Ирек Файзуллин: «Банк рекомендовал подрядчика и сейчас не хочет отвечать. В данной ситуации: а где служба безопасности банка? Давайте комплексно додумаем» Ирек Файзуллин: «Банк рекомендовал подрядчика и сейчас не хочет отвечать. В данной ситуации: а где служба безопасности банка? Давайте комплексно додумаем» Фото: Елена Колебакина-Усманова

«Здесь есть пробел законодательства, а кто-то на этом хорошо заработал»

«Определенные действия в этом направлении идут. Сформировался такой же бизнес, как потребительский терроризм, который оценивался под 300–500 миллиардов в год. Как получилось? Банк рекомендовал подрядчика и сейчас не хочет отвечать. В данной ситуации: а где служба безопасности банка? Давайте комплексно додумаем», — размышлял накануне министр строительства и ЖКХ России Ирек Файзуллин, комментируя проблему мошенничества в сфере ИЖС.

Эту тему на расширенном заседании профильного комитета Госдумы, посвященного при этом грядущей модернизации сферы ЖКХ, поднял депутат Александр Аксененко. Он рассказал, что в Новосибирской области к нему обратились 130 обманутых семей, которые столкнулись с той же проблемой, которую поднимала корреспондент «БИЗНЕС Online» на пресс-конференции Владимира Путина в декабре 2024 года. «Деньги были получены застройщиками, которые были аккредитованы в банках. А сейчас ситуация — люди остались брошены. Давайте отдельно как-то эту тему посмотрим. Люди в отчаянии», — попросил депутат, указывая, что по стране число пострадавших перевалило за 3 тысячи. Уже после заседания Аксененко заявил нашему изданию, что, по его мнению, в таких ситуациях ответственность должен нести и банк. «Если используются финансовые инструменты, такие как ипотека, обязательно должны быть эскроу», — добавил он.

В декабре на большой пресс-конференции Владимира Путина корреспондент «БИЗНЕС Online» Елена Колебакина-Усманова рассказала, что в Татарстане группа мошенников обманула сотни людей — они взяли льготную ипотеку с господдержкой, но дома им так и не построили. При этом люди продолжают платить ипотеку банкам фактически за воздух.

Путина удивила проблема. Глава государства поручил разобраться в ситуации и доложить ему о деталях дела. На первом после новогодних праздников совещании президент спросил о ситуации у вице-премьера РФ Марата Хуснуллина. Тот ответил, что по вопросу «детально разобрались», по делу под арестом четыре человека, а людям окажут поддержку — квартиру по соципотеке и 1 млн рублей на первоначальный взнос.

Это предложение обрадовало и озадачило пострадавшие семьи, потому что оно никак не решает проблему постройки частного дома с помощью еще одной ипотеки. Им попросту нечем платить еще за один кредит, пусть и социальный. В конце января в минстрое РТ прошли встречи с пострадавшими, на которых власти пообещали с учетом положения каждой семьи искать другие варианты решения проблемы.

Тем временем в редакцию «БИЗНЕС Online» продолжали приходить письма со всей страны. Оказалось, что обманутые ижээсники есть во многих регионах. Все обращения наша газета передала лично министру строительства и ЖКХ России Иреку Файзуллину, который обещал взять проблему на контроль.

В середине февраля Путин утвердил перечень поручений по итогам пресс-конференции. Два из них касались проблемы, которую озвучила наш корреспондент. Во-первых, президент поручил Генеральной прокуратуре РФ совместно с исполнительными органами РТ принять дополнительные меры по недопущению мошеннических действий застройщиков при строительстве индивидуальных жилых домов на территории республики. Ответственными за выполнение этого поручения указаны генпрокурор РФ Игорь Краснов и раис РТ Рустам Минниханов.

Другое поручение было обращено к исполнительным органам субъектов Российской Федерации в целом. Путин рекомендовал «создать условия для ускоренного запуска проектов строительства индивидуальных жилых домов с использованием счетов эскроу», а также вести регулярный мониторинг в сфере ИЖС, «включая строительство жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу». Ответственными назначены высшие должностные лица субъектов РФ, т. е. главы регионов. Срок исполнения по этим поручениям назначен один — до 1 июня 2025 года.

Файзуллин согласился, что проблема действительно существует, и предложил создать по этой теме парламентскую комиссию, чтобы «на все стороны посмотреть». А вот предъявлять что-то муниципальным властям, уверен министр, бессмысленно. «Но что они могли сделать? Банк говорил, что надежная организация, а они через месяц смылись», — отметил глава минстроя РФ.

«БИЗНЕС Online» докладывает Путину: эскроу для ИЖС будет только с 1 марта, а 1,5 тысячи семей уже обмануты

«Сегодня звучит, что застройщики виноваты, но не банки. Здесь нет правых и виноватых. Здесь есть пробел законодательства, а кто-то на этом хорошо заработал, — продолжил комментировать тему председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов. — Мы получаем большое количество пострадавших людей, и рано или поздно встанет вопрос, что с ними делать. Чтобы не получились строители как отрасль потом единственными ответственными, надо с банками обсудить и понять, как это остановить и что делать с теми проблемами, которые уже появились».

При этом он обратил внимание, что эскроу-счета, которые начнут действовать для ИЖС с 1 марта, все-таки добровольная опция. Поэтому, уверен Пахомов, в этом смысле нужно более четко сформулировать позицию. «Если вы не выбираете эскроу-счет, то это ваши риски. Либо внести поправку в законодательство и сделать эскроу-счета обязательными при использовании любых механизмов государственной поддержки — ипотека или что бы то ни было», — предложил депутат.

Председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов обратил внимание, что эскроу-счета, которые начнут действовать для ИЖС с 1 марта, все-таки добровольная опция Председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов обратил внимание, что эскроу-счета, которые начнут действовать для ИЖС с 1 марта, все-таки добровольная опция Фото: «БИЗНЕС Online»

Градация взносов за капремонт, госучет и стандарт эксплуатации домов

Ключевой темой заседания комитета с главой минстроя РФ, как мы отметили, была модернизация сферы ЖКХ. Файзуллин рассказал, что это является одним из федеральных проектов в рамках нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Как ожидается, к 2030 году удастся улучшить качество услуг для 20 млн жителей России, и на эти цели выделено не менее 4,5 трлн рублей как за счет федерального, регионального финансирования, так и внебюджетных, в том числе тарифных, источников. На поддержку отрасли планируется направить в виде субсидий 379 млрд рублей, по казначейским инфраструктурным кредитам 460 млрд, также через федеральный бюджет пойдут 542 млрд рублей, а это 50% от двух третей списания бюджетных кредитов.

Файзуллин рассказал, что реализация проекта будет основана на региональных комплексных планах модернизации коммунальной инфраструктуры. Субъекты в информационной системе фонда развития территорий (ФРТ) уже завершают формирование этих планов. На их основе, а также на базе данных ежегодной отраслевой инвентаризации формируется система учета объектов коммунальной инфраструктуры. На сегодня в системе уже есть информация о более чем 1 млн таких объектов. Тем временем минстрой РФ заключает с регионами меморандумы, в которых прописаны основные условия — повышение энергоэффективности, работа с платежной дисциплиной, утверждение инвестпрограмм ресурсоснабжающих организаций, повышение контроля за их реализацией и др. Как отметил Файзуллин, только 10% организаций имеют инвестпрограммы, которые выполняются не более чем на 80%. Поэтому минэкономики РФ предложили критерии обязательности инвестпрограмм, соответствующий законопроект планируют внести в Госдуму.

При этом министр уверен, что регионам надо дать механизм привлечения дополнительных внебюджетных средств для модернизации коммунальной инфраструктуры. Поэтому в 2025 году планируют «дорегулировать» вопросы концессионных соглашений. В регионах уже заключено 2 397 концессионных соглашений, а общий объем инвестиций составил 934 млрд рублей, в том числе 841 млрд средств концессионеров.

Также Файзуллин рассказал, что возобновлен госучет жилья. «Сегодня в стране более чем 950 тысяч многоквартирных домов общей площадью более 2,5 миллиарда квадратных метров», — указал министр.

Однако ключевой программой в жилищной сфере является капитальный ремонт многоквартирных домов, которая показывает «стабильные результаты», но детали предстоит дорабатывать на региональном уровне. Субъекты сейчас завершают принятие соответствующих нормативных документов, с этой задачей пока справились только 22 региона. В этом году, по словам Файзуллина, предстоит «донастроить подходы» к установлению размеров взносов за капремонт. Поэтому минстрой РФ работает над соответствующими поправками к Жилищному кодексу. «Законопроект предусматривает приоретизацию работ, влияющих на срок службы дома и установление индивидуального взноса для каждого МКД с учетом его технической оснащенности и фактической стоимости работ», — пояснил министр. Он указал, что сейчас оплата за капремонт варьируется по стране от 2 рублей 6 копеек до 29 рублей. Министр уверен, что должна быть градация, особенно для домов с лифтами, иначе их просто будет невозможно заменить. При этом уже принята дорожная карта по лифтам, ежегодно в рамках капремонта необходимо менять 23 тысячи.

Кроме того, минстрой РФ намерен совершенствовать систему управления МКД. Согласно предложениям правительства, сокращается срок выдачи лицензии управляющим компаниям, но при этом устанавливается требование к составу и квалификации, а также к материально-техническому обеспечению. Следующим шагом будет введение дифференцированных стандартов эксплуатации и текущего ремонта. «Каждый стандарт будет определять перечень работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с типом и уровнем обслуживания дома», — пояснил Файзуллин. Концепцию стандартов минстрой формирует вместе с ФРТ и в ближайшее время представит для обсуждения.

Отдельно министр выделил работу жилищных инспекций, которые перезагружены полномочиями, имеют нехватку кадров и недостаточные зарплаты. Поэтому в 2025 году планируют мониторить работу органов госжилнадзора.

Что касается новых регионов, то там созданы региональные управляющие компании, единые ресурсоснабжающие организации и разработаны единые региональные схемы тепло-, водоснабжения и водоотведения. «Видим эффективность такого подхода в рамках подготовки и проведения отопительного периода. Предлагаем такую практику распространять на ряд регионов», — указал Файзуллин.

Сергей Пахомов, комментируя выступление министра, заявил, что надо «не взваливать все на плечи государства» Сергей Пахомов, комментируя выступление министра, заявил, что надо «не взваливать все на плечи государства» Фото: Елена Колебакина-Усманова

«Задача, чтобы через 5–8 лет ЖКХ перестало быть отраслью, которую ежегодно нужно дотировать»

Пахомов, комментируя выступление министра, заявил, что надо «не взваливать все на плечи государства». «На то, чтобы заменить дырявые трубы и неэффективно работающие котельные, — речь идет о цифрах около десятка триллионов рублей. Конечно, мы вряд ли сможем это сделать, но при всем при том мы можем принять решения, которые запустят нормальные экономические процессы, которые не будут связаны с повышением цифр в платежках граждан», — пояснил председатель комитета.

По его мнению, необходимо решить несколько задачи. Первая — установить понятные правила работы для всех, включая муниципальные и государственные предприятия. Вторая — общие правила работы отрасли со всей экономикой. Третья — тотальная работа по учету и стандартизации всех услуг. Четвертое — наведение порядка в регионах, а именно оформление всего бесхозного имущества. «От 20 до 50 процентов, а где-то больше имущество водоканалов не учтено. А стало быть, оно обслуживается без тарифа», — указал Пахомов. Кроме того, он призвал навести порядок в тарифной политике. «Иногда в одном муниципалитете тарифы могут различаться в двух похожих городах до 3 раз», — подчеркнул депутат. Он уверен, что только наведение порядка сможет снять значительную часть проблем, выровнять рынок и дать возможности инвестировать, при этом не увеличивая цифры в платежках.

Заодно Пахомов попросил минстрой РФ «приложить сверхусилие» и вывести систему ГИС ЖКХ на проектную мощность. «Приступать к системной модернизации, не имея единой и понятной для всех, качественно работающей системы, было бы неправильно», — считает председатель комитета. Также, по мнению Пахомова, надо «максимально стандартизировать» рынок по управлению МКД, потому что нынешняя конструкция «качества не подразумевает априори». «Нам нужна либо другая конструкция, либо модернизация этой с однозначным глубоким пересмотром функций ГЖИ», — предложил депутат.

В целом, как считает Пахомов, средства, выделенные до 2030 года на модернизацию сферы ЖКХ, нужно вложить «с максимально высоким КПД». «Наша общая задача, чтобы через 5–8 лет ЖКХ перестало быть отраслью, которую ежегодно нужно дотировать, субсидировать. И это возможно», — уверен председатель профильного комитета Госдумы.