Шамиль Гафаров: «И деньги, и возможности, и команда, и техника есть — только работай!» Шамиль Гафаров: «И деньги, и возможности, и команда, и техника есть — только работай!» Фото: prav.tatarstan.ru

«Год, который мы провалили. Как бы есть такой момент…»

«Хэерле кон! Добрый день!» — так открыл сегодня Шамиль Гафаров первое в этом году заседание комиссии по безопасности дорожного движения (БДД) при кабмине республики. Правда, само выступление вице-премьера РТ и председателя комиссии добрым назвать было нельзя. Совещание прошло в четверг в закрытом формате, без участия прессы, однако его запись появилась на портале правительства республики. Снято не все совещание, но важные моменты в кадр попали.

Напомним, в прошлом году Татарстан впервые за долгое время не выполнил показатели национального проекта «Безопасные качественные дороги» по числу смертей на дорогах. Сократить число жертв, как это закладывалось в плане, не удалось. Наоборот, количество погибших резко выросло — на 41 человека, или на 15%. В 2023-м было 279 погибших на дорогах, а в 2024-м их число увеличилось до 320. Притом что общее количество аварий снизилось.

Акцента на этом власти республики прежде не делали. Но тезис прозвучал, например, на заседании городского совета Набережных Челнов в январе. Если город выполнил требуемые показатели по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», то в целом Татарстан «не уложился» и «находится в зоне критики и внимания», говорил представитель МВД. Сегодня же Гафаров прямо признал, что в вопросе БДД республика провалила прошлый год. Да и в целом выступление получилось довольно откровенным.

«Понятно (и надо признать и об этом говорить), что нужно принимать правильные решения по итогам 2024-го. Год, который мы провалили. Как бы есть такой момент, — развел руками Гафаров. — До этого с каждым годом работали все лучше и лучше, каждый год у нас снижалось количество погибших [на дорогах]. В 2024-м мы не смогли это сделать, не выполнили плановые показатели».

Больше – только у Москвы: Татарстан за год «наездил» на 5,8 миллиарда рублей штрафов

При этом надо не ориентироваться на какие-то показатели, а просто хорошо делать свою работу, рассуждал заместитель премьер-министра РТ. Тогда, наставлял Гафаров, сократится и число аварий, и количество погибших. «Итоги прошлого года нас не радуют. Но самое главное — мы должны сделать правильные выводы. Это должно нас научить принимать правильные решения для исправления той ситуации, которая сложилась», — отметил глава комиссии по БДД и призвал участников совещания учиться на допущенных «ошибках». В зале собрались в том числе министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов, президент АН РТ и глава ГБУ «БДД» Рифкат Минниханов, несколько республиканских министров, руководители ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» и ГКУ «Главтатдортранс».

Президент АН РТ и глава ГБУ «БДД» Рифкат Минниханов Президент АН РТ и глава ГБУ «БДД» Рифкат Минниханов Фото: prav.tatarstan.ru

Качество заседаний комиссии должно расти «из раза в раз». «Не то что мы собрались на полтора часа, посидели, поговорили, послушали доклады и разошлись. <…> Это касается и муниципальных комиссий [по безопасности дорожного движения]. А то мы иногда отчитываемся, [что] провели пять комиссий, 10… Ну должен быть результат от того, что мы собираемся!» — подчеркнул Гафаров и призвал найти «правильные решения», которые позволят сократить смертность на дорогах. Но и это было не все вступление.

«День проходит, неделя и месяц проходят — зарплату получаем. Нам же за это платят. Естественно, мы должны делать свою работу качественно. Это непросто, но это наша работа», — сказал вице-премьер РТ.

Также Гафаров предупредил собравшихся, что наступивший год будет непростым «во всех отношениях». Да, будет поменьше крупных мероприятий, но это повод уделить больше внимания внутренним задачам. «Мы не имеем права плохо работать (я об этом часто говорю), <…> когда раис, премьер-министр нас так поддерживают. По сравнению с другими регионами у нас все зависит от нас, все в своих руках. И деньги, и возможности, и команда, и техника есть — только работай!» — заключил спикер.

За два месяца в республике зарегистрировали 308 ДТП. В них погибли 37 человек, 486 получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечено снижение всех показателей аварийностиЗа два месяца в республике зарегистрировали 380 ДТП. В них погибли 37 человек, 486 получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечено снижение всех показателей аварийностиФото: «БИЗНЕС Online»

Мотосезон может начаться раньше, а водителям платных трасс — скидка за езду без нарушений?

Что в начале 2025 года? Есть «положительный акцент», не сразу подобрал словосочетание Гафаров. Число погибших на дорогах с начала 2025 года ниже на 12 человек, чем за тот же период 2024-го. «Да, у нас количество ДТП и раненых [тоже] меньше, но это нас не должно успокаивать. Мы только начали [год]», — отметил Гафаров.

В этом году стартовал новый нацпроект «Инфраструктура для жизни». В него включили федеральный проект «Безопасность дорожного движения», которым для Татарстана установлен на этот год плановый показатель — не более 291 погибшего в авариях. «Выполнение национального проекта с каждым годом будет становиться все сложнее, — признал начальник управления ГАИ МВД по РТ Рустем Гарипов. — Здесь каждый из нас должен полностью отрабатывать проблемные направления».

За два месяца в республике зарегистрировали 380 ДТП. В них погибли 37 человек, 486 получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечено снижение всех показателей аварийности. В то же время рост числа погибших на дорогах наблюдается в 10 муниципалитетах (Набережные Челны, Бугульминский, Арский, Кукморский, Апастовский, Дрожжановский районы), а в Казани, Лаишевском, Верхнеуслонском и Тетюшском районах отмечается рост всех показателей, они пока не «вписываются» в заявленные рамки нацпроекта.

Чаще всего люди погибают в ДТП при столкновениях (68%) и наездах на пешеходов (17%). Наибольшее число погибших приходится на дороги регионального значения, чуть меньше на федеральных, а вот на местных «ситуация осложнена», там отмечен рост всех показателей аварийности. «Вынужден констатировать, что муниципальные образования недорабатывают по линии безопасности дорожного движения. Об этом говорит и статистика — рост всех показателей аварийности на местных дорогах», — подчеркнет позже Гафаров.

Отдельно Гарипов остановился на авариях с детьми. В 2024 году в 432 авариях погибли 11 детей, 463 были ранены. За прошедшие два месяца травмы в авариях получил 41 ребенок. Особый акцент он сделал на авариях с детьми-пассажирами, чьи родители или родственники «не сделали все возможное, чтобы сохранить здоровье ребенка», а также призвал продолжить распространять информацию о таких авариях в родительских чатах, проводить беседы на родительских собраниях в школах и работать с самими детьми. Гафаров попросил руководителей госавтоинспекций раз в неделю посещать школу или детский сад.

В весенние каникулы, продолжил Гарипов, надо избежать случаев, когда несовершеннолетние управляют питбайками и квадроциклами. В прошлом году из-за этого на дорогах погибли три подростка. «В этом году с учетом прогноза погоды есть вероятность, что мотосезон начнется намного раньше. В связи с этим предлагаю уже сейчас обратить пристальное внимание на данную категорию», — отметил начальник Госавтоинспекции.

«Не зазорно этим заниматься!»: «Народный инспектор» с деньгами вышел на дороги Татарстана

Прозвучал на совещании и «Народный инспектор». Осенью прошлого года в приложение добавили материальную составляющую: поощрение тем, кто просигнализирует о нарушениях водителей. Как отметил Гарипов, после этого количество поступающих уведомлений возросло. Правда, точные цифры он говорить не стал. Лишь призвал рассматривать все сообщения и своевременно наказывать нарушителей.

В 2024 году закуплено и введено в эксплуатацию 62 стационарные камеры и 20 передвижных комплексов для фиксации нарушений ПДД. Камеры настроены не только на нарушение скоростного режима, но и выезд на встречку или непристегнутый ремень. А сегодня определили места для установки камер на 91 аварийном участке и 54 аварийно опасных перекрестках, где будут фиксировать правила очередности проезда.

В Татарстане введены в эксплуатацию новые дороги и дорожные условия на них «позволяют водителям пренебрегать требованиям установленного скоростного режима», отметил спикер. Очевидно, речь была о Вознесенском тракте и трассе Алексеевское – Альметьевск. Гарипов предложил «проработать положительный международный опыт» по поощрению водителей, которые соблюдают скоростные ограничения на платных дорогах.

«В частности, предлагается измерять среднюю скорость движения и, если водителем не было допущено нарушений, при оплате предоставлять скидку на проезд», — предложил он. Эта мера, по его мнению, также будет способствовать увеличению потока на платных участках (с чем пока есть трудности).

Напомним, технология фиксации средней скорости использовалась в России с 2013 года. Но с сентябре 2021-го МВД России подтвердило, что такая практика прекращена. Примечательно, что накануне ряд СМИ сообщил о проработке минтрансом и МВД вопроса наказания водителей за превышение средней скорости. Правда, сегодня официальный представитель МВД Ирина Волк опровергла эту информацию: «Министерство внутренних дел готово изменить свое отношение к вопросу о введении ответственности за превышение так называемой средней скорости при условии, если у нас будет официально закреплен критерий средней температуры по больнице».

Фарит Ханифов: «По всем 135 участкам утверждены инженерные мероприятия, направленные на повышение уровня безопасности» Фарит Ханифов: «По всем 135 участкам утверждены инженерные мероприятия, направленные на повышение уровня безопасности» Фото: prav.tatarstan.ru

7 светофоров, шумовая разметка и продвижение через местных блогеров

Ханифов рассказал, что по итогам 2024 года миндортранс РТ и республиканская ГАИ определили 135 аварийно опасных участков, в том числе 45 мест концентраций аварий. «По всем 135 участкам утверждены инженерные мероприятия, направленные на повышение уровня безопасности», — отчитался министр. По новому нацпроекту «Инфраструктура для жизни» в 2025 году построят тротуары в 9 районах республики на 14 участках автомобильных дорог. На 48 участках дорог общей протяженностью более 70 км обустроят искусственное освещение. Речь идет о региональных дорогах, проходящих через населенные пункты. На муниципальных дорогах появятся дополнительно 7 светофоров и 40 остановочных павильонов.

Сейчас определяются участки дорог, на которые нанесут дорожную разметку с шумовым эффектом. Это специальные искусственные микронеровности полотна дороги. При наезде на них машина начинает мелко вибрировать, а колеса — издавать характерный гул, привлекая внимание водителя. В 2024 году такую разметку нанесли на 11 участках региональных дорог общей протяженностью 6,8 километра.

«Татмедиа» ведет работу по профилактике нарушений, отчитался глава республиканского агентства Айдар Салимгараев. С начала года по теме безопасности дорожного движения вышло более 6 тыс. материалов (плюс 5% по отношению к прошлому году). Наиболее широко освещались темы безопасности пешеходов, нетрезвых водителей, профилактики детского травматизма и нарушений ПДД, перечислил докладчик. Другая тема публикаций — приложение «Народный инспектор».

Агентство сотрудничает с республиканской Госавтоинспекцией. Так, в январе прошла пресс-конференция о состоянии аварийности в Татарстане, освещался ход проведения профилактических мероприятий ГАИ, уточнил докладчик. Еще совместными усилиями готовится инфографика, которая публикуется в соцсетях и госпабликах. На 2025 год уже утвержден совместный план ГАИ и «Татмедиа» по информированию населения о ПДД. Гафаров призвал привлечь к теме популярных местных блогеров.