Растущий утилизационный сбор и повышение ключевой ставки Центробанком не могли не повлиять на рынок грузовиков, который по итогам 2024-го прилично затормозил. Коснулось это не только российских производителей, но и брендов из Поднебесной, которые еще два года назад активно продвигали свою продукцию. Если «КАМАЗов» в Татарстане было продано на 17% меньше, то у основных китайских брендов «просадка» составила в среднем 35%. Так что лидерство в РТ по-прежнему у челнинского автогиганта, а если учесть производство «военных» автомобилей, то чувствует он себя пока что вполне уверенно. О том, как в ушедшем году развивался рынок крупнотоннажного транспорта, — в материале «БИЗНЕС Online».
В Татарстане снижение продаж грузовых автомобилей оказалось глубже общероссийского: за прошедший год было поставлено на учет 6 850 новых грузовых машин, или на 24% меньше, чем за 2023-й, когда было зарегистрировано почти 9 тысяч
Политика против экономики
В отличие от рынка новых легковых автомобилей, который в 2024 году показывал рекорды как по количеству продаж, так и по их динамике, рынок грузовых машин демонстрировал диаметрально противоположную тенденцию. Статистика заставляет принять тот факт, что продажи грузовиков падают. Так, по данным аналитического агентства «Автостат», в стране в 2024-м было реализовано 102 тыс. новых крупнотоннажных грузовиков (HCV). Это на 19% меньше, чем в 2023-м.
В Татарстане снижение продаж оказалось глубже общероссийского: за прошедший год было поставлено на учет 6 850 новых грузовых авто, или на 24% меньше, чем за 2023-й, когда было зарегистрировано почти 9 тысяч.
Причина не только в корректировке рынка после рекордного рывка вверх в 2023 году: новых грузовых автомобилей тогда было продано на внушительные 70% больше, чем за 2022-й, и на 45% больше, чем в 2021-м. Причина очевидна — компании более чутко реагируют на изменение финансовых условий для бизнеса, что косвенно свидетельствует о снижении экономической активности в стране.
В 2023 году подпиткой спроса на грузовики стало развитие серьезных инфраструктурных проектов, рост жилищного и прочего строительства. Например, в 2023-м строилась и была введена платная магистраль М12 — Москва – Казань, в том же году запустили первый участок Вознесенского тракта от улицы Гвардейской до проспекта Победы, кроме того, приступили к строительству дороги в обход села Сокуры в Лаишевском районе. Потребность в грузовой, строительной и другой спецтехнике была высока.
В 2024-м бюджетные вливания в инфраструктуру резко сократились. Так, например, если в 2023 году участники рейтинга топ-50 крупнейших получателей госзаказа на различные дорожные работы получили 73,5 млрд рублей, то уже в 2024-м эта сумма снизилась более чем в 2 раза до 34,5 млрд рублей. Без льготной ипотеки большие проблемы наметились у строителей, снижение показывает сфера добычи полезных ископаемых. Итогом стало то, что в Татарстане за прошлый год было поставлено на учет в 3 раза меньше самосвалов, на треть меньше строительной техники, на 41% меньше автокранов и техники для добывающих отраслей.
Сфера логистики, которая обычно стимулирует спрос на седельные тягачи, также не показала хороших результатов. В ушедшем году транспортные компании сбавили на 17% обороты по обновлению своего автопарка — с 4,7 тыс. до 3,9 тыс. тягачей.
Серьезным фактором, повлиявшим на продажи грузовиков в 2024 году, стало повышение ключевой ставки ЦБ до 21%. Это ограничило доступность кредитов и лизинговых программ на покупку техники. А ведь 93% (или 6 364 единицы грузовой техники) было оформлено на юридические компании. По данным президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексея Подщеколдина, 70% закупок техники осуществляется с использованием финансового лизинга, а текущие ставки на грузоперевозки не позволяют активно применять данный инструмент финансирования, т. к. это экономически нецелесообразно. В октябре 2024 года крупнейшие лизинговые компании России зафиксировали рост объемов изъятия спецтехники из лизинга на фоне сложностей с обслуживанием договоров, а к концу 2024-го, по данным Logirus, у российских транспортных компаний изъяли порядка 16 тыс. взятых в лизинг грузовиков.
Другая проблема — это постоянно растущие цены на грузовые автомобили. Как отметил Подщеколдин, по итогам 2024 года средняя цена грузовика в России достигла 10,5 млн рублей, в то время как в 2023-м она составляла 9,3 млн, а в 2023-м — 8,6 млн рублей.
В прошлом году под лозунгом защиты российских производителей была повышена ставка утилизационного сбора на грузовые машины, что не могло не отразиться на ценах. С января по октябрь в среднем в Татарстане продавалось примерно по 600 грузовиков в месяц. В октябре (на фоне ожидания роста утильсбора на 70–85%) случился резкий скачок продаж (816 авто), за которым последовал серьезный спад. В ноябре реализация новых грузовых автомобилей снизилась на 40% (495 штук), в декабре регистрация упала до 321 единицы.
Экономические причины вынудили компании отказаться от приобретения новых машин и надеяться на продление сроков эксплуатации имеющейся техники, хотя несвоевременная реновация автопарка также увеличивает затраты на ее содержание, что в любом случае скажется на рентабельности бизнеса.
КАМАЗ в минувшем году реализовал 17,2 тыс. машин, что на 33% меньше, чем в 2023-м, когда автогигант реализовал почти 26 тыс. авто. Доля рынка челнинцев упала с 20,5 до 17%
КАМАЗ первый в Татарстане, но не в России
Отпраздновавший 55-летие КАМАЗ преподнес в минувшем году не очень приятный подарок своим акционерам. Впервые в новейшей истории челнинский автогигант оказался не на первой строчке среди тяжелых грузовиков: российский завод реализовал 17,2 тыс. машин, что на 33% меньше, чем в 2023-м, когда автогигант реализовал почти 26 тыс. машин. Доля рынка челнинцев упала с 20,5 до 17%.
Стоит отметить однако, что впервые при подсчете агентство «Автостат» разделило статистику по крупнотоннажникам и среднетоннажным грузовикам (MCV). К первым оно отнесло грузовые автомобили массой более 16 т, ко вторым — от 3,5 до 16 тонн. На самом КАМАЗе считают некорректным относить к тяжелым грузовикам машины полной массой свыше 16 тонн. Представители завода поясняют, что это европейский стандарт, а в России и Китае к крупнотоннажным грузовикам относят машины полной массой от 14 тонн. Если взять за основу методику татарстанского завода, то он сохранил лидерство (20,3 тыс. машин), опередив Sitrak менее чем на 1 тыс. единиц.
На парламентских слушаниях Сергей Когогин заявлял, что у КАМАЗа доля гособоронзаказа в структуре производства составляет 30%
Также нельзя не отметить, что в подсчетах агентства учтены не все проданные транспортные средства (ТС). «Автостат» опирается на статистику Госавтоинспекции, но в ней не учитывается техника, поставленная силовым структурам. На парламентских слушаниях комитета Совета Федерации по развитию автопрома глава челнинского автогиганта Сергей Когогин заявлял, что у КАМАЗа доля гособоронзаказа в структуре производства составляет 30%.
В то же время на заводе обратили внимание на разницу в производстве и продажах: в 2024 году российский рынок тяжелых грузовиков упал на 19%, а количество выпущенных грузовых машин выросло на 10%. Падение продаж у КАМАЗа сюрпризом для его руководства не стало. Еще летом челнинский завод прогнозировал падение рынка на 15−22% по итогам года. Прогноз на 2025-й от автогиганта скорее пессимистичный: на предприятии ожидают падение российского рынка до 100 тыс. грузовиков в год, но результат может быть и ниже из-за высокой ключевой ставки, проблем с кредитами и лизингом.
Что касается КАМАЗа в Татарстане, то на родине он продолжает держать первенство на рынке грузовых автомобилей, правда, «уронив» количество регистраций на 17%. Так, если в 2023 году в республике было поставлено на учет 2 459 грузовиков, то по итогам 2024-го — всего 2 049 «КАМАЗов» (минус 410 авто).
Несмотря на такую корректировку, за счет общего падения рынка доля КАМАЗа на республиканском рынке увеличилась с 27,4 до 29,9%. Согласно стратегии развития до 2030 года, КАМАЗ планирует увеличить свою долю на рынке к 2025-му до 34%, а к 2030-му — до 50%. Захват рынка предполагается совершить за счет снижения доли китайских автопроизводителей: сначала до 52%, затем до 33%.
В общей сложности в 2024 году КАМАЗ произвел более 54,6 тыс. единиц коммерческой автотехники, что на 3% больше, чем в 2023-м (около 53 тыс. единиц). В частности, выпущено 1 596 автобусов и 688 электробусов, 4 368 прицепов и полуприцепов, 554 автобетоносмесителя. Объем выпуска тяжелой грузовой автотехники составил 41 677 единиц, в том числе 6 506 грузовиков «КАМАЗ» поколения К5.
Кроме того, произведено 5 742 средне- и малотоннажных автомобиля «Компас». В этом сегменте продукция компании представлена относительно недавно, и за последние три года объемы производства и реализации выросли в 4 раза.
Падение продаж у крупнейшего производителя грузовой техники в России не могло не повлиять и на финансовые показатели компании. Чистый убыток ПАО «КАМАЗ» по российскому стандарту бухгалтерского учета (РСБУ) за 2024-й составил 3,35 млрд рублей против прибыли в 11,9 млрд в предыдущем году. Выручка за этот же период снизилась на 8,8% до 323,4 млрд рублей.
Руководитель пресс-службы предприятия Олег Афанасьев объяснил, что финансовые показатели по итогам 2024-го связаны с изменениями в экономике под внешним давлением и усилиями по обеспечению транспортной безопасности страны. По его словам, сам итог был прогнозируемым и ожидаемым.
Увеличился спрос на грузовые автомобили военного назначения
Тягачи вышли в путь, а самосвалы встали на прикол
По итогам 2024 года самыми популярными у КАМАЗа стали грузовики семейства К5. В 2024 году количество регистраций автомобилей данного модельного ряда по сравнению с 2023-м увеличилось в 2,4 раза с 359 единиц до 857. Предприятие значительно увеличило производство автомобилей поколения К5. Напомним, что в 2022 году выпуск этих грузовиков был остановлен в связи с дефицитом комплектующих, а само производство грузовиков поколения К5 возобновили лишь в феврале 2023-го.
Значительную часть взял на себя магистральный тягач «КАМАЗ-54901» — 848 регистраций. Главное отличие «КАМАЗ-54901» — это кабина, которая выше и просторнее кабины «КАМАЗ-5490». Как известно, новая кабина «КАМАЗ-54901» построена на базе каркаса кабины Mercedes-Benz Actros MP4 последнего поколения, но отличается оригинальным дизайном и оформлением элементов салона. В свою очередь «КАМАЗ-5490» был построен на каркасе кабины Mercedes-Benz Axor — более простой и меньшей по размерам. Кроме того, «КАМАЗ-54901» первым в линейке автогиганта получил рядный двигатель «КАМАЗ-910 Р6» собственной разработки мощностью от 450 до 550 л. с., «КАМАЗ-5490» оснащается двигателем Daimler мощностью 401–428 л. с.
Второе по популярности у КАМАЗа — семейство грузовиков серии 6511. Продажи автомобилей данного модельного ряда за год упали в 2 раза — с 621 до 297 единиц. «КАМАЗ-65115», который обойдется покупателю минимум в 6,4 млн рублей, остается одной из самых продаваемых моделей самосвалов челнинского автозавода. Как и предшественники, 65115-й представляет собой трехосный самосвал с двумя ведущими задними мостами, с двускатной ошиновкой. Его грузоподъемность составляет 15 т, и он является лидером продаж в сегменте строительных самосвалов, а также (при дополнительном оборудовании самосвальной платформы с возможностью трехсторонней разгрузки) широко применяется в агропромышленном комплексе.
На 3-м месте разместился «КАМАЗ-43118», представляющий собой крупнотоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости с трехосной колесной базой 6×6, который разрабатывался на основе 4310 по заказу минобороны страны. Несмотря на популярность модели, которая объясняется тем, что стандартная комплектация востребована в строительстве, различных отраслях энергетики, добывающей и перерабатывающей индустрии, продажи автомобилей данной марки также «провалились». Если в 2023 году на учет было поставлено 567 штук, то в 2024-м на 49% меньше — 292 машин.
Снижение на 46% продемонстрировали тяжелые самосвалы серии 6520/6522: в 2023-м в Татарстане было поставлено на учет 300 таких «тяжеловесов», а по итогам прошедшего года — всего 163.
Увеличился спрос на грузовой автомобиль военного назначения «КАМАЗ-5350» и на седельный тягач «53504», предназначенный для буксировки полуприцепной техники, — общий рост составил 33%, или 56 зарегистрированных ТС. На треть увеличил к себе внимание среднетоннажный грузовой автомобиль модели 4308, на которого пришлось 139 против 105 регистраций.
В Татарстане популярностью пользуются две модели — «Компас-9» полной массой 9,5 т и машина с индексом 12 с максимальной массой 11,99 т (чтобы владелец не попадал под «Платон»)
На 27% выросли продажи у семейства среднетоннажных грузовиков «Компас». В Татарстане популярностью пользуются две модели — «Компас-9» полной массой 9,5 т и машина с индексом 12 с максимальной массой 11,99 т (чтобы владелец не попадал под «Платон»).
Напомним, «Компас» — это собранный в Челнах и адаптированный для России китайский JAC N-Series. «Челнинец», помимо прочего, отличается от «китайца» собственным стайлингом передней части кабины, где дорогие блок-фары заменены на упрощенную модульную светотехнику Hella. В конце 2024 года отвечающая за «Компас» компания «Тракс Восток Рус» открыла возможность купить машину через интернет-магазин.
На учет в Татарстане было поставлено всего 9 автомобилей с шильдиком NEFAZ. Три из них — вахтовые автобусы, которые выпускаются НЕФАЗом на шасси автомобиля «КАМАЗ-5350-42», а 6 — автотопливозаправщики «НЕФАЗ-6606»
НЕФАЗ — это, конечно, не КАМАЗ
Расположенное в Башкортостане ПАО «НЕФАЗ» является дочерним предприятием КАМАЗа. По итогам 2024 года на учет в Татарстане было поставлено всего 9 автомобилей с шильдиком NEFAZ. Это в 3 раза (минус 17 штук) меньше, чем в 2023-м. Три из них — вахтовые автобусы, которые выпускаются НЕФАЗом на шасси автомобиля «КАМАЗ-5350-42» с колесной формулой 6×6, а 6 — автотопливозаправщики «НЕФАЗ-6606».
Чистая прибыль Нефтекамского автозавода по РСБУ за 2024 год составила 7,5 млн, снизившись в 19 раз по сравнению с 143,85 млн в 2023-м. Выручка выросла на 19,9% до 42,2 млрд против 35,2 млрд годом ранее. Всего в 2024-м бизнес-план ПАО «НЕФАЗ» предусматривал выпуск в общей сложности 2,3 тыс. единиц пассажирской техники (автобусы, электротранспорт), более 7,1 тыс. единиц спецнадстроек (самосвальные установки, вахтовые автомобили) и 1,8 тыс. единиц прицепной техники.
Крупным потребителем электробусов НЕФАЗа является Москва. По Первопрестольной колесят уже более 2,3 тыс. «синеньких» с надписью «Это электробус». Как сообщал руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов, свыше 50 новых электробусов поступило на баланс Мосгортранса в конце 2024 года, скоро они выйдут на маршруты. «Москва продолжает уверенно лидировать в Европе по численности экологичного транспорта, — заявил Ликсутов. — Всего по контракту ожидаем мы поставку 100 новых электробусов от ПАО „КАМАЗ“».
В безусловных лидерах — семейство «Газель NEXT». Этих грузовичков, шасси, фургончиков и микроавтобусов в 2024-м в Татарстане было зарегистрировано 157 штук против 116 годом ранее
GAZ выехал за счет Next
В минувшем году татарстанские органы ГАИ зарегистрировали 210 автомобилей марки «ГАЗ» всех типов и классов. По сравнению с 2023-м (200 единиц) продажи продемонстрировали 5-процентный рост.
Три четвертых продаж газовских малотоннажников приходится на модели нового поколения. В безусловных лидерах — семейство «Газель NEXT». Этих грузовичков, шасси, фургончиков и микроавтобусов в 2024-м в Татарстане было зарегистрировано 157 штук против 116 годом ранее. Кстати, это все равно меньше, чем по итогам 2021-го, когда количество регистраций «Газелей NEXT» составило 225 единиц.
2-е и 3-е места поделили полноприводник «Садко NEXT» и бескапотный «Валдай» во всех его исполнениях с 41 и 12 регистрациями соответственно — на треть и на 50% меньше, чем было реализовано в 2023 году.
У миасского производителя грузовых автомобилей «Урал» доля гособоронзаказа составляет 70–80%
Суровые грузовики из Челябинской области
У миасского производителя грузовых автомобилей «Урал» также наблюдается существенная загрузка армейскими контрактами. Если у КАМАЗа доля гособоронзаказа составляет 30%, то у УРАЛа — и вовсе 70–80%. Если в 2023 году УРАЛом было собрано 14 тыс. грузовиков, то по итогам 2024-го предприятие ставило задачу выпустить не менее 19 тыс. автомобилей. Статистика реализации подтверждает данные о военных контрактах. Так в 2023-м в РФ было поставлено на учет чуть больше 3 тыс. грузовиков, а в 2024-м — 2,8 тыс. авто, что как раз составляет около 20% от общего объема производства.
В Татарстане за весь прошлый год было поставлено на учет всего 56 грузовых автомобилей данного бренда. Это в 2,6 раза меньше, чем по итогам 2023-го. 1-е место во внутримарочном рейтинге взял «Урал-4320» — крупнотоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости с колесной формулой 6×6. Чаще всего используется в Российской армии и выпускается даже в бронированном исполнении. В 2024 году продажи такого «крупномера» упали на 44% с 62 до 35 единиц.
На 2-м месте конкурент КАМАЗа — «Урал-6370» — бескапотный автомобиль в трех модификациях: шасси, самосвал и седельный тягач. Чаще всего такие машины используют газовщики и нефтяники. В Татарстане 11 транспортных средств данной марки было поставлено на учет, причем все они седельные тягачи.
Кроме того, татарстанскими компаниями приобретено три «Урал-44202» — это гражданская версия военного «Урал-4420», который предназначался преимущественно для военных нужд и часто обозначается как вариант «с высоким седлом».
Китайская компания FAW заявила, что изучает возможность создания собственного автомобильного производства в России, где Татарстан представляет в этом отношении интерес как площадка для нового китайского автозавода
Китайцы заменяют уже сами себя
Вот уже почти три года китайские автопроизводители делают большие ставки на российского потребителя. На наших дорогах, помимо легковых автомобилей китайских производителей, вовсю катаются и грузовики, и спецтехника из Китая. Что интересно, за последние два года произошла и ротация внутри китайских производителей. Если по итогам 2023-го татарстанские профессиональные водители большегрузов (после «КАМАЗа») выбирали бренд Sitrak, то уже в 2024 году предпочтение сместилось в пользу FAW.
FAW — государственная автомобильная компания Китая. Кроме легковых машин, она выпускает внедорожники, грузовые автомобили и автобусы. Является лидером в «большой четверке» автопроизводителей Поднебесной наряду с Changan Motors, Dongfeng Motor и SAIC Motor. В России грузовые автомобили данной марки продаются с 2007 года.
В ноябре прошлого года на российско-китайском форуме «РОСТКИ» в Казани китайская компания FAW заявила, что изучает возможность создания собственного автомобильного производства в России, где Татарстан представляет в этом отношении интерес как площадка для нового китайского автозавода.
Несмотря на то что продажи FAW по сравнению с 2023-м снизились на 23% с 1 358 до 1 044 единиц, компания получает «серебро» в общем рейтинге.
Локомотивом марки является FAW J7 — магистральный седельный тягач с колесной формулой 4×2. Автомобиль выпускается на заводе в городе Чаньчун, основной сборочной площадке группы компаний FAW. Оснащается двигателем FAW CA6DM3‑55E52 мощностью 550 л. с. и крутящим моментом 2,3 тыс. Н⋅м. Коробка передач 12‑ступенчатая. В РТ за прошедший год было продано 656 таких машин, что на 18% больше, чем в 2023-м.
На 2-е место внутри зачетного рейтинга вырвался FAW CA3250 J6 6×4, который пытается конкурировать с аналогичными тяжелыми самосвалами камского и минского автозаводов, но только в сопоставимых комплектациях. В 2024 году на учет в татарстанских отделениях ГАИ было поставлено 197 единиц такой техники, что на 5% больше, чем в 2023-м.
В связи с окончанием крупных дорожных строек в республике спрос на крупногабаритную рабочую машину, обладающую высокой грузоподъемностью, — самосвал с колесной формулой 8×4 с кузовом Amkar — FAW CA3310 — упал почти в 5 раз. Оснащенный самосвальным оборудованием с задним способом разгрузки грузовик в прошлом году приобрели всего 112 раз, тогда как в 2023-м таких новых грузовиков было зарегистрировано в количестве 521 единицы.
Марка Sitrak — совместное детище Sinotruck и европейского MAN. Всего в республике продано 812 автомобилей
Sitrak, который обогнал КАМАЗ, но не в РТ
По стране пятая часть (19%) рынка грузовиков принадлежит Sitrak — 19,5 тыс. проданных экземпляров. Показатель ниже прошлогоднего на 18,5%. В Татарстане грузовые автомобили китайского бренда Sitrak получили «бронзу» в общем зачете.
Марка Sitrak — совместное детище Sinotruck и европейского MAN. Поскольку MAN владеет крупным пакетом акций китайского производителя, неудивительно, что китайский тягач похож на своего немецкого «прародителя», причем не только снаружи, но и внутри.
Всего в республике было продано 812 автомобилей Sitrak, из них 811 единиц пришлось на седельный тягач Sitrak C7H. Двигатель Sitrak — лицензионная копия дизеля MAN серии D26, но запас хода у него больше, чем на MAN. Показатель продаж в 2024 году оказался в 2 раза меньше реализации 2023-го, что на фоне развития транспортных цепочек подтверждает тезис о невозможности обновления транспортными компаниями своего автопарка.
Shacman стал самым продаваемым китайским самосвалом в Татарстане по итогам прошлого года
Почти MAN, но это Shacman
На 4-м месте в рейтинге популярности грузовых машин в Татарстане расположилась марка Shacman, которая образовалась путем сотрудничества китайской фирмы Shaanxi Heavy Duty Automobile Co с тем же немецким концерном MAN.
Трехосная модель SX3258 с колесной формулой 6×4 и грузоподъемностью 25 т стала самым продаваемым китайским самосвалом в Татарстане внутри марочного рейтинга по итогам прошлого года. Продажи большегруза практически не изменились: 196 машин в 2024-м против 199 в 2023-м.
Седельный тягач Shacman SX4188, оснащенный 6-цилиндровым дизельным 12,5-литровым двигателем WEICHAI WP13.480E501 с турбонаддувом, развивающим мощность 480 л. с., «уронил» свои продажи на 15% с 190 до 161 единиц. На 44% снизились продажи еще одного тягача — Shacman SX4258 — с 132 до 74 штук.
Трехкратный рост показали автобетоносмесители SX5258 (26 машин), почти на треть стали более востребованы автобетоносмесители SX5318, на 75% выросли продажи самосвалов SX3248.
В прошлом году в РТ было реализовано на 3% больше грузовиков Mercedes-Benz. Локомотивом марки является модель Actros. Практически все машины были привезены из Китая
Скучающие по европейскому качеству
Европейские производители тяжелых грузовиков после введения санкционных ограничений кратно снизили свое присутствие в республике. Но среди бизнеса остались и те, кто готов переплатить и получить в свое пользование классические грузовики, проверенные временем, хоть и не всегда «рожденные» в Европе.
Такова техника немецкого бренда Mercedes-Benz. Грузовики с «серебряными лучами» на капоте в 2024 году по сравнению с 2023-м хоть и незначительно, но усилили свое присутствие. В прошлом году всего было реализовано на 3% больше, или 290 грузовиков. Локомотивом марки является модель Actros, 264 единицы которой было реализовано в республике. При этом 257 грузовых ТС привезено к нам из Китая.
Выпускают китайские Actros на совместном предприятии Foton Daimler, а производство грузовиков Mercedes-Benz в Китае уже локализовано на 60%. Два грузовика было выпущено в 2022-м на конвейере ООО «ДК РУС», а пять авто приехало из Германии. Еще 26 продаж взяла на себя модель Mercedes-Benz Arocs — шасси для самосвалов, автобетоносмесителей, седельных и балластных тягачей, различных спецнадстроек.
По итогам 2024 года Scania заняла 15-е место по продажам в РТ, зарегистрирована 31 машина
У Scania дела похуже. Если по итогам 2021-го Scania занимала 2-е место после КАМАЗа по популярности, то уже в 2024-м — 15-е. Итогом стала регистрация всего 31 новой грузовой машины, тогда как в 2023-м — 54 единицы. Причем 27 авто прибыло в республику из Швеции, а четыре — из Китая. На дороги Татарстана сквозь границы смогли пробраться три седельных тягача с колесной формулой 4×2, 6×2 со вторым ведущим мостом и 6×2 с третьим ведущим мостом — модель S. Крупнотоннажные грузовые автомобили серии P и G смогли купить 17 татарстанцев, а R — 11.
Помимо этого, наблюдались продажи MAN, который реализовал 38 грузовых авто против предыдущего результата в 57 единиц. Марка DAF сумела продать в Татарстане 26 грузовиков (в 2023 году — 38). Шведская Volvo показала 16 регистраций, Renault и Iveco были проданы в единичных экземплярах.
По итогам 2024 года, 58%, или 3 949 новых зарегистрированных грузовых авто, — это седельные тягачи
Какие модели самые популярные в сегментах?
Рассмотрим также структуру рынка крупнотоннажных грузовых автомобилей Татарстана. По итогам 2024 года 58%, или 3 949 новых зарегистрированных грузовых авто, — это седельные тягачи. На 1-м месте по реализации магистральных тягачей — КАМАЗ. На него пришлось 25,9% от продаж в данном сегменте. Напомним, «кассу» челнинского автогиганта делает «КАМАЗ-54901».
18,7% от всех тягачей (740 авто) взял на себя Sitrak. 3-е место с долей в 17,9% и показателем в 708 продаж заняла китайская компания FAW, где ее тягачом и в прямом, и в переносном смысле выступает J7.
10% рынка приходится на крупнотоннажные самосвалы. Общее количество новеньких самосвалов, зарегистрированных в прошлом году, составило 662 единицы. Свыше 28% от общего числа самосвалов забрала марка Shacman. Здесь выделяются SX3258 и SX3318, общее количество которых составило 179 авто. У 140 самосвалов на капотном пространстве красуется надпись КАМАЗа, что составляет 21,1%. С 64 регистрациями здесь выделился «КАМАЗ-65115», который предназначен для перевозки различных сыпучих строительных и промышленных грузов, а также самосвал «КАМАЗ-6580».
Бортовые грузовики не менее популярны. Число автомобилей, попадающих в данный сегмент, приблизилось к тысяче — 976, что составляет 14,2% от общего количества. Почти 46%, или 445 таких машин, реализовал КАМАЗ, 134 — FAW, 111 — ГАЗ.
***
В заключение хочется отметить, что, действительно, КАМАЗ теряет часть своего рынка, даже несмотря на то, что правительство РФ оказывает поддержку российским автоконцернам. Но статистика показывает, что и продажи грузовых автомобилей китайских брендов показывают нисходящие результаты. Пока в России не изменится макроэкономическая ситуация, этот тренд едва ли изменится.



Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.