Социальный философ Рустам Курчаков Социальный философ Рустам Курчаков Фото: «БИЗНЕС Online»

О личном выборе в тупике обстоятельств

Что-то более-менее определенное насчет видов на лето-2025 можно будет ощутить и оценить только по зримым итогам недавно начавшегося переговорного процесса Россия – США. Переговоров «по Украине», как почти все думают, но парадоксальным образом без нее и европейских «контрагентов». А по сути, пока это только проба разговора «тет-на-тет» по поводу будущего мироустройства.

Причем это всего лишь дебют, который разыгрывается в обозримые сроки, обозначенные символическими датами от Рамадана до Троицы (см. предыдущую публикацию).

Шахматный ли это дебют на геополитической доске, рулетка в казино или совсем другая игра с краплеными картами — это можно оценивать по-разному. Но, как говорят мудрые люди, главное не оказаться в роли «карточного болвана», который сел за игровой стол со своим домино или шашками, и казалось ему, что выигрыш сам идет в руки… А в итоге выяснилось, что оказался он совсем в другой игре и не выиграл, а проиграл.

Время от 28 февраля до 8 июня как раз три месяца и неделя. И вот за это время каждый — волей-неволей и хочешь не хочешь — неизбежно выберет свою точку бифуркации, т. е. точку перемены мировосприятия. Душа всегда подскажет или сердце вздрогнет — вот он, поворот!

Это у каждого случается время от времени, когда в «неразрешимой» ситуации надо сделать выбор и решить. Поступить не как обычно, а по-другому — «по зову души». Переменить отношения с людьми, поменять круг общения, вырваться из потока суеты и заняться любимым делом. Каждый вспомнит эти «точки бифуркации» в своей жизни и судьбе. Которые мы иногда бездумно проскакиваем, и потом их уже не вернуть.

Есть глубинные причины того, почему в наше предконечное время такой решительный поворот личного жизневосприятия и активного мыследействия особенно труден и почти невозможен. Об этих причинах надо говорить отдельно и в другом месте. А сейчас каждому достаточно представить себе внешнее давление социальных условий и обязательств, которыми он опутан с головы до ног. По сути, все мы, за очень редким исключением, заложники системы «социальной ипотеки», которая охватывает почти все стороны нашей личной, семейной и общественной жизни.

И если разобраться с примерами и фактами на руках, то эта система «внутренней кабалы» в каком-то смысле гораздо страшнее крепостнической системы образца XVIII или XIX веков. Вот почему перемены, не столько глобальные и социальные, но в первую очередь личные и персональные просто неизбежны. Вопрос лишь в сроках и формах этих перемен на всех уровнях — получится ли пройти их без потрясений и жертв или нет?

Если перейти от слов к делу, надо попробовать хотя бы критически оценить свою «кочку зрения», как она сложилась по жизни. И в лучшем случае восприятие жизни и понимание своего пути станут чуть более гибкими и адекватными. А в худшем — кто-то сделает выбор за вас и навяжет свою позицию с такой силой, что о так называемой свободе воли и тем более «социальных правах» придется надолго позабыть. Хотя на этот счет могут быть и другие мнения, но их можно легко проверить на практике.

Фазовый переход обнажает корни родовой и исторической памяти

В обстоятельствах социального и личного форс-мажора у разумного человека есть возможность проверить и убедиться, насколько его картина мира (мировоззрение) адекватна переменчивой ситуации. А главное — помогает ли она решать неотложные жизненные проблемы или, наоборот, заставляет постоянно спотыкаться об свою «кочку зрения» и шаблонные принципы.

Это и есть фазовый переход в потоке перемен — он, так или иначе, обозначает перелом стабильных структур на всех уровнях: глобальном (мировой порядок по Ялте-1, Ялте-2 и т. п.), в развитии цивилизаций (культурный код и уклад жизни), народов (национальная идея или дух), социальных организмов (политико-экономический строй и закон) и отдельных людей (набор жизненных ценностей и принципов на основе врожденной психосоматики).

Наверное, уже летом или ближе к осени многие почувствуют себя в чем-то другими людьми и в других обстоятельствах.

Если только поток событий не захлестнет и даст возможность остановиться и задуматься…

Ощущение «угрожаемого периода» (военно-исторический термин) дойдет до всех, а последним будет «тыловой мирняк», который полагает себя свободным от всего — такие мнят, что они «вне политики» и прочих социальных условий. Но в первую очередь осознание перемен важно для сугубых рационалистов, у которых присущая нынешней цивилизации рационально-логическая модель восприятия, прошедшая пик своего развития еще в конце XIX века, давно превратилась в предрассудок.

Этот набор предрассудков, типичный для оторванных от жизни «умников», в житейской практике оказывается ниже обычного здравого смысла и даже инстинкта самосохранения. И в этом смысле обычный «умник» нашего времени по критериям социальной эффективности и бытовой жизнеспособности стоит гораздо ниже типичного «совка».

Хуже того, значительная часть молодых вольно или невольно впитала эти предрассудки, унаследовав от отцов и дедов. Причем дело ведь не только в том остаточном образовании под мемом «ЕГЭ», которое они получили в школах и вузах. А в том образе жизни и правилах социального «выживания», которые длятся уже полвека, не менее. И это настоящая беда, не только социальная, но и просто человеческая. Никуда не денешься — предстоит пережить на личном опыте поистине шекспировскую трагедию — кейс принца Гамлета: «Порвалась дней (поколений) связующая нить — и как обрывки мне соединить?»

На самом-то деле в аспекте поколенческой истории ситуация гораздо хуже, чем у датского принца. Гамлету надо было восстановить родовую память, т. е. связать свою родовую нить с отцом, предательски порванную родным дядей Клавдием. А нынешним «принцам» к чему прикажете привязывать свои оборванные родовые концы? И какие «дяди Клавдии» поджидают их на этом пути?

Ну да, раз в году в День Победы эти родовые травмы можно временно успокоить в шествии «Бессмертного полка». Языческий обряд поминания памяти предков естественным порядком вещей — движением духа по солнцу с востока на запад — потихоньку перекочевал с Алтая и из Сибири в европейскую Россию, а потом и за рубежи, по сети «русско-еврейских диаспор». Погуглите историю этого обряда и легко увидите, где и как он возник, как двигался из-за Урала, а потом в 2012–2013 годах был институализирован в официальный формат и частично «приватизирован» — как же без этого? — активистами-единороссами.

Чуть сложнее рассмотреть и реконструировать незримую для суетливого взгляда «невидимую», но глубинную часть этого благородного обряда поминания предков. Она ведет свой отсчет с 40-летия Победы, отмеченного в позднем СССР в 1985 году, т. е. 40 лет назад. Поминальный срок в 40 лет для страны — это, по сути, то же, что 40 дней для поминания близкими упокоенной души — одна и та же мера земной жизни смертного чело-Века.

И это открывает нам более глубокий и мудрый взгляд на то, как в наши дни этот древний обряд реализуется в действии. Вот группы поисковиков-волонтеров, которые годами разыскивают прах погибших неизвестных солдат и отдают им последние почести. Для них «война не закончилась, пока не похоронен последний павший солдат». А вот скромные обелиски с именами павших земляков в селах Татарстана — русских, татарских, чувашских и др. Там, где разумные главы помогают людям эту память сохранять, а не подменять интересами показного «благоустройства».

Наверное, в религиозном смысле это можно понять и принять как покаяние, но не формальное, а действенное и жизнеутверждающее. Для своего поколения и для тех, кто идет следом. Эстафета Победы, но попробуй ее принять и дальше нести самому. На СВО или путем мобилизации тыловой работы, как многие сейчас, но не все.

В 2017-м исполнилось 72 года Победе. А 72 года, по Алтайскому Билику, — это земной век человека длиной в два поколения. И если суждено стране и людям получить просвет жизни и памяти сверх этого срока, то только своими реальными мирными действиями. Объединенной волей народов страны: тогда свет Победы не погаснет, если совместным трудом преодолеть предательское поражение в минувшей 35 лет назад холодной войне.

От вступительного этапа перемен к «решительному»

Ситуация фазового перелома в потоке перемен обнажает «физиологию и анатомию общества», и поэтому накопившиеся за время мнимой стабильности проблемы видятся гораздо острее. В том числе ключевая проблема передачи эстафеты перемен молодым поколениям. Неслучайно сейчас в тщетных экспертно-аналитических обзорах все чаще встречается образ сложного узла, или «матрешки проблем» (образ «кризиса-матрешки» впервые использовал Андрей Фурсов).

Временные рамки вступительного этапа глобальных перемен были обозначены в начале цикла статей примерно 2013–2025 годов. И теперь уже ясно, что в самом начале 2025-го явились признаки перехода к новому, гораздо более динамичному этапу. Почему его можно назвать «решительным», но пока далеко не решающим?

Во-первых, надо осознать смысл того агрессивного напора, с которым Дональд Трамп взялся за решение американских и мировых проблем, и силу того отпора, который нарастает с каждым днем, усиливая хаос и неопределенность не только в мировых делах.

Во-вторых, надо обратить внимание на то, как растет на всех уровнях ожесточение борьбы за свои интересы. Борьбы между глобальными центрами силы, между странами, между большими, средними и малыми бизнесами и т. д. Может быть, не так заметно и не публично, но не менее драматично эта борьба проявляется в семейных и родственных отношениях. И в жизни каждого, когда перемена обстоятельств ставит его на развилку выбора. Поэтому сразу повысился градус тревожности в массовом сознании — посмотрите соцопросы, которым доверяете, или опросите ближних.

И в-третьих, на всех уровнях должно быть понимание того, что накопившиеся и оперативные возникающие проблемы надо вовремя решать. А для этого важно личное состояние решимости. По этому критерию можно легко отличить работника от саботажника, а политического лидера — от марионеток закулисы.

Ключевой смысл этого состояния решимости, как обычно, легче понять на примере самой публичной ситуации — геополитической. Оно и понятно — житейская мудрость недаром гласит: «На себе не показывай — ошибешься!»

Итак, что же придется решать лидерам глобальных перемен прямо сейчас — в текущем «решительном» году? И почему так важна для них осмотрительная решимость при выборе стратегии перехода к новому этапу каждой из нынешних исторических цивилизаций, которые можно пересчитать по пальцам одной руки, занимающих свое место в составе глобальной мировой цивилизации?

Вот далеко не полный, но вполне достаточный для ясности ответа список узловых проблем, которые предстоит настоящим лидерам либо разрубить, либо терпеливо распутывать.

  • Раскол гражданского общества в США с выходом в ту или иную форму гражданской войны. Пока из возможных вариантов лучше всего просматривается сценарий «организованного чрезвычайного положения».
  • Раскол Европы на «старых» и «молодых» членов ЕС с непредсказуемым набором смешанных комбинаций и с заблаговременно вышедшей через Брекзит Англией, которая, как обычно, сидит в «засаде».
  • Примерно в таком же, но еще более сложном комплексе с учетом участия и дальнейшей роли США проблема «реинжениринга» НАТО.
  • Неизбежное размежевание стран в составе и в орбите БРИКС на «многополярные» и тяготеющие к тому или иному полюсу силы.
  • И т. д. по повестке и по списку…

А что Украина, к которой теперь приковано внимание? Вот на ней-то, как на белом экране в темном зале, мы и увидим первую серию этого сериала. Но этот экран и сериал братья по судьбе сами выбрали.

Надо только постараться не просто смотреть, но и видеть, чтобы потом мыследействовать. И предельным критерием адекватного мыследействия в потоке перемен является осознание того, что почти все проблемы, стоящие перед нами, принципиально неразрешимы, если не измениться самому и не помочь измениться другим.

А решающие этапы перемен к лучшему еще далеко впереди.

(Продолжение следует.)

Рустам Курчаков