
«Твой пост никто не видит. Это сугубо между человеком и его Создателем. Это и есть смысл поста: даже когда никто не видит, человек не нарушает пост, потому что делает это ради Аллаха. Если не ради Всевышнего, ураза покажется невероятно трудной», — говорит бывший муфтий РТ Гусман Исхаков. В первый день Рамадана он рассказывает в интервью «БИЗНЕС Online», зачем нужна ураза, дает советы «новичкам», как продержаться все 29 дней, и вспоминает, как мама приучала его к исполнению важнейшего предписания Аллаха.
Гусман Исхаков: «Твой пост никто не видит. Это сугубо между человеком и его Создателем»
«Отказ от еды и воды — это самая легкая часть поста…»
— Гусман-хазрат, наступил священный месяц Рамадан, мусульмане в течение всего месяца будут соблюдать пост — уразу. Расскажите, что означает это слово?
— Начнем с самого Рамадана. Этот месяц почитается не только мусульманами. Иногда даже люди других вероисповеданий из уважения к мусульманским традициям пробуют поститься хотя бы один день. Мне часто рассказывают, что у кого-то есть друг-христианин или иудей, который решил поддержать постящихся. Иногда даже спрашивают: будет ли засчитан такой пост?
В татарском языке пост называют словом «ураза», которое пришло из персидского. В арабском языке ему соответствует слово «саум», означающее «воздержание» от всего, что Всевышний велел оставить в этот месяц. Даже разрешенные в другое время пища и вода становятся запретными от рассвета до заката.
— Но зачем Аллах заставляет людей испытывать голод и жажду?
— На самом деле пост — это не мучение, а наоборот, очищение и духовное развитие. В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Вам предписан пост, как он был предписан тем, кто был до вас, — быть может, вы станете богобоязненными». Изначально мусульмане постились всего три дня в месяц. Позже пост в Рамадан стал обязательным. В хадисе сказано: «Когда наступает Рамадан, открываются врата рая, закрываются врата ада, а шайтаны заковываются в цепи».
Гусман Гумерович Исхаков — имам-хатыб соборной мечети «Бишбалта», Казань.
Родился 25 мая 1957 года в столице РТ.
1964–1974 — учился в средней школе №129.
1975–1977 — служба в рядах Советской армии.
1978–1982 — студент медресе «Мир Араб» (Бухара, Узбекистан).
1982–1984 — ответственный секретарь духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (Уфа).
1984–1985 — студент шариатского факультета Исламского университета (Триполи, Ливия).
1985–1994 — имам-хатыб центральной мечети (Октябрьский, Башкортостан).
1991–1994 — ректор мусульманского медресе «Нуруль-Ислам» (Октябрьский).
1994–1998 — первый заместитель муфтия РТ.
1998–2006 — ректор Российского исламского университета.
14 февраля 1998 года на объединительном съезде мусульман избран председателем ДУМ РТ; 5 февраля 2002-го был повторно избран муфтием ДУМ РТ на второй срок, а 20 февраля 2006 года переизбран на третий срок до 13 января 2011-го.
С мая 2000 года — председатель ассоциации мусульманских религиозных организаций «Казанский муфтият».
7 сентября 2005-го был избран вице-президентом исламского совета Евразии (штаб-квартира в Анкаре).
2011–2018 — директор АНО «Центр изучения Корана „Рашида“».
С 2019-го — имам-хатыб соборной мечети «Бишбалта».
С 1997 года является почетным академиком Российской академии гуманитарных наук. В 2007-м был награжден орденом Дружбы за заслуги в развитии духовной культуры и укреплении дружбы между народами.
Но важно понимать: пост обязателен не для всех. Путники, больные, беременные и кормящие женщины могут не поститься, а восполнить пропущенные дни позже. Что касается физического аспекта, то многие люди сегодня страдают от переедания. Например, в США уровень ожирения достигает 60 процентов и выше. Наш пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил, что желудок надо делить на три части: одну — для еды, вторую — для воды, третью — для воздуха. Однако мы часто оставляем место только для еды. В Коране пост предписан не ради здоровья, а ради духовного воспитания. Это не просто отказ от пищи, а тренировка терпения, самоконтроля и богобоязненности.
— Есть некие «реформаторы» в исламе, которые говорят, что мусульмане неправильно трактуют предписание, данное в Коране. Дескать, пост в 30 дней вреден для организма, можно держать уразу по три дня в каждом месяце. И других подобных аргументов приводится очень много.
— Я думаю, что те, кто пишет, что длинный пост в Рамадан необязателен, просто хотят оправдать свою слабость имана (убежденность в истинности ислама и соответствующая система вероубеждений — прим. ред.).
— Но ведь трудно воздерживаться от самых естественных потребностей…
— Отказ от еды и воды — это самая легкая часть поста. Гораздо сложнее сдерживать себя от злословия, грубости, обмана и дурных мыслей. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Когда ты постишься и кто-то начинает ругаться с тобой, скажи: „Я пощусь!“». Представьте, вас обидели, на вас накричали, а вы не ответили. Человек подумает: «Как же он сдержан! В другой ситуации он бы дал отпор». Вот это и есть воспитание силы духа.
— Многие считают, что во время уразы достаточно воздержаться от еды, питья и выполнения супружеских обязанностей.
— В одном из хадисов также передается, что посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если кто-то не оставит ложь и греховные поступки, то Аллаху нет нужды в том, чтобы он оставлял свою еду и питье». То есть пост — это не просто отказ от еды и питья, но в первую очередь очищение души, оставление грехов и проявление благочестия. Более того, это стремление развить в себе определенные качества и сохранять их в повседневной жизни. Аллах не нуждается в голоде и жажде людей, важна их искренность и праведность.
Еще один важный момент: пост — это поклонение, которое никто не видит. Если я совершаю намаз, окружающие понимают, что я молюсь. Если я отправился в хадж, это тоже заметно. Но уразу можно соблюдать только ради Всевышнего. Именно поэтому в хадисе-кудси сказано: «Пост — для Меня, и Я Сам воздам за него…»
— Особенно если люди не знают, постишься ты или нет…
— Да. Если я ношу бороду, надеваю тюбетейку, чапан и иду в мечеть, все понимают: «Вот Гусман-хазрат пошел молиться». Если я совершаю хадж или приношу жертвоприношение на Курбан-байрам, это тоже видно. Но твой пост никто не видит. Это сугубо между человеком и его Создателем. Это и есть смысл поста: даже когда никто не видит, человек не нарушает пост, потому что делает это ради Аллаха. Если не ради Всевышнего, ураза покажется невероятно трудной.
Вы, наверное, слышали хадис о банкроте. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Поистине банкротом из числа моей общины окажется тот, кто в День Воскрешения явится с молитвой, постом и закятом, но при этом выяснится, что он оскорбил одного, оклеветал другого, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвертого и ударил пятого. Тогда ему придется отдавать свои благие дела в уплату этим людям, а если они закончатся раньше, чем он рассчитался со всеми, то их грехи переложат на него и он будет ввергнут в ад». Но награда за пост остается нетронутой, ведь человек соблюдает его только ради Аллаха.
«Рамадан почитается не только мусульманами. Иногда даже люди других вероисповеданий из уважения к мусульманским традициям пробуют поститься хотя бы один день»
«Вот придет Рамадан, и я начну делать больше добрых дел»
— Пост помогает воспитать терпение. Но ведь трудно сдерживаться, например, в пробке или за рулем, когда тебя подрезают…
— Это и есть испытание силы воли. В Рамадан мы словно накапливаем духовную энергию, которая помогает нам весь год. У татар есть слово «такат» — оно произошло от арабского «та̄ка» и означает «сила, энергия».
Рамадан учит нас ценить простые вещи. Когда человек голоден 10–12 часов, даже кусочек хлеба становится невероятно ценным. Подобно тому, как крепкий иммунитет защищает тело от болезней, так и сильная вера оберегает душу от слабостей и искушений. Чем сильнее вера, тем легче дается ураза, ведь ее смысл не только в голоде, но и в воспитании терпения, богобоязненности и внутренней стойкости. Пост помогает осознать, сколько времени уходит на готовку, уборку, суету вокруг еды. В Рамадан мы можем посвятить это время чтению Корана и молитвам.
— Что же важнее в Рамадан — совершать намаз или читать Коран?
— Конечно, молитвы важны, особенно таравих-намаз. Но многие богословы говорят: «В Рамадан главное — читать Коран». Ведь именно в этот месяц он был ниспослан.
— Рамадан называют султаном всех месяцев, не так ли?
— Да, среди всех месяцев Рамадан занимает особое место. Самый великий день недели — пятница, а самая благословенная ночь — Ляйлят аль-Кадр, ночь могущества, или ночь предопределения.
Почему она так важна? В эту ночь, если человек с искренней верой обратится к Аллаху, надеясь только на Него, Всевышний не отвергнет его молитву. В Коране сказано: «Ночь могущества лучше, чем тысяча месяцев». Это почти 82–83 года. То есть человек за одну ночь может получить награду, равную поклонению на протяжении всей жизни.
«Рамадан учит нас ценить простые вещи. Когда человек голоден 10–12 часов, даже кусочек хлеба становится невероятно ценным»
— Но ведь эту ночь трудно определить.
— Да, точно определить ее невозможно, поэтому в последние 10 дней Рамадана мусульмане стараются усерднее поклоняться. Многие отправляются на итикаф — благочестивое уединение в мечети. Отключают телефоны, оставляют мирские заботы и полностью посвящают себя молитве: кто-то на все 10 дней, кто-то на неделю, а кто-то на три дня или хотя бы на день. Пророк (мир ему) знал, когда наступает Ляйлят аль-Кадр, но не сообщил об этом. Это сделано для того, чтобы люди стремились к благим делам не в одну ночь, а в течение всех 10 дней.
Кстати, иногда мы думаем: «Вот придет Рамадан, и я начну делать больше добрых дел». Но почему только в этот месяц? Ведь рядом есть больные соседи, родственники, о которых мы забываем на 11 месяцев, а потом вдруг решаем помочь. Рамадан пробуждает в нас милосердие и учит добру. Наш пророк (мир ему) был особенно щедрым в Рамадан. В Библии говорится: «Не оскудеет рука дающего». В исламе тоже: если человек жертвует в Рамадан, Всевышний возвращает ему это многократно.
— Хорошая инвестиция!
— Самая надежная! Никакие проценты не сравнятся с наградой от Всевышнего. В Коране сказано: «И когда Мои рабы спросят тебя обо Мне, то воистину Я близок. Я отвечаю на зов зовущего, когда он взывает ко Мне». Иногда человек сомневается: «Я постился, молился, давал милостыню… Видит ли меня Всевышний?» И Аллах отвечает: «Я близок».
К Рамадану нужно готовиться так, как мы готовимся к приходу важного гостя. Если приезжает начальник или президент, мы приводим улицы в порядок, украшаем дома, встречаем его с улыбками. Так и Рамадан — это великий гость, и встречать его нужно с чистым сердцем.
«В исламе самое важное — это намерение. Если намерение искреннее, ради Аллаха, даже если человек ошибается, Всевышний примет его поклонение»
О чуде Рамадана и «преступных ифтаритетах»
— Как лучше подготовиться к Рамадану? Особенно тем, кто планирует соблюдать пост впервые?
— Пророк (мир ему) сказал: «Кто будет поститься в Рамадан с искренней верой, надеясь на награду от Всевышнего, тому простятся его прежние грехи». В исламе нет исповеди перед человеком. Мы раскаиваемся перед Аллахом — искренне, со слезами, с надеждой на Его милость. В Рамадан ты не один. Ты ждешь ифтар вместе с братьями по вере, с теми, с кем, возможно, когда-то вел неправильный образ жизни. А теперь вы вместе в мечети. Это настоящее братство. Таравих — особый ночной намаз, который совершается только в Рамадан. В другое время года утренний или ночной намаз может казаться сложным, ведь надо рано вставать, идти в мечеть. Но в Рамадан это дается легче.
В первые 10 дней мечети особенно полны. В нашей мечети «Бишбалта», например, имам Шаукат хазрат, знающий Коран наизусть, читает его удивительно красивым голосом. Люди приходят не только помолиться, но и насладиться звучанием Корана. Я видел, как человек, который годами не посещал мечеть, после месяца поста менялся. Его лицо становилось светлым, наполненным богобоязненностью. Он говорил: «Я жду Рамадан целый год, чтобы сделать ифтар с братьями».
Пусть пища не самая изысканная, но главное — это атмосфера. Мы сидим на коленях в мечети, разговляемся, а затем вместе совершаем намаз. Эти чувства трудно описать словами. Это как когда ты впервые видишь Каабу, совершаешь таваф… Ты понимаешь: в этом действительно есть что-то особенное.
Сегодня в Казани около 80 мечетей, в Татарстане — более 1,6 тысячи. И во многих из них хафизы, знатоки Корана наизусть, прочитывают его полностью за месяц. Таравих-намаз длится полтора часа, но никто не устает — люди наслаждаются. Это чудо Рамадана. Мы должны встречать этот месяц достойно, подготовить себя, свою душу, сердце. Лучший подарок, который мы можем сделать этому великому гостю, — наша богобоязненность и благие дела.
— На таравих-намаз мечети полны, но после окончания Рамадана на ясту-намаз приходит уже меньше людей…
— Да, есть те, кто приходит в мечеть только в Рамадан. Они говорят: «Хазрат, Рамадан ничем нельзя заменить». В этот месяц люди становятся щедрее, раздают милостыню, помогают нуждающимся, соседям, родственникам. При этом важно помнить: помогать нужно, не спрашивая, какой национальности или вероисповедания человек. Если он твой сосед, значит, Всевышний предопределил вам жить рядом. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Начинайте с тех, кто ближе». Купите финики, сладости, сделайте подарок и угостите соседа в Рамадан. Неважно, русский это, еврей, чуваш или мордвин — проявите уважение. Родственники могут жить далеко, а сосед рядом, и вы еще долго будете жить бок о бок. Поэтому уделять внимание соседям не только в Рамадан, но и в другие дни особенно важно.
Сегодня в СМИ часто можно услышать что-то негативное об исламе. Но мы должны своей добротой и щедростью показывать, что ислам — это милость, благородство и великодушие.
— А если человек еще не готов к намазу, но хочет начать с поста?
— Это хороший вопрос. Многие говорят: «Хазрат, намаз для меня пока труден, но пост в Рамадан я соблюдаю все 30 дней». Мы не должны отвечать такому человеку: «Раз не совершаешь намаз, пост не имеет смысла». Это неправильно. Конечно, первым предписанием Всевышнего является намаз, затем — закят, хадж. Но если человек начал с поста, это уже шаг навстречу Аллаху. Пусть приходит в мечеть на таравих, пусть видит, как мусульмане наслаждаются своей верой. Иногда его родные или друзья говорят: «Ты еще молодой, успеешь». Но важно поддерживать его стремление, а не отталкивать. Возможно, он поедет в умру или хадж, увидит тысячи верующих, совершающих поклонение, и осознает: самое важное — это намаз. Постепенно он к этому придет.
Ведь в исламе нет принуждения. Даже Пророк (мир ему) не смог убедить своего дядю принять ислам. Истинный путь — это дар Аллаха. Если Всевышний ведет человека к вере, никто не сможет его сбить с пути. Если же человек пока не нашел этот путь, важно говорить с ним мягко, а не заставлять.
— Некоторые воспринимают уразу как диету. Например, пробовали разные режимы питания и говорят: «Дай-ка попробую пост». Это допустимо?
— Если человек совершает намаз только как физкультуру, делает омовение просто как обливание, а постится ради похудения — такой пост не будет принят. В исламе самое важное — это намерение. Если намерение искреннее, ради Аллаха, даже если человек ошибается, Всевышний примет его поклонение. Но если пост соблюдается «за компанию», чтобы угодить семье или друзьям, то это просто отказ от еды, а не поклонение. Всевышний принимает только те дела, которые совершаются с чистым сердцем и ради Него.
— А как быть с теми, кто сам не постится, но ходит на ифтары? Их в шутку называют «преступными ифтаритетами». Пускать ли таких людей в шатры Рамадана?
— Конечно, пускать! Я сам два года назад был на ифтаре в мечети «Ярдэм». В шатре собрались 500–600 человек. Люди с удовольствием слушали молитву, с радостью принимали пищу. Никто не выделялся: все ели одинаковые блюда, пили одинаковый чай. Я заметил среди гостей темнокожих студентов. Судя по всему, они не были мусульманами. Я подошел и спросил их: «Вы мусульмане?» Они ответили: «Нет, нам просто интересно». Они поужинали, и я думал, что они просто встанут и уйдут. Но нет! Вместе со всеми они пошли в мечеть и стали слушать Коран. И я подумал: «Вот это и есть лучшая реклама ислама!» Они не просто поели — они увидели мусульманскую культуру, почувствовали гостеприимство, услышали Коран.
Я очень благодарен имамам, которые устраивают ифтары. В мечетях угощают от 40–50 до тысячи и более человек. Есть благотворители, которые полностью финансируют эти мероприятия. Чем больше людей увидит доброту ислама, тем лучше. Ведь ислам — это религия милосердия, и Рамадан — лучшее время, чтобы это показать.
— В вашей мечети тоже проводят ифтары?
— Да, у нас тоже проходят, и почти все дни уже заняты. Рамадан еще не начался, а спонсоры уже заранее расписали все даты. Причем они не хотят, чтобы их имена озвучивали. В исламе говорится: «Сделай доброе дело и забудь». Если же сделал кому-то что-то плохое — помни об этом, пока не извинишься или не загладишь свою вину.
«Голод вызывает легкий дискомфорт: урчит в животе, хочется пить. Но это всего лишь признак того, что организм перестраивается и очищается. В этот момент начинают сжигаться лишние жиры, запускается процесс омоложения и оздоровления»
«Посмотрите, сколько людей мы похоронили за этот год»
— Есть люди, которые не могут поститься в Рамадан. Они не такие уж пожилые, но у кого-то диабет, у кого-то проблемы с желудком или давлением. Некоторые пробуют поститься день-два, но потом понимают, что не могут продолжать. Что делать таким людям?
— Для них предусмотрена фидия — особая искупительная милостыня. Если человек знает, что в следующем году выздоровеет, он должен просто восполнить пропущенные дни позже. Но если болезнь неизлечима и поститься он уже никогда не сможет, он выплачивает искупительную милостыню — сумму, равную стоимости его питания на один день, умноженную на 30. Важно, чтобы эта милостыня действительно доходила до нуждающихся. Можно передать ее тем, чей доход ниже прожиточного минимума, или оплатить ифтар для бедных.
— Новички, которые впервые начинают поститься, иногда испытывают дискомфорт и бросают уразу. Что вы им посоветуете?
— Развивать силу воли. Если человек не может продержаться без еды и воды 4–5 часов, значит, его любовь к Всевышнему еще недостаточно крепка. Когда человек сомневается в милости Аллаха, ему трудно соблюдать пост. Голод вызывает легкий дискомфорт: урчит в животе, хочется пить. Но это всего лишь признак того, что организм перестраивается и очищается. В этот момент начинают сжигаться лишние жиры, запускается процесс омоложения и оздоровления. Но тут шайтан шепчет: «Выпей воды, перекуси!» И если человек поддается, значит, он уступает своему нафсу (низменным желаниям).
Конечно, если пост действительно угрожает здоровью, если человек теряет сознание или у него подскакивает давление до критических значений, он не должен поститься. В Коране сказано: «Аллах желает вам легкости и не желает вам трудности». Ислам — это религия милости. Всевышний не требует от человека того, что ему не под силу. Однако мы сами часто усложняем религию. Аллах не говорит: «Умри, но соблюдай пост». Всевышний дает послабления, и их нужно использовать, если это необходимо.
— Приходилось слышать от некоторых бабушек-татарок, мол, умру, но пост держать буду…
— Это неправильный подход. Всевышний дает облегчение даже здоровым людям, если они в путешествии или заболели. Мы уже говорили о беременных женщинах, о людях с хроническими заболеваниями. Аллах не желает для нас трудностей. Но главный показатель истинного поста — это богобоязненность. Если человек искренне надеется на награду от Всевышнего, любые преграды преодолеваются легче.
Пророк (мир ему) сказал: «Для постящегося есть две радости». Первая — это момент ифтара. Когда ты целый день терпел голод и жажду, а затем поднимаешь руки и с покорным сердцем обращаешься к Аллаху: «О, Аллах, я постился ради Тебя, я выполнил Твое предписание!» В этот момент молитва особенно ценна. Кто-то просит о здоровье, кто-то — о прощении близких, кто-то — о благополучии семьи. Вторая радость — в день воздаяния, когда человек предстанет перед Всевышним и его пост станет свидетельством его веры: «О, Аллах, я делал это ради Тебя».
Сегодня многие готовы неделями не есть ради похудения или ради пользы для организма. А пост в 12–13 часов — это совсем немного. Организм быстро привыкает, и уже на 7–8-й день трудности проходят. Ведь, как сказано в Коране: «Воистину после каждой трудности приходит облегчение». Ислам не предписывает ничего, что вредило бы человеку. Напротив, пост дает и телесное очищение, и духовное обновление. В последние дни Рамадана человек ощущает не только легкость в теле, но и умиротворение в душе. Пост — это не просто отказ от еды, это способ приблизиться к Аллаху. В этот месяц особенно важно молиться с искренностью. Аллах говорит: «Просите у Меня».
Но молитва — это не торговля. Если человек только просит, но ничего не отдает взамен, это не искренность. Мы же приносим Всевышнему свою богобоязненность, свой пост, свою молитву — и с верой обращаемся к Нему. Рамадан — это великое испытание и великое чудо. Если бы люди знали, насколько ценен этот месяц, они бы хотели, чтобы весь год был Рамаданом. Сподвижники пророка (мир ему) за полгода до наступления Рамадана молили Аллаха: «О, Аллах, позволь нам дожить до этого месяца!», а после его окончания еще полгода просили: «О, Аллах, прими наш пост».
Посмотрите, сколько людей мы похоронили за этот год. Политики, спортсмены, артисты, обычные знакомые — многие из них не дожили до Рамадана. Если бы могли, они бы постились вместе с нами. Ведь в могилу человек не забирает с собой ничего: ни деньги, ни машины, ни золото, ни недвижимость. Все остается в этом мире. Единственное, что уходит с ним, — это пост и его благие дела. Жизнь проходит быстро. Еще 15, 20, 25 лет назад мы вместе ходили в мечеть, участвовали в национальных движениях.
И вот сегодня в 80 мечетях Казани и в 1,6 тысячи мечетей Татарстана мусульмане, воздев руки, молят Аллаха: «О, Аллах! Ты мир! От Тебя мир! Даруй мир нашей земле!» Когда человек искренне кается, смиренно приходит к Аллаху, голодный и покорный, с мольбой на устах — Аллах дает ему мир и спокойствие. А все трудности, которые случаются, — это лишь последствия того, что люди отходят от поклонения, забывают о посте, забывают о милости Всевышнего.
— Вы сами выросли в религиозной семье. Помните ли свой первый пост? Как родители приучали вас к уразе?
— Да, мне уже 68 лет, но я до сих пор помню, как мама будила нас на сухур — прием пищи, который нужно завершить до начала рассвета. В нашей семье было шестеро детей — пять сестер и я. Мама никогда не заставляла нас поститься. Но если вдруг нас не разбудили на сухур, мы плакали. Может быть, не столько от богобоязненности, сколько оттого, что пропустили вкусный завтрак. Котлеты, пельмени, какао… Этот запах невозможно забыть!
Когда я только начинал соблюдать пост, дни были короткие, погода холодная. Человек, живущий 99 лет, трижды переживает один и тот же Рамадан в одно и то же время года из-за разницы в 11 дней лунного календаря. Когда мне исполнилось 10–12 лет, мама уже говорила: «Теперь ты должен поститься».
— То есть мама заставляла вас поститься?
— Нет, что вы, это звучало не как приказ, а как естественная обязанность. Если кто-то из младших заболевал или не вставал на сухур, мама сама заставляла его поесть, ведь детям пост необязателен. Обязанность начинается с совершеннолетия. Пророк (мир ему) сказал: «Приучайте детей к намазу с 7 лет. А если в 10 лет они не совершают его — будьте к ним строже». Но строгость — это не наказание. Это значит воспитывать личным примером. Так же и с постом. Я не помню, чтобы когда-то не соблюдал уразу.
Помню, как после ифтара мы садились в автобус нашего соседа Рифката-абыя и ехали в мечеть Аль-Марджани. Тогда это была единственная действующая мечеть в городе. Мне было 10–11 лет, и я испытывал невероятное наслаждение, находясь там. Но в те времена, когда люди видели ребенка в мечети, говорили: «Что ты тут делаешь? Ты же подставляешь своих родителей». А потом, когда я стал муфтием, эти же люди подходили ко мне и говорили: «Хазрат, помнишь, ты в детстве ходил в эту мечеть?»
Поэтому я всегда говорю: от голода никто не умирает. Но если ребенок еще мал, его нельзя заставлять поститься. Когда он достигнет совершеннолетия, мы должны не принуждать, а вдохновлять его своим примером. Если ребенка заставлять поститься через силу, он найдет способ поесть тайком — в кафе или столовой. Но если он сам осознает ценность поста, если поймет его смысл, он сохранит эту искренность в сердце с самого детства.





Халяльный напиток ЭМИЗ — наполни себя внутренней чистотой и здоровьем в священный месяц Рамадан
Акция проводится в течение всего Рамадана — с 1 марта по 31 марта 2025 года. *Предложение действует на ЭМИЗ «Таврический», «Диабетический», «Премиум» объемом 0,75.
Тел. 8 800 444 09 37
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.