В концепции государственной языковой политики РФ до 2030 года провозглашается сохранение языкового многообразия и развитие языков народов страны, но план по реализации, который представило минпросвещения РФ, не отвечает поставленным целям. Об этом сегодня на заседании комитета Госдумы по делам национальностей заявила заведующая лабораторией исследования и сохранения малых языков Института языкознания РАН Ольга Казакевич.
«Концепция провозглашает сохранение языкового многообразия и развитие языков народов РФ. Но план реализации не дает эффекта сохранения. Там нет пунктов, где бы занимались внедрением в детских садах, школах, дальше в колледжах и вузах преподавания языков. Про это вообще ни слова. Там есть слова о мониторинге. А что мы будем мониторить, если нет концепции оценки состояния языков? Это абсолютно ни про что», — указала она.
По словам Казакевич, в плане реализации концепции «все языки в одной куче». Филолог предложила разделить языки на группы и для каждой прописать свои мероприятия и критерии оценки, поскольку у языков разное количество носителей, разный статус и разная витальность. Она подчеркнула, что в наибольшей опасности языки коренных малочисленных народов, у которых осталось очень мало носителей.
Казакевич отметила, что обычно критериями оценки состояния языков считается количество учителей языков народов России и число школьников, их изучающих. «Это не индикатор, это предпосылки. А индикатором может и должно быть только количество новых говорящих. Если появились новые говорящие, значит, хорошо отработано, значит, мы сохраняем язык. А если мы ставим галочку, что преподавание ведется… А я много лет езжу в экспедиции и знаю, насколько малоэффективно преподавание языков», — объяснила она.
Казакевич уверена, что план реализации концепции наполнен мероприятиями, которые «уже показали свою неэффективность». «Фестиваль на Красной площади — это чудесно, но он раз в год. Он не меняет погоды. Тут должна быть работа постоянная, регулярная, не раз от разу. Без этого ничего не будет. Без этого нам министерство будет присылать запрос: почему у нас за три года уменьшилось количество учащихся, изучающих языки народов?» — переживала заведующая лабораторией. Кроме того, она предложила повышать мотивацию у родителей отдавать детей в классы, где есть преподавание родных языков. А для этого, уверена она, нужно поощрять и семьи, и преподавателей языков народов России.
Сегодня на заседании комитета Госдумы обсуждали план мероприятий по реализации концепции государственной языковой политики до 2030 года. В нем 59 пунктов, которые разбиты на разделы: обеспечение условий для сохранения и развития языков народов РФ, обеспечение условий для сохранения и развития русского языка как государственного языка РФ и языка межнационального общения, совершенствование госуправления и содействие адаптации иностранных граждан в РФ.
Как писал «БИЗНЕС Online», концепция государственной языковой политики была утверждена правительством летом 2024 года. «БИЗНЕС Online» подробно рассказывал о сути разработанного министерством просвещения документа, которого ждали пять лет. Поручение о разработке такой концепции президент России Владимир Путин давал еще в 2019 году по итогам заседания совета по русскому языку. Срок был обозначен конкретный — 15 августа 2020-го. В концепции фиксируется сокращение языкового многообразия в стране, обещают обучение на родных языках и изучение госязыков республик, но с оговоркой — «в пределах возможностей системы образования».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.