«Когда я пришел на работу, такой вопрос мне никто не задавал: «Как считаешь, достойны татары такого здания или нет?» — сказал директор Камаловского театра Ильгиз Зайниев на пресс-конференции, посвященной проектам в новом открывшемся здании. По сути, это первый публичный разговор о том, как главный татарский театр будет жить в «ледяной глыбе» за 30 млрд рублей. Первая премьера — от турецкого режиссера Мустафы Курта — в новом здании намечена на 21 марта. О том, какие пять основных направлений работы выделил Зайниев, на что сердился главный режиссер Фарид Бикчантаев и можно ли будет прогуляться по зданию театра без билета, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Фарид Бикчантаев: «То, что совершило наше руководство за короткий срок, — подарить такое здание республике, России... И вообще думаю, это международный проект»
«Тысяча и одна ночь» и турецкий «Ресторан живой обезьяны»
В минувшие выходные в жизни театра им. Камала случилось историческое событие — дебютный показ спектакля в новом здании на берегу озера Кабан. Не премьерная постановка и не на большой сцене (главный зал распахнет двери 26 марта на «Зәңгәр шәл», билеты раскупили в течение получаса после старта продаж), тем не менее это важный первый шаг в освоении нового пространства за 30 млрд рублей. По такому поводу руководство театра созвало пресс-конференцию, где, в частности, анонсировало новые проекты.
Главный режиссер Камаловского Фарид Бикчантаев также добавил, что 1 марта — это не только дата первого спектакля в «ледяной глыбе», но еще и день рождения раиса РТ Рустама Минниханова: «Хорошее событие в честь его дня рождения. То, что совершило наше руководство за короткий срок, — подарить такое здание республике, России... И вообще думаю, это международный проект».
Международный статус надеются подтвердить в том числе благодаря XI Всемирной театральной олимпиаде (9–22 июня). Россия принимала мероприятие, проходящее раз в два года, в 2001-м в Москве и в 2019-м в Санкт-Петербурге. Среди участников этого года заявлены Александринский театр, якутский театр «Олонхо», Башдрама им. Гафури; что касается зарубежных гостей, то это иранский театр кукол «Аран», турецкий гостеатр, театр кукол Janni Younge Productions из ЮАР и греческий театр АТТИС президента оргкомитета олимпиады, знаменитого режиссера Теодороса Терзопулоса. Впрочем, список иностранных участников с учетом статуса Всемирной олимпиады пока не поражает воображение.
Но когда же ждать премьер от хозяев нового здания? Первой ласточкой станет спектакль «Сары елга» («Желтая река») по пьесе Гюнгёра Дильмена «Ресторан живой обезьяны». Представит его турецкий режиссер Мустафа Курт 21–23 марта в универсальном зале «ледяной глыбы». Затем, 30 и 31 марта, в восточном зале состоится премьера по драме «Тысяча и одна ночь» в постановке выпускницы ГИТИСа Данны Афауновой из Адыгеи. Спектакль-променад готовит Лили Нурель, на счету которой спектакли в Казанском ТЮЗе и удачная работа «Табу» о татарских просветительницах в особняке Демидова.
У театра будут и свои обещанные резиденты, имена которых впервые официально назвали на пресс-конференции
У самого Бикчантаева ближайшая премьера будет 7 и 8 марта (музыкальная комедия «Башмачки»), но в старом здании. К 80-летию Победы он также представит «Әниләр улларын көтә» («Матери ждут сыновей») по пьесе Асгата Мирзагитова. Кроме того, к этой дате совместно с «Мосфильмом», «Ленфильмом» и «Татаркино» покажут ретроспективу фильмов, посвященных Великой Отечественной войне.
Оркестр театра под управлением Данияра Соколова, на которого в театре возлагают большие надежды (здесь делают ставку на то, что коллектив станет полноценной творческой единицей и на их концерты будут ходить как на выступления симфонических оркестров), сделает программу с произведениями современных татарских композиторов, юбилейные вечера Салиха Сайдашева, Алмаза Монасыпова, Фасиля Ахметова и др. Также зрителям предложат абонементы на концерты татарской органной музыки, ударных инструментов, беби-концерты и пр. Оркестр, который получил свой репетиционный зал, запишет антологию татарской музыки.
У театра будут и свои обещанные резиденты, имена которых впервые официально назвали на пресс-конференции. Например, «Татаркино» откроет киноклуб «Театр + кино», где будут транслировать фильмы татарских режиссеров. В сентябре директор организации Миляуша Айтуганова планирует здесь провести церемонию открытия и закрытия казанского международного кинофестиваля «Алтын минбар». Лейбл Yummy Music в апреле проведет концерт Malsi Music (электронщика Ислама Валеева), в мае — акустический концерт группы Gauga, в июне — шоукейс-фестиваль «Ямьле музыка», в июле — трибьют Ильгама Шакирова. Свой угол обретет татарская детская театральная студия «Апуш», в планах которой премьера спектакля «Сарымсак», этномюзикл «Елантау» и пр.
В сентябре директор организации Миляуша Айтуганова планирует здесь провести церемонию открытия и закрытия казанского международного кинофестиваля «Алтын минбар»
На вопрос «БИЗНЕС Online», будет ли контролироваться контент, создаваемый резидентами, директор Камаловского театра Ильгиз Зайниев ответил, что у каждого направления будет куратор, «чтобы все это было в рамках закона и творческих концепциях театра». Сам директор, больше известный как драматург и режиссер, тоже не прочь поставить спектакль. «Если разрешит Фарид-абый, поставлю, может. Но как только разберусь с административными вопросами», — улыбнулся Ильгиз Газинурович. Главреж поддержал своего ученика, отметив, что его работу ждет как он, так и труппа.
Пожалуй, что касается планов, то разочаровало отсутствие таковых в отношении еще одного штатного режиссера ТГАТ им. Камала Айдара Заббарова, собственно, его громкой постановкой «Казанга Тукай кайткан» («Возвращение Тукая») театр и начинал свою жизнь в новом здании. И это притом что его последняя премьера «Альфия Авзалова. Путь в вечность» уже стала кассовым хитом. Кстати, на анонсировавшей текущий театральный сезон встрече с журналистами говорилось, что Заббаров обратится к произведению «Әүлия кабере» («Могила святого») Зульфата Хакима.
С постановки Айдара Заббарова «Казанга Тукай кайткан» («Возвращение Тукая») театр начинал свою жизнь в новом здании
План Зайниева
Зайниев же на пресс-конференции был предельно аккуратен и старался показать себя дипломатом. «В первую очередь хотелось извиниться, потому что за эти два месяца было очень много обращений по поводу интервью, разговоров… Я сам не понимал, что стану делать и как буду жить дальше, а пустые слова не хотелось говорить», — начал новоиспеченный директор. Он не стал тянуть со вступительной речью и озвучил основные направления развития театра:
- «Камал-традиции»: усиление традиционного драматического театра во всех его воплощениях от классики до эксперимента;
- «Камал-знание»: образовательные проекты для самого театра и зрителей (повышение квалификации актеров и режиссеров, лекции, мастер-классы, актерские курсы, школа драматургии и пр.);
- «Камал-музыка»: концерты оркестра театра в малом симфоническом составе и других музыкантов, в частности лейбла Yummy Music;
- «Камал-кино»: в малом зале будут показывать татарские фильмы, устраиваться киновечера с артистами, киноведами и критиками;
- «Камал-арт»: выставочная деятельность.
Ильгиз Зайниев: «Цены на билеты будут дороже. По проценту не смогу сориентировать. Были разные предложения… задрать ценник. Но мы оставили более лояльные цены»
Журналисты поинтересовались, будет ли свободный доступ в пространство театра в течение дня, о чем заявлялось ранее. «А в какой театр можно пройти без билетов? Такого не будет», — заявил Зайниев. В таком случае, может, стоит предусмотреть абонементы, чтобы за раз можно было и спектакль посетить, и лекцию послушать, и кино посмотреть, и в кафе сходить, предложили журналисты.
Директор в свою очередь объяснил, что прежде всего упор будет сделан на формирование репертуара традиционного театра. Например, в постановке «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль») задействована чуть ли не вся труппа, значит, остальные три сцены будут пустовать в это время. И тут уже можно подумать, чем заполнить эти окошки, но без негативного влияния на татарский театр. А насчет абонемента нужно подумать, заключил он. Журналисты даже пошутили, что можно играть и ночные спектакли, где зрители будут лежа на матрасах наслаждаться представлением. «Камал-отель!» — пошутил кто-то. Шутка повисла в воздухе. Ну а реализация желания многих — побродить в фойе или посидеть здесь за чашкой кофе, не посещая спектакли, видимо, под вопросом.
И еще, что касается удобства зрителей. Парковка предусмотрена только муниципальная по обеим сторонам ул. Хади Такташа — с 8:00 до 19:00 за 50 рублей в час. Зайниев анонсировал, что недалеко от театра город запланировал строительство многоуровневой парковки, но сроки реализации проекта уточнить не смог.
Что касается цен на билеты, то они вырастут. «Цены на билеты будут дороже. По проценту не смогу сориентировать. Были разные предложения… задрать ценник. Но мы оставили более лояльные цены», — приободрил Зайниев.
Бикчантаев подчеркнул, что желающих сотрудничать с театром «невероятное количество»
«Как считаешь, достойны татары такого здания или нет?»
С увеличением пространства пополнится и штат артистов. Есть 9 стажеров, и еще в этом году, например, из КазГИКа выпускаются 14 студентов, их всех планируют принять в труппу. Также в ГИТИСе Бикчантаев набирает заочный татарский курс из 10 бюджетных мест (6 актеров и 4 режиссера). «ГИТИС — это бренд, но там непростая ситуация. Я имею в виду, нам надо грамотно распределить нагрузку, потому что хотим, чтобы основную часть времени они проводили в театре. А 2 раза в год они будут выезжать учиться на месяц в Москву», — отметил Фарид Рафкатович.
Открытым остается вопрос увеличения финансирования творческой составляющей театра на фоне удорожания в разы «коммуналки» по сравнению со старым зданием. «На сегодняшний день республика дает театру все возможности как на техническое оснащение и содержание здания, так и на творчество. То есть пока у нас есть все возможности для развития в творческом плане», — ответил Зайниев как настоящий депутат Госсовета РТ, кем он и является.
Но и зарабатывать никто не запрещал. 30 марта, к примеру, на большой сцене концерт даст Эмин Агаларов, билеты доходят до 14 тыс. рублей. По словам директора, такие мероприятия будут в любом случае, по возможности в минимальном количестве. С другой стороны, отметил он, для крупных проектов зал не подходит, т. к. такие коммерческие модели заточены под залы-тысячники. Так что нам в этом плане очень повезло, резюмировал Зайниев.
Зато в июне приедет фестиваль «Золотая маска». Возможно, даже спектакли-номинанты покажут в Казани. Бикчантаев подчеркнул, что желающих сотрудничать с театром «невероятное количество»: «Мы сортируем, отсеиваем, чтобы показывать достойные спектакли». Так, не прочь приехать председатель совета ассоциации национальных театров России Валерий Фокин, худрук-директор Малого драмтеатра – Театра Европы Лев Додин и худрук студии театрального искусства Сергей Женовач. На вопрос «БИЗНЕС Online», кто из них будет ставить спектакль, а не просто привезет свои работы, главреж отвечал: Фокин, худрук Александринского театра Никита Кобелев, кстати, уроженец Набережных Челнов, поставит в декабре постановку по Орхану Памуку. «Кто еще интересует?» — уточнил он. «Константин Богомолов, например…» — предложил журналист. «Что вы привязались к Богомолову, я не понимаю?!» — вскипел спикер.
«Исходя из опыта, чтобы поймать режиссера уровня Богомолова, таких занятых людей, скажем, нужно 1–3 года переговоры вести, — взял слово Зайниев. — И не каждый очень известный режиссер или мастер сцены сможет работать именно на национальной сцене. Приглашать в национальный театр режиссеров не так просто. Если бы театр был русский, то вопросов нет. Любой сможет приехать и поставить. Будем обсуждать, искать выходы. И нам неинтересно для имиджа что-то делать. У театра имени Камала есть свой имидж, он сложился за 120 лет. Важно действительно найти такого человека, который в творческом плане даст нам что-то новое и органично впишется в наш репертуарный план».
Напомнил «БИЗНЕС Online» и еще об одной теме. «„А мы вообще достойны этого театра?“ — задавалась вопросом министр культуры РТ. Вы сами себе смогли ответить на этот вопрос? И что нужно сделать, чтобы поднять татарский театр на качественно новый уровень», — уточнил корреспондент издания. Бикчантаев сразу заявил, что если он будет отвечать, то выскажется резко. И слово взял его ученик.
«Это было образное высказывание министра, — начал Зайниев. — Например, когда я пришел на работу, такой вопрос мне никто не задавал: „Как считаешь, достойны татары такого здания или нет?“ Когда тебе что-то доверяют, ты должен это оправдать. Мы должны оправдать доверие своим творчеством… Мир меняется, люди меняются. Театр должен отвечать на запросы сегодняшнего зрителя, а зрители различаются по возрасту, воспитанию и прочему. Мы сделаем все, что от нас зависит».
































Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.