Дебютирует в партии Татьяны в «Евгении Онегине» на сцене легендарного Ла Скала сегодня Аида Гарифуллина. Оперу Чайковского представят итальянский режиссер Марио Мартоне, российский дирижер Тимур Зангиев и целая россыпь именитых отечественных солистов. Все билеты на 6 спектаклей премьерного блока в Милане проданы. «БИЗНЕС Online» со своими экспертами разбирался, чего ждать от новой версии «Онегина» и участия в ней уроженки Казани, одной из главных оперных красавиц планеты.
Сегодня в Милане громкая премьера «Евгения Онегина»
Российский оперный десант в Милане
Три билета в разных концах партера по 250 евро — последний шанс попасть на сегодняшнюю премьеру «Евгения Онегина» в миланском Ла Скала, остававшийся у оперных меломанов ранним утром в среду. Что интересно, больше в продаже билетов ни на один из 6 показов (с 19 февраля по 11 марта) шедевра Петра Ильича Чайковского на сайте легендарного театра не осталось. К сожалению, судя по всему, телетрансляции «Онегина» не будет, лишь по старой итальянской традиции оперу можно будет услышать по местному радио.
В Милане собрался практически полностью российский состав солистов, а в Казани особый интерес вызывает тот факт, что в Ла Скала в одной из самых известных отечественных опер в партии Татьяны дебютирует Аида Гарифуллина. В последние дни певица была максимально занята на репетициях, но еще минувшим летом рассказывала «БИЗНЕС Online» о своих ожиданиях от будущей миланской работы.
«Для меня огромная честь и радость дебютировать в роли Татьяны в премьерном „Евгении Онегине“ на сцене легендарного Ла Скала, можно сказать, это моя мечта, — рассказывала Гарифуллина. — Это действительно важный и ответственный этап в моей карьере, особенно как для российской оперной певицы. Я уверена, что участие русских солистов придаст спектаклю особую аутентичность и душевность, ведь все мы с детства пропитаны этой музыкой и глубокими эмоциями, связанными с творчеством Александра Сергеевича Пушкина и Петра Ильича Чайковского».
В Ла Скала в одной из самых известных отечественных опер в партии Татьяны дебютирует Аида Гарифуллина
Рядом с сопрано из Татарстана будут опытнейшие Алексей Марков (Онегин) и Дмитрий Корчак (Ленский), Ольгу споет меццо из Азербайджана Эльмина Хасан. Интересно, что даже для маленьких партий в Ла Скала выписали солистов из России, скажем, Трике споет Ярослав Абаимов из «Новой оперы» (частый гость в театре им. Джалиля), а Зарецкого — солист «Урал Опера Балета» Олег Бударацкий. За дирижерским пультом — Тимур Зангиев, в марте 2022-го именно он заменил в Ла Скала Валерия Гергиева в премьерной «Пиковой даме» после того, как от нынешнего руководителя Большого и Мариинского театров потребовали осудить начавшуюся спецоперацию на Украине.
Интересно, что с Гергиевым в свое время работал в Милане и режиссер Марио Мартоне, в 2019 году они вместе выпускали «Хованщину». Правда, российские критики были довольно суровы к итальянскому постановщику и писали о «режиссерском бессилии» в попытке осмыслить великую оперу Мусоргского. Как сообщает официальный сайт Ла Скала, для Мартоне «Онегин» — это уже 10-я постановка в театре, к примеру, в 2017 году сезон здесь открывала его «Андре Шенье» с Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым.
65-летний Мартоне еще и опытный кинорежиссер, его главное достижение — это приз жюри Венецианского фестиваля в далеком 1992 году за фильм «Смерть неаполитанского математика», интересно, что тогда без наград остались фильмы Киры Муратовой и Отара Иоселиани.
«Что касается режиссерской концепции Марио Мартоне, я уже успела ознакомиться с его видением. Мартоне известен своим нестандартным подходом и тонким пониманием драматургии, и я уверена, что его интерпретация привнесет новые интересные грани в эту великую оперу», — говорила Гарифуллина «БИЗНЕС Online» прошлым летом.
«Мартоне известен своим нестандартным подходом и тонким пониманием драматургии, и я уверена, что его интерпретация привнесет новые интересные грани в эту великую оперу», — говорила Гарифуллина
«В опере Чайковского вовсе не «энциклопедия русской жизни»
О самом спектакле даже в день премьеры мало что известно. Судя по фотографиям на сайте Ла Скала, это современная история, хотя местом действия может быть и российская средняя полоса, и американские прерии. Завесу тайны приоткрывает музыковед и телеведущий Сергей Буланов. «Могу поделиться инсайдом, что центральная идея постановки в Ла Скала — это размышления о том, что такое война в глобальном смысле», — сообщил он нашему корреспонденту.
Вообще, «Евгения Онегина» в Европе прекрасно знают, это одна из самых часто появляющихся на западных сценах российских опер наряду с другим шедевром Чайковского «Пиковой дамой» и «Борисом Годуновым» Мусоргского. А в нашей стране до сих вспоминают легендарную постановку Дмитрия Чернякова в Большом театре.
«Театр Ла Скала проявляет интерес к „хорошо поставленным спектаклям“. Я не знаю работ итальянского режиссера Марио Мартоне, но совершенно не исключаю, что он способен поставить грамотный спектакль, — сказал „БИЗНЕС Online“ музыкальный критик Алексей Парин. — Главное в опере Чайковского вовсе не „энциклопедия русской жизни“ (это ведь сказано про поэму Пушкина), а череда персональных драм, написанная в глубоком лирическом стиле».
Также собеседник нашей газеты напомнил о самых громких «Онегиных» за последние годы. «Мы не можем не помнить выдающийся спектакль, который объездил весь мир, — „Евгения Онегина“ в Большом театре в постановке Дмитрия Чернякова. Теперь он живет на сцене Венской Штаатсопер. Не менее сильной оказалась постановка украинского режиссера Андрия Жолдака в Михайловском театре в Петербурге. Там была последовательно проведена тема мистической цельности происходящего, — перечисляет Парин. — Запомнился спектакль в Опере Франкфурта — его ставил нидерландский режиссер Джим Лукассен, художница — немка Катя Хасс: Русский мир был понят глубоко и серьезно. Тем более что немецкий дирижер Себастьян Вайгле и исполнительница Татьяны американка Сара Якубяк открыли многие неизвестные ранее грани в музыке Чайковского. Постановка выдающегося польского режиссера Кшиштофа Варликовского на сцене Баварской Штаатсопер оказалась на грани фола: действие перенесено в маленький американский городок в наше время, это никак не помогло найти точные пути к раскрытию драм Ленского, Татьяны, Онегина. В амстердамской постановке Стефана Херхайма действие хорошо проработанного психологически спектакля вынесено в какое-то условное „русско-советское пространство“ — вот, может быть, единственная попытка понять сложности „энциклопедии русской жизни“».
О последнем размышляет и Буланов. «Часто спрашивают: может ли итальянский режиссер поставить „энциклопедию русской жизни“? — задается вопросом эксперт „БИЗНЕС Online“. — Ответ прост: Россия — часть большой и сложной европейской культуры, и Чайковский — европейский композитор. То, что всем нам сложно друг друга понимать, скорее миф, чем правда. Хотя различия культур есть, потому что и Восток не менее близок русской природе, чем Запад. Однако „Евгений Онегин“ все-таки больше про объединяющие всех нас человеческие чувства, нежели про русскую жизнь. И это свойство сюжета в свое время хорошо отразил в постановке Дмитрий Черняков, создав абстрактное историческое пространство и сделав акцент на психологию главных героев».
Солисты в спектакле Ла Скала значительно старше героев Чайковского – Пушкина, скажем, Маркову и Корчаку уже давно за 40
«Аида Гарифуллина уже давно в плане репертуара перестала быть «Снегурочкой»
А чего ждать от дебюта Гарифуллиной в партии Татьяны? «Аида Гарифуллина уже давно в плане репертуара перестала быть „Снегурочкой“ (громкий западный дебют певицы в опере Римского-Корсакова, которую в Париже поставил Черняков, — прим. ред.) и не так давно мне в интервью намекала, что в будущем может спеть и Турандот, — говорит Буланов. — Что касается партии Татьяны, европейцы считают, что она предназначена для легкого сопрано, хотя сцена письма и финальный дуэт с Онегиным требуют крепкого звучания, а главное — у нас есть традиция исполнения этой партии сильными, яркими голосами, что убеждает гораздо больше, чем аккуратное пение с преобладанием тихой динамики. Однако выводы нужно делать, когда будет возможность услышать: я в последнее время наблюдаю обострение некоей моды на суждения о спектаклях по коротким отрывкам и фотографиям или даже по собственным фантазиям, а это неправильно».
И еще один момент. Солисты в спектакле Ла Скала значительно старше героев Чайковского – Пушкина, скажем, Маркову и Корчаку уже давно за 40. Понятно, что для оперного искусства это никогда не было проблемой, но как это может изменить характер отношений героев?
«В спектакле Ла Скала Онегина и Ленского играют „взрослые дяди“ Алексей Марков и Дмитрий Корчак, которые, конечно, являются блестящими оперными певцами, — говорит „БИЗНЕС Online“ Парин. — Но подходят ли они для совсем молодых героев — в свете требований сегодняшнего театра? Вот недавний московский опыт: на большой сцене зала „Зарядье“ „Евгения Онегина“ поставили режиссер Алексей Смирнов и дирижер Иван Рудин. Хор не выходил на сцену, сидел на балконе и пел оттуда. Сцена отдана солистам. Татьяной и Онегиным стали „взрослая тетя“ Елена Стихина и „взрослый дядя“ Владислав Сулимский, которые при этом феноменальные, богом одаренные оперные певцы. И получился новый „Евгений Онегин“ — о том, как зрелые люди в нашей стране ищут свое счастье — и не могут его найти!»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.