Вознесенский тракт снова заработает в платном режиме. Тарифы остаются прежними. Стоимость проезда для легковых автомобилей I категории — 90 рублей, в часы пик — 150 рублей. Для машин II категории проезд — 150 рублей, для III категории — 250 рублей, для IV категории — 350 рублей
Фото: © Сергей Ермохин, РИА «Новости»

«Возобновление взимания платы»

Вознесенский тракт открылся в декабре 2024 года, и до завершения новогодних каникул его «обкатывали» в бесплатном, тестовом формате. В ночь с 11 на 12 января трасса поехала с взиманием платы за проезд, но уже 17 февраля он неожиданно снова стал бесплатным. На официальном сайте появилось краткое сообщение: «Взимание платы за проезд по платному участку Вознесенского тракта не осуществляется. Проезд бесплатный». Чуть позже плашку обновили, и в качестве причины отмены платы был указан «приказ концессионера». Таковым является зарегистрированное в Набережных Челнах ООО «Оптима-Технологии».

В конце месяца автомобилистам и вовсе стали возвращать ранее уплаченные за проезд средства. В справочной дороги причину такой щедрости не раскрывали, миндортранс РТ предложил задать вопросы концессионеру, но и тот хранил молчание. Появилось предположение, что дело в технических проблемах. Однако с 12 января по 17 февраля номера машин исправно фиксировались, суммы выставлялись, платежи приходили, раз уж их пришлось потом возвращать. Значит, все дело в оформлении документации: где-то что-то неправильно оформили, предположил один из собеседников «БИЗНЕС Online».

Все деньги вернем, а почему – не скажем: как «расщедрился» хозяин Вознесенского тракта

Действительно, через два дня после того, как трасса стала «бесплатной», 19 февраля, появилось постановление о том, что оплата за проезд будет взиматься до 15 декабря 2048 года. А сейчас антикоррупционную экспертизу проходит проект постановления, уточняющий название дороги, ранее в официальных документах она именовалась «Вознесенский тракт. Строительство участка от проспекта Победы до автомобильной дороги М7 „Волга“». В случае его принятия второе предложение уберут и будет просто «Вознесенский тракт».

С 17 февраля концессионер провел анализ пропускной способности дороги «для оптимизации транспортных потоков». Что конкретно под этим подразумевается, не уточняется Фото: «БИЗНЕС Online»

Концессионер подсчитал выгоду

«Возобновление взимания платы за проезд начнется 9 марта с 23:50. Будем рады видеть вас на нашей дороге!» — говорится теперь на сайте. Тарифы остаются прежними. Напомним, стоимость проезда по тракту для легковых автомобилей I категории составляет 90 рублей, в часы пик (06:30–09:00 и 17:00–19:30) ценник выше — 150 рублей. Для машин II категории проезд — 150 рублей, для III категории — 250 рублей, для IV категории — 350 рублей.

С 17 февраля, как отметил источник «БИЗНЕС Online», концессионер провел анализ пропускной способности дороги «для оптимизации транспортных потоков». Что конкретно под этим подразумевается, не уточняется. Также на официальном сайте стала доступна оплата с помощью системы быстрых платежей (СБП), чтобы не вводить каждый раз реквизиты карты для оплаты.

Лоббировать стройку Вознесенского тракта стали летом 2020 года, а поделенное на два этапа строительство начали в 2021-м. Общая стоимость первого этапа составила 13,4 млрд рублей. Часть денег — бюджетный кредит, взятый республикой под 3% годовых со сроком до 15 лет. Отрезок длиной 3,8 км от улицы Гвардейской до проспекта Победы открыли в октябре 2023-го.

О том, что оставшиеся 8 км вылетной магистрали будут платными, в феврале 2024 года объявил раис Татарстана Рустам Минниханов. Отрезок построили за 26 млрд рублей, из которых 80% оплатили бюджеты РТ и РФ. Еще 20%, или 5,4 млрд рублей, — частные инвесторы. Официальное открытие платного участка состоялось в минувшем декабре. Максимальная скорость движения по дороге — 90 км/ч.

Стоимость проезда для легковых автомобилей I категории составила 90 рублей, в часы пик (06:30–09:00 и 17:00–19:30) ценник выше — 150 рублей, хотя сначала планировалось 176 рублей. Для машин II категории проезд — 150 рублей, для III категории — 250 рублей, для IV категории — 350 рублей. В часы пик стоимость выше только для легковушек, для остальных машин она фиксированная. Срок окупаемости платного отрезка Вознесенского тракта с утвержденными на 2025 год тарифами составит от 14 до 20 лет, рассказывали в компании «Оптима-Технологии». Финансовую модель рассчитывали с прогнозным трафиком в 13,5 тыс. автомобилей в сутки с ежегодным ростом до 3% в год.

Из озвученных ранее данных известно, что 27 декабря по Вознесенскому тракту проехали 44 тыс. автомобилей в обоих направлениях, 28 декабря — 27 тыс. машин, за 29 и 30 декабря — по 24 тыс. транспортных средств. В новогодние каникулы, с 31 декабря по 9 января, когда дорога была бесплатной, по ней проехали 191,9 тыс. автомобилей, а уже после введения платы трафик пошел на спад.

За первые пять «платных» дней, с 12 по 16 января, по тракту проехали 34,6 тыс. автомобилей (т. е. в среднем 7 тыс. проездов в день). Для сравнения: транспортный поток на Мамадышском тракте за данный период времени составил 261,6 тыс. проездов. В часы пик за эти же дни по Вознесенскому тракту проехали 14,3 тыс. авто (в среднем 2,8 тыс.), а по Мамадышскому — 86,6 тысячи.

Кроме того, в фирме «Оптима-Технологии», похоже, озаботились маркетингом и агитируют в пользу трассы экономией.

Для эксперимента взяли автомобиль LADA Granta с базовой нормой расхода топлива 8,5 л на 100 километров. Согласно подсчетам концессионера, расход топлива в пробке в зимнее время может доходить до 21,68 л на 100 километров. Таким образом, пробка обходится в 88,5–102 рубля. А вот проезд по платной дороге снижает расход топлива на 15% за счет проезда без остановок. «Стоимость проезда по Вознесенскому тракту составляет 90 рублей, что равняется затратам на при простое в пробке, при этом значительно сокращая время пути», — отмечают в компании.

Кроме того, проезд по Вознесенскому тракту в часы пик «экономит от 25 минут при въезде и выезде из города». Т. е. для тех, кто проживает за городом и выезжает на работу пять дней в неделю, в месяц это 18 полных часов. «Средняя заработная плата по городу Казани составляет 79 917 рублей. Исходя из 8-часового рабочего дня на пятидневном графике каждый час работы равен 455 рублям. Итого жители в 25-минутной пробке теряют около 216 часов в год — это равно 9 дням, или в денежном выражении 98 тысячам рублей», — приводит подсчеты «Оптима-Технологии».

Платная дорога Алексеевское – Альметьевск продолжает работать бесплатно. Точной даты запуска платного режима пока нет Фото: «БИЗНЕС Online»

Платный запуск дороги Алексеевское – Альметьевск упирается в постановление кабмина РТ

Еще одна запущенная в прошлом году платная дорога Алексеевское – Альметьевск пока остается бесплатной. Платного режима здесь не было с момента официального открытия в декабре 2024 года. Концессионер, АО «Автострада», ссылался на то, что проходит тестовая эксплуатация, проверяется оборудование по взиманию платы, и обещал запустить дорогу в полноценном формате в конце февраля, но этого не случилось.

На прошлой неделе в министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ говорили «БИЗНЕС Online», что, по информации от концессионера, тестовая эксплуатация продолжается. Хотя, казалось бы, неужели на тестирование нужно два месяца? По данным нашего издания, на самом деле трасса до Альметьевска технически уже готова поехать в платном формате, но все упирается в постановление кабинета министров республики.

Как рассказал собеседник газеты, концессионер сможет начать взимать плату за проезд через 10 дней после того, как правительство Татарстана опубликует постановление о платной эксплуатации дороги в течение 96 лет. Почему такой срок? «Автострада» в 2021 году получила в концессию тогда еще строящуюся дорогу сроком на 99 лет. Таким образом, 3 года — инвестиционная стадия создания, а 96 лет — стадия эксплуатации. По Вознесенскому тракту такое постановление — о платной эксплуатации до 2048 года — недавно вышло, а вот по дороге Алексеевское – Альметьевск пока нет.

«Все, как говорится, – дитя выросло»: Татарстан открыл две платные дороги и стоянку самолетов

«Публичной стороной (кабинет министров РТприм. ред.) не принято решение об эксплуатации на платной основе. Ждем постановление кабинета министров и включаем платный режим. Это вопрос времени. С технической точки зрения все готово: проведена тестовая эксплуатация, выстроены инструменты взимания платы за проезд. Ближе к дате введения платности заработает сайт, в максимальной стадии готовности мобильное приложение», — рассказал в беседе с «БИЗНЕС Online» генеральный директор АО «Автострада» Александр Комлев.

По словам собеседника, возможно, будет немного отложен запуск транспондеров — электронных устройств для оплаты проезда по платным дорогам. Потребуется соглашение между фирмой «Автострада» и госкомпанией «Автодор». «Но не исключаю, что к пуску дороги на платной основе мы это проработаем и транспондеры будут функционировать. Все ранее озвученные тарифы останутся прежними», — отметил Комлев.

Содержанием дороги продолжает заниматься «Автострада», обслуживающей организацией выступает СМП «Нефтегаз» Фоата Комарова. Сейчас по дороге ежедневно проезжают 3,8–4 тыс. машин в сутки, уточнили в «Автостраде». Пик транспортного потока приходится на пятницу и воскресенье, достигая 4,5 тыс. поездок. Максимальный поток — 6 тыс. машин в сутки — был зафиксирован в начале января.

«По нашей предварительной оценке, с запуском в платном формате поток снизится до 2 тысяч автомобилей в сутки. Возможно, останемся в этом пороге, — порассуждал Комлев. — В части финансово-экономического моделирования 2 тысячи автомобилей ежесуточно — это приемлемый показатель для нас в стартовый год».

Напомним, для легковых автомобилей I категории стоимость проезда составит 4,50 рубля за 1 км, для II категории (легковые авто высотой от 2 до 2,6 м) — 6,75 рубля, для III категории (грузовики и автобусы с двумя осями, высотой 2,6 м и более) — 9 рублей, для IV категории (грузовики и автобусы с тремя осями, высотой 2,6 м и более) — 18 рублей. Таким образом, для обычного легкового автомобиля стоимость проезда — 653 рубля. Если учесть, что в сутки проезжают 2 тыс. машин, в сутки концессионер может получать минимум 1,3 млн рублей. За два месяца платного проезда он мог бы получить минимум 78,3 млн рублей.

Сегодня утром АО «Автострада» сообщило, что ситуация не изменилась — трасса продолжает работать бесплатно. Точной даты запуска платного режима пока нет.