Важнейшими из искусств для нас являются балет и джаз. Такой вывод из политики действующего руководства театра им. Джалиля сделал заместитель шеф-редактора «БИЗНЕС Online» Айрат Нигматуллин, посетивший гала-концерт завершившегося в воскресенье 43-го Шаляпинского фестиваля, где одних усилий оперных артистов не хватило для обеспечения полноценности мероприятия. О том, что не так с новоявленной казанской примой Светланой Касьян, почему театр им. Джалиля любят на канале «Культура» и как легкий жанр спорил с «тяжелым», — в нашем материале.
Программа концерта просто радовала глаз (подчеркнем, его первого отделения), здесь сплошь были представлены фрагменты опер, которых сегодня нет в репертуаре театра им. Джалиля (на фото Михаил Казаков)
Два по 150
Похоже, что боссы театра им. Джалиля всерьез увлечены нумерологией. Иначе как объяснить их буквально маниакальную тягу ко всякого рода юбилеям и круглым датам. Любое серьезное мероприятие в этих стенах непременно посвящается очередной цифре с ноликом на конце. Вот и на этот раз на обложке буклета 43-го Шаляпинского фестиваля красовалось: «150 лет казанской опере». Но, позвольте, разве эта прекрасная дата не отмечалась весь 2024 год, начиная с 42-го Шаляпинского?
Впрочем, к таким трюкам в ТАГТОиБ не привыкать. В 2014-м здесь праздновали 140-летие казанской оперы, но пригласить на торжественный вечер главу РТ Рустама Минниханова смогли только годом позже, так что на Шаляпинском-2015 также отметили… 140-летие казанской оперы.
И, кстати, с юбилеями театру в последнее время везет, в 2023-м случилось 150-летие самого Федора Шаляпина, а в 2026-м можно радостно встретить 70 лет с открытия нынешнего здания ТАГТОиБ им. Джалиля. И не просто отметить, а, как водится, под это дело попросить дополнительное бюджетное финансирование.
Постоянство в этих стенах чувствуется во всем, даже в фестивальном буклете. Его обложка от прошлогодней отличается только одной палочкой, XLII Шаляпинский стал XLIII. Даже внутреннее содержание во многом неизменно. Если в прошлом году в приветственном слове раис РТ желал участникам форума «неизменного вдохновения и радости увлеченного творчества», то на этот раз — «неиссякаемого вдохновения и творческого подъема». Лишний раз улыбнешься, когда задумаешься над тем, кто и как составляет подобные документы.
Сам гала-концерт, по сути, претендовал на главное свершение 43-го Шаляпинского
Однако дальнейшее изучение полиграфической продукции привело корреспондента «БИЗНЕС Online» к некоторым приятным открытиям. И дело не в том, что приветствие от Рауфаля Мухаметзянова называлось «Слово директора театра» (практически «Слово пастора»), статус руководителя в этом учреждении давно понятен. Удивила программа гала-концерта, прежде всего его первого отделения.
Дело в том, что автор этого материала всерьез раздумывал над походом в буфет перед началом мероприятия, чтобы при помощи повышения градуса без лишних стрессов пережить будущие неаполитанские песни, куплеты всевозможных тореадоров и прочие «Куда вы удалились?», ведь радость узнавания этих мелодий неизменно приводит в состояние экзальтации оперных неофитов, которых традиционно много бывает в Казани. Привет в том числе непрозрачной системе продажи билетов, о которой недавно рассказывала наша газета.
Но нет, программа концерта просто радовала глаз (подчеркнем, его первого отделения), здесь сплошь были представлены фрагменты опер, которых сегодня нет в репертуаре театра им. Джалиля: «Макбет» и «Отелло» Верди, «Андре Шенье» Джордано, «Адриана Лекуврер» Чилеа и т. д. В общем, вечер обещал быть познавательным. А сам гала-концерт, по сути, претендовал на главное свершение 43-го Шаляпинского, поскольку все другие мероприятия, которые претендовали на данный статус, его не оправдали.
Новая «Кармен» от группы итальянских ремесленников от оперы, традиционная и скучная, заменила в репертуаре подобную же старую постановку, порождая вопросы: а нужно ли было ради этого тратить миллионы рублей? Концертная версия «Манон Леско» Пуччини больше всего запомнилась тем, что юного героя оперы изображал 60-летний Ахмед Агади. Наконец, «Реквием» Верди, выглядевший очень достойно музыкально, был испорчен антрактом посреди, по сути, католической мессы на эчпочмаки и «Очи черные» от местного скрипача в фойе.
Московский ведущий обнаружил «элитарность высшей интеллигенции» Татарстана
Уже после начала вечера случилось еще одно радостное открытие. Не было огромной фотографии Шаляпина на весь задник, из-за чего вкупе с цветами, которые обрамляют сцену, подобные оперные гала порой напоминали поминки по усопшему. Вместо этого на задник транслировали в меру раздражавшие картинки от художника Гарри Гуммеля.
Но до первых нот пришлось потерпеть еще пятиминутный спич ведущего Владимира Челядинова, судя по всему, «шишки» с канала «Россия К», который мы привычно называем «Культурой». Необходимого для конферансье темперамента у Челядинова, очевидно, нет, но в своем «слове ведущего» он все-таки выдал: «И вот такая элитарность духа, элитарность высшей интеллигенции — это огромное достижение директора казанской оперы, лауреата Государственной премии, заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан, лауреата премии имени Габдуллы Тукая и премии ассоциации музыкальных театров России „Легенда“ Рауфаля Сабировича Мухаметзянова». В общем, дух Леонида Ильича появился на сцене раньше духа Федора Ивановича.
Но, кстати, Челядинова можно понять. Каналу «Культура» нынче непросто, актуальные западные оперные постановки по понятным причинам недоступны, Большой и Мариинка давно используют для тех же трансляций собственные медиаресурсы, более того, тем же занимаются и Пермь, и даже Уфа. В этих условиях московские телевизионщики нашли верных друзей в лице Мухаметзянова и Ко. Так что теперь на «России К» можно регулярно видеть что-то, связанное с казанской оперой, и это наверняка радует местных профильных чиновников.
После этого, собственно, начался концерт, который прямо со старта порадовал логичной стройностью номеров и выступлением большинства солистов. Отдали должное памяти Шаляпина — среди первых номеров были выступления главных басов вечера Михаила Казакова и Михаила Колелишвили, вспомнили о русской народной песне («Дубинушку» солист Мариинки Колелишвили исполнил вместе с хором), не забыли о татарской музыке (пианист Зульфат Фахразиев исполнил с оркестром фрагмент Концерта для фортепиано с оркестром Рустема Яхина). Хор оркестра также очень эффектно смотрелся в сцене бури из вердиевского «Отелло».
Не сильно портили впечатление и небольшие технические накладки, хотя, когда Казаков уже начал исполнять на авансцене рондо Фарлафа из «Руслана и Людмилы» Глинки, за полупрозрачным занавесом что-то громыхнуло прямо во время «Близится час торжества моего».
Светлана Касьян подтвердила тезис о «Нетребко для бедных» в одной из рецензий газеты с Шаляпинского-2025, отправившись раздавать цветы в очередном радовавшем глаз открытом платье публике в зал
Дама пик
А потом на сцену вышла она, дама пик… вернее, дама ордена Святого Сильвестра Светлана Касьян. Причем так было даже написано в программке, т. е. там присутствовали «заслуженный артист РФ Ахмед Агади», «заслуженная артистка Татарстана Гульнора Гатина» и «дама ордена Святого Сильвестра Светлана Касьян». Напомним, что последнее — это награда Ватикана, которую Касьян получила благодаря своему супругу Леониду Севастьянову, близкому к действующему папе римскому.
Вообще, Севостьянов, судя по материалам медиа, чрезвычайно любопытный персонаж. Учился на Западе в иезуитском колледже, занимался бизнесом, а теперь возглавляет всемирный союз староверов, который, впрочем, сам и создал. В сети, кстати, старообрядцы настойчиво объясняют, что к ним Севостьянов и его организация никакого отношения не имеют. При этом главный старовер регулярно встречается с папой Франциском и даже доводил позицию Ватикана по российско-украинскому вопросу до тогда еще госсекретаря США Энтони Блинкена. Короче говоря, все это ужасно интересно. То ли это человек с внешностью голливудского мачо — наш человек там, то ли их — у нас.
А еще все это намного интереснее, чем пение его супруги, чье первое появление на гала-концерте с арией Маддалены из «Анри Шенье» скорее было продолжением дискуссии на тему «может ли платье быть заменой вокалу».
Причем подает себя Касьян в Казани как абсолютная примадонна, хотя последние 10 лет на ее счету лишь выступления в европейской оперной провинции вроде Дюссельдорфа, Варшавы или Бонна. Таких певиц театр им. Джалиля видел огромное количество. Но именно нашу героиню здесь подают сейчас как первостатейную звезду и лицо Шаляпинского фестиваля. На гала-концерте у нее было три номера, больше, чем у других артистов, при том что настоящая прима казанской оперы Гульнора Гатина смогла «выбить» себе только один дуэт. Также Касьян наряду с Мухаметзяновым раздавала интервью местным СМИ, где отвечала на неудобные вопросы в духе «Вот вы такая великая, а как вы стали такой великой?».
После антракта певица подтвердила и тезис о «Нетребко для бедных» в одной из рецензий газеты с Шаляпинского-2025, отправившись раздавать цветы в очередном радовавшем глаз открытом платье публике в зал. Сама ария Анны-Элизы из оперетты «Паганини» Легара в этот момент уже никого не интересовала.
Между тем до антракта было еще несколько достойных выступлений. Прежде всего, статусный баритон из Большого Игорь Головатенко, пожалуй, единственный из участников казанского гала-концерта строящий действительно большую международную карьеру, перевоплотился в вердиевско-шекспировского Макбета и сначала спел сольно, а потом старался подстроиться под эмоциональный настрой Касьян в дуэте Макбета и Леди Макбет. Уверенными профи в который раз показали себя меццо-сопрано Екатерина Сергеева и тенор Алексей Татаринцев с ариями из «Адрианы Лекуврер» и «Манон» Массне. Порадовала виртуозной арией Лакме Антонина Весенина из Мариинки.
«Рога — это Ивенко», — объясняла в антракте одна дама своим не столь сведущим подругам
«Вагнера я вообще считаю своим вторым сыном»
А дальше были танцы. Честно говоря, привычку вставлять регулярно в оперные представления театра им. Джалиля балетные дивертисменты понять трудно, тем более что вроде как на гала Нуриевского фестиваля не блистают басы и сопрано. Здесь же «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Гуно, по сути, одноактный балет внутри этого произведения, стала кульминацией первого отделения. Пан в исполнении Олега Ивенко, Вакх Вагнера Карвальо и Вакханка Кристины Андреевой сорвали шквальные овации, и было уже не совсем понятно, а точно ли мы на оперном фестивале.
«Рога — это Ивенко, — объясняла в антракте одна дама своим не столь сведущим подругам. — А Вагнера я вообще считаю своим вторым сыном».
К сожалению, после антракта стало не так интересно. Ведущий Челядинов (надо сказать, что его еще один выход с парой баек о Шаляпине был более удачным) сообщил: «По традиции фестиваля второе отделение будет отдано легкому жанру».
Выступление специалистки в легком жанре, Оксаны Крупновой из Санкт-Петербургской музкомедии, выглядело «вставным зубом»
Неизвестно, была ли и вправду такая традиция или она родилась здесь и сейчас, но обилие номеров из оперетт потерялось на фоне художественно насыщенного первого отделения. Так что выступление специалистки жанра, Оксаны Крупновой из Санкт-Петербургской музкомедии, выглядело «вставным зубом», впрочем, как и явление греческой пианистки Теодосии Нтоку с джазовой сюитой Цфасмана. Без джаза на Шаляпинском никуда, как бы странно это ни звучало, ведь этот жанр так жалует директор Мухаметзянов.
Дальше снова подняли настроение новые сольные выходы Татаринцева и Весениной, последняя вообще стала открытием этого гала, ее ария Кунигунды из мюзикла «Кандид» Бернстайна была интересна и вокально, и актерски. Снова превосходен был казанский хор, уверенно отработал концерт и оркестр театра им. Джалиля, которым по очереди руководило трио маэстро — Андрей Аниханов, Марко Боэми и Эйюб Кулиев.
А на закуску снова были танцы. Ради сцен из «Дон Кихота» Минкуса даже выписали ведущую солистку Большого театра Маргариту Шрайнер, наверняка она удивила друзей и коллег новостью о том, что едет выступать на оперном фестивале. Дальше был опять длинный дивертисмент, овации… Но при всем уважении к Ивенко и его товарищам стало даже немного обидно за такую победу за явным преимуществом балетных над оперными на их же поле. А еще стало понятно, что после лицезрения красивых тел танцовщиков и вечного манящего взгляда холодной красавицы от балерины Андреевой оставаться на финальный номер концерта — арию Калафа от «антикварного» Агади — смысла уже нет.
«Все, вода пошла!» — так встречал возле гардероба первых зрителей под занавес вечера один из работников охраны. Возможно, эта шутка отсылает к прошлогоднему потопу в здании. Но одновременно подумалось, что театр им. Джалиля вот так и затягивает публику в глубокие воды Оперы Ивановны, и кажется, что это будет продолжаться бесконечно. А что, певица Касьян вполне напоминает древнегреческую сирену.
Читайте также:
- Папина радость: на Шаляпинском ждут звезду Ватикана и лучшего певца 1998 года. Часть 1-я
- Взгляд из-под юбки: от «Кармен» в Казани остался бездыханный скелет. Часть 2-я
- «День гнева»: католическую мессу в Казани прервали на буфет. Часть 3-я
- Нетребко для бедных: «честная куртизанка» Манон Леско отмучилась в Казани. Часть 4-я
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.