 1,5 - 2 раза.

Несмотря на высокий уровень конкуренции и значительную консолидацию, это, безусловно, очень перспективные секторы, сохраняющие значительный потенциал роста, который будет реализован по мере расширения среднедушевого потребления полиграфии и упакованной продукции.