«У меня как у мэра столицы Татарстана, которая является столицей для всех татар мира, один большой долг — развитие нашего языка, нашей культуры, и эта потребность у меня в душе», — обратился мэр Казани Ильсур Метшин к представителям татарской интеллигенции. В ответ прозвучали предложения и идеи, среди которых были и весьма неординарные. Например, создать татарское конструкторское бюро, где можно будет печатать ракеты круче Илона Маска, задуматься о татарском вайбе на улицах города, снять сериал о тяжелой женской доле царицы Сююмбике, открыть творческие центры для деревенских детей. О чем еще деятели науки и искусства говорили с градоначальником — в материале «БИЗНЕС Online».
Ильсур Метшин: «Меня иногда критикуют за то, что не так часто посещаю татарские театры. А я скажу так: я даже детей своих не вижу, не то что в театры ходить…»
«Спрашивают: а что еще может случиться в Казани? Я говорю: наверное, Трамп должен с Владимиром Владимировичем здесь встретиться»
«Я, как нижнекамский парень, вырос в городе и изредка ездил в деревню. У нас не было возможности изучать и совершенствовать татарский язык. Поэтому я перейду на русский», — начал встречу с татарской интеллигенцией мэр Казани Ильсур Метшин. Встреча, приуроченная к Международному дню родного языка (21 февраля), прошла накануне в Казанской ратуше.
Градоначальник вспомнил разговор с первым президентом РТ Минтимером Шаймиевым, который как-то за чашкой чая ему сказал, что он даже и подумать не мог, что Казань когда-то догонит такие города, как Нижний Новгород с его ГАЗом, Тольятти с АвтоВАЗом, Уфу с нефтеперерабатывающим заводом. Но проведение 1000-летия Казани, Универсиады-2013, чемпионата мира по водным видам спорта – 2015, чемпионата мира по футболу – 2018, других международных мероприятий вывело столицу РТ далеко вперед. А в 2026 году городу будет присвоен статус культурной столицы исламского мира.
«Часто спрашивают: а что еще может случиться в Казани? Я говорю: наверное, Трамп должен с Владимиром Владимировичем здесь встретиться», — пошутил мэр и перешел к делу.
«Меня иногда критикуют за то, что не так часто посещаю татарские театры. А я скажу так: я даже детей своих не вижу, не то что в театры ходить… У меня как у мэра столицы Татарстана, которая является столицей для всех татар мира, один большой долг — развитие нашего языка, нашей культуры, и эта потребность у меня в душе. Мы должны подчеркнуть наше национальное богатство», — призвал собравшихся Метшин и предложил делиться мыслями на этот счет.
Айрат Файзрахманов: «Я бы предложил, чтобы в каждом районе Казани было хотя бы по одной татарской гимназии, преподающей предметы на татарском языке…»
Памятники Зиланту и Еники, увеличение татарских школ и указателей
Первым свои идеи озвучил историк Айрат Файзрахманов, который обратил внимание на проблему изучения родных языков: с каждым годом людей, знающих татарский, становится все меньше. Напомним, в 2018 году был принят федеральный закон, отменяющий обязательное изучение родных языков, татарский перешел в разряд предмета по выбору.
«Я бы предложил, чтобы в каждом районе Казани было хотя бы по одной татарской гимназии, преподающей предметы на татарском языке… Кроме того, у мэрии Казани есть хороший проект — детская студия „Апуш“. Если такие студии откроются, например в ЖК „Салават Купере“, где значительная часть населения — татары, то это увеличило бы количество людей, владеющих родным языком», — предположил Файзрахманов. Такой опыт можно было бы распространить и на всю республику.
Директор музея при татарской гимназии №2 народный учитель РТ Камария Хамидуллина не согласилась с этим. По ее мнению, по одной школе на район недостаточно, потому что в 1995 году, например, в Казани было 40 татарских школ. Кроме того, она предложила выпускать азбуку по татарскому языку «Алифба» Салея Вагизова и Рамзии Валитовой с грифом «Охраняется государством». Замруководителя исполкома Казани по вопросам социальной сферы Гузель Сагитова уточнила, что в настоящее время работают 37 татарских школ. «Было бы неправильно не отметить их деятельность. Например, гимназии №27, 1, „Галәм“, еще есть другие. Там сохраняется и среда, и обучение татарскому языку. Развитие татарских школ для нас один из приоритетных вопросов. В 2021-м мы провели мониторинг детских садов и школ и поставили перед собой задачи, все эти годы стремимся целенаправленно их реализовать. Но и нельзя забывать и о роли семьи».
«На сегодняшний день в городе нет баланса в количестве вывесок на татарском языке. Если бы они были, то это дало бы ощущение атмосферы татарского города. К сожалению, предприниматели не желают тратить дополнительные средства на установку вывесок», — добавил Файзрахманов. С ним согласился заведующий сектором развития языков народов РТ республиканского кабмина поэт Рузаль Мухаметшин, который также подчеркнул, что дорожные указатели тоже установлены с ошибками или только на русском. «Мы никогда не забываем написать направления на английском языке, а на татарском пропускаем. Было бы неплохо, если бы вместе с главами районов и с привлечением Академии наук РТ провели мониторинг и разобрались в данной ситуации», — подытожил он.
Искандер Гилязов (в центре): «У нас есть чак-чак и эчпочмак — весь мир об этом знает, даже Си Цзиньпин. Пусть на каждом шагу «татарскость» бросается в глаза»
Доктор исторических наук Искандер Гилязов также считает нужным усилить визуальное и звуковое наполнение улиц города татарским колоритом. По его мнению, следует добавить больше орнаментов и музыки — можно разместить на билбордах и в транспорте информацию об известных татарских личностях с малоизвестными фактами, не ограничиваясь только Тукаем и Джалилем. «У нас есть чак-чак и эчпочмак — весь мир об этом знает, даже Си Цзиньпин. Пусть на каждом шагу „татарскость“ бросается в глаза. Это не с позиции того, что мы лучше других, а о том, что на этой местности мы тоже есть», — объяснил свою мысль ученый. Вдобавок академик попросил оказать содействие в выпуске казанской энциклопедии.
Дизайнер, автор татарских IT-проектов Ильдар Аюпов предложил поработать над пропагандой образа символа Казани — Зиланта, а также создать современный музей татарского языка, где будут проходить выставки современных медиаискусств. С его слов, подобные учреждения весьма популярны в мире и пользуются бешеным успехом у туристов.
Метшин пояснил, что обязать предпринимателей делать вывески на татарском власти не могут — закон не позволяет. Предложения могут носить только рекомендательный характер. Но не исключил, что в качестве эксперимента один из кварталов Старо-Татарской слободы будет оформлен на двух языках, чтобы представленность русского и татарского языков была равной. По популяризации Зиланта мэр анонсировал, что на улице Миславского появится скульптурная композиция, в создании которой примет участие скульптор Альфиз Сабиров. А что касается энциклопедии, то пообещал помочь ученому с выпуском.
Еще один памятник может появиться в сквере вдоль улицы Чехова — народному писателю РТ Амирхану Еники. Эту идею озвучила доцент кафедры татарской литературы КФУ Гульфия Гайнуллина, которая также попросила установить указатели на старо-татарском кладбище, т. к. порой сложно найти могилы тех или иных известных личностей. Как оказалось, идея памятника уже обсуждалась с минкультом РТ, так что градоначальник пообещал дать поручение Институту развития города заняться этим вопросом. Что же до указателей на кладбище, то здесь, вероятно, самым оптимальным было бы создание соответствующего мобильного приложения.
Еще одну идею высказал главред журнала «Казан утлары» Рустем Галиуллин — он предложил разбить аллею в честь выдающихся татарских деятелей, например у речного порта. А к 2026 году, к 140-летию Габдуллы Тукая, пустить по городу автобус, в котором будут транслировать его произведения.
Зульфат Хаким предложил создать телевизионную программу «Говорит Казань» с интересной подачей истории и исторических фактов о столице, снять сериал о городе
«Мы вполне можем создать свой первый татарский спутник и запустить его»
Народный писатель РТ Зульфат Хаким считает, что нужно постараться отразить место Казани в тюркском мире. Он предложил создать телевизионную программу «Говорит Казань» с интересной подачей истории и исторических фактов о столице, снять сериал о городе, например о Сююмбике, — не с точки зрения завоевания города Иваном Грозным, а о ее тяжелой женской судьбе. Мэр обещал рассмотреть проект, если будет написан хороший сценарий.
Новоиспеченный директор театра им. Камала Ильгиз Зайниев предложил открыть муниципальные татарские театры для подростков и студентов и некие центры развития творчества для детей из деревень. «Правда, мысли у меня есть, но, как их осуществить, я не знаю», — признался Зайниев. Сагитова поддержала идею и даже поделилась тем, что задумывалась о возможности разместить детскую театральную студию «Апуш» в старом здании театра им. Камала. «Были мысли о том, что это может быть большой творческий центр, центр искусств, где в том числе активно развивались бы детские направления. Чтобы педагоги студии „Апуш“ в каникулярное время проводили там программы для детей со всей республики, чтобы появилась целая система и, главное, намоленное место, где дети — неважно, из города или деревни, — могли бы реализовать свой потенциал», — рассказала о своих задумках Сагитова. Но эти планы пока не осуществились, а судьба старого здания театра им. Камала еще окончательно не решена.
А как новое здание театра почти за 30 млрд рублей с его невероятным потенциалом на 56 тыс. кв. м может поучаствовать в национальной жизни, сам Зайниев упоминать не стал — может быть, это и так понятно?
Миляуша Хайруллина: «Перед моими глазами почему-то лицей, где учился Александр Пушкин, — элитарное эстетическое высокое образование. Потому что для кого мы творим музыку, делаем элитарные спектакли, если через 10–15 лет некому будет их смотреть?»
Композитор Миляуша Хайруллина предложила открыть центр творческих компетенций с татарским языком преподавания, чтобы детей с малых лет приучали к высокому искусству. «Перед моими глазами почему-то лицей, где учился Александр Пушкин, — элитарное эстетическое высокое образование. Потому что для кого мы творим музыку, делаем элитарные спектакли, если через 10–15 лет некому будет их смотреть?» — отметила она. На это мэр предложил усилить уже имеющиеся гимназии №18 и 27 с татарским языком обучения. В завершение беседы Хайруллина вручила градоначальнику свой сборник, посвященный Тукаю, одна из пьес в котором написана по фрескам казанского метро.
Карт-бланш от мэра получил хореограф Нурбек Батулла: Метшин попросил его озвучить самую смелую идею, которая объединяла бы народы Татарстана и на международном уровне продемонстрировала бы богатую национальную культуру. «Мне долго думать не надо. Я мечтаю о международном фестивале современного театра. У нас есть фестивали, такие как „Науруз“, но они, по моему ощущению, не раскрывают понятия современного театра. Он очень разнообразный, туда можно включать и современный танец, и театр, и современное искусство в целом», — ответил балетмейстер.
Нурбек Батулла: «Я мечтаю о международном фестивале современного театра»
Сагитова, представляя следующего спикера, сказала, что он в возрасте 19 лет уехал из Казани в США, работал в Кремниевой долине, но ностальгия по родине оказалась сильнее и он вернулся домой. 41-летнего Надира Багавеева представили как инженера-конструктора, ракетостроителя. Кстати, Надир своего сына назвал Җиһангир: так по-татарски иногда называют космонавтов.
«Я предлагаю создать в Казани татарское конструкторское бюро, где можно будет заниматься космонавтикой, где вся работа будет вестись на татарском языке. Мы начнем создавать 3D-конструкции размером с 10-этажный дом, на котором можно печатать целую ракету. Сюда могут приезжать не только американцы и русские, но и китайцы, и индусы, и весь мир. Мы вполне можем создать свой первый татарский спутник и запустить его», — фантазировал Багавеев. Он, как и остальные выступавшие, сказал, что нужно начать с обучения детей, создания для них специальных центров, где будут все условия для развития.
Метшину идея понравилась: «Мы сами подумываем о создании национального центра детского творчества, науки и техники». И конструкторское бюро можно включить в состав будущего учреждения.
«Круто, что мы так высоко парим в наших мечтах, — продолжил Метшин. — В 2005 году, когда я стал мэром, мне было 35 лет. Я должен был выступить, долго думал, что же сказать. Мои духовные наставники предложили представить, каким будет город в будущем, и возносить дуа. Я представил, что это город-магнит, в который приезжает лучшие люди учиться, создавать семьи. Слава Всевышнему, мои молитвы были услышаны».
Градоначальник поддержал озвученные идеи, отметил, что соответствующие поручения будут даны профильным структурам. «Будем добиваться результатов. Дорогу осилит идущий», — подытожил встречу мэр Казани.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 558
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.