Рустам хазрат Хайруллин: «У пророка Мухамедда (Да благославит его Всевышний и приветствует) однажды спросили: зачем держать уразу, это же тяжело? Пророк ответил: чтобы ваше сердце стало мягче и добрее, чтобы вы поняли, как тяжело бедным людям, у которых даже на еду не хватает средств» Рустам хазрат Хайруллин: «У пророка Мухаммеда (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды спросили: зачем держать уразу, это же тяжело? Пророк ответил: чтобы ваше сердце стало мягче и добрее, чтобы вы поняли, как тяжело бедным людям, у которых даже на еду не хватает средств» Фото: Андрей Титов

«На праздничный намаз после Рамадана человек должен прийти безгрешным, как ребенок»

Рустам хазрат, наступил месяц Рамадан. А для чего он дается мусульманам?

— Дословный перевод с арабского ас-саум (ураза) — «сжигание грехов». На праздничный намаз после Рамадана человек должен прийти безгрешным, как ребенок. Все мы не ангелы, грехи накапливаются, и цель уразы — списать эти грехи, чтобы мы дальше были еще добрее, чистосердечнее, отзывчивее.

— Если месяц Рамадан дается для подготовки к праздничному намазу, надо ли готовиться и к самому Рамадану, чтобы сделать этот месяц более осознанным?

— Это как паровоз, который постепенно набирает скорость. И человек к любому благому делу готовится: сначала осознает свои грехи, приносит покаяние, отрекается от греховного — в поведении, в словах, в питании, а потом на высокой скорости заходит в месяц Рамадан.

— В чем смысл отказа от пищи?

— У пророка Мухаммеда (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды спросили: зачем держать уразу, это же тяжело? Пророк ответил: чтобы ваше сердце стало мягче и добрее, чтобы вы поняли, как тяжело бедным людям, у которых даже на еду не хватает средств. Оглянитесь вокруг, посмотрите, кому тяжело живется, и помогите. Ураза призвана для того, чтобы сердце стало чище и отзывчивее. Очистительная милостыня перед праздником дается и для прощения наших грехов, и для радости нуждающихся.


— «Разве отказ от приема пищи и воды главное в Рамадан? Многие только на этом зацикливаются. Побороли голод и думают, что этого достаточно. А что главное в это время?» (Зуфар)

— Еда и питье — это все-таки фундамент, на который лягут наши поступки, наша душа, язык. Бывает так, что человек уразу держит, а сам в это время матерится, обманывает. Ураза всесторонне нас ограничивает, но в то же время Всевышний всесторонне нам помогает. Отказаться от еды — это легко, а вот сдержать свой язык гораздо труднее.

— А еще труднее не допустить дурных мыслей. Как защититься от них?

— Когда человек сможет сдерживать свои мысли и помыслы, это уже высший пилотаж. И ураза призвана к этому. Да, отказ от еды — это обязательно, но не надо забывать о языке, душе и помыслах. Пророк говорит: сначала возникает мысль, а потом идет грех. Вот чтобы даже греховной мысли у нас не возникало! А как этого достичь? Чаще поминать Всевышнего, больше совершать благих дел. Даже, возможно, стать волонтером в мечети, когда там кормят людей. Стать добрым человеком в своих помыслах и делах. Когда дела станут добрыми, постепенно и наши помыслы оздоровятся.

— Как школьникам, детсадовцам держать уразу?

— Для уразы есть условия: если человек совершеннолетний, если он не в пути, если у него нет болезней, при которых нельзя голодать. Цель уразы — не убить человека, а очистить его как физически, так и духовно. По исламу, совершеннолетие наступает примерно в том возрасте, когда человек получает паспорт. С 14–16 лет уже надо уразу держать. Дети младшего возраста по-разному могут держать уразу. Например, мои дети днем не едят сладкого — так они сами решили. Ураза не должна приносить вред. Родителям не надо жестко заставлять своих детей держать уразу, надо найти подходящий вариант.

— А что дети должны делать в этот месяц, чтобы была польза для их души?

— Дети, подростки — компанейские. Если кто-то в компании делает что-то плохое, все начнут ему подражать. Если кто-то делает хорошее, то и все будут делать хорошее. Ураза призвана способствовать тому, чтобы молодежь повернуть к хорошему. Например, чтобы они бросили курить и другие дурные привычки, стали посещать мечеть. Чтобы они стали больше участвовать в благом, добром. Когда мы раздаем продуктовые наборы, молодежь участвует в этом. Все самые ближайшие соратники пророка встали рядом с ним, будучи подростками, и научились говорить благое. И сегодня мы призываем детей и подростков развернуться к благому и свою компанию постараться перетянуть на светлую сторону.

— В советское время у пионеров были подшефные одинокие старики, инвалиды, которым они помогали. Наверное, и сегодня это хорошо бы возродить?

— Это прекрасная традиция! Пусть подростки обратят внимание на своих одиноких родственников, на соседей и помогут им — сходят в магазин, почистят снег во дворе, погуляют с тем, кто в инвалидной коляске. Даже позвонить бабушке по телефону и спросить, как здоровье, не требуется ли что, — уже благое дело.

«Человек может не держать уразу, если он болеет, если находится в пути. Но когда он поправился или вернулся домой, он должен восполнить те дни поста, которые пропустил» «Человек может не держать уразу, если он болеет, если находится в пути. Но когда он поправился или вернулся домой, он должен восполнить те дни поста, которые пропустил» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Сегодня сидят в уютном офисе и говорят: я работаю, я не могу держать уразу»

— Какое поколение сегодня приходит в мечеть? В советское время почти все мы были атеистами…

— Сегодня в мечетях 70-летние аксакалы — дефицит, больше всего молодого поколения. В воскресной школе при нашей мечети более 600 учеников — дети с трех лет начинают заниматься. Когда им исполняется 15–16 лет, пропадают из мечети, а в возрасте 23–24 лет возвращаются. Вот этот возраст — от 24 до 40 — основной костяк прихожан. Это дети 80–90-х годов.

— В Рамадан прихожан в мечети больше становится?

— Да, потому что Рамадан — это месяц, когда Всевышний убирает дьявола из нашего мира и мы больше творим благого. Мы порой задумываемся, сделать или не сделать что-то доброе. А в Рамадан эти мысли уходят, человек остается один на один со своим эго, но дьявол уже не перетянет его на свою сторону.

Да, в Рамадан людей в мечети больше. Но не только в уразу надо посещать мечеть. Надо кормить нуждающихся, заботиться о родственниках и соседях, творить добро. Как понять, Всевышний принял мой месяц Рамадан или не принял? Если после уразы вы опять стали грешить, сквернословить, то надо задуматься — ураза может быть и не принятой. Возможно, это у вас была простая голодовка.

— «Можно ли во время поста утром принять душ, почистить зубы?» (Алсу)

— Какой бы вопрос ни был, мы обращаемся к пророку: а как он делал? В его времена для чистки зубов использовали мисвак — корни дерева арак. Значит, и мы можем в уразу зубы чистить, но только надо следить, чтобы зубная паста и вода не прошли через гортань. Слюну глотать можно, но она должна быть чистой от вкуса и кусочков еды.

«Правда ли, что, когда покупаешь барашка на Курбан-байрам, нельзя торговаться с продавцом — какую цену он изначально поставил, по такой цене и надо брать? Якобы торговаться является большим грехом». (Айнур)

— Здесь надо обратить внимание на обе стороны. С одной стороны, фермеры и перекупы не должны задирать цену специально перед Курбан-байрамом — это греховно. С другой стороны, покупатели тоже не должны искать в этом выгоду для себя. Курбан — это жертвоприношение, которое Всевышний может и не принять, потому что он смотрит на наши сердца, с каким намерением мы это делаем. Если ты делаешь курбан, надо выбрать барашка под свой карман, не торгуясь.

— А что делать тем, кто вообще не может купить барашка?

— Если человек из-за болезни или возраста не может держать уразу, то и не надо. Так же и здесь: если кто-то не может совершить курбан, то и не надо. Всевышний не заставляет отдать последнее и остаться голодным. Но если у вас есть дом, еда, сбережения, то курбан надо делать. Но курбан — это необязательно дорогой барашек. И что самое главное, не надо делать благое дело напоказ, ради селфи. Порой как бывает: дают пакет бабушке и тут же селфи делают. Если от чистого сердца помогаешь, зачем это афишировать?

Можно ли держать уразу не весь месяц, а три дня в начале Рамадана, три в середине и три в конце?

— Можно в начале 10 дней, в середине 10 дней и в конце 10 дней (смеется). Человек может не держать уразу, если он болеет, если находится в пути. Но когда он поправился или вернулся домой, он должен восполнить те дни поста, которые пропустил. А если просто так не хотеть держать уразу, то это греховно. Если есть сомнения, держать или не держать, начните поститься прямо сегодня. Всевышний не оставит вас в эти дни, он милосердный, он поможет. Вспомните своих предков, которые постились даже во время тяжелой работы в поле, и никто не жаловался. А сегодня сидят в уютном офисе и говорят: я работаю, не могу держать уразу. Ураза — это больше духовная подготовка. Тому, кто сомневается, тяжелее держать пост. Чтобы не есть, не ругаться, мысли контролировать, мышцы не нужны, здесь нужны сила воли и чистосердечие.

— «В Рамадан многие женщины организуют и посещают ифтары, часто с детьми. Это занимает значительную часть вечеров Рамадана. Что лучше: коллективные ифтары-беседы с единомышленницами или разговение и размышления дома, с детьми?» (Диляра)

— Вопрос не так прост, как может показаться. Наша мечеть ежедневно кормит по 300 человек. Каждый год обеды проводит молодой человек и считает, сколько он накормил. Оказалось, он это делает от имени покойной мамы, которая сколько-то лет не могла держать уразу. И вот сын кормит людей, чтобы его мама была в раю. То есть он кормит тех, кто постится. А тут пришла мама с пятью детьми, и у того, кто кормит, возникает вопрос: «А мне засчитается, если я накормлю тех, кто не держит уразу?» Поэтому когда кормят тех, кто постится, лучше с детьми дома провести.

А вообще, конечно, во время ифтара лучше в мечети быть, где можно пообщаться. Но здесь есть одно маленькое но: любое действие должно быть согласовано с мужем. К сожалению, в современном мире нередко авторитет мужа, отца забывают.

«После школы я окончил Российский исламский университет, параллельно получил светское образование. За то, кто я есть сегодня, я благодарен своим родителям и учителям» «После школы я окончил Российский исламский университет, параллельно получил светское образование. За то, кто я есть сегодня, я благодарен своим родителям и учителям» Фото: Андрей Титов

«Чтобы не было иносказаний, молитва читается на языке оригинала»

— Мало кто знает молитвы. Из тех, кто знает молитвы на арабском языке, не все понимают их смысл. Можно ли молиться своими словами?

— Нужно обращаться к Всевышнему своими словами. Вот вы выучили короткое дуа на арабском, не понимая его. Вы прочитайте его, а потом своими словами просите, чего хотите: хочу здоровья, благодати, хочу выйти замуж. И Всевышний даст это. Но что касается обязательных ритуалов, когда мы пять раз в день молимся, эти намазы, конечно, читаются на арабском. Если не понимаете эти молитвы, приходите в мечеть, мы дадим вам перевод. А если просто произносить, не понимая смысла, пользы для души не будет. Мы же не роботы, мы должны задумываться, о чем просим.

Иногда спрашивают: что делать, если в уразу я проспал утренний прием пищи? Ничего страшного! Помолитесь на любом доступном вам языке, но уразу держите.

— А не грешно просить у Всевышнего богатства?

— Все мы с детства учим молитву Всевышнему: «Дай нам в этом и ином мире свою благодать и убереги нас от наказания адского». То есть просим и за этот, и за тот мир. Пророк говорит, что мусульманин должен быть подобным птице: у нее два крыла, и она летит. Если одно крылышко сломалось, она не сможет полететь. Этот мир и тот мир равнозначны, поэтому надо просить за оба мира. Если в этом мире человек хорошо зарабатывает, обеспечивает своих детей квартирами, не надо забывать и про тот мир — надо накормить нуждающегося, помочь соседу, перевести бабушку через дорогу, помочь ей донести пакеты. Мы такие простые вещи забыли. Уступить пожилому человеку место в автобусе — это же тоже благое дело. Вроде маленькое дело, но без маленьких не будет и большого. То же самое грехи: вот я немного согрешил, но не ворую же, не убиваю. Мелкие грехи перерастают в большие! В этом мире надо стараться учиться, работать, кормить семью, но в то же время не забывать тот мир.

— Вы сказали, что для пятикратного намаза надо все-таки использовать молитву на арабском языке. А разве Всевышний понимает только арабский? Вы же говорили, что он нам сразу в сердце смотрит.

— Всевышний даже без наших слов нас поймет. Если кому-то тяжело, он просто сердцем может попросить помочь, и Всевышний услышит. Даже если вы не обратились к нему, Всевышний все видит и слышит — это прописано и в Библии, и в Коране, и в Торе. Но есть обязательные молитвы, которые мы должны изучить и читать на языке оригинала. Почему? Есть множество переводов Корана, а каждый переводит через призму своего понимания и богатства языка. Мы же говорим: вот это неправильный перевод, а этот — правильный. Вот для того чтобы не было иносказаний, молитва читается на языке оригинала.

— Какой перевод Корана лучше, какой вы порекомендуете? В СМИ было немало споров, как понять те или иные постулаты Корана.

— Разобраться в спорных вопросах всегда помогает Духовное управление мусульман РТ. ДУМ РТ подготовило и издало смысловой перевод Корана, поэтому лучше читать его.

— Перед тем как перейти к вопросам о вере и жизни уммы, хотелось бы узнать, а как вы сами в религию пришли?

— Мне повезло — все мои деды были имамами и муллами, участниками Великой Отечественной войны. К сожалению, я их не застал в этом мире. Но, видимо, кровь предков потянула меня в религию. Первый раз в мечеть меня привела мама, когда мне было 9–10 лет. Это был летний лагерь при мечети в Бугульме. Из дома я уходил каждый день, а в мечеть приходил через день. Аксакалы прозвали меня «хулиган-малай». Но на следующий год я в этом лагере занял первое место по итогам экзаменов по религиозным дисциплинам. Мне подарили шамаиль, который до сих пор висит в отцовском доме.

После школы я окончил Российский исламский университет, параллельно получил светское образование. За то, кто я есть сегодня, я благодарен своим родителям и учителям. Помню, на вступительных экзаменах в РИУ на вопрос, зачем я хочу получить религиозное образование, ответил на ломаном арабском: получение знаний — это обязанность мусульман. Меня зачислили, хотя среди абитуриентов были и те, кто знал больше меня.

— Сегодня вы сами преподаете в РИУ и даже в Болгарской исламской академии. Какие предметы? Какая задача стоит перед вами как перед преподавателем вуза?

— Предметы знаний различные, связанные и с исламским правом, и с поведением. Но мне больше нравится преподавать «Управление организацией». По окончании РИУ меня направили работать имамом домой, в Бугульму. Я зеленый салага, не знаю, что такое налоговая, что такое отчеты… Управленческих навыков не было никаких! Было очень тяжело. Очень! В то время этому в РИУ не учили, но сегодня есть такой предмет.

— И как вы справились?

— В Бугульме с советских времен сохранилась партийная школа, ее переименовали в курсы повышения квалификации для руководящих кадров. Я попросился, чтобы меня взяли на эти курсы. Там надо было учиться два года, причем за свои деньги. А у меня-то денег нет! Но я пообещал научить читать Коран руководительницу курсов, и меня приняли. Кстати, она теперь и молитвы читает, и хадж совершила.

— Вы сами не планируете окончить докторантуру Болгарской академии?

— Я выпускник Болгарской академии. А сейчас собираюсь к защите докторской по светскому направлению.

«У нас 40 преподавателей, и в январе этого года мы впервые выплатили им зарплату по часам. До этого они бесплатно это делали, за что я им очень благодарен» «У нас 40 преподавателей, и в январе этого года мы впервые выплатили им зарплату по часам. До этого они бесплатно это делали, за что я им очень благодарен» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Прохожу курсы по искусственному интеллекту. Будем внедрять его в нашу работу»

— «Какие вызовы сегодня стоят перед духовными лидерами мусульманского сообщества и как вы с ними справляетесь?» (Алина Кадырова)

— Информация сегодня очень быстро разлетается, и хорошая, и плохая. Молодежь очень мобильная. Духовным лидерам нужно тоже быть мобильными, уметь пользоваться интернетом и всеми его технологиями. И чтобы наши слова, ответы на вопросы были в соответствии с этим временем. Надо идти в ногу со временем, по-другому никак. Век живи — век учись. И мы учимся, например, я сейчас прохожу курсы по искусственному интеллекту. Будем внедрять его в нашу работу.

— Как искусственный интеллект может помочь в исламском образовании?

— Мы создаем бот для наших групп в социальных сетях — «ВКонтакте» и других. Мы напитали его литературой, автором которой являюсь я. Сейчас мы его тестируем. Вопросы пока простые, например сколько раз надо читать намаз. Если вопрос более сложный, мы ограничиваем бот, чтобы он людей не ввел в заблуждение.

— «Есть ли в мечетях проблемы с кадрами?» (Радик) Боты имамов не заменят?

— Боты облегчают работу имама… (Смеется.) Конечно, проблема нехватки кадров есть. И это связано с финансированием. Каждая мечеть находится на хозрасчете. С того, что мечеть смогла собрать с прихожан, надо оплатить свет, газ, воду. Не смогла собрать — все отключат. То же самое касается зарплаты имама, помощника, бухгалтера и т. д. Зарплаты не такие большие, чтобы люди хотели в мечети работать. Сегодня развивается исламский банкинг, и выпускник РИУ лучше пойдет работать в банк, а не в мечеть. Конечно, мы пытаемся донести проблему с зарплатой до зажиточных людей. В городских мечетях с зарплатой полегче, а в сельских ситуация гораздо хуже. Поэтому большая просьба к выходцам из сел, чтобы не забывали свою родину, смотрели, как там живет мечеть, развивается ли. А если есть проблемы, обсудить с имамом, чем помочь. Я всегда говорю: зайдите к имаму и откройте его холодильник или погреб. И картина может быть печальной! Мы благодарны всем прихожанам, спонсорам, которые поддерживают мечети. Без поддержки мечеть будет закрыта на амбарный замок…

«На какую зарплату могут рассчитывать выпускники медресе Мухаммадия, если поедут работать имамами в деревню? Только честно». (Ринат Сабиров)

— Зарплата зависит от прихожан и от того, кто построил мечеть. Если этот благотворитель построил мечеть и забыл о ней, то выпускник медресе потерпит пару месяцев и сбежит оттуда. Надо помнить, что мечеть — это не только стены, но и наполнение: занятия, уроки. Мы благодарны аксакалам, которые работают в мечети, но и молодых надо привлекать.

Меня часто просят: «Хазрат, посоветуйте какого-нибудь выпускника для нашей мечети». Спрашиваю: «А где и на что он будет жить?» Иногда в ответ получаю такой шквал негатива! Выходит, человек и не думал об этом. Но имам — это не бестелесный ангел, а живой человек.

— Какая все-таки средняя зарплата у имама?

— Все начинается с минимальной оплаты труда, потому что приглашающий хочет узнать, как имам будет работать. Есть много примеров, когда имама сначала держали на голодном пайке, а когда его работа понравилась, создали все условия. Под Казанью есть мечеть, где зарплата 50 тысяч рублей, предоставлено жилье, но почему-то имамы не приживаются.

— Зарплата 50 тысяч — это нормально для имама?

— Это считается шикарно.

— А минимум сколько?

— В рамках МРОТ.

— Кто определяет размер зарплаты в мечети?

— В каждой мечети на приходском собрании определяют, какая будет зарплата у имама. И старший имам будет стараться, чтобы денег хватало на все. Скажу про нашу мечеть «Гаиля», одну из самых больших в Казани. За свет мы ежемесячно платим около 80 тысяч рублей, за воду — порядка 20 тысяч, за отопление — около 200 тысяч. Конечно, такого объема пожертвований от прихожан у нас нет, поэтому мы были вынуждены создать фонд и просим помогать через него.

— Сколько сотрудников в вашей мечети?

— Если считать вместе с учителями воскресной школы, то порядка 70. У нас 40 преподавателей, и в январе этого года мы впервые выплатили им зарплату по часам. До этого они бесплатно это делали, за что я им очень благодарен. Но некоторые отказались от зарплаты.

— Некоторые мечети имеют бизнес для покрытия своих расходов. У вас он есть?

— Параллельно с медресе мы построили банкетные залы, весь доход от которых идет на содержание мечети.

«Наша мечеть называется „Гаиля“/„Семья“, и мы стараемся проводить различные мероприятия на семейные темы» «Наша мечеть называется «Гаиля» («Семья»), и мы стараемся проводить различные мероприятия на семейные темы» Фото: «БИЗНЕС Online»

«У пророка есть изречение: прежде чем что-то попросить, сделай хорошее»

— За молитву по усопшему обязательно платить или по желанию?

— По желанию. Но у пророка есть изречение: прежде чем что-то попросить, сделай хорошее. Из ящика пожертвований все идет на содержание мечети. Иногда мы ставили эксперимент: ящик размещали на входе так, чтобы его невозможно было обойти. Аксакалы все кладут деньги, а молодежь перешагивает и дальше идет…

— «Раньше говорили, что садака дается, кто сколько может. Почему же сейчас имамы мечетей на фитр-садаку определяют суммы, это разве правильно? Кто-то может дать больше, у кого-то нет возможности. Такое ощущение, что имамы мечетей маркетингом занялись». (Алсу)

— Определенный размер садаки определяется только для месяца Рамадан. В уразу есть понятие «накормить», и сумма этого кормления рассчитана Советом казыев ДУМ РТ. Для этого МРОТ разделили на 30 дней, и получилось 400 рублей. Человек может или деньги отдать на кормление, или сам накормить. Ругать за это мечеть нельзя, она эти деньги не может потратить на свое содержание.

Перед Ураза-байрамом мы должны отдать очистительную милостыню, причем за всех членов семьи, даже за ребенка, который пока под сердцем мамы. И ДУМ РТ рассчитал норму. Во время пророка норма была примерно как трехлитровая банка фиников, если говорить современным языком. Но финики сегодня дорогие, поэтому норму рассчитали сыпучими продуктами. Причем есть градация: зажиточные платят 1,2 тысячи рублей за каждого члена семьи, а остальные — по 200 рублей. Я на проповеди советую прихожанам самим купить продукты и раздать соседям.

— «Расскажите о конкурсах «Сөембикә энеләре һәм сеңелләре» и «Нәселебез шәҗәрәсе», которые были недавно объявлены?» (Бикмухамет)

— Наша мечеть называется «Гаиля» («Семья»), и мы стараемся проводить различные мероприятия на семейные темы. Одно из них — конкурс «Семейное древо» («Нәселебез шәҗәрәсе»). В этом году он приурочен к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Даже если вы просто от руки напишите, кто ваши предки, родители, сестры и братья, ваш ребенок будет знать, что он не один в этом мире, что за ним стоит целый род. Этот конкурс мы проводим для того, чтобы люди понимали, что семья — это гораздо шире, чем мама, папа и дети. «Семейное древо» можно прислать и в электронном виде, можно сделать презентацию. В состав жюри войдут представители загса, Госархива РТ.

Конкурс «Сөембикә энеләре һәм сеңелләре» («Сестры и братья Сююмбике») проводится среди детей до 18 лет. Здесь три вопроса: первый — чтение Корана, второй — по основам ислама, третий — по истории и культуре Татарстана. Итоги конкурса подведем 5 апреля. Меценаты готовят ценные призы, а какие — даже от меня держат в секрете.

У нас есть еще один конкурс — «Васыять» («Завещание»). Имеется в виду духовное завещание. Можно же всю жизнь записывать какие-то полезные советы, менять их с течением времени. А потом внучка или правнучка будет сверять свою жизнь с этими мудрыми советами.

«Возможно, через этот ифтар участницы показа уже на следующий год будут держать уразу» «Возможно, через этот ифтар участницы показа уже на следующий год будут держать уразу» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Fashion Iftar показал, что женщина в платочке на голове — это красиво»

— Как вы относитесь к Fashion Iftar? Можно ли вообще ифтар соединять с показом моды?

— Я за любое духовное мероприятие, которое приводит к благу. Возможно, через этот ифтар участницы показа уже на следующий год будут держать уразу. Я благодарен Fashion Iftar за то, что там показали, что женщина в платочке на голове — это красиво.

Я не люблю слово «хиджаб» — оно не наше. Наше слово — это «платок». Мы в мечети проводим День платка, и женщины потом благодарят: я попробовала носить платок, и мне понравилось…

Кстати, о головных уборах. Время от времени разгораются споры по поводу того, можно ли носить платки и хиджабы в общественных местах, в школах. А вы как к этому относитесь? Какой должен быть платок на голове?

— Платок в общественных местах женщины носят для того, чтобы не привлекать взгляда чужих людей. Помните, наши бабушки носили белые платочки? А если женщина идет по улице вся в черном с головы до ног, то, наоборот, привлекает внимание. Получается обратный эффект. Скоро будет женский праздник — 8 Марта. Вот я советую мужьям подарить женам красивое национальное платье, стильный платок.

— Надо запрещать носить никабы и хиджабы в общественных местах, как считаете?

— Запретный плод всегда сладок. Законодателям надо очень деликатно и тонко подходить к религиозным вопросам, потому что тема очень взрывоопасная. Может быть, можно регламентировать цвет. Но запрет к хорошему нас не приведет.

— «Для чего вы используете мощную звукоусиливающую аппаратуру? Никакого практического смысла нет, все, кому надо, могут узнать время намаза в календаре или интернете. Рев азана отравляет жизнь людям на километры вокруг». (Равиль)

— Мы намного уменьшили звук, а в темное время суток вообще звук на улицу не выводим. Даже проводим конкурс чтецов азана, чтобы был самый красивый голос. Мне кажется, этот вопрос не про нашу мечеть.

Как говорил первый президент РТ, тот, кто хочет, ищет способ, а кто не хочет, ищет причину. Зачем куда-то жаловаться? Вы придите в мечеть, и мы все обсудим. У имама порой глаз замыливается, а вы подскажите. Вот, например, сказали, что не бывает наличных денег для садаки, и мы поставили аппарат для оплаты по QR-коду. Мы готовы к контакту, мы слышим! Мы даже проводим анкетирование «Если бы я был имамом, что сделал бы?». Так мы обустроили родник, построили медресе, детскую площадку. Нам нужны идеи — помогайте, подсказывайте! Но в анкете мы пишем: что вы предлагаете и как можете поучаствовать в этом — материально, физически, духовно?

— Но азан обязателен?

— Он обязателен пять раз в день, но в ночное время в нашей любимой мечети «Гаиля» он произносится только внутри мечети.

— «Когда женщина может совершить хадж без махрама? И можно ли 55-летней женщине ханафитского мазхаба совершить хадж с группой женщин шафиитского мазхаба? Действителен ли будет такой хадж? Действителен ли вообще хадж без махрама немолодой женщины?» (Альбина)

— Саудовская Аравия дает визу женщинам старше 45 лет. Что касается мазхаба, то это правовая школа. Выполнять требования шафиитской правовой школы физически очень тяжело в хадже: за любую ошибку во время хаджа надо провести курбан. Я знаю, что даже богословы шафиитского мазхаба на время хаджа берут ханафитские правила. Альбине надо предложить группе провести хадж по ханафитской правовой школе.

Что является основным в работе благотворительного фонда «Гаиля»?

— Некоторое время назад у одного из наших прихожан родился сильно недоношенный ребенок. В роддоме были устаревшие инкубаторы интенсивной терапии для выхаживания таких детей, но ребенка они спасли. И отец дал слово, что подарит больнице новые аппараты. Благотворители помогли через наш фонд, и мы купили современные инкубаторы. Конечно, это исключительный случай. В первую очередь мы стараемся накормить и одеть нуждающихся. Некоторые просят денег, но мы таких проверяем, чтобы отсеять аферистов. Все, кто хочет сделать благое дело и помочь нуждающимся, могут пройти по ссылке благотворительного фонда и сделать пожертвование.

— «Как определять степень своего участия в благотворительных проектах, если разум говорит — нужно, а интуиция — нет?» (Диляра)

— Когда мы строили медресе, объявили акцию «Возьми кирпичик в рай». К нам пришла бабушка и принесла 100 тысяч рублей. Я не хотел брать, но она настояла. На эти деньги мы привезли первую машину кирпичей. А кто-то сказал ей: «Ты что?! Они же твои деньги себе в карман положат!» Бабушка звонит мне, плачет: «Как же так?!..» А когда она пришла в пятницу в мечеть и увидела кирпичи, чуть ли не расцеловала их! Если есть какие-то сомнения, придите, узнайте, поговорите.

«Не надо забывать, что семья — это 7 Я: муж, жена, дети, внуки, правнуки, родители и бабушки-дедушки. В трудный момент надо советоваться с родителями. А родители должны дать мудрый совет» «Не надо забывать, что семья — это 7 Я: муж, жена, дети, внуки, правнуки, родители и бабушки-дедушки. В трудный момент надо советоваться с родителями. А родители должны дать мудрый совет» Фото: Андрей Титов

«Разводятся потому, что мы разучились разговаривать и слышать друг друга»

— Почему ваша мечеть называется «Семья»? Наверное, ведете какую-то работу в этом направлении?

— Первым имамом нашей мечети был Хатып хазрат, он построил ее. В день открытия, будучи в преклонном возрасте, передал мечеть мне. Я тоже спросил: почему так называется мечеть? Оказывается, ее строительство начали в Год семьи. И с тех пор мы стараемся, чтобы содержание нашей работы соответствовало этому названию.

— «Как вы думаете, почему сейчас так много разводов, в том числе мусульманских семей? Какие действия приближают к такому решению? Как решить этот вопрос?» (Диляра, Радик)

— Не надо забывать, что семья — это 7 Я: муж, жена, дети, внуки, правнуки, родители и бабушки-дедушки. В трудный момент надо советоваться с родителями. А родители должны дать мудрый совет. К сожалению, бывает так, что мама после жалоб дочери говорит ей: возвращайся домой. Но мама должна понимать, что после этих слов семьи дочери уже нет! Если бы она предложила обсудить ситуацию и вместе найти выход, семья сохранилась бы.

Но бывают проблемы, о которых и маме не расскажешь. Для таких случаев у нас есть бесплатный анонимный телефон доверия 8(800)222-05-62. Можно поговорить с имамом или с психологом. Возможно, просто нужно излить душу. Также мы офлайн и онлайн проводим с семьей собеседования, когда она, возможно, на грани развода. В этом случае мы выступаем как медиаторы. Когда попросишь супругов на листочке написать претензии друг к другу и прочитать их, им самим становится неловко и смешно. Оказывается, и разводиться уже не хотят. Кстати, у меня диплом по медиации. Мы благодарны Духовному управлению — они следят за нашим образованием.

Всевышний дал нам язык — надо обсуждать, разговаривать. Наверное, разводятся потому, что мы разучились разговаривать и слышать друг друга. Легче уткнуться в свой телефон…

Читатель, не назвавший своего имени, спрашивает: «Иногда возникают разногласия в семье из-за того, что муж получает зарплату меньше, чем жена. Как себя при этом правильно должна вести жена?» И как должен вести себя муж?

— Расскажу такой случай. Молодой человек подарил своей жене маленький бизнес, а она его увеличила настолько, что по заработку обогнала мужа. Этот человек приводит жену ко мне в мечеть и говорит: «Хазрат, скажите ей, что жена должна дома сидеть!» В ходе беседы я понял, что дело в том, что жена больше зарабатывать стала.

Давайте вспомним пророка Мухаммеда. Его жена Хадиджа была хозяйкой рынка, у нее даже ходили караваны с товаром. Но ведь пророк никогда не говорил, что она больше зарабатывает. В уразу архангел Гавриил пришел к пророку и говорит: «Читай!» А пророк — сирота, читать не умеет. Архангел смеется и говорит: «Повторяй: во имя Господа, который сотворил тебя…» Пророк пришел домой и рассказывает жене, что к нему кто-то приходил — то ли ангел, то ли дьявол. А мудрая жена отвечает: «К тебе ангел приходил! Дьявол к тебе прийти не может, потому что ты помогаешь нуждающимся, защищаешь слабых, не разрываешь родственные связи». Тем самым жена подняла самосознание своего мужа. Это говорит о том, что моральное, духовное и физическое состояние мужа во многом зависит от жены. Женам, которые зарабатывают больше, не надо в этом упрекать мужа.

— Как быть, когда муж кичится тем, что больше зарабатывает, и указывает место жене?

— Муж во время никаха говорит: «Я взял жену по своему согласию», и с этого момента все обязанности родителей по содержанию девушки ложатся на мужа. По исламу, жена может сказать: «Ничего делать не буду». И муж не имеет права осуждать жену за это.

«Мы советуем, чтобы супруги были одной национальности. Лучше, чтобы были и одной веры» «Мы советуем, чтобы супруги были одной национальности. Лучше, чтобы были и одной веры» Фото: Андрей Титов

— А указывать жене, что ей можно и что нельзя, он может? Например, запрещать встречаться с подругами?

— Психологи посчитали, что мужчины в день говорят порядка трех тысяч слов, а женщины — 20 тысяч. Поэтому мужья должны быть благодарны подругам жены, потому что они спасают его от этих 20 тысяч слов. Муж еще несет ответственность за халяльность. Он будет прав, когда запрещает жене есть шашлык из свинины.

Бывают случаи, когда муж без согласия жены проводит никах с другой женщиной. Разве имам не должен проверять, есть ли согласие жены, чтобы избежать такого? Тем более что многоженство у нас запрещено.

— Мы проводим собеседование, анкетирование. Если человек нас обманет, мы не можем этого знать. Бывают такие случаи, когда открыто говорят: «Вы же сами говорите, что налево ходить — грех, вот я и решил пройти никах». Даже если это наш главный спонсор, никах я не прочитаю, потому что, во-первых, все тайное становится явным, во-вторых, по закону в нашей стране многоженство не регистрируется. В-третьих, у него есть супруга, которая узнает, кто прочитал никах, и тут инстинкт самосохранения срабатывает (улыбается).

Бывают и такие случаи, когда в мечети человеку отказывают, а он по объявлению в интернете находит шабашника, который на дому все сделает. Но проводить религиозные обряды имеют право только официальные служители мечети. Или иногда говорят нам: мы онлайн учимся. А кто на той стороне экрана, человек не знает. Вот когда непонятные люди проводят определенные обряды, осуждают нас, имамов, хотя мы к этому не имеем отношения.

Как вы относитесь к тому, когда женщина принимает веру мужчины, за которого собралась замуж? То же самое относится и к мужчине. Что правильнее — принять веру будущего супруга или остаться в своей?

— Я пошел бы дальше: одной веры, но разной национальности. Мы же понимаем, что это огромный культурный слой: другие традиции и обычаи, даже кухня другая. Поэтому мы советуем, чтобы супруги были одной национальности. Лучше, чтобы были и одной веры. Но ислам разрешает, чтобы жена осталась в своей вере, если она иудейка или христианка, и никах в этом случае действителен. Но дети по рождению считаются мусульманами.

— А это не грех — предавать свою веру?

— Прежде чем принять другую веру, человек должен изучить свою веру. Этот шаг может быть и греховным.

— «Однажды я познакомилась через электронное приложение знакомств „Анаем с одним молодым человеком. В ходе общения выяснилось, что он мне сообщил выдуманные имя, фамилию и к тому же оказался женат. Как уберечься от таких знакомств?» (Лилия)

— При мечети «Гаиля» работает центр создания и сохранения семьи «Адам и Ева». Наши сотрудники проверяют все документы офлайн и только после этого предлагают познакомиться потенциальным парам. В прошлом году поступило около 500 заявок, из них порядка 200 закончились браком. Центр проводит и вечера знакомств, на которые приглашаются по 30 девушек и молодых людей.

— «Насколько уместно веселье на никахе?» (Аделя)

— Сегодня, когда никах разрешен, он проводится как свадьба. Конечно, это праздник и в этом нет ничего плохого. Но алкоголя на никахе быть не должно вообще.

— «Через сколько времени с рождения ребенка можно его показывать родственникам и делать его фото?» (Флера)

— Счастье любит тишину. Пусть люди не забывают об этом. Есть такое понятие, как сглаз. Берегите себя, свою семью, свою работу, свое счастье от сглаза! Что касается ребенка, то лучше выждать 40 дней. И не забывать прочитать молитву Субханаллах, чтобы уберечь от сглаза.

— А у вас сколько детей?

— Пятеро. От раввина мы отстаем… (Смеется.)

— Что самое главное вы вкладываете в головы своих детей?

— Быть людьми. Быть честными, справедливыми, добрыми. Все те базовые понятия, которые в нас вкладывали в советское время. Даже если родители не видят тебя в какой-то момент, видит Всевышний. Если бы все помнили это, было бы меньше греха и зла.

— «Как необходимо строить семейные отношения, чтобы прожить долгую совместную жизнь?» (Люзия)

— По исламу, женить и выдать замуж — это обязанность родителей. Они смотрят не только на будущего супруга, но и на его родителей, на его род. К сожалению, сегодня иногда родители узнают о никахе последними. А после месяца совместной жизни оказывается, что муж носки разбрасывает, и начинаются раздоры. Поэтому еще до вступления в брак надо вместе с родителями жениха и невесты честно обсудить бытовые вопросы: где молодые будут жить, будут ли встречаться с родителями, сколько будет детей, будет ли жена работать, будут ли супруги ходить в мечеть или церковь и т. д. И ответы на эти вопросы надо написать в трех экземплярах, подписать всеми сторонами и хранить у молодых и их родителей.

— Но в жизни всякое бывает, все нюансы изначально невозможно учесть. Какие табу должны быть в семейной жизни, чтобы брак не распался?

— Когда один из супругов кипит, второй должен собрать всю свою волю в кулак, набрать воды в рот и молчать. Возможно, даже соглашаться. Это первое. Второе — забыть слово «развод». Вообще не надо его употреблять никогда!

Рустам хазрат, спасибо за поучительный разговор!

Рустам хазрат Хайруллин родился 28 февраля 1983 года в Бугульме. Окончил Российский исламский университет (2004), Российский исламский институт (2017), аспирантуру КФУ (2018). Кандидат социологических наук (2018), доцент КФУ, РИИ и БИА.

2003–2005 — имам-хатыб центральной мечети Бугульмы.

2005–2015 — имам-мухтасиб Бугульмы и Бугульминского района.

2013–2017 — заместитель муфтия Республики Татарстан.

2022–2024 — первый заместитель директора медресе «Мухаммадия».

С 2013-го — имам-хатыб мечети «Гаиля».