«Выиграть подряд на строительство в школе в Атне должен атнинский подрядчик, потому что логистика, плечо. Но где он возьмет кирпич, рубероид, унитазы — вот это конкурентная зона!» — рассуждал генеральный директор агентства по госзаказу РТ Яков Геллер. На пресс-конференции, посвященной нововведениям в сфере госзакупок и возможностям малого бизнеса в сфере, поговорили и об импортозамещении, и о поддержке участников СВО и членов их семей в старте и продвижении бизнеса, и о том, почему в тендерах побеждают одни и те же компании. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
На сегодня в региональной информационной системе госзакупок больше 8 тыс. позиций товаров отечественного производства, закупки идут централизованно, через комитет
«Госкомитет отработал более 1,5 тысячи позиций по картриджам, размещено закупок на 16 миллионов. Это только начало»
Неожиданно живой получилась сегодняшняя пресс-конференция по госзакупкам. Это одна из первых встреч с журналистами председателя госкомитета по закупкам РТ Марата Зиатдинова, который возглавил ведомство летом 2024 года, и, кроме отчетных цифр, на ней прозвучали и интересные новшества.
На уровне буквы закона ключевое нововведение — унификация национального режима госзакупок во имя преимущества для российских производителей. На сегодня в региональной информационной системе госзакупок больше 8 тыс. позиций товаров отечественного производства, закупки идут централизованно, через комитет.
Нормы госзакупок в России регламентируются двумя федеральными законами — №223-ФЗ и 44-ФЗ. С 1 января 2025 года в правила госзакупок вносятся изменения, чтобы национальный режим в сфере госзакупок был един по обоим федеральным законам. Сделано это для того, чтобы поддержать российского производителя, предоставить ему приоритет, стимулировать импортозамещение в российской экономике.
Что изменилось для участников закупок по №44-ФЗ с 1 января этого года?
— Если есть хотя бы одна заявка с российскими товарами, которые соответствуют условиям тендера, контракт с иностранным производителем заключить будет нельзя. Это касается всех видов закупок, включая тендеры с единственным поставщиком.
— Теперь преференции для российских товаров будут применяться во всех видах аукционов. Раньше они применялись только в конкурсах и запросах котировок, теперь правило будет действовать и на электронных аукционах. В таких аукционах цена иностранной продукции будет фактически снижаться на 15%, что делает участие зарубежных поставщиков менее выгодным.
— Продукция, произведенная в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), будет приравниваться к российской, что обеспечит равные условия участия для поставщиков из этих стран.
Что изменилось для участников закупок по №223-ФЗ:
— Заказчики по №223-ФЗ смогут полностью запрещать закупку импортной продукции или ограничивать ее участие в тендерах. Это означает, что, если в тендере есть хотя бы одна заявка с российскими товарами, которые соответствуют требованиям, иностранная заявка будет отклонена.
— Участники, предлагающие российские товары, работы или услуги, станут получать преимущества. Например, при расчете результатов тендера цена заявки с российскими товарами будет уменьшена на 15%. Это не означает, что цена контракта окажется снижена: договор заключается по реальной предложенной цене, но за счет этих 15% российские участники смогут занять более высокие позиции в итоговом протоколе, что увеличивает их шансы на победу.
«Из нового отмечу начало размещения закупок на поставку совместимых картриджей для поддержки менделеевского завода, выпускающего одноименную продукцию. В IV квартале прошлого года госкомитет отработал более 1,5 тысячи позиций по картриджам, размещено закупок на 16 миллионов рублей. Это только начало», — рассказал Зиатдинов.
Еще из новинок — с прошлого года заказчики обязаны формировать цифровой контракт по итогам закупок. Татарстан стал первым регионом, чьи заказчики заключили такие контракты, первопроходцами стали театр им. Камала, Государственный театр оперы и балета, «Безопасность дорожного движения», сам госкомитет по закупкам и татарстанский минздрав.
Зиатдинов тезисно обозначил основные итоги прошлого года в сфере госзакупок:
- Заказчики опубликовали извещения на 167 млрд рублей, в том числе муниципальные на 36 млрд рублей. Экономия бюджетных средств по итогам заключенных контрактов — 3,4%, или 570 млн рублей.
- Заключено контрактов на 211 млрд рублей, муниципальными заказчиками — на 39 млрд рублей.
- Сумма контрактов с МСП — 76 млрд рублей, около 10% от общей стоимости, составили закупки от единственного поставщика, контракты на 20 млрд рублей.
- 928 централизованных закупок в прошлом году совершил госкомитет на сумму 7 млрд рублей, почти 70% контрактов — с республиканскими поставщиками и исполнителями. Экономия составила 4,5%, или более 310 млн рублей.
- В рамках соглашений для отдельных юрлиц госкомитет разместил 560 закупок на 10 млрд рублей. Сэкономили около 3%, или 226 млн рублей.
- Самые крупные закупки — для организации «Спортивные игры стран БРИКС», провели 44 закупки на 195 млн рублей.
Яков Геллер: «По экспертным заявлениям, примерно треть распоряжений в российских корпорациях не доходит до выполнения»
МСП Татарстана получил выручку, сравнимую с бюджетом Брянской области
Генеральный директор АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» Яков Геллер напомнил, что одна из основных задач агентства — содействие малому и среднему бизнесу через «доступ к рынку», в том числе через электронные торги республиканского маркетингового центра (РМЦ).
«Общая выручка, которую получили субъекты МСП Татарстана – резиденты РМЦ, составила по итогам года 229 миллиардов рублей. Сравнимо с выручкой „Оргсинтеза“ („Казаньоргсинтез“ — прим. ред.) или с бюджетом Брянской области. Причем 63 миллиарда рублей привезли наши резиденты из-за рубежей Татарстана, мы поставили продукцию наших малых бизнесменов за пределы республики, больше всего в Москву, МО и во всю европейскую часть», — рассказал Геллер. Он отдельно подчеркнул, что с приходом Зиатдинова в госкомитет «изменилось отношение госкомитета к выполнению задачи доступа МСП к закупкам».
«Дело не в том, что существуют законы, нормативы… И законы не выполняются, и нормативы не выполняются. По экспертным заявлениям, примерно треть распоряжений в российских корпорациях не доходит до выполнения», — сообщил Геллер и добавил, что по планам в 2024 году выручку в ресурсах РМЦ должны были получить 2,1 тыс. субъектов МСП, а получили 5,5 тысячи. Причем в лидеры — в переводе на 10 тыс. населения — неожиданно вырвался Актанышский район. «Действительно неожиданно, потому что Казань, Сабы, Тукаевский район — признанные лидеры. А тут вырвался Актанышский, в середине года он был не первым, — рассказал Геллер. — Команда [в районе] хорошая, глава правильный, зам по экономике очень мудрая сотрудница. И вот так оно строится».
Задача на 2025 год для РМЦ — 248 млрд рублей выручки для предприятий малого и среднего бизнеса. Помимо этого, Геллер анонсировал старт работы РМЦ по вхождению в рынок экспорта.
«Мы делаем новые инструменты. Вчера разговаривали с Белорусской биржей, проработали данные индийского рынка. Это новая работа, новая ниша, куда будем помогать входить малым и средним предприятиям. Преимущественно малым: КАМАЗ и так продаст свои „КАМАЗы“, а вот чтобы тот, кто тюбетейки шьет, мог их в Индию продать, вот это задача!» — рассказал Геллер.
«Будем оказывать услуги по написанию бизнес-плана и рекламе продукции и услуг. Это то, что нужно бизнесу на старте»
Участникам СВО напишут бизнес-план и отрекламируют их услуги
Первый зам генерального директора фонда поддержки предпринимательства РТ – руководитель центра «Мой бизнес» Линара Бурханова сосредоточилась, разумеется, на мерах поддержки. Их получат теперь студенты и участники СВО.
«Для молодых предпринимателей – победителей „Студенческого стартапа“, а также субъектов МСП, трудоустроивших участников СВО, или физических лиц или субъектов МСП, вернувшихся из зоны СВО, а также членов их семей, которые решили начать предпринимательскую деятельность, будем оказывать услуги по написанию бизнес-плана и рекламе продукции и услуг. Это то, что нужно бизнесу на старте», — резюмировала Бурханова и напомнила, что все меры поддержки (региональные и федеральные) можно посмотреть на МСП.рф.
«В этом году мы ставим себе задачу по увеличению производительности труда сотрудников наших предприятий», — рассказала Бурханова. Также МСП будут помогать с участием в выставках и ярмарках, резидентам промпарков все так же доступны субсидирование части затрат на электроэнергию, освобождение от транспортного и имущественного налогов, сниженные ставки по УСН.
«Выиграть подряд на строительство в школе в Атне должен антинский подрядчик, но где он возьмет кирпич?»
Вопрос на пресс-конференции прозвучал только один: почему тендеры в республике выигрывают одни и те же организации?
Геллер парировал, что удивляться тут нечему. А недовольные могут обжаловать решение в ФАС. «Я вчера как раз отвечал на вопрос, что глупо делать торги между строителями дорог. Ну не может каждая организация построить асфальтовый завод! Ну что это за торги? Если есть дорога Алексеевское – Альметьевск, то тот, у кого там асфальтовый завод, понятно, выиграет торги. Неправильно делать торги на строительство атомной подлодки — кто сможет, тот и построит, — рассуждал Геллер. — Но нужна конкуренция при закупках второй руки — на материалы, которые требуются исполнителю контракта. Выиграть подряд на строительство в школе в Атне должен антинский подрядчик, потому что логистика, плечо. Но где он возьмет кирпич, рубероид, унитазы — вот это конкурентная зона!»
По его словам, в контрактах «первой руки» конкуренция также присутствует, но экономия на торгах составила 3,5%, или 4,4 миллиарда.
«Это не такие большие деньги, нет там конкуренции! А вот закупки „второй руки“ — там и экономия 11 процентов, и конкуренция по 16 участников на каждый кирпич или унитаз, — продолжил гендиректор агентства по госзаказу РТ. — Это не страшно, что одни и те же, лишь бы были качественными. И тихонько скажу, только никому не передавайте, — чтобы они наши были. Чтобы деньги не уходили из „семьи“. И когда мы добились на биржевой площадке, что 89 процентов — наши, очень хорошо!»
Зиатдинов также объяснил победу одних и тех же компаний тем, что большие объемы стройки и ремонта в республике нельзя доверить «абы кому». «Почему мы вовремя воплощаем те или иные программы, почему раис нашей республики в авторитете? Потому что если он сказал, республика делает. Контролировать проще, работать с теми, кто имеет свою историю и доказал свою значимость, конечно, им и доверять проще. А чтобы не обижать малый бизнес, есть правило „второй руки“. [Цели] ущемления или потери конкуренции не преследуется!» — резюмировал Зиатдинов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.