«Сегодня руководитель должен не только вести за собой, но и вдохновлять, заряжать своей энергией, своим образом жизни. Я, например, стараюсь делиться своими увлечениями в соцсетях: как занимаюсь боксом, куда-то езжу. И знаете, сотрудники следят за этим: задают вопросы, интересуются моей жизнью», — говорит о мотивации в коллективе основатель и гендиректор казанского предприятия «Ритуал PRO» Станислав Зарубин. Какие ошибки он совершал в первые годы руководства, как не зазвездиться и превратить образ жизни в систему, почему жесткий стиль управления эффективен только на короткой дистанции, Зарубин рассказал в своем блоге для «БИЗНЕС Online».
Станислав Зарубин: «Я не боялся рисковать и мыслил так: я вложил денег столько, сколько стоит моя машина, и, если что-то пойдет не так, я смогу ее продать»
Служебные машины как у папы и сейф как у мамы
Желание стать руководителем зародилось у меня еще в детстве. Мой папа был руководителем отдела на Горьковской железной дороге, а мама — фармацевтом при больнице. Люди ответственные, и я с ранних лет наблюдал, как они управляют своими делами.
Помню, как папа брал меня с собой на работу. Его кабинет, большие кресла, секретари, которые приносили чай со вкусняшками, машины с водителями — все это казалось мне таким важным и значимым! Я сидел за его столом, чувствуя себя почти как он, и, наверное, именно тогда во мне зародилось желание однажды занять такое же место. Мама тоже брала меня с собой на работу. Я смотрел, как она открывает большой железный шкаф, где хранились лекарства, словно это что-то секретное! Вот вырасту, думал я, и тоже буду заниматься важными делами!
А в школе я мечтал стать экономистом, как папа. Поступил на экономический факультет, но учился, честно говоря, не очень хорошо. Мне всегда хотелось не теории, а практики. Начал работать промоутером, потом супервайзером, но понимал, что это не то, что я хочу. Мне нужна была серьезная работа, где я мог бы развиваться.
В ритуальное дело я попал случайно. Меня пригласили поработать на Арское кладбище. Несмотря на страх и внутреннее сопротивление, я согласился. Начал с низов, и в 25 лет быстро стал руководителем среднего звена. В 2018 году, когда в компании начались перемены и руководство сменилось, я осознал, что дальше развиваться там не смогу. Я понял, что хочу создать что-то свое. Так появилась моя компания — «Ритуал PRO». Но на тот момент вход в бизнес был не столь высок, как сейчас. Я не боялся рисковать и мыслил так: я вложил денег столько, сколько стоит моя машина, и, если что-то пойдет не так, я смогу ее продать.
«Быть руководителем — это не просто занимать кресло и отдавать приказы. Это постоянная работа над собой, умение вдохновлять других и брать на себя ответственность за их успехи и неудачи»
«Иногда надо опуститься на дно»
Бизнес рос, у меня появилось много подчиненных, проектов. Но как вести себя с сотрудниками, какого стиля управления придерживаться, я точно не знал. Опыта на руководящей должности у меня было мало. Если провести аналогию с моим детством, с книгами и фильмами того времени, особенно из 90-х, когда вокруг царила атмосфера, показанная в «Бандитском Петербурге» или в книге «Я вор в законе», которую я во втором классе читал тайком от родителей, у меня сложилось определенное представление о том, каким должен быть руководитель. Тогда казалось, что это непременно жесткий, авторитарный, бескомпромиссный человек. В то время, наверное, по-другому быть не могло, нужно было справляться с вызовами времени.
Отчасти, наверное поэтому первые 8–9 лет своего управленческого опыта я был таким жестким директором: «Что-то не нравится? Вас не держат!» Я принимал решения, не обсуждая их с командой. Захотел ввести новый приказ? С завтрашнего дня все должны были по нему работать, потому что я так решил. Возможно, на меня повлиял и стиль работы моего прежнего руководства в МУП «Ритуал». При этом, как говорят мои сотрудники, я оставался всегда справедливым и искренним.
Станислав Зарубин — основатель и генеральный директор компании «Ритуал PRO». Она основана в 2018 году в Казани, оказывает услуги и полное сопровождение на всех этапах похорон: производство ритуальных товаров и памятников с последующим монтажом, круглосуточная ритуальная служба, проведение поминальных обедов. На базе предприятия создана производственно-складская база ритуальных принадлежностей, что позволяет предоставлять ритуальные товары населению по доступным ценам, оперативно, круглосуточно и по всей территории Татарстана. Функционируют салоны ритуальных услуг.
Зарубин родился 21 февраля 1990 года в Казани. Окончил КНИТУ-КАИ (специальность «мировая экономика»); Государственную академию повышения квалификации («государственное и муниципальное управление», «организация похоронного дела»); Высшую школу бизнеса КФУ (специальность «эффективные продажи»). Награжден нагрудным знаком МЧС России «За заслуги» в 2011 году за ликвидацию ЧС.
Этапы карьеры:
2009–2015 — агент, специалист по сбыту МУП «Ритуал».
2015–2018 — первый заместитель генерального директора МУП «Ритуал».
С 2018 года — основатель и генеральный директор компании «Ритуал PRO».
Путь к успеху был далек от идеального. По мере роста компании я сильно поменялся: новый круг общения, я начал позволять себе слишком многое, приходил на работу с похмелья, набрал лишний вес, позволял себе грубость на совещаниях… Я думал, что все под контролем, но это был самообман.
Тревожным звоночком стало то, что я начал замечать, как страдает команда. Люди, которые приходили в компанию, стали подсвечивать мои слабости. Я понял, что мое поведение отражается на всем бизнесе. Это было болезненно, но именно это стало моментом истины. Я осознал, что, если хочу, чтобы компания развивалась, мне нужно меняться самому. Видимо, чтобы это понять, иногда нужно опуститься на дно…
Возможно, появление супруги в моей жизни в тот момент также стало толчком к изменениям. Я понял, что хочу вернуться к тому, что когда-то чувствовал, к своим прежним ценностям и устремлениям. И я начал работать над собой как друг, семьянин, сын и бизнес-лидер.
«Постепенно у меня сформировался образ жизни, основанный на простых, но важных вещах»
Как образ жизни руководителя влияет на успех компании?
Первым делом я бросил вредные привычки, вернулся к спорту, стал больше читать. Постепенно у меня сформировался образ жизни, основанный на простых, но важных вещах. Я разработал систему «счастливой семерки», и она приносит результаты:
- 7 часов в неделю на спорт;
- 7 часов в неделю на образование;
- 7 часов в день на сон;
- 7 часов в неделю на анализ;
- 7 часов в неделю на эксперименты.
Я убежден, что порядок на работе, дома и в мыслях взаимосвязан. Только тогда ты становишься эффективным в личных и рабочих вопросах. Инвестиции — это не только про деньги, когда ты воспринимаешь свою жизнь как проект. Речь идет о сознании, мышлении, образовании, окружении, эмоциях. Эффективность руководителя — это многогранный проект.
У меня появились утренние ритуалы: я просыпаюсь в 5:50. Это мое время, когда все еще спят, телефон молчит, город только просыпается. Я могу спокойно почитать, поработать с документами или просто подумать о будущих решениях.
Я ценю тишину. Она помогает мне сосредоточиться, особенно когда нужно принимать важные стратегические решения. Приезжаю на работу к 7:00, провожу совещания, собираю обратную связь. В течение дня оставляю время для непредвиденных задач, но, если оно остается свободным, использую его с пользой: общаюсь с сотрудниками, читаю книги. В моей библиотеке преобладает бизнес-литература. Среди авторов, которые оставили след в моем подходе к управлению, — Максим Батырев с его «45 татуировками продавана» и «45 татуировками менеджера». Эти книги дают много практических советов, которые легко применить в реальной жизни. Ориентирами для меня стали также такие классики, как Питер Друкер, Ицхак Адизес и Стивен Кови с его «7 навыков высокоэффективных людей», легли в основу моего стиля управления.



Заражать команду личным примером
Сегодня руководитель должен не только вести за собой, но и вдохновлять, заряжать своей энергией, своим образом жизни. Я, например, стараюсь делиться своими увлечениями в социальных сетях — выкладываю, как занимаюсь боксом, куда-то езжу. И знаете, сотрудники следят за этим: задают вопросы, интересуются моей жизнью.
Недавно у меня был интересный разговор с одной из сотрудниц, Екатериной. Она подошла ко мне и сказала: «Помните, вы несколько лет назад рекомендовали книгу Эрика Бёрна „Люди, которые играют в игры“? Я наконец ее купила и читаю. Это так интересно!» Мне было приятно, что моя рекомендация оставила след и спустя годы вдохновила ее.
Еще у нас есть Алексей — универсальный сотрудник, настоящий «солдат». Он часто подходит ко мне с вопросами, особенно после моих постов в «Телеграме». Спрашивает о тренировках, о том, куда можно сходить отдохнуть в выходные. Это, конечно, приятно, но одновременно накладывает ответственность. Ты понимаешь, что твои слова и действия влияют на других, и это доверие нужно оправдывать. Даже в таких, казалось бы, мелочах, как советы по книгам или тренировкам, важно оставаться честным и искренним.
Баланс между работой и семьей
Конечно, семья — это отдельная история. Быть эффективным руководителем — это одно, а быть хорошим мужем и отцом — совсем другое. Раньше я был полностью погружен в работу. Мы с женой только начинали встречаться, и из двух часов прогулки я час проводил в телефоне. Со временем я понял, что хочу быть не только успешным предпринимателем, но и хорошим мужем и отцом.
Сейчас у нас растет сын, ему всего шесть месяцев. Это невероятный опыт — наблюдать, как он развивается, как начинает понимать мир вокруг. Я стараюсь быть вовлеченным отцом, проживать эти моменты вместе с ним. Конечно, полностью отключиться от работы не получается, но я учусь быть в моменте, когда нахожусь дома.
«Я, например, стараюсь делиться своими увлечениями в социальных сетях — выкладываю, как занимаюсь боксом, куда-то езжу»
Что я понял?
Быть руководителем — это не просто занимать кресло и отдавать приказы. Это постоянная работа над собой, умение вдохновлять других и брать на себя ответственность за их успехи и неудачи. Я понимаю, что успех бизнеса зависит не только от стратегии, но и от того, какой я лидер. Я научился слушать свою команду, делегировать, работать над собой.
- Ошибки — это часть пути. Я допускал их, но главное — вовремя осознать и исправить.
- Саморазвитие — ключ к успеху. Книги, тренинги, работа над собой — без этого невозможно стать хорошим руководителем.
- Команда — это зеркало компании. Если что-то идет не так, нужно начинать с себя.
- Жесткий стиль управления может быть эффективен только на короткой дистанции, люди не смогут долго работать под давлением.
Я не встречал людей, которые стали успешными за один день. Успех — это результат долгого и упорного труда. Для меня эффективный руководитель — это профессионал своего дела, обладающий знаниями, навыками и сильной командой. Посмотрите на пример таких крупных компаний, как Zappos (американский интернет-магазин, продающий обувь и одежду) или отечественную сеть заправок Irbis. Успех в одиночку невозможен. А лидерство для меня — это не только управление компанией, но и умение вдохновлять, брать на себя ответственность и находить баланс между разными сферами жизни. Это постоянный рост, поиск и осознание того, что твои действия влияют не только на бизнес, но и на людей вокруг.
Станислав Зарубин — основатель и генеральный директор компании «Ритуал PRO». Опыт работы в ритуальной сфере — более 15 лет.
Сайт: kzn-ritual.ru
Получить консультацию или задать вопрос можно:
- по тел.: 8 (843) 216-00-14 (круглосуточно);
- через форму обратной связи на сайте «Ритуал PRO».
Читайте также:
- «Татарин, а в церковь ходил. Как хоронить?»: Станислав Зарубин о погребальных обрядах и суевериях»
- «У меня случился нервный срыв со слезами и истерикой»: Станислав Зарубин о том, как помочь пережить горе
- «Помогите похоронить папу!»: как работает черный рынок ритуальных услуг?
- «Когда над шеей висит топор, сотрудники боятся всего!»: как бизнесу внедрить культуру ошибок?
- «Ищите ниши, где еще нет конкурентов. Тогда вам не придется выживать в красных водах!»
- «Часто спрашивают, брать ли детей на похороны»: Станислав Зарубин о ритуальном этикете













Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.