Директор ИИРСИ КФУ Дмитрий Чикрин: «Мы принципиально считаем, что без фундаментальной подготовки специалистов сформировать невозможно» Директор ИИРСИ КФУ Дмитрий Чикрин: «Мы принципиально считаем, что без фундаментальной подготовки специалистов сформировать невозможно»

Как выйти из вуза техническим директором и зачем инженеру гуманитарные дисциплины

— Дмитрий Евгеньевич, Институт искусственного интеллекта, робототехники и системной инженерии (ИИРСИ) работает в КФУ с 2023 года. Можно ли сказать, что сейчас это уже сформировавшееся подразделение университета или процесс становления продолжается?

— Мы продолжаем интенсивно развиваться, но уже сейчас ИИРСИ — это определенно состоявшееся подразделение КФУ. Наш институт создавался на базе нескольких исследовательских и преподавательских групп, которые работали вместе по 10 лет, поэтому крепкая команда сформировалась достаточно быстро. Если раньше эти группы были рассредоточены по разным структурам университета, то сейчас мы объединили их в одном месте. И мне кажется, получилось собрать людей с действительно горящими глазами, готовых меняться, адаптироваться к новому.

Безусловно, в ИИРСИ воплотились те идеи и принципы, которые казались нам наиболее удачными в смежных подразделениях университета. Как сооснователь ИТИС и некогда директор ИВМиИТ, я прежде всего перенес в новый институт культуру общения со студентами. На мой взгляд, к человеку нужно относиться в соответствии с его интеллектуальным уровнем — возраст при этом значения не имеет. Если ребята обладают большим потенциалом и значительным интеллектом, то к ним нужно обращаться как к равным. Этого принципа мы придерживаемся и в ИИРСИ.

— На какие программы набираете студентов в 2025 году?

— В будущей приемной кампании — четыре образовательные программы. Как понять, какую выбрать? Если вы хотите программировать — для вас «Разработчик ИИ и когнитивных систем». Если вас интересует само «железо» — мехатроника, сборка роботов, то программа «Робототехника и ИИ». Если вы хотите заниматься беспилотными аппаратами — наземными, воздушными, космическими, подводными, это «Архитектор интеллектуально-транспортных и беспилотных систем».

В 2025 году мы запустили еще одну программу — «Инноватика». На ней планируем учить будущих CTO и CEO с глубокой технической подготовкой. Выпускник «Инноватики» — это основатель стартапа или технический директор уже существующей компании, который обладает достаточной технической экспертизой, чтобы говорить на одном языке со специалистами-подчиненными. Более того, дипломная работа студентов будет состоять в том, чтобы сделать свой продукт, открыть компанию и с нашей помощью найти для нее инвесторов.

«В будущей приемной кампании — четыре образовательных программы» «В будущей приемной кампании — четыре образовательные программы»

— Если говорить о наполнении программ, то чем они отличаются от аналогичных в других университетах?

— Во-первых, хотя все наше обучение основано на новейших источниках и исследованиях, мы принципиально считаем, что без фундаментальной подготовки специалистов сформировать невозможно. Нельзя стать робототехником, если не знаешь, например, теорию машин и механизмов. А инженеру беспилотной техники никак не обойтись без знания аэрогидродинамики. Да и попросту ремесленники в любой профессии всегда первыми уходят с рынка, их проще всего заменить искусственным интеллектом. Нужно выращивать мастеров.

Есть такой фантастический сеттинг Warhammer 40000. Там действие происходит в тридцатом-сороковом тысячелетиях нашей эры, а технологиями занимаются жрецы из некого культа. Так вот, нельзя, чтобы университеты выпускали подобных техножрецов.

Во-вторых, много внимания мы уделяем тому, что принято называть мягкими навыками. Для этого мы проводим, например, тренинги по командной работе. А еще у нас есть пул гуманитарных дисциплин: от вопроса возникновения промышленных революций до истории успешных стартапов и ораторского искусства.

«В 2025 году мы запустили еще одну программу — «Инноватика» «В 2025 году мы запустили еще одну программу — «Инноватика»

— Что дают инженеру гуманитарные дисциплины?

— Дело в том, что современное политехническое образование опирается на концепцию STEM, где нет места ни истории, ни философии, ни искусствам в широком смысле. Но в такой модели люди быстро выгорают: им не на что опереться за пределами работы. К тому же без гуманитарной подготовки трудно развить воображение и способность решать комплексные задачи. Более того, проводилось исследование, которое показало, что свыше 80% нобелевских лауреатов прекрасно владеют одним из видов искусств.

Благодаря интеграции гуманитарных дисциплин наш выпускник — это полноценно сформированный человек с широким кругозором. В терминологии братьев Стругацких — прогрессор. Мы выпускаем инженеров с большой буквы, которые понимают, что и зачем они делают, куда они собираются развиваться.

«Выпускник „Инноватики“ — это основатель стартапа или технический директор уже существующей компании, который обладает достаточной технической экспертизой, чтобы говорить на одном языке со специалистами-подчиненными» «Выпускник «Инноватики» — это основатель стартапа или технический директор уже существующей компании, который обладает достаточной технической экспертизой, чтобы говорить на одном языке со специалистами-подчиненными»

«В сфере беспилотной техники у нас один из крупнейших пакетов интеллектуальной собственности в России»

— Находится ли место практике наравне с такой глубокой теоретической подготовкой?

— Конечно. И это третья важная особенность нашего института. Если первый год посвящен в основном базовым дисциплинам и отчасти фундаментальным, а на втором наряду с фундаментальными студенты начинают изучать специальные дисциплины, то на третьем-четвертом курсах в фокусе именно навыки проектной работы и технологического предпринимательства.

Но есть возможность приступить к проектной деятельности уже с первых курсов. Для этого на базе нашего института работает студенческое конструкторское бюро (СКБ). Туда можно прийти на стажировку со второго курса, хотя в этом году приходили и первокурсники. И даже школьники. В прошлом году наш стажер, десятиклассник Захар Вориков, стал победителем республиканского конкурса «Инновация года» в номинации «Перспектива».

Есть расхожая фраза: пришел на работу — забудь все, чему тебя учили в институте. Здесь она не работает. В СКБ студенты могут прямо в процессе обучения включиться в профессию и применить теорию на реальных проектах. Сейчас, например, один из них — это телеуправляемый подводный аппарат, который передает видео и захватывает предметы в воде. Со стажировки ребята выходят с готовым портфолио, а кто-то сразу трудоустраивается в СКБ.

«Самое большое проектное направление — беспилотная техника» «Самое большое проектное направление — беспилотная техника»

— Участие в СКБ интегрировано с учебным процессом?

— Студенты приходят в СКБ по своему желанию, так что это скорее независимое направление работы. Но участники СКБ часто пишут и курсовые, и дипломные работы непосредственно по своим проектам.

Кроме того, в СКБ студенты включаются в научную деятельность: по результатам своей работы формируют тезисы докладов и статьи, которые представляют на научно-исследовательских конференциях и публикуют в отраслевых журналах.

— В каких направлениях разрабатываете проекты?

— Самое большое проектное направление — беспилотная техника. В этой сфере у нас один из крупнейших пакетов интеллектуальной собственности в России.

Кроме беспилотной техники для разных применений, в нашем фокусе интеллектуальная медицинская техника, а также системы промышленной автоматизации и микроэлектроники.

Сейчас в СКБ действует несколько лабораторий, и мы всегда сначала определяем, какой род занятий интереснее студенту, где у него больше знаний. Это может быть и конструирование, и схемотехника, и программирование. А если в процессе человек поймет, что это не его, то сможет сменить направление. Так что СКБ дает еще и своеобразную профориентацию.

«Кроме беспилотной техники для разных применений, в нашем фокусе интеллектуальная медицинская техника, а также системы промышленной автоматизации и микроэлектроники» «Кроме беспилотной техники для разных применений, в нашем фокусе интеллектуальная медицинская техника, а также системы промышленной автоматизации и микроэлектроники»

«Коллектив ИИРСИ во многом формирует облик робототехники в России»

— Каковы перспективы трудоустройства у студентов или выпускников ИИРСИ?

— У института достаточно большая сеть партнеров, которые охотно забирают наши кадры к себе. Мы давно сотрудничаем с ПАО «КАМАЗ» и его научно-техническим центром. Несколько лет назад стали тесно работать с Республикой Беларусь, с рядом крупнейших минских предприятий. Еще один ключевой «потребитель» наших кадров — Концерн «Радиоэлектронные технологии». Выпускники востребованы и у российского финтеха, и у крупнейших IT-вендоров.

Конечно, способствует трудоустройству и проектная деятельность. Мы не только создаем собственные разработки, но и решаем реальные задачи с рынка: у нас открываются профильные лаборатории и предприятия размещают у нас заказы на целевое обучение. Так студенты могут начиная со второго курса стажироваться не только в СКБ, но и на самих предприятиях. Это тоже шаг к трудоустройству.

В целом всегда когда мы понимаем, что можем ручаться за студента, то с радостью рекомендуем его партнерам.

«Наш институт как один из лидеров по разработкам в беспилотной технике и робототехнике всегда остается в контексте отрасли, использует, пожалуй, самые современные инструменты» «Наш институт, как один из лидеров по разработкам в беспилотной технике и робототехнике, всегда остается в контексте отрасли, использует, пожалуй, самые современные инструменты»

— С учетом скорости изменений на рынке как будете сохранять актуальность своих программ?

— Мы постоянно мониторим технологическую среду и обновляем учебные планы, добавляем в них актуальные технологические инструменты — нейросети, программные пакеты. Но ядро программы не меняется. Скажу так: если бы я эти программы открывал лет 20 назад, то они были бы точно такими же по структуре. Просто там бы не было блоков, которые, например, касаются современных языковых моделей.

Кроме того, в перспективе мы будем вводить новые образовательные направления, которые находится на стыке специальностей. Например, хотим готовить специалистов по биоинформатике или маркетологов, которые смогут управлять контентом в автоматизированном режиме.

Наш институт, как один из лидеров по разработкам в беспилотной технике и робототехнике, всегда остается в контексте отрасли, использует, пожалуй, самые современные инструменты. Более того, значительное количество этих инструментов мы сами определяем. Коллектив ИИРСИ во многом формирует облик робототехники в России, поэтому рисков отстать у нас просто нет.