В это морозное утро предприниматели и министры спешили на отчетную сессию городского совета Набережных Челнов В это морозное утро предприниматели и министры спешили на отчетную сессию городского совета Набережных Челнов Фото: Олег Спиридонов

«Делаем одну новую машину — для 12-го управления, которое привозит ядерные капсулы»

Начало годовой сессии Набережных Челнов назначили на 08:30, но в день мероприятия сдвинули влево на полчаса. Так что некоторым участникам, спешившим на место, пришлось срываться прямо с совещаний. Все-таки совещание, куда они бежали, было важнее. Торопился с приготовлениями и руководитель гуманитарного проекта «Полевая кухня» Рустам Гатин. Он выглядел, как и всегда, очень бодрым. Третий год Гатин вместе со своей командой кормит жителей Лисичанска горячей едой, а сегодня признался, что миссия завершается.

«Наш проект подходит к концу, — сказал Гатин корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Сейчас решают, в какой месяц мы заканчиваем. Я чувствую, что это будет уже скоро. Мы накормили всех. Потребность в горячем питании у населения Лисичанска закончилась. Выдают гуманитарную помощь, дают тепло, дают газ, электричество, дают пенсии, пособия, начинает идти поддержка и необходимость в тарелке горячей еды заканчивается. Накормили всех! С голоду, к счастью никто не умер».

На выставке техники внимание к себе привлекал, например, китайский автомобиль Hongqi H9. Точнее, его бронированная модификация, которую сделало местное ООО «Блазар». Проходящий мимо мужчина, прикрыв ладонями лицо, заглянул внутрь и задался вопросом: «И что в нем такого?» Да хотя бы цена.

Стоимость такого авто — 19 млн рублей. Масса — 2 925 кг, класс бронирования — «Бр4», толщина стекол — 39 миллиметров. Он сделан на базовом шасси китайского автомобиля. «Мы изобретали этот автомобиль, разрабатывали конструкцию и забронировали. Поэтому он изобретен в Татарстане», — гордо заявил руководитель службы закупок и логистики компании «Блазар» Никита Шаров. Производство запустили в 2023 году, но, сколько подобных экземпляров продали, собеседник не раскрыл — коммерческая тайна. «Aurus-то не продается, с этим так же будет», — рассуждали зеваки.

«Ремдизель» представил в этом году на выставке санитарную машину, которая в производстве с 2023 года «Ремдизель» представил в этом году на выставке санитарную машину, которая в производстве с 2023 года Фото: Олег Спиридонов

Еще один производитель бронированных автомобилей известен всем — это «Ремдизель». На выставку компания привезла санитарную машину, которая в производстве с 2023 года. Актуальности не теряет.

«Ничего не меняется, все очень бодро и напряженно. Модельный ряд плюс-минус тот же самый, но в этом году мы делаем одну новую машину — для 12-го управления [министерства обороны России], которое привозит ядерные капсулы. Закрытая, очень сложная машина, — открыл секрет гендиректор „Ремдизеля“ Александр Захаров. — По объемам то же самое — более тысячи машин в этом году. Модельный ряд — порядка 12 моделей. Обслуживание в зоне СВО продолжаем».

Стабильно все и с кадрами. «Кадровый голод сумасшедший, с прошлого года вынужден привлекать аутстаффинговые компании. Сейчас сильно не хватает человек 300. По-хорошему нужно еще больше!» — переживал Захаров.

Делегация обошла выставку снаружи и внутри Делегация обошла выставку снаружи и внутри Фото: rais.tatarstan.ru

Еще наш собеседник заметил, что «Ремдизель» взял курс на диверсификацию. «Понимаем, что СВО закончится, объем снизится, поэтому смотрим уже на коммерческий рынок. Один из проектов — мы открыли совместное предприятие с китайцами по сборке грузовых автомобилей. Сейчас у нас две машины на сертификации, после хотим порядка 50–60 машин продать уже на коммерческом рынке и после уже тиражировать объемы», — рассказал Захаров.

Интересно, что некоторые члены делегации предпочли наблюдать за происходящим с балкона сверху Интересно, что некоторые члены делегации предпочли наблюдать за происходящим с балкона сверху Фото: Регина Шафиева, «БИЗНЕС Online»

Пока делегация обходила выставку, организованную около театра «Мастеровые» и внутри него, некоторые наблюдали за происходящим с балкона сверху. В их числе был генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин, который ходил туда-сюда, разговаривая с кем-то по телефону.

В их числе был важный гендиректор «КАМАЗа» Сергей Когогин, который ходил туда-сюда, разговаривая с кем-то по телефону. Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин ходил туда-сюда, разговаривая с кем-то по телефону. Фото: Регина Шафиева, «БИЗНЕС Online»

Что было в докладе Магдеева

Основной доклад градоначальника предварял небольшой отчет о вкладе города в помощь участникам СВО. По словам Наиля Магдеева, объем гуманитарной помощи, направленной в зону СВО и подшефный город Лисичанск, на сегодня превысил 1 тыс. тонн.

«На особом контроле мы держим вопрос по оказанию помощи семьям военнослужащих. Ни одно обращение не остается без нашего внимания», — отметил он. Так, на сегодня в семьях мобилизованных воинов родились 60 детей. Каждая молодая мать получила единовременную выплату от города в сумме 100 тыс. рублей и необходимые вещи для малыша.

Говоря об экономической ситуации, мэр подчеркнул, что по итогам прошлого года объем отгруженной продукции составил 784 млрд рублей, а объем привлеченных инвестиций оценивается в 91,5 млрд рублей.

В целом доклад руководителя получился объемным и затронул все основные сферы жизни города В целом доклад руководителя получился объемным и затронул все основные сферы жизни города Фото: Олег Спиридонов

«Существенный вклад в экономику города вносят резиденты территории опережающего развития (ТОР). Их у нас сегодня 50. Капитальные вложения резидентов составили 39 миллиардов рублей. Создано 10,6 тысячи новых рабочих мест», — отметил Магдеев. По всем основным показателям экономического развития Челнов наблюдается рост от 14 до 37% к 2023 году, а сумма инвестиций составила 2,3 млрд рублей.

В целом доклад руководителя получился объемным и затронул все основные сферы жизни города. Приводим главные тезисы, озвученные на совещании:

  • В Набережных Челнах количество субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно растет. Сегодня их около 28 тыс., с ростом на 3% по сравнению с прошлым годом. В этой сфере трудятся более 103 тыс. человек.
  • Доля налогов от малого и среднего бизнеса в городском бюджете достаточно весома и составляет по итогам года 36%.
  • За последние 10 лет рост обеспеченности жильем челнинца составил 24%. В отчетном году построено 23 многоквартирных дома, в том числе три — по программе социальной ипотеки.
  • В отчетном году проведен капитальный ремонт в 108 многоквартирных домах. В этом году будет отремонтировано еще 127 МКД. Также благоустроен 71 двор. В 2025-м отремонтируют еще 79.
  • На обеспечение безопасности на дорогах и их ремонт ежегодно направляется не менее 2,5 млрд рублей. За последние 14 лет количество автомобилей в городе увеличилось в 2 раза, а число погибших уменьшилось в 4 раза.
  • На сегодня в автобусном парке города 135 единиц, поэтому часть маршрутов пока совмещены. Для нормативной и ритмичной работы необходимо еще 80 автобусов.
  • В 2024 году проведен капитальный ремонт трех поликлиник города. Были открыты дополнительных офисы врачей, которые обслуживают 13 тыс. челнинцев.
  • В городе работает 250 учреждений образования. В 2024 году по результатам ЕГЭ 72 выпускника получили 100 баллов — в 2023 году их было в 3 раза меньше.
  • За последние 10 лет в городе открылось 10 новых школ. В отчетном году новая школа построена в жилом районе «Яшьлек». В этом году 1 сентября откроет свои двери еще одна школа в микрорайоне Замелекесье.
  • Несмотря на ведущуюся работу, проблема износа зданий остается острой. Капитальный ремонт необходим еще 15 школам и 59 детским садам.
  • В прошлом году в свободное от учебы время и период летних каникул трудоустроены 3,4 тыс. детей, а число правонарушений среди несовершеннолетних снизилось почти в 2,5 раза за четыре года.
  • Основные концертные площадки города — зал им. Сары Садыковой, Дворец культуры «КАМАЗ» и Набережночелнинская филармония — сегодня не соответствуют современным стандартам.
  • На 67% увеличилось число челнинцев, занимающихся физкультурой и спортом. В прошлом году проведены более 270 всероссийских, республиканских и городских соревнований.
  • За отчетный год в систему «Народный контроль» поступило 18 тыс. обращений. Доля положительно решенных уведомлений составила 84%. Через социальные сети в 2024 году от граждан направлено 14,5 тыс. обращений.

Минниханов пообещал, что задачу по строительству 5-й горбольницы будут решать совместно Минниханов пообещал, что задачу по строительству 5-й горбольницы будут решать совместно Фото: Олег Спиридонов

Минниханов о проекте 5-й горбольницы: «Вы вместо одной почти пять больниц описали!»

Магдеев отдельно остановился на самой острой теме, которая волнует жителей. Мэр попросил Минниханова поддержать строительство нового здания горбольницы №5. Ранее глава города сообщил, что объект хотят построить к 400-летию автограда.

«Уважаемый Рустам Нургалиевич [Минниханов], обращаюсь к вам с просьбой поддержать этот проект, важный для жителей нашего полумиллионного города и всего Закамского региона», — сказал он. Мэр добавил, что задача города в этом году — привлечь новые кадры, повышать качество и доступность медпомощи населению, улучшать материально-техническую базу здравоохранения.

Эта больница обслуживает 19 муниципальных образований Закамья — это более 1,3 млн человек. В 2023 году министр здравоохранения РТ Марсель Миннуллин посетил больницу. Он сказал, что проводить ее ремонт бесполезно, нужно новое здание, строительство которого должны были начать еще в 2024-м. Но финансирования пока так и нет. Больничный комплекс расположится на улице Чулман на площади более 6 га — территорию определили еще в 2021 году, когда земли были изъяты у известного челнинского лендлорда Алексея Миронова.

Минниханов отреагировал на просьбу Магдеева иронично: «Какую больницу нарисовали! И в то же время вы сказали, что, может, центр проведения высокотехнологичных операций [построить]. <…> Мы от этой задачи не уходим. Но по 5-й больнице… Вы почти пять больниц по площади описали в техзадании, наверное. Надо посмотреть».

В действительности 5-я горбольница, по данным мэрии, по размерам будет почти в 2 раза меньше БСМП. Проект рассчитан на 335 коек с возможностью увеличения до 424, общая площадь — 23,8 тыс. кв. метров. Площадь БСМП — 44 тыс. кв. метров. Минниханов пообещал, что задачу по строительству данного медучреждения будут решать совместно. Возможен вариант поэтапного строительства.

Выручка головной компании за прошлый год составила 324 млрд рублей, отметила Халиуллина Выручка головной компании за прошлый год составила 324 млрд рублей, отметила Халиуллина Фото: Олег Спиридонов

Итоги КАМАЗа: выручка чуть ниже, выпуск тягачей не вырос, а «Ремдизель» заработал 47,4 миллиарда

Доклад об итогах года для КАМАЗа Когогин доверил своему заму по управлению персоналом и организационному развитию Жанне Халиуллиной. Выручка головной компании за прошлый год составила 324 млрд рублей, отметила она, но о динамике не сказала. Возможно, потому что выручка снизилась на 8,9% к уровню 2023 года. Еще 104 млрд рублей составила выручка дочерних обществ и совместных предприятий, а общая — порядка 428 млрд рублей. Это абсолютный рекорд для предприятия.

За год завод выпустил более 54,6 тыс. единиц коммерческой техники, отметила Халиуллина. Производство выросло на 3%, с конвейеров сошло 1 596 автобусов, 688 электробусов, 4368 прицепов и полуприцепов и 554 автобетоносмесителя. Также завод сделал 5,7 тыс. грузовичков «Компас». В сегмент среднетоннажных грузовиков компания зашла «относительно недавно», но за три года увеличила производство и продажи в 4 раза, подчеркнула докладчица.

Что касается главного продукта, тяжелой грузовой техники, выпущено 41 677 грузовиков, в том числе 6 506 машин К5. Для сравнения: за 2023 год было 41,7 тыс., в том числе 5 тыс. поколения К5. Таким образом, на новое поколение приходится 15,6% от всего производства. Упомянул завод и успехи партнеров, которые делают спецтехнику на шасси «КАМАЗ». Их выручка за год выросла на 14% до 108 млрд рублей, а лидером по понятным причинам оказался производитель бронированных машин АО «Ремдизель» — 47,4 миллиарда. Сам завод за год направил в бюджет РТ 4 млрд рублей (плюс 4,9%). Инвестиции составили 23,2 млрд рублей, что на 20,2% больше показателя прошлого года.

Что касается главного продукта, тяжелой грузовой техники, выпущено 41 677 грузовиков, в том числе 6 506 машин К5 Что касается главного продукта, тяжелой грузовой техники, выпущено 41 677 грузовиков, в том числе 6 506 машин К5 Фото: rais.tatarstan.ru

Камский индустриальный парк «Мастер» продолжает развиваться, его опыт перенимают другие регионы и страны. Сейчас там 280 предприятий, где работают 13,3 тыс. человек, предварительный оборот за год — 203 млрд рублей. Резиденты заплатили в бюджет республики 3,8 млрд рублей, и это на 68,5% больше, чем за 2023-й. Завершена стройка нового технопарка «Олимп», сейчас там размещаются резиденты. В этом году планируется построить вторую очередь «Олимпа» и открыть там камазовский центр электроники и элементов питания. Также КИП «Мастер» ведет стройку технопарка в городе Навои в Узбекистане.

Средняя зарплата сотрудников в 2024 году выросла на 28% до 96,6 тыс. рублей. Как отмечалось в презентации, завод на 10 рублей увеличил размеры компенсаций работникам за проезд и питание — теперь это 70 рублей и 190–200 рублей. В 2025 году планируется открыть еще три арендных дома для сотрудников компании.

Из достижений в прошлом году КАМАЗ выделил, в частности, старт производства более дешевой версии грузовика К5 для региональных перевозок, разработку семейства газовых двигателей и выпуск опытной партии вахтовых автобусов для «Газпрома», беспилотный проект. В этом году завод поставил себе задачу расширить линейку машин К5 на «санкционно устойчивой компонентной базе», нарастить выпуск 6-цилиндровых рядных двигателей и полностью локализовать производство деталей каркаса кабин для машин К5.

Одной из главных новинок в этом году должны стать полноприводные грузовики К5. Это будут тяжелые грузовики для бездорожья в трех классах: самосвалы, седельные тягачи и спецтехника для нефтегазовой отрасли. Также КАМАЗ собирается начать серийное производство карьерных самосвалов «Атлант» и «Геркулес». Еще завод обещает продолжить локализацию легковых машин «Москвич» и улучшить их потребительские свойства.

Камила Хакимуллина уверена, что нужна специальная программа по обеспечению жильем молодых учителей — это, по ее мнению, решил бы вопрос кадрового голода Камила Хакимуллина уверена, что нужна специальная программа по обеспечению жильем молодых учителей. Так, по ее мнению, решился бы вопрос кадрового голода Фото: Олег Спиридонов

Челнинская учительница — Минниханову: «Зарплаты не хватает на жизнь»

Ответственная роль на сессии была отведена местной учительнице Камиле Хакимуллиной из лицея-интерната №84 им. Гали Акыша. Девушка окончила Химический институт им. Бутлерова КФУ и получала стипендию в 15 тыс. рублей в месяц.

Далее она презентовала лицей, в котором работает, а затем попросила поддержки для учителей. Хакимуллина уверена, что нужна специальная программа по обеспечению жильем молодых учителей — так, по ее мнению, решился бы вопрос кадрового голода.

Но самая главная проблема — зарплата учителей. «Самая главная проблема — это заработная плата учителей. <…> При 18-часовой нагрузке не хватает на жизнь, при 36-часовой некогда жить», — поделилась она.

Хакимуллина также рассказала о гранте «Наш новый учитель». Победивший в конкурсе педагог получает доплату к зарплате в размере 10 тыс. рублей. Также каждому молодому учителю в течение трех лет предусмотрена доплата к заработной плате в размере 2 501 рубля. «Хотелось бы, чтобы грант и доплаты были увеличены», — отметила учительница.

Выслушав Хакимуллину, Минниханов поручил главе минобрнауки РТ Ильсуру Хадиуллину разобраться в этом вопросе. «По образованию, конечно, молодцы. У вас много что сделано. Есть вопрос по кадрам, который надо решать. Нужно привлекать. Наверное, и по грантам, оплате… Министр Хадиуллин здесь? Наша прекрасная педагог высказала, что интересует молодежь, мы должны прислушаться. Давайте будем слушать!» — призвал он.

Другим докладчиком стал глава компании «Луч» Руслан Мустафин, который призвал главу РТ поддержать промпарк «Развитие», попросив 1 млрд рублей на новые инженерные сети для развития проектов. Он пообещал вложить в площадку 2,5 млрд рублей и создать 600 рабочих мест.

«Уважаемый Рустам Нургалиевич, мы уже три года просим, чтобы нас поддержали и помогли построить инженерные сети. Мы хорошо понимаем реалии и ситуацию в стране. На вас, как на руководителя республики, большая надежда. Вы наша последняя инстанция. Нам нужны инженерные сети на третьей очереди парка!» — заявил Мустафин.

Минниханов обратился к Магдееву с шуткой — может быть, мэр захочет выделить миллиард из тех 4,5 млрд (ранее, кстати, на эти цели выделяли 2,5 млрд рублей — прим. ред.), которые республика выделила Челнам на дорожный фонд. «Вы миллиард готовы отправить туда или у вас есть другие задачи?» — спросил Минниханов у Магдеева, чем вызвал смех в зале.

Раис РТ подключил к обсуждению министра экономики РТ Мидхата Шагиахметова и пообещал изучить сложившуюся ситуацию.

«Мы обязательно посмотрим, может быть, оптимизировать [надо] это, но очень большая цифра. У нас нет таких источников. Понятно, у вас желания очень правильные. И мы бизнес поддерживаем. Но на обещаниях 2,5 миллиарда инвестиций рабочих мест там не очень много», — заключил Минниханов.

Рустам Минниханов: «Без трудовых ресурсов мы не можем. И в то же время на самотек этот вопрос нельзя пускать» Рустам Минниханов: «Без трудовых ресурсов мы не можем. И в то же время на самотек этот вопрос нельзя пускать» Фото: Олег Спиридонов

Минниханов: мигранты должны знать язык и получать достойную зарплату

Отдельно Минниханов акцентировал внимание на том, что республика продолжит привлекать мигрантов в качестве трудовых ресурсов, и призвал серьезно относиться к их пребыванию. Приезжие должны в том числе знать язык и получать достойную зарплату.

Ранее на отчетной сессии совета Бугульминского района об этом говорил председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. По его мнению, отказ в приеме детей мигрантов в школу из-за незнания русского языка может привести к их вовлечению в хулиганские группировки.

«Мы должны очень серьезно отнестись к пребыванию трудовых мигрантов в РТ. Они, во-первых, должны знать язык, получать достойную зарплату, [необходимо] создать для них бытовые условия, но и, самое главное, должна быть ответственность за соблюдение ими трудового порядка. С этим нам надо жить и понимать, что без трудовых ресурсов мы не можем. И в то же время на самотек этот вопрос нельзя пускать», — сказал Минниханов.

Татарстан продолжит привлекать мигрантов в качестве трудовых ресурсов. По данным МВД по РТ, в Челнах сегодня находятся более 24 тыс. иностранных граждан. 77% из них заявили о трудовой цели своего пребывания.

Минниханов обозначил, что больше всего жалоб от челнинцев поступает по вопросам общественного транспорта, дорог, благоустройства, здравоохранения.

Закончил свою речь глава РТ с улыбкой: «В целом вы большие молодцы. Наш город Челны — мы гордимся вашими успехами. Благодаря КАМАЗу нас все знают во всем мире. Хочется, чтобы Челны и КАМАЗ звучали позитивно, как всегда».