«Клетка может долететь на Марс и вернуться живой?» — интересовался сегодня у ученых на Форуме будущих технологий президент РФ Владимир Путин. Картина будущего обрисована нарядная: от установок класса мегасайенс до смартфона, диагностирующего болезни по первым признакам. Но фундаментально все хуже: советская химическая промышленность утрачена и порезана на металлолом, а добиться превосходства сейчас сложно. О том, можно ли возвращать на рынок зарубежные компании, не утратив собственные наработки, сколько денег нужно для лидерства в области новых материалов и химии, за что на форуме похвалили Университет Иннополис и почему Путина беспокоит ситуация с учителями химии в школах, — в материале «БИЗНЕС Online».
Форум будущих технологий, который проводится ежегодно с участием президента России Владимира Путина, в этом году был посвящен химии и применению новых материалов
«Стыдно перед теми людьми, которые всю свою жизнь положили на то, чтобы создать химическую промышленность»
Форум будущих технологий, который проводится ежегодно с участием президента России Владимира Путина, в этом году был посвящен химии и применению новых материалов. «Совершенно очевидно: чтобы быть в числе лидеров по ключевым направлениям научно-технологического развития, а именно такую задачу мы ставим перед собой, нам нужно добиться в том числе превосходства в области химии и в создании новых материалов», — отметил президент на пленарной сессии, начало которой задержалось почти на два часа. Он добавил, что нужно предлагать конкурентные и по цене, и качеству инновационные решения продукты, а также иметь собственные, уникальные технологические ключи, которые позволят выпускать, экспортировать на глобальные рынки не первичное сырье, а продукцию самых высоких стандартов.
Путин напомнил, что Россия уже решала задачи такого масштаба в 60–70-х годах прошлого века и назвал имя Леонида Костандова — министра химической промышленности СССР. Тогда были запущены сотни передовых заводов, созданы специализированные научные институты и конструкторские бюро, а по общему объему производства советский химпром занимал 1-е место в Европе и 2-е в мире.
«Однако это наследие во многом было растрачено и растранжирено. Говорю это с огромным сожалением. Стыдно! — неожиданно дал волю эмоциям президент. — Честно говоря, стыдно перед теми людьми, которые всю свою жизнь положили на то, чтобы создать химическую промышленность Советского Союза, работали на будущие поколения, жили в кабинетах, а кабинеты свои перенесли „на колеса“. Жили в железнодорожных вагончиках, переезжая по всей огромной территории Советского Союза — из одной республики в другую. Недоедали, недосыпали, создавали химическую промышленность СССР».
После распада Советского Союза были остановлены, а порой и просто разрушены важнейшие предприятия, продолжил глава государства: «Их оборудование было вывезено, порезано на металлолом». Вместе с этим страна попала в сильную внешнюю зависимость, утратила значительную часть промышленного, технологического суверенитета, отметил Путин. Пришлось пересобирать заново многие технологические и производственные цепочки, строить новые предприятия, чтобы самостоятельно производить продукты глубокой переработки. Глава РФ привел в пример Тюменскую область, где в 2019 году запущен нефтехимический комбинат «ЗапСибНефтехим», и рассказал о строительстве Амурского газохимического комплекса (оба проекта принадлежат СИБУРу) и планах по созданию федерального центра мало- и среднетоннажной химии в городе Усолье-Сибирском в Иркутской области и научного кластера на базе Института катализа им. Борескова в Новосибирске, который займется катализаторами.
Путин подчеркнул, что нужно кратно нарастить потенциал отечественной химической промышленности и смежных отраслей, выстроить полный цикл от поиска и разработки новых месторождений, в том числе редких и редкоземельных металлов. «Литий до сих пор не добываем. А как без него развиваться-то? Это же очевидно для специалистов. А можем это делать. И могли бы это делать еще 10–15 лет назад», — посетовал он.
Решать эти задачи нужно, применяя новые технологии — искусственный интеллект и робототехнику, отметил президент. Также серьезным преимуществом России может стать доступная энергия одной из крупнейших в мире сетей атомных, гидро- и теплоэлектростанций, которая позволяет строить производства во многих регионах страны, чтобы добиться лидерства в области новых материалов и химии, о котором говорит президент. В этом году был запущен соответствующий нацпроект до 2030-го. На него из бюджета выделят почти 170 миллиардов рублей, сообщил Путин. Инвестиции компаний могут составить около триллиона рублей. «Я с собственниками, руководителями компаний встречаюсь иногда — у них очень амбициозные, хорошие планы, и мне нравится такой настрой. Глаза горят у людей, будем поддерживать», — заверил президент и добавил, что будут поддерживать частные инвестиции в секторе исследований и разработок.
Санкции сыграли стимулирующую роль, считает Путин
«Вот весь мир говорит об «Орешнике», да? А материалы-то какие?»
Санкции сыграли стимулирующую роль, считает Путин. Российские компании все чаще обращаются к нашим ученым, причем отечественные решения часто оказываются эффективнее зарубежных, отметил он. Тем временем финансирование науки нужно нарастить до 2% ВВП, считает президент, причем сфокусироваться необходимо на развитии перспективных и прорывных проектов. Не нужно довольствоваться только замещением технологий, которые уже освоены за рубежом. «Свои платформы нужно развивать!» — указал он.
Также президент призвал создать в стране головные научные организации, занимающиеся исследованиями в области химии, внедрением таких технологий и подготовкой кадров, причем на всех уровнях образования от школ до вузов. Ведь количество учителей в школах сокращается (но число учителей старше 65 лет увеличивается), так же как и количество школьников, сдающих ЕГЭ по этому предмету. «И вузах надо посмотреть, что происходит, самым внимательным образом», — добавил президент и попросил включиться в работу Российскую академию наук, а также бизнес, научное и образовательное сообщество.
Все это важно для планов по Дальнему Востоку, Сибири, Арктики и всех регионов страны, в частности для безопасности страны, отметил президент. «Вот весь мир говорит об „Орешнике“, да? А материалы-то какие? Температура на боевых головках соответствует температуре на поверхности Солнца. Мы же понимаем. С 80-х годов разрабатывали системы планирующего блока летающего, „Авангард“ мы его назвали. Там сопоставимые температуры, чуть меньше, чем на поверхности Солнца. В конце 80-х годов еще задумались о том, чтобы сделать такие системы, и не могли, потому что не было материалов. Вот в чем была проблема. Он летит и плавится, как эскимо, и сигнал на управление проходит. Это результат работы над новыми материалами», — отметил Путин. Он поблагодарил и госкорпорацию «Росатом» за материалы для российского самолета МС-21-300, совместные договоренности по производству которого были закрыты.
На фоне новостей о желании возобновить работу зарубежных компаний в РФ президент поручил правительству разработать механизмы для их возвращения, оставляя преимущества для отечественных производителей и не утратив приобретенный потенциал. «Надо сделать это тонко, аккуратно, но нужно сделать точно», — сказал Путин. «Так же, как в области сельского хозяйства, когда сельхозпроизводители нас упрашивали: „Только никого не пускайте на наш рынок, мы сами все сделаем“. Ну кроме бананов, конечно, но и бананы мы тоже начали выращивать. Дороговато, правда, но ничего. А в области промышленного производства точно нужно все продумать», — добавил президент.
Сроки разработки и внедрения новых материалов надо сократить до двух-трех лет за счет использования искусственного интеллекта, заявил президент РФ. «Для этого у исследователей, инженеров должен быть необходимый массив данных о существующих материалах и их компонентах. Предлагаю выстроить механизмы нормативно-правового регулирования их оборота, включая сбор, хранение, обработку, передачу и использование», — сказал Путин. Он добавил, что колоссальные массивы данных, знания о новых элементах и материалах будут получены в ходе исследований на отечественных установках класса мегасайенс: «Они позволяют изучать материю, специалисты знают, буквально на атомарном уровне». Некоторые комплексы, которые находятся в России, не имеют аналогов в мире. Кроме того, в ближайшее время планируется осуществить технологический пуск еще одной мощной установки — СКИФ. Глава государства пригласил зарубежных исследователей: «Мы не собираемся возводить барьеры для партнерства с западными учеными. Надеемся, что и западные политики поймут пагубность практики ограничения сотрудничества в области науки и образования».
В заключение своего выступления Путин предложил посвятить следующий Форум будущих технологий вопросам биоэкономики и присоединился к ученым, которые уже расположились на сцене в ожидании дискуссии с главой государства.
Владислав Антипов рассказал о последних разработках, например в области аддитивных технологий и двигателестроении
Полет на Марс, сенсоры загрязнения воздуха и удачный пример Университета Иннополис
Помощник президента национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Владислав Антипов рассказал о последних разработках, например в области аддитивных технологий и двигателестроении. По некоторым направлениям в двигателестроении, заметил позже Путин, зарубежные коллеги Россию «обскакали». Но это хороший вызов для отечественной промышленности, здесь, безусловно, есть над чем работать, призвал он и на удивление многих поправил ученого, который говорил о температуре в двигателях ПД-14 и ПД-35 для самолета МС-21.
Президент «Курчатовского института» и модератор встречи Михаил Ковальчук обратился к главе государства с просьбой одобрить совместную работу института и «Росатома» по развитию аддитивных технологий и созданию профильного межведомственного центра. «Я знаю, что между Курчатовским институтом и „Росатомом“ есть определенная конкуренция. То ли вы хотите к нему забраться, то ли он хочет к вам забраться. Я, честно говоря, поддерживаю любые действия, связанные с объединением усилий», — сказал Путин, призвав к сотрудничеству главу «Росатома» Алексея Лихачева, сидящего в зале. Как выяснилось, три дня назад создали совет по стратегическому развитию «Росатома» и «Курчатника». «У нас никаких противоречий нет», — обозначил с улыбкой модератор. Путин еще раз благословил сотрудничество двух ведомств: «Совет да любовь».
Далее руководитель научной группы российского квантового центра Александр Чернов рассказал о развитии двумерных материалов: «Представьте, что ваш смартфон может анализировать дыхание и мгновенно определять первые признаки болезни. Либо у вас на одежде есть сенсор, который сообщит вам о загрязнении окружающей среды, когда вы на прогулке. Это звучит немного фантастично, но на самом деле эти технологии уже развиваются».
«Вы знаете, это очень важно, особенно если все благополучно. Но у нас иногда самый простой прибор — это нос, — отреагировал президент. — Когда люди выходят недалеко от свалок, действительно, уже сенсоров не хватает — такой запах идет от этих свалок, что и так все ясно». Тем не менее сфера применения очень большая. А диагностирование болезней — это вообще революция. «Все сделаем, чтобы вам помочь», — заверил Путин. Также Чернов предложил создать некую цифровую платформу («как маркетплейс») на котором встречались бы научные коллективы и индустриальные заказчики. «Если этого не хватает, то, конечно, это надо сделать», — ответил ему Путин.
У начальника лаборатории материаловедения и исследования свойств материалов НИИ НПО «Луч» Надежды Потехиной, которая поведала президенту о тугоплавких металлах в космической отрасли, Путин поинтересовался, может ли живой организм долететь до Марса и живым вернуться назад.
— Ну надо же узнать, что там, — скромно начала отвечать ученый.
— Где? На Марсе? Так на Марс аппараты летали, долетали уже не один раз. Клетка может долететь туда живая и вернуться живой? — настаивал президент.
— Мы надеемся, что сможет. А уже долго ли она там протянет — это другой вопрос, — все-таки ответила Потехина
— Вот с учеными. Как быть с учеными. Тяжело вам приходится, — обернулся Путин к Ковальчуку. «Некоторые коллеги», объяснил президент, говорят, что это невозможно. Аппарат получается слишком большим, а материалов, которые бы защищали клетку, нет.
— Это, возможно, наши планы на будущее, — ответила Потехина.
— Хорошо, нужно выделить финансирование, так я понимаю, — с улыбкой сказал президент.
На развитие химии важное влияние оказывает искусственный интеллект (ИИ), продолжил сессию руководитель лаборатории Института органической химии им. Зелинского Валентин Анаников. По его словам, очень важно из-за шумихи вокруг ИИ «не пропустить ответственный поворотный момент», который сейчас назревает в области. «Сейчас для ИИ наступает так называемая эпоха „для“. Он перестает быть самоцелью, а становится инструментом для развития практических задач», — указал спикер.
Он также обратился к студентам и школьникам с призывом смело идти в науку, ведь со стороны государства «есть адекватная поддержка». Конечно, много вопросов звучит по поводу образования из-за развития высокоинтеллектуальной сферы. В качестве удачного примера Анаников привел развитие фундаментальных алгоритмов ИИ в Университете Иннополис и их практическую реализацию в лабораториях КазНЦ РАН.
«Что очень важно, это подкрепляется школьной программой физматхима (вероятно, имеется в виду проект „Физико-математический прорыв“ — прим. ред.) при поддержке руководства республики Татарстан. Это может стать очень интересным пилотным проектом для кадров в этой области», — отметил выступающий.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 55
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.