«С 90-х годов многие московские вузы, не имея соответствующей материальной базы и профессорско-преподавательского состава, расширили прием на платное образование, не обеспечивая должного качества», — обрушилась с критикой на столичные вузы спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. В новой стратегии образования приоритет дадут региональным вузам: более 70% бюджетных мест выделят субъектам. Также хотят повысить престиж учителей и побороть кадровый дефицит в образовании. О том, как правительство намерено привлекать в российские вузы полмиллиона иностранных студентов и чем ЕГЭ не устраивает Совфед, — в материале «БИЗНЕС Online».
Дмитрий Чернышенко рассказал сенаторам о новой стратегии развития образования — сразу до 2036 года с перспективой до 2040-го
Количество молодых педагогов за пять лет выросло лишь на 1,5%
«В 60–70-е годы в Советском Союзе сложилась целостная государственная система образования, но в 90-е были попытки перестроить ее по западным моделям: закрывались образовательные и культурные учреждения, высшие профессиональные учреждения приватизировались. Слава богу, становление российской государственности и системы образования в 2000 году с приходом Владимира Владимировича как раз развернуло этот вектор, были выработаны принципы развития отечественной образовательной системы», — ретроспективно начал накануне свой доклад на правительственном часе в Совете Федерации вице-премьер Дмитрий Чернышенко, рассказывая сенаторам о новой стратегии развития образования — сразу до 2036 года с перспективой до 2040-го. Дело непростое, поэтому уже проанализировано свыше 600 документов, а на портал госуслуг поступило 340 тыс. (!) предложений от граждан.
Стратегия развития образования России до 2036 года с перспективой до 2040-го пишется по поручению президента РФ Владимира Путина. На подготовку документа остается меньше месяца, крайний срок — 1 марта 2025 года. Это будет единый документ, который собирает в себе все профильные вопросы в области образования.
Стратегия должна стать частью нового нацпроекта «Молодежь и дети», который запускается в 2025-м. Для составления «стратегического» и «основополагающего» документа ведется «беспрецедентная по масштабу работа», привлечены более 650 экспертов, все 89 регионов, сформировано 14 рабочих групп, описывал ранее кабмин масштаб происходящего процесса. К слову, рабочую группу по дополнительному профессиональному образованию возглавляет ректор КФУ Ленар Сафин.
Рабочая группа выявила несколько проблем и вызовов при подготовке стратегии, которые будут решать в том числе и с помощью новой системы образования: ценностная война против России, неравные стартовые возможности, искусственный интеллект и цифровые технологии, демографический спад, необходимость обеспечения технологического лидерства.
Как собираются менять систему сейчас? Пока точного ответа на этот вопрос нет, но есть ряд направлений.
«Крайне остро» стоит вопрос определения роли учителя в эпоху ИИ и цифровых технологий. «Технологии не могут заменить живой контакт между учеником и учителем, который важен для качественного обучения и воспитания. Цифровизация должна служить поддержкой учителю, позволяя ему больше времени уделять наставничеству и воспитанию», — сделал неожиданный вывод Чернышенко.
Повышение статуса и престижа российского педагога. На этот счет конкретики было еще меньше. По словам вице-премьера, первоочередной задачей считается разработка механизма достойной оплаты труда учителей, а также меры по привлечению и удержанию квалифицированных кадров. Минтруд уже тестирует «пилот» по новой модели оплаты труда бюджетников в сфере здравоохранения, культуры, соцобслуживания, высшего образования, а также педагогов дошкольных учреждений, школ и СПО. В проекте должны участвовать 15 регионов, по три субъекта на каждую сферу. Так что повезло учителям в Удмуртии, Владимирской и Сахалинской областях.
Как определить реальную потребность в учителях по базовым предметам? Если верить слайдам Чернышенко, сегодня не хватает 3 тыс. учителей математики, 1,2 тыс. — физики, 515 — химии, 864 — биологии, 670 — информатики. Доля молодых учителей в возрасте до 25 лет за последние пять лет увеличилась только на 1,5%. «Вряд ли можно рассчитывать, что это шаг вперед», — признал вице-премьер. Зато доля учителей старше 65 лет — 6,9%, до 35 лет — 22,6%. «Совместно с регионами необходимо сформировать комплекс мер, которые направлены на сокращение дефицита учителей в общеобразовательных организациях», — отметил вице-премьер.
Найти возможность сдачи экзамена для школьников без привлечения репетиторов, добавил вице-премьер. «Этот вопрос, конечно, во многом связан с качеством преподавания предметов в школе. И сегодня подготовлен законопроект, который направлен на гарантированное получение педагогическими работниками дополнительного профессионального образования», — сообщил он.
«Таких объемов строительства общежитий и инфраструктуры для вузов нашей стране не было с 70-х годов», — похвастался Чернышенко
Планируется разработка единых учебников по адекватной стоимости.
Вопрос снижения бюрократической нагрузки на учителей, по словам Чернышенко, уже решен. Постановлением правительства с 1 сентября число оценочных процедур у педагогов снизилось с 52 до 2.
Ежегодно растет количество бюджетных мест по инженерным специальностям, в текущем году их число составило 250 тыс. — это более 40% от общего объема.
Особое внимание будет уделено балансу контрольных цифр приема между регионами и федеральными городами, пообещал он: «В приоритете, конечно, должны быть регионы, чтобы, как вы говорите, где родился, там и пригодился, ребята, отучившись, работали по своим местам. Поэтому более 70 процентов бюджетных мест выделяется субъектам».
Президент поручил распределять не менее 50% бюджетных мест в рамках прямого заказа на кадры. «И мы в ближайшее время создадим новый механизм для решения этой задачи, когда одним из критериев станет востребованность выпускников вуза и его деятельности. По такому же принципу реализуются федеральные инструменты поддержки», — указал Чернышенко.
Создается сеть кампусов мирового уровня. «Таких объемов строительства общежитий и инфраструктуры для вузов в нашей стране не было с 70-х годов», — похвастался Чернышенко.
Школьники уезжают поступать в столицу и остаются работать там, бил тревогу сенатор Андрей Шевченко
Мягкая сила для ближней Азии и слабые, зато платные выпускники медвузов
Школьники уезжают поступать в столицу и остаются работать там, бил тревогу сенатор Андрей Шевченко. Что с этим делать? Выход у Чернышенко простой: «Когда будет более координированная привязка гарантированных рабочих мест или привлекательных рабочих мест в самих субъектах, тогда, безусловно, появится больше интереса поступать в региональные вузы, автоматически это станет повышать качество образования и удерживать не только студентов, но и преподавателей».
Вице-премьер считает, что для этого местные власти должны выстроить кооперацию между вузами и предприятиями. За образец можно взять программу «Профессионалитет» для СПО — ее суть заключается в подготовке кадров, в которых в данный момент нуждаются производственные предприятия. По его словам, количество кластеров в рамках данного проекта будет увеличено до с 370 до 940, они охватят 3,7 млн человек.
До 2040 года в РФ должно быть увеличено количество иностранных студентов до 500 тыс., напомнил заместитель председателя Совфеда Константин Косачев. «Мы эту тему рассматривали как эффективный инструмент мягкой силы. Выпускники возвращаются домой и там работают в интересах и своей страны, и укрепления отношений с Россией. Понятно, что в условиях существующего кадрового дефицита в РФ появляется еще одно измерение, это дополнительный ресурс для компенсации соответствующих проблем», — поделился он.
До 2040 года в РФ должно быть увеличено количество иностранных студентов до 500 тыс., напомнил заместитель председателя Совфеда Константин Косачев
Чернышенко рассказал, что сейчас численность иностранных студентов составляет порядка 380 тыс., при этом правительственная квота — около 30 тыс. мест ежегодно, успешным выделяются гранты. Впрочем, наибольшее число иностранцев — студенты из Беларуси, Армении, Туркменистана, Узбекистана, Казахстана, Китая, стран Африки. Хотя вице-премьер подчеркнул: «На сегодняшний день мы не ставим перед собой цель массово заместить рабочую силу иностранными выпускниками».
Во время дискуссии от сенаторов прозвучало несколько предложений. Юрий Воробьев высказался о необходимости закрепления на федеральном уровне единого подхода к определению целей и задач, стоящих перед кадетским образованием, ведь оно приобретает особую государственную значимость в воспитании и обучении подрастающего поколения в духе патриотизма на основе традиционных российских ценностей. Сенатор Сергей Калашник указал, что бо́льшая часть среднеразмерных региональных университетов по объективным причинам не может участвовать в программах развития, и предложил разработать механизм, при котором вузы, которые привлекают инвестиции от коммерческих организаций, смогут получить дополнительные деньги от бюджета: «Икс рублей бюджетных на каждый привлеченный благотворительный рубль!»
Дина Оюн рассказала, что для техникумов, которые в партнерстве с предприятиями открывают свое производство, суммы сертификации неподъемные, и попросила для них льгот. А Анатолий Артамонов предложил отказаться от платного образования в медвузах. «Если бы мы пригласили в этот зал руководителей медучреждений, то все они сказали бы о том, что многие выпускники медицинских вузов, которые к ним приходят, не готовы к практической деятельности и не имеют необходимых знаний. <…> Платность заставляет руководителей этих учебных заведений любой ценой сохранять студентов, которые обучаются на платной основе».
Матвиенко возмутилась, что вузы говорят только о цифрах конкурса, а не о том, сколько выпускников пошло работать по специальности в школы, больницы и т. д.: «Они не чувствуют за собой ответственность за итоги своей работы»
Матвиенко: средняя оценка по аттестату должна обязательно учитываться при поступлении в вузы
Сенатор Людмила Нарусова обрушилась с критикой на ЕГЭ. Именно он не дает получать абитуриентов с глубокими знаниями, считает она. «Совсем недавно декан факультета журналистики Московского университета опубликовала статью, где она пишет, что провела проверочный диктант среди уже поступивших студентов журналистики, то есть людей, которые работают со словом, и это обнаружило вопиющую неграмотность. Не буду развлекать курьезами, там слово „карова“ и так далее. Но не является ли элементом стратегии образования пересмотр системы проверки знаний в средней школе будущих абитуриентов и отказ от ЕГЭ?» — обратилась она. Возможно, Нарусова имела в виду историю из МГУ, произошедшую еще в 2009 году.
Спикер Совфеда Валентина Матвиенко заявила о необходимости соответствия единого государственного экзамена школьной программе. «Оборот средств в репетиторстве, причем теневой, очень большой. Но ведь можно решить эту проблему просто, на мой взгляд: единая программа, единые государственные учебники и соответствие экзамена школьной программе. Чтобы на ЕГЭ не было экзотических вопросов, которые просто в школе даже не проходили, либо примитизированных вопросов. И тогда, мне кажется, схлынет поток репетиров», — считает она.
«Школьники учатся 11 лет, они трудяшки, стараются. Есть те, которые в вольном режиме живут, и оценочки так себе. ЕГЭ, любой экзамен — это лотерея. Разволновался ребенок или все вопросы знает, одного не знал — и он получает меньше баллов, необходимых для поступления. Мне кажется, средняя оценка по аттестату должна обязательно учитываться при поступлении в вузы. Это оценка ребенка за 11 лет», — заявила Матвиенко, после чего зал разразился бурными аплодисментами.
Кроме того, она возмутилась, что вузы говорят только о цифрах конкурса, а не о том, сколько выпускников пошло работать по специальности в школы, больницы и т. д.: «Они не чувствуют за собой ответственность за итоги своей работы».
По поводу контрольных цифр приема спикер Совфеда согласилась, что нужно делать акцент на региональных вузах: «Ну вот скажите, в Москве миллион студентов. Это оправданно? Причем мы контролируем контрольные цифры на бюджет и более слабый режим на оплатное обучение. С 90-х годов многие московские вузы, не имея соответствующей материальной базы, не имея профессорского преподавательского состава, расширили прием на платное образование, не обеспечивая должного качества. И это очевидно. Сегодня студентов в Высшей школе экономики больше, чем в Московском государственном университете. И они таким хвалятся! Разве это нормально?»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.