Олег Коробченко — вице-премьер РТ — министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко вице-премьер РТ – министр промышленности и торговли РТ
— Мы за три года отвыкли от иностранных брендов и привыкли к отечественным производителям в промышленности, много импортных технологий замещено. Сейчас уже нет смысла опять привыкать к старому, потому что много вложено в промышленность для достижения полного суверенитета. Нам надо стоять до конца, держать оборону, не запускать ни в коем случае пока никого. Мы прорвемся, и у нас все получится и с платежами, и со всем остальным. Конечно же, самое главное — начать мириться, но пока никого не впускать, минимум два-три года еще нужно потерпеть.

Марат Бикмуллин — основатель промышленного технопарка «Авиатор» (технологическая площадка для предпринимателей в области производства, НИОКР и стартапов) Марат Бикмуллин основатель промышленного технопарка «Авиатор» (технологическая площадка для предпринимателей в области производства, НИОКР и стартапов)
— В первую очередь скучаем по [международной межбанковской системе] SWIFT, потому что это оплата компонентов, материалов. Это то, что нам в первую очередь надо. Без всего остального можно и обойтись. В «Макдоналдс» не ходим, питаемся дома, готовим еду или на работе пельмени едим. Еще и YouTube бы, конечно, чтобы быстрее работал, потому что YouTube — это все-таки вся научно-техническая информация, обучающая, школьники учатся по YouTube. То есть это мировая система, и, конечно, ее замедлять деструктивно для развития России, Татарстана.
Автопроизводителей, конечно, надо возвращать. Я считаю, автопроизводители очень важны, а кроме того, поставщики техники, в том числе дорожной. Кто в 90-х жил, знает, какой у нас был убитый асфальт. И какой сейчас качественный. Благодаря чему это? Потому что заехала технологичная немецкая техника. В нефтянке поставляли качественное оборудование для буровых работ. То есть везде, во всех сферах. Закрываться от мира — это значит уходить в такой дауншифтинг.
Конечно, надо возвращать, всячески привлекать сюда зарубежные компании. Потому что, с точки зрения потребителя, чем сильнее конкуренция, тем более качественные товары и услуги. Это уже такой хрестоматийный закон всего развития. В природе есть перекрестное опыление. Если оно есть, то виды лучше развиваются. Мы, как товаропроизводители, с одной стороны, да, конечно, испытываем некоторое давление со стороны конкурентов, но с другой — это улучшает нашу продукцию. Мы стараемся делать лучше, чем конкуренты. Прогресс человеческой цивилизации на этом построен. Представьте, что вы спортсмен и вам не с кем соревноваться. Значит, не будет спорта никакого.
Максим Шевченко — журналист Максим Шевченко журналист
— Я скучаю по монетизации YouTube. Потому что монетизация YouTube давала возможность независимым журналистам и независимым блогерам не стоять на коленях перед государством или перед кем-то еще. Быть участниками рыночных отношений и самим формировать свою экономическую реальность. А больше я ни по чему не скучаю.
Надо ли эти бренды принимать обратно? Я считаю, это выдуманная проблема абсолютно. Дело же не в брендах. Дело на самом деле в том, кто и как торгует. Абсолютно все бренды по-прежнему можно купить, если имеются в виду вещи. Все вещи, немецкие автомобили, к примеру, можно купить, только дороже в 3 раза. То есть на этом наживаются перекупщики. А что касается «Макдоналдса» и Coca-Cola, я считаю, что мы без них обойдемся совершенно спокойно.
Виктор Дьячков — председатель совета директоров группы компаний iCL Виктор Дьячков председатель совета директоров группы компаний ICL
— Я, в принципе, не скучаю ни по одному из брендов. Другой вопрос — почему. Но на него, наверное, надо слишком широко отвечать.
А с точки зрения возвращения на рынок России этих крупных игроков в нашей, айтишной области… Я в свое время предлагал правительству в лице тогдашнего министра цифрового развития: если эти компании хотят продавать в России свою продукцию, они должны разместить производство в России. И предлагал повторить тогда еще только начинающийся опыт, когда правительство России сделало особые условия для автомобильных брендов. Помните, когда появился завод «Соллерс-Форд» во Всеволожске? И была программа локализации продуктов. Тогда правительство жестко приняло, что они получают льготы только в том случае, когда будет именно локализация производства. И ко мне сразу прибежала компания, которая поставляла электронику для одного из автомобильных брендов. Это была американская компания. И я был готов производить эту электронику на заводе здесь, в Казани.
К сожалению, программа была свернута, а моя инициатива создать аналогичные производства в области компьютерной техники — серверов, систем хранения — не была поддержана министерством связи и даже не началась. Так что, если [разрешать ушедшим брендам] возвращаться, нужно отстаивать интересы страны. Пусть эти бренды строят у нас заводы, чтобы на этих заводах работали наши инженеры. Возможно, это будет создание совместных предприятий, как мы в 90-х годах создали совместное предприятие с компанией ICL. И чтобы они брали на себя обязательство по локализации производств на территории России.
Шамиль Агеев — председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев председатель Торгово-промышленной палаты РТ
— Ни по каким не скучаю. По моему мнению, чем меньше их (иностранных брендовприм. ред.) будет, тем лучше.
Кто вернется — [пусть] вернется. К этому, я думаю, надо спокойно относиться. Хватит нам постоянно на Запад оглядываться. Названия магазинов все на английском языке, ярлыки — на английском. Русский язык испохабили… Надо использовать момент, больше продвигать свое. Татарское, российское, интернациональное.
Андрей Беляков — основатель и руководитель ГК «Бриз» Андрей Беляков основатель и руководитель ГК «Бриз»
— Вы знаете, я что-то даже не скучаю ни по каким иностранным брендам. Знаете, какая позиция? Во-первых, я не очень рад тому, что они возвращаются. Причина очень простая: мы развития опять получать не будем никакого в своей промышленности.
А во-вторых, чтобы не было ошибок, даже если они вернутся, должно быть правильное распределение доходов. Возьмем китайский опыт, как они с Volkswagen работали. Хочешь работать? Работай, но 70 процентов — моя доля, 30 процентов — твоя. Распределение долей не такое, как у нас было, когда 10 процентов нам платят как подачку, а остальное все им.
Нужно заставить делиться технологиями обязательно. Чтобы потом, если мы их выгоним, технологии мы получили с полным циклом производства. Если вы хотите Renault выпускать, не запчасти привозите, а открывайте полноценный выпуск здесь. И коробок передач в том числе. Это тоже немаловажно. У нас же много говорят, но, к сожалению, так и не получилось (ну, может, получается, просто не знаем) запустить завод по выпуску автоматических коробок передач для автомобилей. У нас транспорта все-таки достаточно много выпускается, и он был бы востребован, наверное.
Но я считаю, лучше вообще не пускать. Убежал один раз — убежит и второй. Согласен ли я с тем, что возвращение иностранных брендов оживит рынок? А где конкуренция? Скажите, пожалуйста, конкуренция с кем? С китайскими брендами? Мы же погубим опять свою где-то в глубоком зачатии возрождающуюся промышленность! Мы же убьем ее! Возьмите опыт Китая. Китай перенял опыт Советского Союза. Советские люди в сотню раз были умнее сегодняшних людей. Сегодня рынок потребителя, а не производителя. Это опять будут обычные торгаши — и все, производства не будет. Это очень плохо.
Толга Акынджи — гендиректор компаний «Тис», «Мекра Рус» и«Экспедишин» Толга Акынджи гендиректор компаний «Тис», «Мекра Рус» и «Экспедишин»
— Ни по каким брендам я не скучаю. Это во-первых. Во-вторых, если кто-нибудь хочет в Россию вернуться, по моему мнению, они должны входной билет купить. Допустим, должны целые города в Донбассе восстановить, строить микрорайоны, восстанавливать инфраструктуру. Только после этого их надо пускать сюда! Если вообще их пускать.
Я думаю, что много еще условий наше федеральное правительство придумает. Так и надо! Потому что Россия — это не проходной двор! Это каждый должен понимать. А по сути, они нам на фиг не нужны, даже вот так скажу.
Нужно ли пускать бренды, которые оказывали поддержку ВСУ? Их нельзя пускать сюда! Потому что тогда никто ребятам (бойцам СВОприм. ред.) в глаза даже смотреть не сможет. Так что, я считаю, это исключено!
Зуфар Гаязов — президент ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ, генеральный директор компании ООО «ТатинтерРесторантс» Зуфар Гаязов президент ассоциации рестораторов и отельеров Казани и РТ, генеральный директор компании ООО «ТатинтерРесторантс»
— Меня, как человека, имеющего бизнес в отрасли гостеприимства, не пугает приход иностранных компаний, связанных с этой областью. Если [вернутся организации] в области отельного бизнеса, то это вообще хорошо. В ресторанной отрасли у нас великолепные рестораны, конкурентоспособные руководители, профессионалы большие.
Мне хотелось бы, чтобы в первую очередь пришли авиационные компании, которые обеспечат безопасность полетов наших самолетов. И чтобы где-то была кооперация, которая позволит развивать свою отечественную авиацию с учетом безопасности и тех проблем, которые она испытывает за все годы СВО. Мы же прекрасно видим, как налаживается работа нашего авиационного завода, который мы очень любим и которым гордимся. Мы видим, как налаживаются другие заводы. Но, к сожалению, аварийные ситуации с Superjet 100 пока происходят. Есть определенный, по всей видимости, круг деталей, которые на сегодня не до конца еще разработали наши конструкторы и наши предприятия. Я бы хотел, чтобы пришли международные организации, которые бы помогли, позволили нам освоить эти узлы, чтобы мы безопасно летали и как можно больше чтобы к нам приезжали гости из других городов и из других стран.
Что касается автомобильных брендов. Если своя отечественная промышленность не работает в автомобилестроении (а я бы хотел, чтобы она работала), ей нужно создать какие-то условия, чтобы она работала. Но я не против, чтобы были иностранные компании. Чтобы каждый, кто хочет купить машину, имел право выбрать ту, которая ему нужна по душе и которая ему была бы комфортной по цене и по безопасности.
Нужно ли какие-то особые условия ставить для тех брендов, которые ушли и хотят вернуться? Я считаю, что у нас очень компетентное правительство. Оно знает, кого пускать, а кого — нет. Я полностью ему доверяю в этом вопросе. С учетом сложившейся ситуации трехлетней давности они сами понимают, с кем лучше работать в этом вопросе. Наша задача немного другая: обеспечить устойчивость своих предприятий, платить зарплату достойную, платить налоги и дальше сделать Казань туристической столицей Российской Федерации.
Сергей Майоров — председатель правления ассоциации «Промышленный кластер РТ» Сергей Майоров председатель правления ассоциации «Промышленный кластер РТ»
— Я, может быть, сам-то скучаю. Но как лицу, отвечающему за развитие промышленности, мне бы не хотелось, чтобы вообще кто-то возвращался. Нас поставили в жесткие условия, когда ничего нет. Мы точно разовьем промышленность: еще пчть лет санкций — и у нас самая лучшая промышленность в мире будет. А если сейчас все откроется, опять никому не нужна будет российская промышленность. Я всеми руками и ногами упираюсь в то, чтобы никого не возвращать. Зачем? Самим все надо делать. Технологический суверенитет должен быть.
Неслучайно говорят тому же Renault [который допустил возвращение в Россию]: «Выход с рынка был 1 рубль, а вход будет дорогим. Хотите зайти? Платите как следует за те активы, которые вы тогда оставили». Но мне бы не хотелось пускать сюда никаких производителей. Очень комфортно жить в нашей России. Кому сильно нужны машины, кто по брендам скучает, могут ввезти их по параллельному импорту. А кого устраивает, будет и на наших машинах ездить.
Я раньше машину Toyota менял каждые два года. Это самое выгодное время для эксплуатации: она еще дорогая для последующей перепродажи. После трех лет начинаются всякие проблемы с техобслуживанием. Хотел нынешнюю на китайскую поменять, но мне сказали, этой еще на 100 лет хватит. Ну ладно, езжу пока. Если бренд Toyota в Санкт-Петербург вернется, я был бы счастлив. Но для нашей промышленности это нехорошо.
На каких условиях пустить обратно? Надо жесткие условия ставить. Например, чтобы 95 процентов локализации у них было местной в течение трех лет. Это будет означать, что технологии все здесь останутся.
Фаузия Байрамова — общественный деятель, писательница Фаузия Байрамова общественный деятель, писательница
— У нас ведь всегда так: как только начинают враждовать с кем-то, то сразу изгоняют компании. Речь идет не только об Америке, но и о других странах. Как только мирятся, сразу же возвращают. Я это воспринимаю как российский менталитет, поэтому ничему не удивляюсь. Если завтра поругаются, то опять не будут пускать к себе. Поэтому надо быть ко всему готовым.
Даже если говорят, что иностранные бренды возвращаются, это не означает, что они вернутся по факту. Но, если вернутся, будет очень хорошо. Сейчас XXI век, люди должны взаимодействовать как в культуре, так и в экономике, политике. Для меня хорошо было бы, если вернется YouTube. Невозможно посмотреть различные программы, научные конференции, новые книги, архивы. Весь нормальный контент на YouTube нужно возвращать, познавательный, связанный с просвещением, историей, он нам необходим.
А вот аморальные вещи, которые идут против нашего российского, татарского менталитета, семейных ценностей, не надо возвращать. Нужно вернуть все иностранные бренды, связанные с экономикой, культурой. А вот в идеологии нужно быть очень осторожным.
Искандер Зигангараев — генеральный директор «КЖК-Логистик» Искандер Зигангараев генеральный директор «КЖК-Логистик»
— Единственное, по кому скучаю, — это IKEA. Все-таки IKEA еще у нас в России никто не заменил. Вот если бы они вернулись… А по остальным — нет. Пришедший вместо «Макдоналдса» «Вкусно — и точка» даже лучше стал. Чище стало и как-то уютнее, по-домашнему, по-своему. Только IKEA, потому что все-таки туда приходили как в другой мир. Они создавали какое-то шоу: комнаты, очень удобно самому можно собрать. Такой сегмент, который вроде и не премиум, и не дешевый, для среднего класса. Поэтому они, конечно, все делали здорово. Немножко их не хватает.
Считаю, что принять надо. Но думаю, что создать им такие условия, чтобы они не могли демпинговать, это первое. Во-вторых, чтобы возвращение стоило им каких-то денег. Чтобы они поняли, что просто так «пришел-ушел» не бывает же. Нужно что-то заплатить нам, «извиниться».
Я считаю, что с Америкой не надо [восстанавливать отношения]. Лучше иметь врага, чем такого друга, как Америка. Вот Европа сколько с ней дружила, и что с ней сейчас? Они предают их практически. Кто бы с ней не дружил, даже те же соседи, та же Канада, ну и что в итоге?
В России сейчас самый правильный выбран курс. Просто вот этих либералов, которые тянули в сторону Америки, надо вообще убрать из структур власти, полностью заменить их более достойными людьми, теми же героями СВО. С этим я согласен. Есть ребята нормальные, толковые, патриоты, умные есть. В бизнес их можно ставить, тех, которые достигли чего-то, показали себя.
А платежные системы вообще-то свои надо создавать, укреплять. Зачем нам нужны западные? Чтобы опять нас на крючок взяли, что ли? Свой «Мир» нужно развивать. А если кто хочет за границу ездить, то пусть берет доллары кешем. И то вон сейчас с долларами хотят кинуть. У кого были старые доллары, не принимают уже. Что это за Америка такая? Здорово же... Сплошной обман.
Рашит Низамов — ректор КГАСУ Рашит Низамов ректор КГАСУ
— Вопрос, конечно, непростой. Как патриот России, я думаю, вот эти международные ограничения, которые наложили на нас, позволили нам развиваться и быть более успешными, самостоятельными. С другой стороны, нельзя так говорить, что можно отказаться от чего-то. Есть мировая экономика, цивилизация, должен идти некий обмен технологиями. Мы должны стоять в этой цепочке. Но прямо сейчас сказать, что по чему-то импортному скучаю, я не могу.
Радик Абдрахманов — совладелец национально-туристического комплекса «Туган авылым» Радик Абдрахманов совладелец национально-туристического комплекса «Туган Авылым»
— Было бы здорово, если бы иностранные бренды вернулись в нашу страну. Это инвестиции, это Visa и Mastercard, это удобство. По чему я скучаю? Конечно, я назову бренды из области общепита — Starbucks и «Макдоналдс». Не сказать, что я шибко скучаю, потому что эти бренды уже заменили другие, но хочется, чтобы отношения налаживались и чтобы бизнес развивался и в ту и в другую сторону. Очень радуюсь, что идет потепление с обоих сторон. Я думаю, что все будут рады, если американские бренды вернутся в нашу страну.
Я думаю, конечно, надо их принимать и восстанавливать инвестклимат в нашей стране просто в целом. Чтобы вообще инвестиционный климат был хорошим на обычных условиях тех законов, которые есть в нашей стране. Есть еще много разных брендов сильных, которые могли бы присутствовать в нашей стране. Это здорово, классно. Это и бренды одежды, и общепита, и автомобильные. Это хорошая динамика и тенденция, что идет потепление отношений.
Равиля Шайдуллина — генеральный директор ООО «Ностальгия» (пиццерия на «Черном озере», кафе «Кукан», ресторан «Дворянское гнездо») Равиля Шайдуллина генеральный директор ООО «Ностальгия» (пиццерия на «Черном озере», кафе «Кукан», ресторан «Дворянское гнездо»)
— Я вообще об их (ушедших брендовприм. ред.) существовании забыла. Да, раньше я покупала брендовую одежду даже по космическим ценам. А сейчас наша промышленность научилась шить такие классные вещи, причем намного качественнее, чем брендовая. Да и цены доступнее.
25-го числа пройдет фестиваль в честь моего литературного творчества в школе «Адымнар», искала одежду. Иностранных брендов сейчас нет. У меня большой опыт, и я сразу вижу, какое качество, для этого в первую очередь смотрю на шов. Сразу видно, что эту одежду шьют китайцы в подвалах, шлепают туда известные бренды и продают потом по конским ценам. Поэтому я сейчас одеваюсь во все отечественное, которое обходится мне в 4–5 раз дешевле, а качество прекрасное! Умеют ведь шить наши люди, умеют работать, и я этому очень радуюсь. Поэтому не скучаю по иностранным брендам. Что касается машин, то китайские автомобили очень плохие. Думаю, если бы Mercedes-Benz и другие качественные марки вернулись, было бы неплохо.
А про другие бренды однозначно говорю — пусть не возвращаются. Мы им переплачиваем за имя, а не за качество. Как говорится, уходя уходи. Наш народ научился работать, а так это было безобразием, когда продавали нефть и покупали у них различный ширпотреб. Раньше людям работы не было, а сейчас, хвала Аллаху, все трудоустроены, более того, специалистов найти не можем. Если бренды вернутся, нашим людям работы не будет.