Дауни-младший: «Брат, у тебя большое будущее!»

«Юра Борисов, брат, у тебя большое будущее! Ты в правильном месте», — сказал Роберт Дауни – младший, представлявший сегодня ранним утром на церемонии вручения «Оскаров» номинантов на лучшую мужскую роль второго плана. В итоге Юра Борисов премии не получил, его, как и на «Золотом глобусе», обошел Киран Калкин, сыгравший в фильме «Настоящая боль». Однако отечественный артист все равно вошел в историю как первый российский актер в индивидуальной номинации на главной премии Голливуда.

Но «Анора» независимого американского режиссера Шона Бэйкера, которая сделала звезд из Борисова и Марка Эйдельштейна, где снялись Алексей Серебряков и Дарья Екамасова, а с экрана довольно обильно звучит русская речь, стала триумфатором церемонии, выиграв пять статуэток, включая главную — «Лучший фильм». А еще победив в номинациях «Лучший режиссер», «Лучшая актриса» (Майки Мэдисон), «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший монтаж». Причем впервые в истории «Оскара» один человек, а именно Бэйкер, выиграл сразу четырежды в «личном зачете», будучи продюсером, режиссером, сценаристом и монтажером «Аноры».

«Лучший фильм» — «Анора»;

«Лучший режиссер» — Шон Бэйкер («Анора»);

«Лучшая актриса» — Майки Мэдисон («Анора»);

«Лучший актер» — Эдриан Броуди («Бруталист»);

«Лучшая песня» — El Mal («Эмилия Перес»);

«Лучшая музыка» — «Бруталист»;

«Лучшая мужская роль второго плана» — Киран Калкин («Настоящая боль»);

«Лучший зарубежный фильм» — «Я все еще здесь» (Бразилия);

«Лучший адаптированный сценарий» — Питер Строхан («Конклав»);

«Лучший оригинальный сценарий» — Шон Бэйкер («Анора»);

«Лучшая женская роль второго плана» — Зои Салдана («Эмилия Перес»);

«Лучший анимационный фильм» — «Поток»;

«Лучшая операторская работа» — «Бруталист»;

«Лучший монтаж» — «Анора»;

«Лучшая работа художника-постановщика» — «Злая: Сказка о ведьме Запада»;

«Лучший документальный фильм» — «Нет другой земли»;

«Лучший грим и прически» — «Субстанция»;

«Лучший дизайн костюмов» — «Злая: Сказка о ведьме Запада»;

«Лучший звук» — «Дюна: Часть вторая»;

«Лучшие визуальные эффекты» — «Дюна: Часть вторая»;

«Лучший короткометражный анимационный фильм» — «В тени кипариса»;

«Лучший короткометражный документальный фильм» — «Единственная девушка в оркестре»;

«Лучший игровой короткометражный фильм» — «Я не робот».

Отметим, что самая политизированная кинопремия мира всегда отличалась реакцией на повестку. В последние годы касалось это и России — здесь награждали американский фильм «Навальный» и украинский «20 дней в Мариуполе». Но, похоже, приход Дональда Трампа к власти повлиял и на американскую киноиндустрию. Так что сегодняшней ночью ограничились словами актрисы Дэрил Ханны, славящими Украину, и еще одним участником, вышедшим на сцену с желто-голубой ленточкой.

В этом году церемония, кажется, стремилась к адекватности и прошла без «повестки» В этом году церемония, кажется, стремилась к адекватности и прошла без «повестки» Фото: © Al Seib/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Стартовала церемония в три утра по Москве с ролика, который можно описать словами: «Калифорния — наш дом». Крутили отрывки из фильмов, снятых здесь: «Барби», «Однажды в Голливуде», «Ла-ла-ленд», «Форсаж» и т. д. «There is no place like home» («Нет места лучше, чем дом»), — произносил закадровый голос. Естественно, такое начало было связано с небывалыми пожарами, которые обрушились этой зимой на штат, разрушив больше 10 тыс. домов (в том числе и некоторых звезд) и на время изгнав около 200 тыс. людей из их жилищ. Позже на сцену вывели пожарных, которые боролись в те дни со стихией.

Дэми Мур с дочерьми Деми Мур с дочерьми Фото: © Kyusung Gong/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Дальше появилась видеовставка с актрисой «Субстанции» Деми Мур. Она мучается, падает на пол, а потом из ее спины вылезает Конан О’Брайен, ведущий «Оскара-2025». А после он выходит на сцену, и трансляция… обрывается. Как оказалось, это случилось по всему миру (зрителей у этой церемонии — около 1 млрд). Все потому, что телекомпания ABC в этом году решила предложить поклонникам «Оскара» смотреть премию через отдельную потоковую трансляцию на Hulu, а она дала сбой.

Адам Сэндлер Адам Сэндлер Фото: © Trae Patton/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

К тому времени, как все устранили, О’Брайен обратил внимание на актера Адама Сэндлера, который пришел на церемонию «не по одежке». Он был в голубом худи, шортах и кроссовках. Ведущий обвинил актера в нарушении дресс-кода, ведь все остальные гости надели дорогие платья и костюмы. В ответ Сэндлер сказал, что ему никто не говорил надевать что-то дорогое и броское, поэтому он пришел в привычном и комфортном образе. Сцена невольно вызывает ассоциацию с последним визитом Владимира Зеленского.

Фильм «Анора» повествует об Америке наших дней Фильм «Анора» повествует об Америке наших дней Фото: © Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Михалков: «О чем картина? Отвратительный олигарх, отвратительная жена, подонок-сын…»

«Анора» стала настоящим триумфом для 54-летнего Бэйкера, больше 20 лет снимающего независимые фильмы о разных маргиналах и отверженных. И вот новая картина последовательно получила «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, а теперь победила на «Оскаре». Кстати, тот факт, что «Анора» не имела отношения ни к одной из крупных голливудских студий, сыграл роль в том, что ее смогли выпустить в легальный прокат в России, здесь картина собрала 260 млн рублей, не самая выдающаяся цифра, но для фестивального западного кино вполне неплохо.

Сенсация Канн: «Анора» – история любви стриптизерши из Нью-Йорка и мажора Вани

Напомним, что по сюжету в Бруклине стриптизерша Анора (ее узбекское происхождение вызвало скандал в Узбекистане), предпочитающая имя Эни, знакомится с сыном русского олигарха Ваней, который проводит все время в вечеринках и развлечениях. В итоге последний делает предложение первой, от чего явно не в восторге оказывается семья мажора. Это завязка истории, в которой дальше участвуют авторитетные армяне, российские олигархи и еще много кто. Местами все это выглядит гомерически смешно. А в конце оказывается, что едва ли не единственным адекватным персонажем в происходящем сумасшествии оказывается простой русский парень (его и играет Борисов), которого решительно непонятно, каким ветром занесло в Штаты. Он и вытаскивает из пикантной ситуации вляпавшуюся в нее Анору.

Бэйкер, певец маргиналов, остался верен себе: как признавались создатели фильма на церемонии, они вдохновлялись жизнью «ночных бабочек», которая заслуживает, чтобы о ней говорили.

Интересно, что «Анора» разделила киномир еще в Каннах, некоторые критики называли ее слабейшей картиной конкурсной программы, что не помешало фильму победить. В России Бэйкеру, а заодно и Борисову «прилетало» и по части политики. «О чем картина? Отвратительный олигарх, отвратительная жена, подонок-сын и бандит, но гуманный, но русский [о герое Борисова]. Ну вот спасибо», — так оценил, к примеру, «Анору» Никита Михалков, который сам получал в 1990-е «Оскар» за «Утомленных солнцем».

Как признались создатели на церемонии, они вдохновлялись жизнью «ночных бабочек», которая, по их словам, заслуживает, чтобы о ней говорили Как признались создатели на церемонии, они вдохновлялись жизнью «ночных бабочек», которая, по их словам, заслуживает, чтобы о ней говорили Фото: © Al Seib/Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

«Этот фильм победил в Каннах еще при Байдене, и в прокат он вышел еще при Байдене»

«Удивила ли меня победа „Аноры“? Нет, конечно, как она меня могла удивить, если я сама прогнозировала этой картине все возможные награды? — сказала „БИЗНЕС Online“ кинокритик Дарья Митина. — Совершенно эталонный фильм с художественной точки зрения, точно в пульс времени попавший, с идеальной визуализацией, с идеальным кастингом, прекрасной режиссурой».

Более того, по словам Митиной, на «Оскаре» победила «русская картина». «„Анора“ — это 100-процентно русский фильм с американским режиссером, — говорит эксперт газеты. — Так бывает. Например, фильм „Грех“ Андрея Кончаловского, мы его считаем российским кино, а на самом деле это кино на 100 процентов итальянское. Здесь то же самое. Снимал Шон Бэйкер, но если идти на фильм и не знать, кто режиссер, то можно подумать, что снимал какой-то русский гений. Оно русское не только по составу актеров, съемочной группы, не только по абсолютно российскому сюжету».

Америка, по мнению Митиной, здесь исключительно локация: «Сюжет не просто русский, а именно советский: отошедшее в историю советское общество преломляется таким образом в разных точках земного шара. Главная героиня вообще из Узбекистана, и это, кстати, очень чувствуется. Американка Майки Мэдисон, которая, наверное, русских мало где видела, а с узбеками вообще она вряд ли знакома, тем не менее сыграла абсолютно достоверно такой советский типаж. Осколочек такой СССР. И все остальные герои, нет ощущения, что они играют, есть ощущение, что они просто в кадре живут».

Заигрывание ли это с Россией со стороны американской киноакадемии? «Нет, конечно! — уверена Митина. — А мы что, про Америку не снимаем кино? Лучший Шерлок Холмс — это Василий Ливанов, а лучший доктор Ватсон — это Виталий Соломин. Это признают сами англичане».

Казанский режиссер и продюсер Алексей Барыкин удивляется не тому, что фильм получил «Оскар» в 2025 году, а тому, что он снимался в 2023-м, «когда все русское подвергалось безумной травле». «То есть уже тогда продюсеры вложили деньги в самоубийственную тему о российско-американском браке, даже любви, причем в комедийно-мелодраматическом контексте, — говорит собеседник „БИЗНЕС Online“. — Более того, с демонстративным отсутствием повесточки. Где трансы и ЛГБТ*? Где благородные афроамериканцы? Где Украина? В „Аноре“ — о ужас! — любят друг друга и занимаются сексом белые мужчина и женщина, как в американском кино 90-х годов, да еще и русские! Нарушение всех канонов».

Но получается, что продюсеры не ошиблись. «Обратите внимание: этот фильм победил в Каннах еще при Байдене и в прокат он вышел еще при Байдене, — продолжает Барыкин. — Может, дело в том, что запретный плод сладок? Западным людям так жестко запрещали интересоваться чем-то российским, смотреть на русских как на людей, а не на орков, что у них возник огромный неудовлетворенный интерес к этой теме».

Также эксперт газеты напоминает, что последний раз русская тема на «Оскаре» всерьез всплывала в 2014 году. «Тогда на статуэтку номинировался „Левиафан“ — агрессивно-кислотный фильм о том, насколько Россия — злая, черная, воплощение коррупции, жестокости, предательства, всех мерзостей этого мира, — считает Барыкин. — Россия в „Левиафане“ — это чистый Мордор, страна орков и нежити. И вот теперь статуэтку берет „Анора“ и номинацию получает обаятельный Юра Борисов. Что называется, почувствуйте разницу».

А что же политика, стоит ли делать какие-то далекоидущие выводы после успеха «Аноры»? Наши эксперты в этом не уверены.

«С учетом политической обстановки [победа „Аноры“] вообще не удивила, потому что фильм вообще-то про общечеловеческое, — говорит политолог Константин Калачев. — На месте русского олигарха и русского молодого героя мог быть индийский олигарх и индийский молодой герой или, может быть, китайский. Фильм не про русских. Я смотрел „Анору“, и мне не кажется, что это шедевр. Фильм можно посмотреть один раз, но это не тот фильм, который ты будешь пересматривать раз за разом. Видимо, в этом проявляется кризис мирового кинематографа, если ничего лучше для награждения не нашли. Но порадуемся, что наших как-то упомянули».

Его коллега Борис Межуев «Анору» не видел, но сам очень удивился номинации Борисова. «Трудно понять, что это значило, потому что едва ли это было стремление подыграть Трампу. Хотя, может быть, — сказал Межуев нашему корреспонденту. — Все-таки Трамп назначил смотрящих за Голливудом консерваторов (актеров Сильвестра Сталлоне, Мэла Гибсона и Джона Войта президент США назначил „специальными послами в Голливуде“ прим. ред.). Может быть, таким образом Голливуд хотел продемонстрировать некоторую предрасположенность к Трампу, точно не враждебность ему. Нельзя исключить, что в этом есть какая-то причина. Но, может быть, речь идет просто об усталости от политики. Много темного во всей истории Голливуда. Одна история Харви Вайнштейна чего стоит. Кстати говоря, не исключено, что Трамп возьмет его и помилует как жертву идеологического преследования или снизит меру наказания. Поэтому Голливуд явно не хочет сейчас демонстрировать свою идеологическую пристрастность. Я думаю, здесь скорее желание показать аполитичность».