Сегодня в отечественный прокат выходит фильм «Роднина», очередной образец спортивной драмы — жанра, в последние годы популярного у наших кинематографистов. Самая титулованная фигуристка в истории парного катания Ирина Роднина выиграла три Олимпиады с двумя разными партнерами и никому не проигрывала с 1969-го по 1980-й, когда и закончила карьеру. Одним из первых зрителей картины стал корреспондент «БИЗНЕС Online». О том, какой получилась Роднина у актрисы-дебютантки, почему Татьяну Тарасову лишили фамилии и в чем авторы не смогли избежать политической плакатности, — в нашем материале.
Сегодня в отечественный прокат выходит фильм «Роднина»
По стопам «Движения вверх» и «Легенды №17»
Версия мифа об Ирине Родниной, придуманная со слов ее самой. Именно такое определение хочется дать фильму, который вышел сегодня в широкий российский прокат. «Роднина» продолжает серию отечественных блокбастеров о победах советских спортсменов, и наверняка продюсеры мечтают о повторении успеха «Движения вверх» и «Легенды №17». Правда, бюджет в 425 млн выглядит по нынешним временам уже достаточно скромно, да и какой-то масштабной рекламной кампании фильма замечено не было, отсюда и очень скромные показатели предпродаж. Видимо, надежда на многочисленную армию поклонников фигурного катания и сарафанное радио.
Отличие «Родниной» от вышеупомянутых фильмов — его героиня жива-здорова, является активным государственным и общественным деятелем, депутатом Госдумы и комментирует в медиа различные события окружающей действительности, причем не только спортивные. В основе сценария картины — автобиография самой титулованной спортсменки в истории парного фигурного катания, более того, есть полное ощущение, что этим вклад Ирины Константиновны, благословившей создателей кино, не ограничился. По сути, перед нами на протяжении двух с небольшим часов экранного времени калейдоскопом проходят события спортивной карьеры (и личной жизни) Родниной в ее интерпретации. Причем выбраны именно те эпизоды и старты, которые бы хотела вспоминать сама чемпионка. Хотя великая спортсменка, конечно, имеет на это полное право.
Реальная жизнь Родниной действительно просилась на экраны, причем тут можно развернуться и на целый сериал: три олимпийских «золота» с двумя разными партнерами, противостояния на льду (в которых было немало личного), непростые отношения с тренерами, отъезд в США в 1990-х (что сделали в момент развала СССР многие люди из мира фигурного катания), возвращение спустя 10 с лишним лет…
Но авторы «Родниной» не стали размахиваться так широко, повествование здесь заканчивается на пьедестале почета Олимпиады в Лейк-Плэсиде 1980 года. Впрочем, даже при таком раскладе фильм движется по карьере спортсменки, доминировавшей на мировом уровне 12 лет, подобно комете. Как тут не вспомнить, что именно Роднина со своими партнерами принесла в парное фигурное катание совершенно новые высокие скорости.
При этом зрителю показывают, по сути, только четыре старта: чемпионат СССР – 1969 (первая медаль на высоком уровне), чемпионат Европы – 1969 (первый крупный международный титул), чемпионат мира – 1973 (знаменитая история с прервавшейся музыкой во время произвольной программы) и Олимпиаду-1980 (последний старт в карьере).
«Ты пулемет, а не женщина»
А начинается все в 1955-м, когда юная Ира (Александра Бикеева), обманув родителей насчет своего самочувствия, заставляет отца свозить ее на московский каток. Кстати, мама и папа показаны в фильме пунктирно, их роль в становлении дочери-спортсменки осталась невыясненной, хотя на актере Игоре Петренко (играющем отца) как всегда прекрасно сидит военная форма. Тут же на катке возникает история с порвавшимся шнурком, она будет преследовать фигуристку всю карьеру как символ сомнений и неуверенности в себе, которые необходимо преодолеть. Честно говоря, не самый оригинальный ход, придуманный сценаристами, среди которых Светлана Мигунова-Дали — один из продюсеров «Легенды №17».
Далее мы перескакиваем на 10 с лишним лет вперед, и во Дворце спорта уже занимается молодая пара из ЦСКА Роднина – Михаил Буланов (в реальности Алексей Уланов), а руководит процессом тренер Вячеслав Жуков (в реальности Станислав Жук). Жуков, славящийся несносным характером, проявляет его вовсю на молодых воспитанниках. Последнего играет Евгений Ткачук, он главная звезда каста «Родниной» и почти наверняка заберет по итогам года различные премии за лучшую мужскую роль второго плана, если на имидже артиста не скажется криминальная история с наркотиками, в которую он попал в конце года.
Кстати, Роднина сама признавалась, что переживала именно из-за того, каким на экране получится тренер, которому она обязана карьерой, один из самых противоречивых персонажей в истории советской «фигурки», которого отстраняли от работы, делали невыездным, в 1980-е даже писали письма в ЦК КПСС об «аморальном поведении». У Ткачука он получился обаятельным простым мужиком, который, хоть и называет учеников «старой каргой» и «пентюхом», искренне любит свою главную ученицу, а та отвечает ему взаимностью. И долго не может отойти от окна в аэропорту, глядя на Жукова, который остался в Москве, улетая на свой первый чемпионат Европы.
Саму главную героиню сыграла молодая артистка Владислава Самохина, и это свежее, еще не затасканное в отечественном кино лицо идет на пользу фильму. Впрочем, каких-то сложных актерских задач режиссер Константин Статский (в его активе сериалы «Троцкий» и «Мажор») перед Самохиной не ставит. По сути, Роднину-человека мы в картине так и не увидели, зато Роднину-миф — сколько угодно. В фильме внешне она почти не меняется с 1969-го по 1980-й, оставаясь все той же почти железной советской леди с лицом ребенка, говорящей в основном лозунгами вроде «Ошибся — значит, проиграл».
Самую главную героиню сыграла молодая артистка Владислава Самохина, и это свежее, еще не затасканное в отечественном кино лицо идет на пользу фильму
Конечно, с такой партнершей непросто утонченному Буланову, играющему в свободное время на баяне. «Ты пулемет, а не женщина», — говорит он ей. А потом и вовсе: «Ирка, я тебя ненавижу!» Но тут же чуть ли не признается ей в любви. В общем, все это приводит спортивную пару к расставанию, несмотря на олимпийское «золото» 1972 года. И дальше в жизни Родниной появляется Александр Зайцев, за которого она выйдет замуж в 1975-м, а потом выиграет еще две Олимпиады. Кстати, Буланова и Зайцева играют актеры – звезды шоу «Ледниковый период»: Федор Федотов и Иван Колесников.
Интересно, что Зайцев в фильме не стал каким-нибудь Зайчишкиным и фигурирует под своими именем и фамилией, в отличие от ряда других персонажей. И в этом видится отношение реальной Родниной к людям, которые ее окружали по жизни. Уже экс-фигуристы развелись в 1985-м, но трехкратная олимпийская чемпионка в 90-х даже помогала своему бывшему мужу найти тренерскую работу в Штатах.
Вместе с тем другого тренера в кино не пощадили. Татьяна Тарасова, с которой Роднина и Зайцев выиграли Олимпиады в 1976 и 1980 годах, на экране стала Натальей Анатольевной (вот так, без фамилии), и даже в Лейк-Плэсиде-1980 она (актриса Ольга Бодрова) выглядит каким-то новичком, не способным повлиять на происходящее. Как тут не вспомнить, что между реальными Тарасовой и Родниной существует давний личный конфликт, никто уже не помнит его истоки, но две легенды фигурного катания и сейчас порой устраивают заочные пикировки в медиа.
Да, и то, какие соревнования попали в сюжет фильма, кажется тоже выбором главной героини. Например, в «Родниной» вообще отсутствуют олимпийские турниры в Саппоро-1972 и Инсбруке-1976, а между тем пары-чемпионы там побеждали, допустив грубые ошибки в ходе прокатов.
У кинопремьеры немало достоинств как у продукта для массового зрителя: динамика сюжета, ряд актерских работ, юмор
«Лет ми спик фром май харт»
Вообще, у кинопремьеры немало достоинств как у продукта для массового зрителя: динамика сюжета, ряд актерских работ, юмор, за который отвечает Жуков –Ткачук, а также советские спортивные функционеры Лисов (Марат Башаров) и Борисов (Алексей Маклаков). Герой Башарова даже произносит легендарное «Лет ми спик фром май харт», сказанное много лет спустя другим спортивным функционером и по другому поводу.
И все-таки у любителей фигурного катания и знатоков биографии Родниной будет немало претензий к создателям фильма, которые, например, категорически отрицают, что на любых соревнованиях по данному виду спорта есть короткая и произвольная программы.
Или, например, совершенно проигнорирован потенциально мощный мелодраматичный сюжет, согласно которому на Олимпиаде-1972 пара Роднина – Уланов обошла другой советский дуэт — Людмилы Смирновой и Андрея Сурайкина, после чего Уланов начал кататься со своей возлюбленной Смирновой, но дважды проиграл паре Роднина – Зайцев на чемпионатах мира. Странно выглядел и тренер Жуков в фильме в качестве главного гостя на свадьбе Родниной и Зайцева, ведь в реальной жизни они к этому времени уже ушли от тренера Жука.
Но больше всего смутили два сюжета, в которых авторы дали волю политической плакатности в угоду веяниям дня сегодняшнего.
Во-первых, это карикатурный образ фигуриста Алексея Панкратова (актер Даниил Воробьев), манерно изъясняющегося по-французски и предлагающего Жукову ставить программы под Бетховена, а не под «лубок» народных песен. Речь, очевидно, об Олеге Протопопове, выигравшем с Людмилой Белоусовой две Олимпиады для СССР. Именно их сместили с трона Роднина и Уланов, принеся на лед другой уровень скоростей и сложности элементов. Как тут не напомнить, что Белоусова и Протопопов эмигрировали из страны по окончании карьеры.
Ну а во-вторых, речь о выдуманных перипетиях состязаний в Лейк-Плэсиде, где сценаристам было просто необходимо найти повод для столкновения СССР и США. Да, американская пара Тай Бабилония – Рэнди Гарднер были на тот момент действующими чемпионами мира (Роднина пропускала ЧМ-1979 из-за декрета), и они на самом деле обвиняли главных оппонентов из Советского Союза в использовании запрещенных элементов. Но Бабилония – Гарднер снялись с соревнований из-за травмы партнера перед короткой программой. Причем все это стоило им очень дорого, их обвиняли в том, что спортсмены не выдержали ответственности и перегорели, Бабилония-Гарднер больше не соревновались, а партнерша даже позднее пыталась покончить с собой.
В фильме же две главные пары Олимпиады-1980 устраивают батл на... 6-минутной разминке перед выступлениями, что, конечно, абсурд, да и американцы здесь выглядят какими-то пещерными злодеями (хотя их тренер, которого сыграл олимпийский чемпион Алексей Ягудин, вооружившись усами, очень органичен). Никто не будет так выкладываться, исполняя сложные элементы, за пару десятков минут до суперответственного выступления. Также выглядели странно довольные советские фигуристы, узнавшие, что американцы снялись, ведь они сами еще не прокатали свою программу. Ну и откровенное недоумение вызывал тренер Жуков, увлеченный этим батлом, хотя здесь же за медали боролась его другая пара (воспитанники Жука Марина Черкасова – Сергей Шахрай выиграли в Лейк-Плэсиде «серебро»). Нет, он пошел не готовить своих учеников к выступлению, а отправился с мотивационной речью к экс-ученице Родниной. И такого в фильме слишком много.
Так что, когда в финале показывают знаменитые архивные кадры плачущей Родниной, мало похожей на артистку Самохину, на пьедестале почета в Лейк-Плэсиде под гимн СССР, то кажется, что эта минута делает гораздо больше для создания спортивной легенды, чем все усилия авторов нового фильма.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.